Методическая разработка "День Здоровья в начальной школе"

$

День Здоровья в начальной школе

Методическая разработка модульного построения

Дня Здоровья в начальной школе.

$

Авторы:

Спирина Людмила Анатольевна

учитель начальных классов первой квалификационной категории,

руководитель Службы здоровья,

$методист высшей квалификационной категории

Финагина Ольга Валерьевна

учитель физики и информатики высшей квалификационной категории,

заместитель директора по УВР высшей квалификационной категории,

методист высшей квалификационной категории

2013 г.

Введение

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» подчеркивается: «Облик школ, как по форме, так и по содержанию, должен значи$тельно измениться. Мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет увлекательно и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом… Насыщенная, интересная и увлекательная школь$ная жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни». В этом документе также сказано, что необходимо будет создать, как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят». Эта задача актуальна и в связи с разработкой и внедрением образовательных стандартов нового поколения, ведь в них весомое значение приобретет внеаудиторная занятость учащихся – кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия, занятия в творческих объединениях системы дополнительного образования детей.

В Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургс$кая школа 2020» ставятся задачи «обеспечение полноценных условий взросления, социализации всех контингентов детей…Выращивание ответственных граждан, социально активных лидеров, способных к принятию самостоятельных решений и участию в общественно-государственном управлении». Отмечается, что для решения этих задач «необходимо провести специальную работу по выявлению и закреплению инициатив в детско-молодежной среде по организации новых форм социального лидерства и позитивной самоорганизации» при этом необходимо достичь «в Петербургской школе здоровьесозидающей образовательной среды (ЗОС), функционирующей на основе идеологии культуры здорового образа жизни, организации здоровьесозидающего уклада». Таким образом, в школах Санкт – Петербурга построение образовательной среды школы должно опираться на принципы бережного сохранения здоровья ребенка и не перегружать существующие ресурсы образовательного учреждения. Решение задачи выявления и поддержки талантливых детей должно идти только при создании и развитии в ОУ здоровьесозидающей среды как непременного компонента образовательного пространства. Образовательное пространство рассматривается как уни$кальная целостность, возникающая в процессе согласования мотивов, ценностей, интересов всех субъектов, заинтересованных в инновационных результатах образования (учащихся, родите$лей, педагогов, государства, общества, производства и др.). Таким образом, возникает необходимость развития и объединения школьного сообщества на современных принципах социального партнерства учащихся, педагогов и родительской общественности. В Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020» отмечается, что модернизация в системе образования должна способствовать выращиванию «успешных и здоровых жителей города, России», а для этого необходимо создавать «комфортную здоровьесберегающую среду». Создание комфортной здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении, и на каждом урочном и внеурочном занятии очень важно. Анализ общего образования в Санкт-Петербурге в контексте приоритетов национальной концепции «Наша новая школа» позволил выявить необходимость разработки новых подходов к реализации задач здоровьеформирования обучающихся. Осуществляя поиск новых методических форм для реализации этих задач, педагогический коллектив гимназии обратился к проблеме совершенствования сложившихся ранее и уже ставшими традиционными мероприятиями в области здоровьесбережения. Наиболее массовым из подобных мероприятий является общешкольный День Здоровья. Совершенствованию этой формы работы и посвящена была наша экспер$иментальная работа, в результате которой мы пришли к возможности перестройки этой формы на модульной организационной основе. Это дает возможность уйти от унификации процесса и сделать его более вариативным при сохранении целенаправленности и соответствия возрастным потребностям учащихся и родителей.

Образовательное содержание Дня здоровья отбирается и организовывается исходя из современного представления о модульной организации образовательного процесса.

Модуль$ – относительно самостоятельная (логически завершенная) по отношению к заданным результатам обучения единица образовательной программы, предназначенная для освоения определенной компетенции или набора взаимосвязанных компетенций, необходимых для выполнения определенной деятельности.

Деятельность каждого класса в этот день организована в самостоятельный завершенный модуль и объединенный единой образовательной задачей, которая определяет стр$уктуру сценария модуля, а также его тему. Важно отметить, что модульное построение позволило также активизировать субъектную позицию учащихся и родителей через активное участие в построении и проведении модуля.

Цель методической разработки: построение здоровьесозидающей образовательной среды ОУ, способствующей формированию культуры здорового и безопасного образа жизни через инициацию и культурное оформление социальной активности родительской общественности.

