Конспект урока "Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства"

Конспект урока "Посиделки у самовара. Традиции русского гостеприимства"

Цель: Вызвать у детей интерес $к истории и национальным традициям России.

Задачи:

  • Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

  • Воспитание культурно-гигиенических навыков.

  • Закрепление у учащихся потребности в двигательной активности;

  • Формирование и развитие у детей физических качеств (ловкость, быстрота реакции, координация движений).

  • Формировать у детей культурное поведение в обществе, умение действовать в команде; приобщать к общечеловеческим ценностям;

  • В театрализованной деятельности развивать художественные наклонности детей, воспитывать артистические качества.

  • Развитие кругозора детей. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

  • Развитие всех компонентов устной речи детей. Развитие художественного восприят$ия и эстетического вкуса.

  • Воспитание устойчивого интереса к народному музыкальному творчеству, к народной пес$енной культуре и народной хореографии.

Оформление. Пословицы о гостеприимстве, самовар, вышитые скатерти, подносы с угощениями.

Предварительная работа: Разучивание с детьми русского народного танца «Коробейники», русской народной песни «Во поле берёза стояла», песни – игры «Бояре, а мы к вам пришли» и частушек. Подготовка сценки

Оборудование: самовар, скатерти, баранки для награждения

Ход и содержание.

Учитель заходит вместе с детьми. Дети здороваются с гостями и садятся за круглый стол.

Учитель:

Я приглашаю вас на посиделки. Ведь раньше в каждой деревне по вечерам устраивались посиделки. Люди доделывали все свои дела и собирались в одной избе для того чтобы попеть песни, частушки, поиграть и потанцевать. На стол$ы они накрывали красивые скатерти, ставили угощения: баранки, бублики, калачики, пироги и во главе стола обязательно стоял самовар. Они пили чай из блюдца мелкими глотками, чтобы не обжечься. И такое совместное чаепитие уже стало традицией русского гостеприимства. И мы с вами устроим такие посиделки. Будем петь, участвовать в конкурсах, которые будут оцениваться в конце наших посиделок. И вы обязательно должны стараться.

Валюк Настя Тара - бары растабары

Выпьем чай из самовара

$ С сухарями, с сушками,

Со сладкими ватрушками,

С бубликами вкусными,

С пирогами русскими!

Софья Дубиничева Чай с вареньем и с лимоном,

$С кренделями и с поклоном.

Завари, и крепкий чай

Добрым молодцам подай!

Учитель:

А кто нам скажет, что такое чай? (Ответы детей).

(Рома Искандеров ) Чай – это прекрасный полезный напиток, пришедший к нам из $далеких времен. Чай хорошо утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение.

Учитель: Хорошо, а какая страна является родиной чая? (Ответы детей)

$ Учитель: Правильно, Китай. Если верить легенде, это было за много веков до нашей эры. Согласно этой легенде, у китайцев была привычка кипятить воду перед употреблением. 

Однажды китайский император, прогуливаясь по своим бескрайним владениям, долго плутал среди горных вершин. Истомившись от жажды, он присел отдохнуть возле небольшого деревца, листья которого источали чудесный аромат. Внезапно подул сильный ветер, и с ветви деревца сорвался молодой листочек, который плавно опустился прямо в чашу с кипятком. Попробовав получившийся настой, император, был восхищён его нежно-зелёным цветом, удивительным вкусом и необычайно приятным ароматом. Сделав всего несколько глотков, он тут же ощутил прилив сил. Это было первое в мире чаепитие.

Напиток так восхитил императора, что он издал указ об употреблении нового напитка по всей стране. Он так отзывался о чае: «Если ты чувствуешь себя подавленным, чай дает бодрость и силу!». 

Учитель: А кто мне скажет, как чай попал в Россию?

$(Аппакова Яна) Впервые в Россию чай привез русский посол Василий Старков, который решил порадовать царя до этих пор не виданным продуктом.

Учитель: Да, действительно. Это историческое для России событие произошло в 1638 году. Мы сейчас с вами перенесемся в далекий 1638 год, когда еще были цари. Я приглашаю вас в маленькое путешествие. Вот как это было.

Инсценировка. Иванайская Юля – ведущая

Гильмашов Кирилл – царь

Масягин Максим и Уханов Олег – послы

Карпухин Руслан - слуга

$ В зал заходит царь Михаил Федорович Романов с послом. Царь садится на трон, посол становится рядом.

