Конспект занятия для 2-4 классов "Азбука - к мудрости ступенька"

$Муниципальное образовательное учреждение

Центр дополнительного образования

для детей «Истоки» г. Волгограда

Конспект занятия

по истории русского языка

для обучающихся 2-4 кл.

$ «Азбука – к мудрости ступенька»

подготовила

педагог дополнительного образования

высшей категории

Уварова Ирина Юрьевна

$ г. Волгоград

2013

Тип занятия: повторение и закрепление изученного.

Форма: творческая лаборатория.

Цель занятия: формирование духовно-нравственных ценностей ребёнка через приобщение его к истории родного языка, к духовным истокам р$усской культуры.

Задачи занятия:

    • Повторить и закрепить первоначальные знания о церковнославянском языке, о славянской азбуке, о начертании и этимологии славянских букв.

    • Развить умение де$лать устное представление славянских букв (устное словесное рисование), составлять нравственные поучения на основе имяслова азбуки.

      • Развить культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас обучающихся.

      • Воспитать внимательное и бережное отношение к слову, к буквицам, чувство красоты.

    Методическое обеспечение:

    1. Изображение святых Кирилла и Мефодия.

    1. Церковнославянский алфавит (кирилли$ца), карточки с буквами.

    2. Книги для раскрашивания буквиц, рабочие тетради, трафареты со словами, библейскими заповедями.

    3. Репродукции из рукописных книг, плакаты с пословицами и поговорками о слав$янской азбуке.

    4. Экспозиция художественных работ учащихся с изображением букв славянской азбуки.

    Ход занятия:

    1. Приветствие

    - Рада вас видеть, дорогие дети, ваши ясные глаза, милые лица… Сегодня к нам на занятие пришли гости, они не изучали церковнославянский язык, но очень хотели бы узнать о нём, познакомиться с буквами, научиться составлять а$збучный складень.

    - Вы сегодня будете маленькими учителями, просветителями, расскажете нам о Её Величестве Славянской Азбуке, о мудрых славянских буквах.

    1. Основная часть. Повторение и закрепление изученного материала

    1) Беседа

    - Начнём наш рассказ о Славянской Азбуке с вопроса: как$ называется наш язык, который мы изучаем? (Церковнославянский).

    - Какой это язык? Кто явился его создателем? (Язык молитвы, язык для общения с Богом, созданный святыми равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием).

    - Какой для нас это язык: родной или чужой? Живой или мёртвый? (Родной, потому что является прародителем русского языка; живой, т.к. он звучит в храмах, живёт в молитвах, песнопениях…).

    - Молодцы. А сейчас все вместе послушаем стихотворение В. Афанасьева о красоте и величии церковнославянского языка (наизусть читает ребёнок):

    Он самый молитвенный в мире,

    Он волею Божьей возник,

    $ Язык нашей дивной Псалтири

    И святоотеческих книг,

    Он царственное украшенье

    Церковного богослуженья,

    Живой благодати родник,

    Господнее нам утешенье $–

    Церковнославянский язык.

    2) Слово учителя

    - Мы с вами люди русские, родным языком для нас является русский. Но у каждого языка $есть ещё свои корни, истоки. Как каждый человек имеет историю своего рода, родителей, как дерево имеет корни, как река имеет свой исток, так и язык имеет корни, прародителей.

    - Кто же являются родителями русского языка? (Мамой церковнославянского языка является славянская азбука, а папой – церковнославянский язык).

    3) Рассказ детей о славянской азбуке, о буквицах

    $- Расскажите, что вы знаете о церковнославянской азбуке? (Это святая азбука, азбука-молитва, азбука-проповедь, которая учит нас жить, ведет нас к мудрости, выводит на дорогу жизни…).

    - На Руси так и говорили: «Азбука – к мудрости ступенька». А какие ещё русские пословицы, поговорки вы можете вспомнить, в которых звучат имена (названия) букв:

    - Я начинаю, а вы продолжаете… Попробуйте расшифровать эти пословицы, догадаться, что они обозначают?

