Конспект внеклассного занятия в 3 классе “С чего начинается Родина…”

Конспект внеклассного занятия

$в 3 классе.

Тема: «С чего начинается Родина…»

Цель занятия:

– создать условия для усвоения понятий «Родина», «малая родина», «семья», умение работать с информацией.

Задачи:

– воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к ее истории, к своей малой родине, природе, родному дому;

– развивать речь обучающихся, умение анализировать и рассуждать;

Планируемые результаты:

– развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «родина», «природа», «семья»;

– уметь обмениваться мнениями, слушать товарища и учителя, умение вступать в диалог;

$– отвечать на вопросы учителя, подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему;

-, использовать знание пословиц и поговорок.

Основные понятия: «Родина», «малая родина», «семья», «родной дом».

Межпредметные связи:

– взаимосвязь с предметом «окружающий мир», «литературное чтение», «история».

Ресурсы: интерактивная доска, компьютер, презентация PowerPoint, рисунки учащихся, пословицы, книги.

$Ход занятия.

1. Орг.момент. Самоопределение деятельности.

Цель: включение уч-ся в деятельность на личностно-значимом уровне.

$Деятельность учителя

– Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице прекрасная погода, светит солнышко, поют птицы. Я улыбнулась вам, а вы улыбнитесь мне. Мы начинаем наш урок.

Деятельность ученика

2. Актуализация опорных знаний.

$Цель: повторение учебного материала, необходимого для изучения нового.

Учитель:

Ребята, скажите, как называется страна в которой мы живем?

Слайд 1.

Учитель: – Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми.

Слайд 2.

«Моя страна»

Как велика моя земля,

$Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем.

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

К границе от границы

Не меньше чем за десять дней-

$И то едва домчится….

Учитель: – Видите, какая большая страна, в которой мы живем. В одном конце ее глухая ночь, а в другом ее конце уже наступает день. В одном конце весна, а в другом ее конце еще лежит снег. И объехать её необъятные просторы за десять дней мы действительно не сможем.

Скажите, как называется город, который мы называем сердцем нашей Родины?

Слайд 3.$

Учитель: – Москва ребята – это столица нашей Родины.

Слайд 4, 5, 6.

Назовите тот город, в котором мы живем, берега нашего города омывает великая русская река Волга?

Слайд 7.

Учитель: – Если наша большая Родина это Россия, то что же мы можем сказать о нашем хуторе Вертячем?

Слайд 8.

Учитель: – Послушайте стихотворение и ответьте мне на такой вопрос: – С чего же начинается наша Родина?

Учитель: – С чего же начинается Родина?

Учитель: – Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ученик: Россия.

$

Ученик: Москва.

Ученик: Волгоград.

Это наша малая родина.

Читает ученик стихотворение «С чего начинается Родина?»

Ответы детей.

С чего начинается Родина?

3. Постановка цели занятия.

Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Учит$ель:

– Правильно, сегодня на уроке мы узнаем что обозначает понятие «малая родина». У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок, где вы родились, где живут ваши родители и друзья, где находится ваш родной дом. Для кого-то малая Родина – родной город. Для кого-то – городская улица или уютный дворик с качелями.

Словом, малая Родина у каждого своя!

$Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

Не полюбив свою малую родину, трудно полюбить нашу большую Родину. Не зная истории малой родины, невозможно до конца понять и историю нашего Отечества.

Любить свой край, значит хорошо знать его историю, географию и культуру. А хорошо ли вы знаете историю своего края? Эти знания мы сегодня и проверим.

Ученик читает стихотворение “Малая Родина”

$Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
 
Ласковая малая
Родина моя!

4. Открытие нового знания.

Цель: формировать усвоение понятий «Родина», «малая родина»

Учитель:

$– Как называется область в которой мы с вами живем?

– Почему наш город Волгоград называют город – герой?

– На берегу какой реки находится Волгоград?

– На берегу какой реки находится наше село?

$

-Почему так назван наш хутор?

– Чем знаменит наш поселок?

Берегите нашу малую родину, любите и цените её, ведь от того, как вы будете относиться к ней, зависит её будущее, её судьба.

Самое дорогое у человека – Родина, семья, самое важное для людей – мир и спокойствие, согласие и дружба.

Какие слова самые важные, дорогие на Земле?

Давайте произнесём их все вместе.

Ответы детей.

Родина, мир, семья.

5. Физминутка.

Цель: смена вида деятельности учащихся, формировать ЗОЖ.

Напишите левым локтем слово «Россия», носком правой ноги – слово «родина», правым локтем – слово «село», носком левой ноги – слово «дом$».

6. Первичное закрепление материала.

$Цель: проговаривание нового знания.

Учитель:

– В русском языке существует огромное количество пословиц и поговорок о Родине. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Собери пословицу».

Работа в парах.

– Составление пословиц о любви к Родине.

-Выполните задание: составить и объяснить пословицу о Родине и любви к Родине.

1) Если дружба велика, будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке рад своей воронушке.