Задачи:

  1. Разработка и реализация мероприятий способствующих

  • утверждению здорового образ$а жизни, воспитания физических,

морально- этических и волевых качеств

  • развитию и поддержке талантливых детей

  • профилактике вредных привычек и правонарушений

$ 2. усиление социального партнерства школы с родителями,

бизнес - организациями и учреждениями.

Технология модульного построения Дня Здоровья:

  1. Подготовительный этап: Представители школьного спортивно-оздоровительного клуба (учителя и члены родительского актива) проводят координационное совещание (за 1 месяц до даты мероприятия), в ходе которого определяют тематику мероприятий модуля для каждого класса, их количество в течение дня. В течение месяца родителя занимают$ся поисков социальных партнеров, которые проведут тематические лекции, а учителя разрабатывают уроки.

  2. Этап реализации.

Опишем апробированную нами структуру модуля. Модуль для класса включает следующие компоненты:

1 компонент$: Урок здоровья с использованием здоровьесозидающих и иных современных педагогических технологий (тема и задачи определяются субъектами образовательного процесса совместно). Временной хронометраж: 9.00 - 9.45

2 компонент$: Конкурс стендов классов, участников клуба «Олимпиец», посвященных здоровому образу жизни. Временной хронометраж: 9.45 – 10.15.

3 компонент: Классный час по отдельной проблеме здоровья и здорового образа жизни. Временной хронометраж: 10.15 – 11.00.

4 компонент: Динамическая пауза$. Временной хронометраж: 11.00 - 11.20.

5 компонент: Интерактивные встречи, подготовленные родителями или социальными партнёрами, на различные темы в области здоровья и здорового образа жизни. Временной хронометраж: 11.20 – 12.05.

  1. Аналитический этап.

$По результатам проведения Дня здоровья каждому классу предлагаются рефлексивные задания: Рисунки – рефлексии (учащ$иеся 1-2 классов) и Эссе-рефлексии (учащиеся 3-4 класса). Материалы вывешиваются на сайт.

В завершении модуля проводится методическое совещание с целью анализа результатов проведения мероприятий (участвуют совместно учителя и представители родительской общественности).

Более подробно рассмотрим реализацию данного мероприятия на примере Дня Здоровья во 2 классе.

1 к$омпонент модуля: Урок здоровья.

Методическая разработка уроков

по литературному чтению

Что расскажут

о здоровье

наши любимые книги?

(1-2 класс)

$

$

Автор:

Спирина Людмила Анатольевна

учитель начальных классов,

руководитель Службы здоровья,

методист

$

Аннотация

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения 2-х уроков по формированию культуры здорового образа жизни с использованием предметного содержания по литературному чтению «Что расскажут о здоровье наши любимые книги?» в рамках изучения раздела «Мои любимые писатели» или «Мы идём в библиотеку». Методическая разработка может быть использована педагогом в 1-2 классах в зависимости от учебной программы и подготовленности обучающихся.

На уроках обучающиеся знакомятся с различными аспектами здорового образа жизни, с разными жанрами литературы, актуализируют содержание произведений любимых писателей, в которых отражена тема здоровья, учатся ан$ализировать литературное произведение с позиции раскрытия главной темы.

На первом уроке (Уроке здоровья) педагог готовит обучающихся к выполнению проекта по теме, связанной со здоровьем и здоровым образом жизни. Обучающиеся должны подобрать материал, раскрывающий тему проекта. Методическая разработка содержит список литературных произведений и их интернет-ресурсов, рекомендуемых обучающимся для совместного поиска с родителями в Интернете и дальнейшего изучения. На втором уроке (Классном часе) выполняется проект.

При проведении урока используется мультимедийное приложение, созданное в программе Microsoft Power Point и мультимедийный комплекс.

$Применение мультимедийного приложения повышает познавательный интерес учащихся. При разработке урока учитывались нормативы СанПиН, в которых отмечается ограниченное использование средств ТСО на уроках в начальной школе.

Данная разработка включает также материал для снятия зрительного напряжения после использования мультимедийного комплекта; для снятия мышечного напряжения в ходе урока проводится физкультминутка.

В качестве$ здоровьесозидающих технологий используется поисково-исследовательская, проектная деятельность. Используются здоровьесозидающая форма работы, когда дети объединяются в пары и группы. Применяется личностно-ориентированный подход, каждый обучающийся самостоятельно выбирает материал, наиболее интересный и близкий для него при выполнении проекта.