Царь. Вы послы мои, идите,

К Алтын -$ хану попадите,

Одарите соболями.

Чёрно – бурыми лисами

Да каменьев драгоценных

Захватите непременно.

Ведущий. Посыл с приказом согласились

И с поклоном удалились.

Царь же стал, как всем понятно,

Ожидать посла обратно.

Дни и месяцы прошли…

$ Возвращаются послы.

Царь и кормит и поит,

И ответ держать велит.

Царь. Чем ответил Алтын – хан?

Что же мне прислал он в дар?

$Послы.

Уханов Олег В чужих странах мы бывали,

Много дива повидали,

Посетили Алтын – хана.

Вроде всё в нём без изъяна.

Масягин Мак$сим Но с чудинкой он, однако…

Вот смотри подарок, на-ка!

(На подносе, горка чая с надписью «Чай».)

Ведущий. Как увидел$ царь-отец

Что принёс ему гонец,

В гневе начал он кричать

И послов хотел прогнать.

Царь берет поднос с чаем у посла и идет к зрителям.

Царь. Посмотрите вы, бояре!

Ведь смеётся хан над нами!

$Что же это? Не пойму?

Горка листьев…. Почему?

Ведущий. Но, смягчившись на сей раз,

Слугам дал такой наказ:

Чудо - листья заварить.

Да боярам подносить.

Царь. Чтоб не страшно было вам,

Перву чашу вып$ью сам.

Царь подходит к столу и берет чашку с чаем и начинает пить.

Ведущий. Глотнул раз … Потом второй …

$ Вкус понравился

Царь. Крутой.

Ведущий. Царь-то наш дивится чуду.

Царь. Если только жив я буду,

Буду устали не знать,

Каждый день чаи гонять. $

Учитель : Благодарю вас ребята за это маленькое путешествие в прошлое. Теперь мы будем знать, с каких пор в России полюбили чай.

Чай в России в прошлые века пили лишь в особых случаях. Поэтому возникло выражение “Чайком побаловаться”. Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. В середине XIX века была такая шуточная песня:

(Видеоклип «Раз прислал мне барин чаю…)

Учитель: А как же нужно заваривать чай?

1 Заваривать чай следует свежи вскипяченной водой, однако кипяток не должен бурно кипеть – такая вода способна убить аромат самого лучшего чая. Воду следует снима$ть с огня в тот момент, когда со дна начнут подниматься пузырьки и она побелеет, т. е. закипит “белым ключом”.

2 Водопроводную воду желательно отстаивать несколько часов.

3 Если заваривать чай вторично кипяченной водой, он будет невкусен.

4 Чайник для заварки, желательно фарфоровый, споласкивают кипятком, всыпав чай, заливают кипятком на 2-3, закрывают крышкой.

5 Черный чай настаивают 3-5 минут. Зеленый 5-8 минут затем чайник доливают кипятком.

6 Если при заварки выделяется пена, значит чай заварен правильно.

7 Снимать пену не следует – такой чай самый ароматный.

8 Самый лучший чай после первого настоя.

Молодцы, ре$бята! Умеете чай заваривать! ( Или : Теперь вы знаете, как правильно заваривать чай)

Кабанова Ангелина . И внакладку, и вприкуску,

Пейте чай, друзья, по-русски!

$Напился чаю от души,

Веселись тогда, пляши!

Балабаненко Настя Очень важно в деле всяком,

В трудном поиске, в пути

Смеху, шутке и улыбке

Место верное найти!

Вдвое большие успехи

Нам союз с весельем даст:

$ Делу – время, это ясно,

А потехе нужен час!

Учитель: Любили на Руси не только чай попить, но и повеселиться, плясать от души.

А сейчас для гостей танец «Камаринская ».

Учитель: А сейчас мы немного поиграем. Ребята я вам буду сейчас загадывать загадки, и вы должны их отгадать. Призами для вас будут баранки, ведь издавна на Руси традиционно к чаю подавали баранки.

Конкурс “Загадок”:

  • Крепкий, терпкий, ароматный

Есть и вкладыш там занятный. (чай)

  • В брюхе – баня,

$В носу – решето,

На голове - пупок.

Всего одна рука

И та на спине. (Чайник)

  • Я бел как снег,

В чести у всех.

В рот попал –

$Там и пропал. (Сахар).

  • Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Шипит и кипит,

$Всем чай пить велит. (Самовар).

