Конспект урока по теме: «Б.Емельянов «Зеленая букашина»»

Гаврикова Людмил$а Васильевна

Учитель начальных классов

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ухты

$

Конспект урока по теме: «Б.Емельянов «Зеленая букашина»»

$Тип урока: введение новой темы

Задачи:

1)Познакомить обучающихся с творчеством Б.Емельнова, с произведением «Зеленая букашина»; проанализировать текст с позиции темы и идеи; обратить внимание на языковые средства, используе$мые автором; развитие умения составлять краткий пересказ, развитие навыка чтения.

2)Развитие УУД (коммуникативные, личностные, регулятивные и т.д.)

I.Организационный момент:

1.Мотивировка детей на урок.

-Каким бы вы хотели увидеть этот урок?

-Что мы должны для этого сделать?

2.Постановка проблемы.

$-Посмотрите на слайд:

«Наблюдайте природу и следуйте дорогой, которую она вам указывает» (слайд № 1)

-Как вы понимаете эти слова?

-Кто мог сказать эти слова?

-Какой человек? Какой профессии?

-Сег$одня мы познакомимся еще с одним писателем, с его творчеством. В конце урока вы скажите, мог ли он сказать такие слова?

II.Изучение нового материала:

1.Знакомство с писателем.

-Сегодня мы познакомимся с писателем Б.Емельяновым, с его творчеством. Портрет Б.Емельянова (слайд №2)

-Может кто-то читал произведения этого писателя?

-Вот, что говорит о нем его лучший друг писатель Анатолий Алексин. (сообщение учителя)

2.Работа с произведением.

2.1.Анализ текста. Наблюдение за языковыми средствами. Определение темы и идеи.

$ -Обратимся к рассказу Б.Емельянова «Зеленая букашина» (работа с учебником)

-Как вы думаете, о чем этот рассказ? Кто такая «зеленая букашина», и что с ней могло произойти?

Чтение рассказа обучающимися.

-Подтвердились ли наши предположения?

-Докажите, что это рассказ.

-Назовите тему рассказа.

$-Что за насекомое букашина? Почему автор конкретно не назвал насекомое?

-В чем заключается главная мысль рассказа?

-Я написала нескол$ько фраз из рассказа (слайд №4):

-Есть ли на земле правда?

-Влезла бы ты, букашина, в мою шкуру.

-Мыслимо ли дважды одну работу делать?

-Есть ли среди них фраза, которая раскрывает собой главную мысль?

-Трудно пока сказать.

-Чтобы понять главную мысль, давайте глубже разберем текст.

-О ком этот рассказ?

-Понравился ли вам мальчик Вася – главный герой?

-Почему мальчик не захотел переписывать дом. задание?

$-С вами такое бывало?

-А вы бы как поступили? Как поступали?

-О чем он думал, сидя под старой липой?

-Почему Вася стал делать препятствия на пути у букашины?

$-Как менялось настроение Василия?

(подтверждайте свои ответы словами из текста)

-Когда у Васи появилось желание переписать дом. работу? Кто повли$ял на его решение?

-Вы видели, как животные преодолевают препятствия?

-Может вы сейчас назовете главную мысль рассказа?

-Вы правы. Да, действительно, мы люди, должны брать пример у природы : животных , насекомых. Неслучайно существует множество выражений (фразеологизмов) о качествах характера животных.

-Приведите примеры, работая в паре. (слайд №5)

-Подведем резюме. (Видя их смелость, упорство, настойчивость, трудолюбие $,умение преодолевать препятствия, преграды, стыдно нам не следовать их примеру)

-Вернемся к выражениям, которые вам были предложены (слайд №4)

-Сделайте самостоятельно вывод. (Ни один из вариантов не подходил к определению идеи)

-Что еще помогло нам точно определить идею рассказа. (Яркое , умелое слово автора. Благодаря точным , метким фразам и выражениям он сумел передать, что природа есть источник всего разумного, что именно она порой становится нашим учителем и наставником.)

-Давайте вернемся к нашему первому выражению. Мог ли эти слова произнести Б. Емельянов? Да, не даром о нем говорят, что этот человек пи$сал о людях, добрые качества которых проявляются в общении с природой. Природа многому нас может научить ,нужно только научиться видеть это.

-Чему соответствует заглавие текста: теме или главной мысли?

Физ.пауза (комплекс упражнений по укреплению зрению и восстановлению мышечного тонуса)

2.2.Соствавление краткого пересказа.

$-Как еще мы можем поработать с текстом?

Одним из вариантов предложенных учащимися, было составление краткого пересказа текста.

-Умение составлять краткий пересказ является важным для вас? Где могут пригодиться эти умения?

-Будем этому учиться.

-В чем сложность сжатия текста? (Не умеем выделить главное)

-Вспомните приемы сжатия текста, работая в паре.

$(Удаление описаний, диалогов, деталей, пояснений. Сокращение предложений.)

- О чем вы не должны забывать, составляя краткий пересказ? (О теме и идее текста)

-Как вы предлагаете поработать?

(дети предложили поработать в группах)

-Кто может оценить вашу работу?

(дети предложили выбрать экспертов)

-Чтобы эксперты смогли объективно оценить ваши пересказы ,что необходимо сделать? (Нужно определить критерии оцен$ки)

-Что вы предлагаете учитывать?1.Соответствие признакам краткого пересказа(отсутствие деталей, диалогов ,описаний);2.Передача главной мысли рассказа;3.Умение работать $в группах;4.Умение выступать перед публикой)

-Свои выводы эксперты будут фиксировать в специальных картах (слайд № 6)

(Дети работают в группах, по окончанию работы эксперты оценивают выступления)

III. Итог урока. Рефлексия.

-Ваши ожидания от урока подтвердились?

-Удалось ли нам решить поставленные задачи?

-Что не удалось? Что вызвало затруднение?

-Что важного каждый из вас возьмет с этого урока?

IV. Домашнее задание. (дифференцированно)

$

1) Подобрать пословицы, афоризмы отражающие главную мысль произведения.

2) Написать минисочинение на тему «Преодолеть трудности значит преодолеть себя»

Post Comment