3) Нет земли краше, чем страна наша.

4) На чужой стороне Родина милей вдвойне.$

5) Кто за Родину горой, тот и герой.

6) Всякому мила своя сторона.

Слайд 9, 10

Учитель:

– А сейчас я вам предлагаю рассмотреть выставку книг о Родине, которую я для вас приготовила.

– Я рекомендую эти книги. Их можно взять в нашей библиотеке.

Послушайте рассказ Константина Ушинского «Наше отечество». И ответьте на вопросы.

Понравился вам рассказ? Какие чувства возникли у вас, когда вы прослушали это произведение.

Почему мы зовем Россию Отечеством?

$Почему мы зовем нашу страну Родиной?

Как еще К.Д. Ушинский называет Россию? Почему?

Почему у человека только одна родина?

$

Родина, родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой.

Учитель: Представьте, что мы с вами – семья. Чтобы всем в нашем доме было хорошо, давайте соберем то, что нам для этого необходимо. Мне нужна в семье любовь. А вам?

Учитель размещает на доске “бревна”, на которых написаны слова. В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово тепло.

Учитель: Вот мы и построили дом, в котором тепло.

(Ученик читает стихотворение.)

Крыша дома твоего 

Дети читают предложения и составляют пословицы.

$

Дети читают вопросы и отвечают.

Дети рассматривают выставку с книгами.

(Гордость, любовь к родному краю)

(Отечеством мы зовем нашу Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.)

(Родиной мы зовем нашу страну потому, что в ней мы родились, в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное.)

(Матерью.)

(Матерью мы зовем страну потому,$ что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами и бережет нас от врагов.)

(У человека одна родина потому, что и мама у человека тоже одна. Как и мама, Родина — самое дорогое для человека.)

Доброта, забота, понимание, уют….

Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем та земля под небесами,
Где крыша дома твоего.

Вмиг – огорчения любые
Исчезнут все до одного,
Лишь вспомнишь звёзды голубые
Над крышей дома своего.

И если вдруг тебе взгрустнётся,
То грусть не значит ничего,
Когда ты знаешь, что под солнцем
Есть крыша дома твоего.

Мир полон радости и счастья,
Но край родной милей всего…
И так прекрасно возвращаться
Под крышу дома своего!
(М. Пляцковский)

7. Рефлексия деятельности.

Цель: сформировать личную ответственность за результаты своей деятельности.

Учитель:

$– Понравился ли вам урок?

-Какие же слова самые важные на земле?

$ С чего начинается Родина?

Ответы детей.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Братская могила в хуторе Вертячий

 

$Появилась сразу же после Сталинградской битвы. Около трех с половиной тысяч погибших захоронено в ней.

В центре мемориала высоко к небу взметнулись две стелы. В нижнем ярусе их опоясывает большая пятиконечная звезда, верхнюю часть монумента венчает металлический лавровый венок. На одной из стел надпись:

«Нет, не затем солдаты шли в крутое пламя, нет, не за тем, чтоб обезглавить или с лица земли стереть. А чтобы жизнь в живых оставить и сделать мертвой только смерть…»

В Вертячем тысяча человек населения, а в братской могиле в три с половиной раза больше.

О том, сколь велики были потери и как дорога была цена Победы, говорит и такой факт: 23 августа 1942 года в боях за Вертячий 98-я стрелковая дивизия $потеряла более двух с половиной тысяч человек.

По окончании Сталинградской битвы здесь были обнаружены останки десятков советских военнопленных — узников фашистского концлагеря. Сооруженный на возвышении памятник и им — замученным, но не покорившимся.

$С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?

$С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растет.

А может, она начинается

$С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

$С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается

Со стука вагонных колес

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.$

Малая Родина – 
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
 
Ласковая малая
Родина моя!

$

«Моя страна»

Как велика моя земля,

Как широки просторы!

Озера, реки и поля,

Леса, и степь, и горы.

Раскинулась моя страна

От севера до юга:

Когда в одном краю весна,

$В другом – снега и вьюга.

Когда глухая ночь у нас

Чернеет за оконцем.

Дальневосточный край в тот час

Уже разбужен солнцем.

И поезд по стране моей

$К границе от границы

Не меньше чем за десять дней-

И то едва домчится….

Константин Ушинский

Наше отечество

Наше отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились. В ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное; а матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

Велика наша Родина-мать — святорусская земля! От запада к востоку тянется она почти на одиннадцать тысяч вёрст; а от севера к югу на четыре с половиною.

Не в одной, а в двух частях света раскинулась Русь: в Европе и в Азии…

Много есть на свете, и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

$

1) Если дружба велика,

$

будет Родина сильна.

2) На чужой сторонушке $

рад своей воронушке.

3) Нет земли краше,

чем страна наша.

4) На чужой стороне

Родина милей вдвойне.

$

5) Кто за Родину горой,

тот и герой.

6) Всякому мила

$ своя сторона.

Еще записи

Leave a Comment