  • Цветом желт и ароматен,

В чай кладут и чай приятен,

Только очень кислый он,

А зовут его… (Лимон) $

  • Маленькое сдобное,

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик)

Учитель: Молодцы, ребята.

Дабихуллин Марат На столе у нас пирог,

Пышки, да ватрушки,

Так споем же под чаек

Чайные частушки.

Лиля Акчулпанова и Зарина Валеева исполняют частушки

$Самовар поёт, гудит,

Только с виду он сердит.

К по$толку пускает пар

Наш красавец самовар.

Самоварчик разогреем,

Чаю с травкой заварим.

Кто недугом заболеет

Приходите, напоим!

Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай - чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день – денёчек

$

Чай бальзам от всех болезней,

И напитка нет полезней.

Кто здоровым хочет быть,

Больше чая надо пить.

$Учитель берет в руки самовар

Учитель: Ребята, а вы знаете, что я держу в руках. (Ответы детей).

Правильно самовар. В России первые самовары появились двести лет назад. Всем известно, что самовар - это устройство для приготовления кипятка. «Сам варит» - отсюда и слово произошло. Своим появлением самовар обязан чаю. Я вам уже рассказывала, что в Россию чай был завезен из Китая и применялся, в то время как лекарство. Известно, что первый самовар был изготовлен в Туле. Самовар – это поэзия. Это доброе русское гостеприимство. Это круг друзей и родных, теплый и сердечный покой.

Дальше «Бой скороговорок»

Разрешите мне начать.

У кого язык получше,

Тех прошу и отвечать!

Собирала Маргарита

$

Маргаритки на горе,

Растеряла Маргарита

Маргаритки на траве.

Пусть народ весь ход сраженья,

Без промашки проследит.

Тот, кто меньше ошибется,

Тот в бою и победит!

Конкурс «Скороговорок»

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Черепаха не скучая, час сидит за чашкой чая.

$Учитель: Для гостей звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла»

Учитель: А сейчас я предлагаю вам следующее задание

Конкурс «Правила этикета»

Учитель в произвольной форме задает детям вопросы о правилах этикета, на которые надо дать правильные ответы.

$ Вопросы:

Как принято, есть различные кондитерские изделия? (Печенье и пирожные берут руками, а торты и бисквитные пирожные едят чайной ложкой или десертной вилкой.)

Как кладут в чай сахар? (Сахарный песок кладут общей ложкой из сахарницы, стараясь не замочить ее, а кусочки сахара берут щипчиками, ложкой или руками.)

Как правильно обращаться с чайной ложкой во время чаепития? (Размешав чай или кофе, ложку не оставляют в чашке или стакане, а кладут на блюдце). $

Можно ли разговаривать во время еды? (когда кушаешь разговаривать нельзя.)

Учитель: Ребята, какие же вы молодцы !

Гости дорогие!

А умеете ли вы с весельем гулять,

В игры разные играть?

В старину детвора очень любила играть в различ$ные игры. Многие из них были с присказками, музыкальные. Вы все прекрасно знаете игру «Цепи кованы», а ведь в неё играли ещё наши предки. Только называлась она по-другому, но смысл оставался тот же. Сейчас наши ребята покажут вам, как играли в старину.

Игра «Бояре», используя тот вариант, где невесту называют «дурочкой». Таким образом, объясняет педагог, друзья невесты думают отговорить парня брать в жены именно эту девушку, чтобы иметь возможность еще с ней поиграть. Жених чувствует, что подруги хитрят, оттягивают момент «выдачи» невесты, и повышает цену выкупа.

Песня – игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Малахов Никита Всем спасибо за внимания,

За задор и звонкий смех,

За огонь соревнования,

Обеспечивший успех!

Казакиев Даниил : Ни к чему пустые речи,

Ведь прощаться нам пора,

Говорим: «До новой встречи!»

$ «Все! Закончилась игра»

Ведущая: Вот и подошло к концу наше чаепитие. Нам очень хочется, чтобы все, что вы узнали сегодня, осталось с вами навсегда, чтобы вы всегда умели правильно принять гостей, чтобы ваш дом был радостным и уютным и на сердце у каждого было тепло от этого.

Ну, а напоследок полезный совет:

Если хворь с кем приключится,

чаем можете лечится,

Чай всех сн$адобий полезней;

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

$И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью лучший друг!

Всего вам доброго!



Post Comment