Конспект урока на тему «Развитие эстетических чувств посредством музыкального воспитания»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЛЕНИНСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 «Улыбка»

$

Со$общение

на педагогическом совете

«Художественно – эстетическое воспитание дошкольников в ДОУ»

на тему:

«Развитие эстетических чувств

посредством музыкального воспитания»

$

Составила: музыкальный руководитель

Мирусманова А.Т.

Согласовано: старший воспитатель

Ванявкина О.Н.

$

г.Видное 2014

Развитие эстетических чувств посредством музыкального воспитания. Игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальная деятельность детей включает в себя не только восприятие музыки, пение, танце$вально-ритмические движения, но и посильное детям исполнительство на музыкальных инструментах. И сегодня мы поговорим именно об игре на музыкальных инструментах. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить музыкальную способность – умение представить и воспроизвести$ высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание – и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Способствует слухо – высотному развитию, развитию ритмики, развитию моторики.

$Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высот$е.

Во второй младшей группе дети уже могут играть на бубне, деревянных ложках, погремушке, музыкальных молоточках, колокольчике.

Если говорить о детях младшего дошкольного возраста, то роль воспитателя в музыкальной работе с ними исключительно велика, он является участником всех видов детской деятельности: поет и танцует с ребятами, загадывает музыкальные загадки, играет на бубне, дудочке, на погремушках.

Первоначальные музыкальные самостоятельные проявления у малышей еще неустойчивы. Поэтому воспитатель поддерживает возникший у них интерес к музыкальной игрушке и некоторым инструментам, показывает, как ими пользоваться. Вместе с музыкальным руководителем обы$грывает на занятиях музыкально-дидактические игры. Например, при знакомстве детей с музыкально-дидактической игрой «Птичка и птенчики» Е. Тиличеевой воспитатель играет на металлофоне, а музыкальный руководитель исполняет аккомпанемент.

Вместе с детьми он выполняет ритмические упражнения на погремушках, к$олокольчиках, бубнах под сопровождение музыкального руководителя. Затем в различных игровых ситуациях использует эти музыкальные игрушки с детьми в группе. Воспитатель учит малышей реагировать на тихое и громкое звучание, слышать и различать детские музыкальные инструменты (барабан, бубен, погремушку).

В средней группе музыкальный руководитель знакомит детей с музыкальными инструментами — металлофоном, треугольником и др. При этом обязательно исполн$яет мелодию с ребенком. Воспитатель помогает ребенку освоить навыки игры на инструменте, передать ритмический рисунок мелодии. Если тот затрудняется, проигрывает мелодию на своем инструменте (однотипном с инструментом ребенка).

С детьми старшего дошкольного возраста можно уже организовать полноценный самостоятельный оркестр (барабаны, дудочки, ксилофон, треугольник, русские народные инструменты). Детей можно поделить на подгруппы, в которых они будут играть свои партии на определенных музыкал$ьных инструментах.

В данный момент с детьми второй младшей и средней группы у нас ансамбль ложкарей, а с детьми старшего дошкольного возраста – оркестр, состоящий из ложек, муз. игрушек «Птичек», барабанов, ксилофона и флейты.

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руково$дителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает склонности каждого ребенка.

$

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя помогает заполнить жизнь детей песнями, играми, игрой на детских музыкальных инструментах.

Последнему виду музыкальной деятельности в детском саду можно уделять больше внимания. Постоянно увеличивая ассортимент озвученных игрушек и детских музыкальных инструментов, с учетом возрастных особенностей детей оснащать музыкальные уголки в группах.

Примеры самодельных шумовых инструментов, муз.игр с ними: «побежали-поиграли», «узнаем звучание», «найди себе пару».

$

Также педагог может подойти к музыкальному руководителю и взять любой музыкальный инструмент на время проведения занятий.

Примеры музыкально-дидактических игр:

Вторая младшая группа: В музыкально-дидактической игре «Медвежата» вос$питатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком — будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

«Какая птичка поет?». На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. Музыкальный руководитель показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне до первой октавы) и как маленькая (до второй октавы). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет до первой и $до второй октавы, предлагая детям угадать, какая птичка поет.

$ Эту игру можно повторить в средней группе, но к игре на металлофоне привлекаем детей. При этом учим не только определять расположение низких и высоких звуков на металлофоне, но и извлекать их на инструменте.

Музыкально-дидактическая игра для старшего дошкольного возраста «Наше путешествие».

Игровой материал. Металлофон, бубен, треугольник, ложки, барабан. Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о$ своем путешествии и изобразить его на каком-нибудь музыкальном инструменте.

«Послушайте сначала, что придумала я,— говорит воспитатель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металло$фоне мелодию сверху вниз). Увидела подружку, которая прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, она побежала домой за скакалкой, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне мелодию вверх через один звук). Вы можете продолжить мой рассказ или придумать свой».

Участие воспитателя в процессе обучения детей игре на музыкальных инструментах, его умение исполнять знакомые детские песни, попевки, программные произведения дают возможность педагогу обыгрывать музыкально-дидактические игры. В начале мы разучиваем их на занятии, а воспитатель продолжает играть с детьми в группе. В этих играх он может исполнить как главную, так и - второстепенную роль.

$  Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застен$чивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют), музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм). Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир.

Это прекрасное средство не только ин$дивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

$

$

Список используемой литературы:

1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования, под редакцией Н.Е.Веракс$ы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. Мозаика – синтез, 2012, 336 с.

2. Ветлугина Н.А., музыкально$е воспитание в детском саду, Просвещение, 198, 240 с.

3. Михайлова М.А., Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов, Академия развития, 1997, 240 с.

$

$

$

Post Comment