Конспект урока в начальной школе “Первые образы. Отечество” 4 класс

Класс: 4

Тема: Первые образы. Отечество.

Цель урока: создание условий для формирования нравственных ценностей (любви к Родине, своему краю, сво$ему народу, чувства личной ответственности за Отечество) гражданской позиции школьника

Задачи урока:

подведение учащихся к пониманию значимости образа Отечества для каждого человека,

– формирование у детей образа родной страны,$ 

– формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Художественно-педагогическая идея урока:

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

$И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

$ Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Оборудование: Учебник «Истоки – 4», презентация.

Основные этапы урока:

1.Присоединение к классу:$

– Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас снова на уроке истоков. Надеюсь, сегодня вы услышите много полезного и интересного, почувствуете, как важно знать истоки родной земли.

2. Присоединение к теме:

Слайд 1

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки у дороги,

По которой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

$Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый хлеб

За праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

$Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

Определение темы:

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

– Какими еще словами, кроме слова Родина мы можем назвать нашу страну?

Слайд 2

Моя Родина

Моя…(Россия)

Моя…(Страна)

Моё…(Отечество)

– Как вы думаете, почему Родину называют словом Отечество?

+ Отечество – от слова «отец»,$ значит это земля наших отцов, предков, которые жили на этой земле и сохранили ее для нас.

Слайд 3. Тема нашего урока: «Первые образы. Отечество»

3. Основная часть:

– О каких первых и важных в жизни человека образах мы уже говорили в этом году на уроках истоков?

+ Образы отца и матери, родителей.

– Н е случайно после разговора об образах самых близких и родных людей – отца и матери, мы перешли к образу Родины, Отечества. Как вы думаете, с чем это связ$ано?

+ Родина так же важна в жизни человека, как и родители.

$- Образ Родины начинает складываться у человека с самого раннего детства, так же, как и образы отца и матери. Сначала мы запоминаем образ своей малой Родины.

– Что такое малая Родина? Обратимся к стихотворению, которое читали в начале урока. (Слайд 4)

– Сначала человек запоминает образ своей деревни, села, реки, дороги, ближнего леса и поля или городской улицы – всего того, что окружает его с первых дней жизни.

Родная земля 
Холмы, перелески,
 
Луга и поля —
 
Родная, зелёная
 
Наша земля.

Земля, где я сделал
 
Свой первый шажок,
 
Где вышел когда-то
 
К развилке дорог.
 
И понял, что это
 
Раздолье полей —
 
Частица великой
 
Отчизны моей.

(Г. Ладонщиков)

– Дома вы должны были написать сочинение про свою малую родину, высказать в нем свои чувства к родной деревне. Проверим, что у вас получилось.

– Каждый из вас смог$ найти добрые слова, чтобы рассказать о своей малой Родине, о своей деревне. Но Родина – это не только улица на которой вы выросли, деревня, в которой родились. По мере того, как вы взрослеете, ваши представления об Отечестве расширяются и постепенно у вас создастся свой величественный образ Родины. У каждого он будет свой, особенный, но будут в нем и общие черты.

– Послушайте стихотворение и скажите, о какой отличительной особенности нашей страны в нем идет речь?

НАША РОДИНА. Н.Забила
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальнево$сточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится…

Чем прежде $всего поражает наше Отечество?

+ Необъятными и беспредельными просторами.

Слайд 5

– В мире нет страны, сравнимой с нашей по размерам, разнообразию природы и по множеству населяющих ее народов.

На севере пределы нашей страны омываются Белым морем, в сердце которого возвышается Соловецкий монастырь, на юге располагаются Донские и Кубанские земли, оберегаемые когда-то вольными казаками.

На западе виден Смоленский край и старинный Псково-Печерский монастырь, а на Дальнем Востоке – священный Байкал и «земля льда и п$ламени» Камчатка.

Просторы Отечества наполнены удивительными памятниками тысячелетней истории.

– Как вы дум$аете, что это за памятники?