    «Начать с азов» (с самого начала)

    «Сделать на ять» (на «отлично»)

    «Прочитал от аза до ижицы» (от начала до конца)

    «Пропишу я тебе ижицу» (наказать за непослушание)

    «Смотреть глаголем» (смотреть св$ысока)

    Вывод учителя:

    - Русский народ нашёл применение буквам и в пословицах, которые высмеивают человеческие пороки, отрицательные качества человека.

    4) Конкурс «Я знаю азбуку»$

    - А сейчас мы проведём конкурс «Я знаю азбуку». Как говорили в старину: «сначала аз да буки, а потом и науки». Кто готов наизусть прочитать церковнославянский алфавит? У кого получится быстрее и точнее? Нужно так назвать буквы, чтобы они ожили, услышали своё имя.

    - Молодцы. Расскажите, что вы знаете о славянских буквах? Что в них особенного? Чем отличаются от русских? (Каждая славянская буква имеет своё неповторимое название, имя, а также красивую одежду, узор).

    - Послушайте, как поэт красиво написал о небесном происхождении церковных букв:

    Простые их буквы – не искры ли это?

    $Не брызги ли это небесных лучей?

    Снопами великого вечного света

    Они воссияли над жизнью людей…

    5) Конкурс «Презентация буквиц». Устное словесное рисование

    - А сейчас мы узнаем ваши любимые буквы. Уст$но нарисуйте образ вашей подготовленной буквы, расскажите, какой смысл имеет её название, представьте нам её. А мы попробуем отгадать эту буквицу.

    6) Творческая лаборатория

    - На наших занятиях мы любим составлять из имён букв нравственные поучения, азбучные молитвы, правила мудрости.

    - Сейчас у нас объявля$ется «Минутка творчества». Вы побываете в роли сочинителей. Попробуйте на листочках написать небольшой, но связный текст вашей азбучной мудрости (дети зачитывают свои варианты поучений и наставлений).

    - А теперь послушайте мой вариант: Я буквы ведаю (знаю), говорю Добро есть! Живите, люди, в совершенстве на земле! И мыслите, как подобает людя$м!..

    7) Работа над смыслом библейской заповеди, связь с темой занятия

    - Слово Божие изначально было передано в буквах и словах церковнославян-

    ского языка. Давайте прочтём главное правило, заповедь Божию, которая

    записана на доске:

    Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти б$удет.

    - Что означают подчёркнутые слова? («Чти» – уважай, почитай; «благо» – добро, блаженство, счастье).

    - Как понимаете эту заповедь? (Чти отца своего и матерь свою, и счастье тебе будет, т.е. продлятся дни твои).

    - Как святое правило о любви к родителям соотносится с нашим занятием?

    Вывод учителя:

    - Мы должны любить и почитать церковнославянский язык, заповеданный нам святыми Кириллом и Мефодием, потому что этот язык – священный предок, прародитель русского языка, наше духовное сокровище.

    - Запишите и запомните эту библейскую заповедь, сл$едуйте её наставлениям и старайтесь не нарушать её. (Дети записывают заповедь в рабочих тетрадях).

    3. Подведение итогов занятия

    - Чему было посвящено наше занятие?

    $- Что интересного вы для себя открыли?

    - Что запомнилось больше всего?

    - Чем обогатилась ваша душа?

    Дети высказываются. Педагог подводит итоги сказанного.

    Список использованной литературы:

    1. Буквицы заставныя: По рукописям XI-XVI веков. Книга для раскрашивания / Сост. Н.П.Саблина. СПб.: Ижица, 2002.

    2. Макарова Е.В. Методические рекомендации преподавателю церковнославянского языка. М.: «Православная педагогика», 2003.

    3. Саблина Н.П. Буквица славянская. Поэтическая ис$тория азбуки с азами церковнославянской грамоты. Ижица. СПб., 2002.

    Post Comment