Конспект Экологической викторины, посвящённой Международному дню птиц

$ Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70

г. Липецка

Конспект Экологической викторины,

посвящённой Международному дню птиц (1 апреля)

подготовила учитель начальных классов

Плотникова Марина Серафимовна

г. Липецк

2014 $г

Цели:

  1. Экологическое воспитание;

  2. Прививать любовь к родной природе;

  3. Помощь учебному процессу

Оформление: заголовок мероприятия, фотографии и рисунки птиц, цитата:

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех к$онцов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

А. Яшин. Покормите птиц.

Оборудование: чёрный ящик, диск «Птицы средней полосы России. Приложение к энциклопедии для детей Аванта +», ветка берёзы, кедровые орехи, еловая шишка, карточки с заданиями, жетоны, 3 колокольчика.

Музыкальное сопровождение: голоса птиц.

Ход мероприятия

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку:

Снится ночью пауку

$Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе «Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля (Показать ж$урнал «Муравейник»).

Каждый день,

Когда встаём,

Мы с братишкою вдвоём,

Взяв крупы

И хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых,

Хороших

Прилетает к нам друз$ей.

На кормушках сидя,

Птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

И красавцы снегири…

Все привыкли –

Не пугливы,

Хоть руками их бери!

Г. Ладонщиков. Наши друзья.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц. Для проведения викторины класс делится на три команды (по 6-9 человек). Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.

Правила игры: я зачитываю вопрос, все команды в течение 1 мин$уты обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.

За каждый правильный ответ команде выдаётся жетон. По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ:

Раунд 1. «Вспомни наше имя».

Кто изображён на фотографии? (В$едущий показывает фотографии птиц, дети говорят названия этих птиц).

Портреты птиц:

  1. Журавль

  2. Дятел

  3. Страус

  4. Глухарь

  5. Зимородок

  6. Лебедь

  7. Гусь

  8. Сова

  9. Сокол

  10. Аист

  11. Фламинго

  12. Орёл

Раунд 2. «Чей нос лучше?»

У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). Ребята, вы читали её? (Дети отвечают). Давайте сейчас проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. (Дети выполняют задания по карточкам).

Команда 1. Назовите, чьи это клювы.

(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по края$м надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

Команда 2. Назовите, чьи это клювы.

(1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

Команда 3. Назов$ите, чьи это клювы.

(1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Раунд 3. «Кто как летает?»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

Команда 1. Назовите, кто летит.

(1 – утка; 2 – ласточка).

Команда 2. Назовите, кто летит.

(1 – сорока; 2 – цапля).

Команда 3. Назовите, кто летит.

(1 – ворона; 2 – гусь).

Раунд 4. «Кто как поёт?»

Угадайте птиц по голосу. (Звучат записи с диска «Птицы средней полосы России. Приложение к энциклопедии для детей Аванта +»).

1. Кукушка обыкновенная (35 запись);

2. Скворец (50 запись);

3. Свиристель (71 запись);

4. Соловей (76 запись);

5. Большая $синица (86 запись);

6. Ворон (98 запись).

Раунд 5. «Что у нас сегодня на обед и ужин?»

1. В чёрном ящике лежит ветка дерева, которое поит дятла. Что это? (Ветка берёзы)

2. В черном ящике лежит фотография птицы. Её имя произошло от названия орехов, которыми она питается. Кто это? (Кедровка питается кедровыми орехами).

3. В чёрном ящике лежит плод дерева, семена которого очень любят есть клесты. Что это? (Еловая шишка).

4. Какая птица ест и пьёт прямо в полёте? (Стриж ловит насекомых на лету).

Раунд 6. «Из какой мы сказки?»

Птицы – источник вдохно$вения для писателей, поэтов, музыкантов. У многих писателей и поэтов есть произведения, посвящённые нашим пернатым друзьям. Сейчас мы вспомним некоторые из них. Ребята, вам нужно ответить на вопросы, а также назвать автора и название книги, о которой идёт речь.

  1. Кто снёс яичко не простое, а золотое? (Русская народная сказка «Курочка Ряба»).

  2. $С кем путешествовал Нильс? (С дикими гусями; С. Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями»).

  3. С какими птицами летала лягушка-путешественница? (С дикими утками; В. Гаршин «Лягушка-путешественница»).

  4. В какую птицу превращался министр подземного королевства в сказке Антония Погорельского? (В чёрную курицу; А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»).

  5. Какой птицей стал гадкий утёнок, когда вырос? (Лебедем; Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»).

  6. В каких птиц злая королева превратила одинн$адцать братьев-принцев в сказке Г. Х. Андерсена? (В диких лебедей; Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»).

  7. Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку; Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»).

  8. У кого лисица украла сыр в одной из басен Ивана Крылова? (У вороны; И. А. Крылов «Ворона и лисица»).

  9. Какая птица, когда стучались в дверь спрашивала: «Кто там?». (Галчонок; Э. Успенский «Дядя Фёдор, Пёс и Кот»).

  10. Назовите имя вороны из передачи «Спокойной ночи, малыши!». (Каркуша).

Раунд 7. «Птицу года выбираем».

Каждый год в нашей стране Союз охраны птиц России объявляет птицу года. Это делается для знакомства и привлечения внимания людей к конкретной птице. Для этого проводятся различные мероприятия, акции,$ конкурсы и т. д.

Так 2007 год был годом зимородка, 2008 – снегиря, 2009 – лебедя, 2010 – чибиса. А какая птица выбрана птицей года в 2011 году вы сейчас узнаете, отгадав кроссворд.