Данные открытые уроки проводились в рамках здоровьесозидающей деятельности ОУ в День здоровья, на который были приглашены родители, коллеги и другие гости образовательного учреждения.

Основная часть $методической разработки урока

Тема здоровья в литературных произведениях

Цели урока: научить обучающихся анализировать литературные источники с позиции раскрытия главной темы.

$Тип урока: обобщение и закрепление полученных знаний.

Задачи урока по формированию УУД:

- формирование мотивации к здоровому образу жизни и расширении представлений о здоровом образе жизни;

- продолжить формирование умения определять главную идею литературного произведения,

- продолжить формирование умения определять жанр литературы,

- совершенствовать читательские навыки,

- формировать регулятивные умения: действовать по плану, стремить к выполнению поставленной задачи, самостоятельно выполнять задание,

- отработать метапредме$тное познавательное умение анализировать,

- продолжить отрабатывать матепредметное умение работать с мультимедийным приложением.

Оборудование урока:

$Средства ИКТ

1. Мультимедийный комплект (проектор + компьютер + экран)

или компьютер с выходом на ЖК-экран.

2. Аудио проигрыватель.

Дидактический материал

1. Цветовые карточки настроения.

2. Раздаточный материал «Пословицы и поговорки»

$3. Список литературы с интернет-ресурсами.

4.Мультимедийное приложение

(выполненное в программе Microsoft Power Point, в данной разработке представлено$ в приложении на диске)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Рано солнышко встаёт

И спешит скорей в обход.

Как, ребятушки, живете?

Как здоровье, как животик?

Одолела вас дремота?

Шевельнуться неохота?$

Всем командую: "Подъём!”

Мы уроки проведём.

2. Определение состояния обучающихся.

Заполняется ячейка «начало урока» в карточке «Моё настроение». (Приложение 1$).

3. Игра «УГАДАЙ». Чтение. (Отработка навыка чтения).

$Педагог даёт задание отдельным ученикам прочитать текст на экране (загадки), а остальных учащихся просит показать то, о чём идёт речь. (Затем на экране появляется ответ.)

Слайды 3-9

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (глаза)

Он нужен для дыхания,

Ещё - для обоняния. ($нос$)

В одной комнатушке

Соседи живут:

Одни всё кусают,

Другие – жуют. (зубы)

Не лишился друг, что$б слуха,
Не кричи ему ты в ... (
ухо)

Чтоб ходить и прыгать мог

У меня есть пара … (ног)

$Любят труд, не терпят скуки

Всё умеют наши … (руки)

Их не сеют, не сажают,

Они сами вырастают.

Не в лесу, не на опушке,

На затылке, на макушке. (волосы)

- А к какому жанру относятся эти стихотворения?

- Загадки.

$ Далее учитель начинает фразу, а учащиеся заканчивают. (Первую фразу для образца может полностью назвать педагог).

Главное, чтобы

ваши глаза… хорошо видели.

$ Нос … чувствовал запахи.

Зубы – были крепкие и здоровые.

Уши$ – хорошо слышали.

и т.д.

4. Определение темы и цели урока.

Учитель предлагает обучающимся назвать тему урока и подводит к тому, чтобы была названа тема «Здоровье».

А какой у нас урок? - Литературное чтение.

Поэтому мы будем говорить не просто про здоровье, а о том, как эта тема раскрывается в произведениях ваших любимых писателей.

$ И тема сегодняшнего урока «Что расскажут о здоровье наши любимые книги? »

5. Гимнастика для глаз. (Выключить экран! Играет мелодия Шопена.)

Раз, д$ва, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем…

А теперь мы поморгаем…

6. Чтение отрывков из произведений К.И.Чук$овского.

Первый отрывок. (Читает ученик)

Слайд 10

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

$

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Обучающиеся продолжают строки.

- Как называется это произведение и кто автор?

- «Айболит». К.И. Чуковский.

- Скажите, какая основная идея в этом произведении? $

Обучающиеся высказывают своё мнение.

$Учитель подводит учеников к тому, что идёт речь о докторах и лечение.

- А как вы считаете хорошо, когда люди и животные вынуждены обращаться к докторам?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Делается вывод, что лучше быть здоровым.

Чтение следующего отрывка$ из произведения К.И. Чуковского (Читает ученик).