+ Это старинные города, храмы, иконы, древние рукописи, святыни и реликвии наших предков. Слайд 6

– Родная земля полита потом тружеников, орошена кровью ее защитников, освящена молитвами праведников. Везде видны памятники праведному труду, воинской доблести и негромкой святости.

Все это тесно переплетается с признаками наших дней: заводами и аэродромами, стадионами и телевизионными башнями, бегущими поездами и взмывающими в космос ракетами.

Так в образе Отечест$ва отражается живая связь времен.

Активная форма обучения. Мнемотехника.

1.Подготовительный этап.

– Сейчас мы с вами попытаемся представить тот образ Родины, о котором уже много говорили сегодня. Вам предлагается ряд слов, объединённых общей темой. Вы постарайтесь запомнить все слова в той же последовательности, в которой они будут названы. На запоминание каждого слова будет даваться время. В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывают у вас данное слово: увидеть картинку, озвучить её, наполнить чувствами и ощущениями.

2.Основной этап.

$Диктовка слов (с интервалом 15 секунд)

Поле. Дорога. Холм. Деревня. Река. Колокол. Звон. Храм. Крест. Высота. Полет. Просторы. Красота. Свет. Радость. Россия. Отечество. Святость.

По за$вершении диктовки учащиеся записывают слова.

3.Проверка результатов. Слайд 7

Посчитайте количество слов. Кто запомнил больше всего слов, читает их для всего класса.

4. Рефлексия.

Успешные учащиеся говорят о том, как у них это по$лучилось. Все желающие могут поделиться впечатлениями.

– Образ Родины – это сочетание множества красок, звуков и чувств. Что это за краски, звуки и чувства, вы легко сможете ответить, посмотрев видеоролик.

Заполнение таблицы: слайд 8

Цвета Отечества

Звуки Отечества

$

Чувства об Отечестве

Белый

Зеленый

Голубой

Золотой

Колокольный звон

Журчание реки, ручья

Вой ветра, вьюги

Хруст снега

$

Шелест листьев

Любовь

Верность

Гордость

Восхищение

забота

– Отечество, Родина вызывает те же чувства, что и самые близкие нам люди: любовь, заботу, преданность. Это означает, сто священным долгом каждого из нас является защита Отечества.

Работа с учебником:$

Издавна символом верности Отечеству были щит и меч. О них мы сейчас и прочитаем на стр. 21. Слайд 9

– Почему в старину щиту придавали особое значение?

+ Он прикрывал не только тело воина, но и защищал от врага родной очаг, землю предков, все Отечество.

– Какие «щиты» сегодня защищают Отечество?

$

+ Различные виды вооруженных сил: морские, танковые, воздушные, космические.

– Какова функция меча в бою?

+ Это наступательное, устрашающее и карающее оружие.

– Как вы понимаете слова А.Невского: «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет»?

– Что в современном мире пришло на смену мечу?

+ Огнестрельное оружие и артиллерия, авиация, ракеты.

– Только ли военные щит и меч защищают наше О$течество? Какой еще щит защищает нашу страну от бед и несчастий?

+ Щит духовный: вера, молитва, любовь и покаяние.

4. Заключение.

Ресурсный круг “Защита Отечества дело каждого.”

Этапы работы:

$ 1. Подготовительный этап.

– Я надеюсь, что сегодня на уроке вы смогли увидеть просторы нашего Отечества, почувствовать, как связывает нас Отечество с нашими предками, услышать звуки, которыми издавна наполнена наша Родина.

А сейчас я предлагаю вам встать в круг и поразмышлять над выражением «Защита Отечества – дело каждого» .

2. Основной этап.

Сейчас, передавая по кругу символ России – веточку березы мы попытаемся ответить на вопрос: как можно защитить Отечество каждому?

$3. Рефлексия.

– Как мы защищаем Отечество?

Итог:

Вернемся к стихотворению, которое читали в начале урока, что же мы называем такими добрыми и светлыми словами: Родина и Отечество?

$4.Домашнее задание:

Дома вам нужно будет нарисовать любимый уголок вашей Родины и рассказать, за что вы его любите.

Еще записи

Leave a Comment