$

$

1

С

Т

Р

А

С

$2

К

О

Л

И

Б

Р

И

$

3

Д

$Я

Т

Е

Л

4

С

О

К

О

Л

$

5

Г

О

Л

$

У

Б

Ь

6

П

И

Н

Г

$

В

И

Н

7

П

О

П

У

Г

А

Й

$

8

П

О

$

П

О

Л

З

Е

Н

Ь

9

К

$

И

В

И

10

П

А

В

Л

И

Н


  1. Самая крупная птица в мире (вес до 160 кг, рост до $3 м). (Страус).

  2. Самая маленькая птичка (вес 2 г). (Колибри).

  3. Какая птица считается санитаром леса? (Дятел).

  4. Самая быстрая птица в мире (скорость до 1000 км/ч) и одновременно название города в Вологодской области. (Сокол).

  5. Птица – символ мира. С древнейших времён была надёжным помощником человека в доставке писем, а сейчас это постоянный обитатель городских улиц. (Голубь).

  6. Крупная нелетающая птица, питается рыбой, обитает только в южном полушарии: на юге Австралии, Африки, Южной Америки и в $Антарктиде. (Пингвин).

  7. Амазон, ара, какаду, какапо, кеа, корелла, лорикет, неразлучник, розелла. Всё это… Кто? (Попугай).

  8. Птица, которая умеет по деревьям передвигаться как вверх, так и вниз. (Поползень).

  9. Название этой нелетающей птицы, живущей только в Новой Зеландии, совпадает с названием сладкой сочной ягоды. (Киви).

  10. Эту птицу люди считают одной из самых красивых и одновременно глупых птиц. (Павлин).

По горизонтали: 1. Страус; 2. Колибри; 3. Дятел; 4. Сокол; 5. Голубь; 6. Пингвин; 7. Попугай; 8. Поползень; 9. Киви; 10. Павлин.

По вертикали: ТРЯСОГУЗКА.

Трясогузка белая – птица 2011 года. Трясогузка – маленькая размером с воробья бело-чёрная птичка с длинным трясущимся хвостиком. Из-за этой особенности в народе про трясогузку говорят: хвостом лёд разби$вает, а также её зовут птицей – ледоломкой. Трясогузку часто можно встретить на асфальтовых дорожках городов, у мусорных свалок, на складах брёвен в деревнях. Там она ловко хватаем мух, пауков, жуков, гусениц и других насекомых. Белые трясогузки – перелётные птицы, на зиму улетают в Африку и на юг Европы. Гнёзда устраивают недалеко от воды в деревянных сооружениях, в дровах, между корнями деревьев и других местах. Кладка состоит их 5-6 яиц. Насиживание яиц продолжается около 13 дней. Птенцы покидают гнё$зда, ещё почти не умея летать.

Известный детский писатель Николай Сладков в книге «Азбука леса» о трясогузке написал очень интересный рассказ. Послушайте его. (Ведущий читает рассказ на стр. 75).

Раунд 8. «Пословица не даром молвится».

В русском фольклоре существует немало пословиц и поговорок о птицах. Давайте вспомним некоторые из них. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

  • На чужой сторонушке… (рад своей воронушке).

  • Лучше синица в руках… (чем журавль в небе).

  • У каждой птицы… (своя песня).

  • Цыплят по осени… (считают).

  • Слово не воробей… (вылетит не поймаешь).$

  • Рано пташечка запела… (как бы кошечка не съела).

  • Старого воробья… (на мякине не проведёшь).

  • Всякий кулик своё… (болото хвалит).

  • Глупа та птица… (которой своё гнездо не мило).

  • Одна ласточка… (весны не делает).

  • Молодой журавль высоко взлетел… (да низко сел).

  • Соловей месяц поёт, а ворона… (круглый год каркает).

  • Гусь свинье… (не товарищ).

  • Как с гуся… (вода).

Ребята, попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без пт$иц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что ещё может случиться, если исчезнут все птицы? (Дети отвечают).

Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придёт гибель. Будем надеяться, что такой экологической катастрофы на планете Земля не случиться. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы? (Дети отвечают).

Правильно, ребята. Нужно оберегать птичьи гнёзда; не стрелять в птиц из рогаток.

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю

Ни ловушками,

Ни в сетки.

Не держу их $дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки,

$ Ни вороны,

Ни скворца,

Ни воробья

Не обидел в жизни я.

Г. Ладонщиков. Люблю птиц.

Кроме этого весной нужно устанавливать скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

$ Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.$

Приучите птиц в мороз

К вашему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

А. Яшин. Покормите птиц.

Подведение итогов викторины. (В конце игры подсчёт количества жетонов и награждение победителей. Всем участникам викторины вручаются закладки разного цвета за I, II и III места с загадками о птицах.)

Литература

  1. $Кудряшова Л. А. Турнир орнитологов [Текст] / Л. А. Кудряшова // Читаем, учимся, играем. – 2009. - № 1. – С. 92-95.

  2. Михайлов К. Е. Птицы мира / ред. группа: К. Михайлов, Т. Евсеева. – М.: Мир энциклопедий, 2006. – 184 с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые).

  3. Птицы средней полосы России [Электронный ресурс]: записи голосов птиц / Сост. А. Рубцов. – М.: ООО «Мир энциклопедий Аванта +», 2006. – 1 электрон, опт, диск (CD-ROM). – (Энциклопедия для детей Аванта +).

  4. $

    Сладков Н. И. Азбука леса: рассказы, сказки, миниатюры / Н. И. Сладков. – Смоленск: Русич, 2002. – 104 с. : ил.

  5. Терова Т. Е. «Птичьему пенью внимаем с волненьем…» [Текст] / Т. Е. Терова // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 1. – С. 63-67.

8

Post Comment