Слайды 11-12

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

$А нечистым

Трубочистам –

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

$Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, -

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде – $

Вечная слава воде!

- Вспомните название этого произведения.

- «Мойдодыр».

- А какая главная мысль в этом произведении?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

$ Делается вывод, что автор, говорит о важности умывания, чистоты и гигиены.

- Как автор подчёркивает важность умывания, прочитайте строки?

Учащиеся работаю с текстом. Читают отрывки. (Выключить экран!)

- А как вы ду$маете, почему К.И. Чуковский затронул тему гигиены в своём произведении?

- Как мы можем назвать такую историю? (Поучительной. Учит детей чистоплотности. )

- А что ещё надо делать по утрам? (Зарядку)

$- А мы проведём физкультминутку.

7. Физкультминутка.

Вышли уточки на луг 
Вышли уточки на луг, 
Кря-кря-кря! (Шагаем.) 
Пролетел веселый жук, 
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) 
Гуси шеи выгибают, 
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) 
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) 
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) 
Шарик тоже зарычал, 
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) 
Зашептал в воде камыш, 
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) 
И опять настала тишь, 
Ш-ш-ш. (Присели.)

8. Продолжение работы с п$роизведениями К.И. Чуковского.

Чтение $следующего отрывка (Читает ученик).

Слайд 13

"Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять,
А поганых тараканов я повыведу,
Прусаков и пауков я повымету!"
$

- Назовите главную героиню этой истории. (Федора)

- А как называется произведение? (Федорино горе)

- Как вы думаете, почему автор так назвал своё произведение?

$Чему нас учит эта история?

Обучающиеся высказывают своё мнение.

Делается вывод, что дома должно быть чисто, посуду надо мыть, за вещами следить.

- Найдите строчки в тексте, которые позволяют понять мнение автора о главной героине и её поступках.

Обучающиеся работа$ют с текстом. Читают отрывки.

9. Работа в парах.

Слайд 14

Предлагается 5 пословиц.

- Чистота - залог здоровья.

- Сладко естся, так плохо спится.

- С курами ложись, с петухами вставай.

- Здоровью цены нет. 

- Здоровому все здорово.

$ Обучающиеся должны выбрать те, которые отражают главную мысль произведений К.И. Чуковского. Обсудить в паре.

10. Обобщение.

- Какие пословицы вы выбрали и почему? (Обучающиеся отвечают).

- Почему важно уметь определять главную мысль литературного произведения?

Обучающиеся делают в$ыводы.

Слайд 15

- Давайте вспомним ещё раз, какая главная мысль произведений К.И. Чуковского, которые мы с вами$ сегодня вспомнили?

Обучающиеся отвечают.

- К какому жанру можно отнести произведения К.И. Чуковского и почему?

Обучающиеся отвечают. (небылицы)

- Вспомните произведения, в которых раскрывается тема $«Здоровье».

Обучающиеся вспоминают и называют произведения и авторов.

Слайд 16 (Раскрытие темы здорового образа жизни в живописи)

- Многие авторы раскрывают в своих произведениях тему «Здорового образа жизни» и ваша домашняя работа будет связана с поиском таких произведений.

11. Домашнее задание

Подобрать отрывки$ из литературных произведений, пословицы, поговорки, иллюстрации и другой материал, раскрывающий тему здоровья и ЗОЖ. (Приложение 2).

На следующем уроке выполнение проекта по теме, связанной со здоровьем и ЗОЖ.

12. Рефлексия.

На выданных листочках написать $одним словом, что запомнилось.

Заполнить ячейку «конец урока» в карточке «Моё настроение» (Приложение 1).

$13. Формирование групп для выполнения проекта.

Учащимися называются 5 учеников, наиболее активно работающих на уроке. Они выбираются руководителями проектной группы. Руководителям группы выдаются 6 кружков определённого цвета, чтобы он потом сформировал группу и раздал отличительный символ.

Каждая группа выбирает одну пословицу, которая будет являться темой совместного проекта (Приложение 3).

Рекомендации по проведению следующего урока *

На следующем уроке рекомендуется обучающимися выполнить проект по$ теме, связанной с раскрытием темы «Здорового образа жизни» в литературе. Обучающиеся заранее должны быть разделены на проектные группы, заранее побирается тематический материал.

