Конспект урока «Введение в народоведение» по теме «Прощай, Масленица!»

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 имени А.С. Макаренко»

городского округа город Фролово

$

Конспект урока «Введение в народоведение»

по теме «Прощай, Масленица!»

$

подготовила

$ учитель начальных классов

высшей категории

Черячукина Елена Викторовна

$

г. Фролово

2012-2013 учебный год

Урок по теме «Прощай, Масленица!».

Задачи урока.

  1. Способствовать формированию первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа.

  2. Повышать познавательную активность детей, активизировать словарь.

Цели урока.

  1. $Расширить объема знаний о народном празднике Масленица, ее обрядах.

  2. Приобщать учащихся к традиционному наследию своего народа.

  3. Развивать умения работать в парах.

  4. Способствовать развитию личностных качеств: трудолюбия, доброжелательности.

$Формирование УУД:

Личностные – проявление творческого и эмоционально-ценностного отношения к изучению темы.

Познавательные – умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций, умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке.

Регулятивные – умение оценивать учебные действия, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные – умение слушать и понимать других, строить речевые высказывания, работать в парах.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, костюмы, куклы, рисунки, самовар, посуда, сладости.

Этапы урока

Деятельность учителя

$Деятельность ученика

1. Психологический настрой.

2. Актуализация знаний учащихся.

3. Постановка задачи на урок.

4. Изучение нового материала$.

А) Работа с учебником

Б) Сообщение новых сведений. Создание ситуации успеха.

Работа со словарем.

Устное народное творчество.

$

5. Закрепление полученных знаний

А) Работа в парах.

Б) Театрализованная минутка.

6. Рефлексия.

$

7. Домашнее задание

Звучит музыка.

Февраль да март в России месяцы переломные. Вроде бы еще зима, да все знают, что к концу она движется. Давайте вспомним, какие зимние праздники отмечались на Руси.(слайд 1)

Ребята, а ведь Зима с Весной уже встретились. Кто помнит, когда это произошло?

И вот чтобы помочь Солнцу одолеть Зиму, на Руси издавна отмечают еще один праздник «Проводы русской зимы».А как по другому называется этот праздник?( слайд 3)

О чем сегодня мы будем говорить на уроке?$

Самые веселые, масленичные утехи стали проводить со времен правления царя Петра 1,а мы продолжаем эту традицию. Кто узнал ,когда в этом году будет масленичная неделя?( слайд 4)

Ребята, давайте узнаем, к чему готовила людей эта неделя?

Ребята, а что делали люди в Великий пост?

На масленичной неделе старались не есть мясо. Но все равно пища была вкусная, разнообразная .Люди старались сытно поесть, веселились и звали в гости Масленицу. Давайте вспомним, как это было.

Викторина. Загадки о блинах.

На сковородку ручейком, со сковородки солнышком и др.

(слайд 6)

Даже в песнях прославляли блины.

$Каждый Масленицу представлял по – разному. ( слайд 7-8)

А еще в народе существуют пословицы, поговорки и приметы о Масленице. Давайте их вспомним. .( слайд 9-14)

$

Каждый день на Масленичной неделе имеет особое значение и особое название. Запишите эти названия, поработав в парах

Ни одна масленичная неделя не обходилась без скоморохов, которые всегда готовы были потешить честной народ. И сегодня они у нас в гостях.

Ребята, давайте встречать Масленицу.

Ребята, что сегодня вы узнали о празднике Масленица? Что вам понравилось? И др.

Узнать и записать рецепт приготовления блинов в тетрадь. Выучить наизусть закличку на странице 36.

Всем спасибо за урок!

Учащиеся читают стихи.

Уходи мороз косматый

Слышишь старый или нет?

И над садом и над хатой

Голубой весенний свет.

А зима сдала, ос$ела –

Хватит ей озорничать,

Выходи ребята смело,

Песни петь, весну встречать.

Дети выполняют тест «Зимние праздники». Оценивают себя по «линеечке успеха».

Этот праздник пришел из старины,

Из нашей древней глубины.

К восходу весны золотой,

К уходу зимы лютой.

Также праздничек для ребяточек,

$Для честных людей со всех волостей.

На нем провожают зиму- злую, лютую.

Встречают веснушку – теплую, любую.

Это произошло 15 февраля на Сретенье.(слайд 2)

Этот праздник называется «Масленица».

Мы будем говорить о празднике «Масленица».

Масленичная неделя с 11 по 17 марта.(слайд 5)

Учащиеся читают по «цепочке» и говорят о том, что недел$я готовила народ к Великому посту. А еще она называлась «мясопустная», «сырная».

Ответы детей.

Дети зазывают Масленицу.

Гостья, гостья Масленица

Солнцу красному сестрица!

Поспеши скорее к нам!

Душа ль ты моя Масленица

Сахарные твои уста

Сладкая твоя речь!

Приезжай к нам в гости, Масленица,

$На широкий двор-

На горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Ребята отгадывают, объясняют почему именно блины пекли на Масленицу, что приговаривали, как ставили тесто.

Находят и объясняют слово «опара».

$

Исполняют песню про блины «Ой, блины, блины, блины…»

А еще на Масленицу полагалось

Есть – до икоты.

Орать – до хрипоты,

Петь – до надсаду,

Плясать – до упаду.

(Дети исполняют частушки и танец)

Дети рассматривают иллюстрации.

Масленица объедуха – деньгам приберуха.

Не все коту Масленица – будет и Великий пост.

Масленица идет – блин да мед несет и др.

Ребята зачитывают и обсуждают ответы, рассказывают что, обозначал каждый день на масленичной неделе.

Вбегают скоморохи, разыгрывают сценку и предлагают величать Масленицу.

Наша Масленица годовая,

Она гостьюшка дорогая,

Дорогая наша гостья- масленица

Авдотьюшка Изотевна,

Дуня белая, Дуня румяная

Коса длинная, триаршинная$

Лента алая, двуалтынная

Платок беленький, новомодненький,

Брови черные, наведенные.

Наша Масленица годовая

Она гостюшка дорогая

Она пешено к нам не ходит

Все на комонях разъезжает,

Чтобы коники были озорные,

Чтобы слуги были молодые.

Входит Масленица.

Я – Масленица – кривошейка

Встречайт$е, меня хорошенько,

С блинами, с каравайцами, с вареничками.

Как встречаете, так и провожаете.

Эвон какие чучела справили.

Скоро придет весна.

Весну красную я знаю,

$На нее я не серчаю.

Знаю, ждет тепла земля

Уступлю ей место я,

Лишь игру я заведу,

А потом от вас уйду.

Игра «Угощенье».

Игра «Платочек»

Обсуждение, высказывание своих мнений.(слайд 15)

Прощай, Масленица – вертушка!

Настает Великий пост,

Дома ужинать садятся –

Подают от редьки хвост!

Масленица загорела,

Всему миру надоела!

Обманула, подвела.

Годика не прожила,

До поста довела!

(слайд 16-17)

$

Используемая литература

$1.Новицкая М.Ю.Введение в народоведение. Родная земля 1-2 классы Учебник-тетрадь Дрофа, 2001

2.НовицкаяМ.Ю.Методические рекомендации к курсу «Введение в народоведению».Родная земля.Дрофа.2001

3.Кочурова С.Н. Большая книга школьных праздников. – Ярославль: Академия развития, 2006.

4.Жиренко О.Е. Праздник – ожидаемое чудо! – М.: Вако, 2006.

5.Алтарёва С.Г.Календарные, фольклорные и тематические праздники. – М.: Вако, 2006.

6..Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия.2 класс. – М.: Вако, 2004

Еще записи

Leave a Comment