План работы

I. Подготовка

1. Руководитель проектной группы называет выбранную на предыдущем занятие пословицу, которая будет являться название проекта.

$ 2. Обучающиеся, каждый в своей группе показывают собранный материал (отрывки из литературных произведений, иллюстрации и т.д.)

3. Происходит отбор материала для проекта из всего собранного.

4. Распределяются обязанности в группе.

$II. Выполнение проекта

1. На листе А3 выкладывается отобранный материал.

2. Выполняется проект.

3. Оформляется проект.

4. Выбирается обучающийся для защиты проекта

(это не обязательно руководитель проекта)

III. Защита проектов.

$ 1. Называется тема проекта (пословица).

2. Демонстрируется проект.

3. Презентация проекта, с пояснением, что использовали для раскрытия темы.

IV. Обсуждение проектов.

1. Какой проект понравился и почему?

2. Удалось ли раскрыть тему проекта?

3. Пожелания.

V. Рефлексия.

Какую тему хотелось бы изучить через прочтение и обсуждение литературных произведений?

Во время выполнения проекта педагог координирует работу в группах, помогает отобрать материал. После за$щиты проектов педагог говорит о положительных сторонах проекта.

* При проведении уроков в один день, рекомендуется заранее (за неделю) дать список литературы и за$дание по сбору материала, что эффективнее, чем готовить материал за короткий срок.

Заключение

Методическая разработка позволяет педагогу не только решить учебные задачи по литературному чтению, связанные с отработкой навыков чтения и умению определять главную мысль произведения, но и позволяет решить важные воспитательные задачи по формированию здорового образа жизни у обучающихся.

Свободный выбор тематики проектов, применение мультимедийного приложения позволяет повысить познавательный интерес у обучающихся к теме урока здоровья, а также развить мотивацию к здоровому образу жизни. Использо$вание игровых форм на уроке позволяют учащимся воспринимать материал более позитивно, без особого напряжения, что положительно сказывается на их самочувствии и сохранении позитивного психического состояния.

Чтобы учащиеся не воспринимали использование мультимедийного приложения как развлечение, им даётся установка на то, что материал можно будет использ$овать при создании проекта.

Занятие предусматривает работу в парах, группах, а также индивидуальную и коллективную деятельность. На наш взгляд важно, что учащиеся выполняют совместный проект в группе, что дает возможность развивать опыт успешной совместной творческой деятельности.

Библиография

  1. Стратегия развития образования Санкт-Петербурга 2011-2020 «Петербургская школа 2020». Санкт-Петербург, 2010

  2. Чуковский К.И. Стихи и сказки/ Корней Чуковский, ил. Владимира Канивца. – М.Эксмо, 2009. – 160 с.:ил.

  3. $Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательном учреждении, №189 от 29.12.2010.

  4. Пословицы и поговорки о здоровье$

(приложение: фильм на диске о деятельности клуба в начальной школе)

3 компонент модуля:

Классный час с использованием различных технологий в области здоровья и здорового образа (в данном примере продолжение 1 урока). Все рекомендации к его проведению представлены в методической разработке урока.

$ 4 компонент модуля:

Динамическая пауза

Рекомендации, по проведению модуля 4: ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

Выстраиваем ее по определенному плану:

- наблюдение в природе

- организованная игра (знакомство с новой игрой) или организованная спортивная деятельность («веселые» упражнения, «дорожка с препятствиями»).

- свободное время – самостоятельная двигательная активность

- подвижные игры по желанию детей (любимые) с внесением услож$нения.

-заключительная часть (проходим «змейкой» по замысловатой дорожке, где ведущим может быть каждый из детей), успокаиваемся, собираем внимание и возвращаемся в школу.

Если проведение динамическ$ой паузы на площадке не возможно, в связи с погодными условиями, то проводим в хорошо проветренном помещении. Это могут быть рекреация, класс (специально подготовленный).

В программу динамических пауз включено:

общеразвивающие упражнения, которые выполняются на уроках физкультуры и знакомы детям (упражнения на различные группы мышц).

ритмическую гимнастику

$У нас есть замечательная возможность проводить ее специалисту.

В школе работает студия бальных танцев и педагоги этой студии иногда проводят с детьми «занятия».

Когда такой возможности нет, мы с детьми «придумываем» движения под музыку знакомых песен (например, песня «Чунга – Чанга») или движения просто показываются. Дети, посещающие танцевальную студию, часто выступают инициаторами, становятся ведущими.

$ подвижные игры.

В зависимости от места проведения динамической паузы выбирается и содержание подвижных игр:

- на свежем воздухе - игры, которые требуют свободного пространства, большей активности.

Дети очень любят играть: «Чур у дерева»

«Два мороза»

« На новое место»

$ «Северный и южный ветер»

«Птицы без гнезда» и др.

- в рекреации - игры, не создающие «эмоционального шума».

Это игры: «Второй лишний»

«Вызов номеро$в»

«Река и ров»

«Путанка»

$

«Тропинка» и др.

- в классе – игры, которые можно проводить на ограниченной площади.

Играем в: «Карлики» и «великаны»

«Ручеек»

«Совушка»

$«Узнай, кто затейник»

« Мяч по кругу» и др.

Кроме того, необходимо учитывать индивидуальное развитие двигательной активности ребенка. По степени подвижности дети разделены на три группы: с большой подвижностью, средней и малой. Можно достаточно объективно оценить индивидуальную подвижность учащегося, наблюдая за ним в часы самостоятельной деятельности, во время перемен и уроков. Дети с большой подвижностью всегда заметны. Они находят возможность двигаться в любых условиях. Движения их быстры, резки, часто, как кажется, бесцельны. Чрезмерно подвижный ребенок неусидчив во время уроков, всегда ищет$ дополнительные движения на уроках физкультуры, часто в его поведении наблюдается бессознательная беготня во время перемен. Из – за высокой интенсивности движения он как бы не успевает вникнуть в суть своей деятельности, не может управлять в должной степени своими движениями.

Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем для нервной системы, поэтому такие дети отличаются неуравновешенным повед$ением, чаще других попадают в конфликтные ситуации.

Руководство поведением чрезмерно подвижного ребенка в данном случае должно выражаться не в снижении двигательной активности, а просто в регулировании интенсивности его движений.

Особым регулирующим приемом является внесение осмысленности в двигательную деятельность, то есть научить двигаться разумно! Таких детей необходимо учить точным движениям. Например, особенно для них полезны все виды и способы лазания, упражнений в равновесии, общеразвивающие упражнения на ограниченной площади.

$Поведение детей со средней подвижностью плавное и спокойное, подвижность их ритмична на протяжении всего дня. Движения их целенаправленны, четки. Их двигательная активность саморегулируема, не требует особого внимания взрослых.

Малоподвижный ребенок как бы боится пространства, робок со сверстниками, его трудно вовлечь в общую подвижную игру. Для него характерна общая вялость, пассивность, он устает быстрее других детей. Таких детей необходимо «невзначай» вовлекать в активную двигательную деятельность.

Необходимо открыть еще одну сторону динамической паузы.

$Во время динамической паузы, организованной в рамках ритмической гимнастики, где присутствует музыкальное сопровождение,

ребенок малой подвижности чувствует эмоциональный комфорт, непринужденная обстановка раскрепощает его (так как не надо выполнять упражнения строго по заданию). Можно сказать, что в какой – то степени появляется интерес к двигат$ельной активности, уверенность – я могу и я не боюсь.

ребенок большой подвижности тоже чувствует себя эмоционально комфортно, так как правильно подобранная музыка его «по – своему» организовывает, ему легко даётся выполнение движений – ему это нравится; музыкальный ритм не дает ему сделать лишние движения, но и не тормозит его старания.

Что касается динамической паузы, организованной в рамках подвижных игр, то здесь две стороны «медали».

С одной стороны хочется отметить возможность разделить класс на три группы (по степени подвижности) и выбирать для каждой свои подвижные игры. Ребенок, играя в игры соответствующие его степени подвижности не чувствует себя проигравшим, справляется с правилами и получает положительные эмоции.

С другой стороны, если подвижные игры объединены в один сюжет, то в общей иг$ре можно распределить роли в зависимости от подвижности ребенка. Ребенок берет на себя определенную роль и справляется с ней успешно (своего рода социальная адаптация). А во – вторых, если игра «приживается», все так увлечены действием, что забывают, «кто какой подвижно$сти» и в этом случае возможна смена ролей (медлительный косолапый мишка - стал быстроногим зайцем) – таким образом можно скорректировать физическую активность детей (то есть даем возможность «примерить» на себя другую роль).

5 компонент модуля:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ВСТРЕЧИ, подготовленные родителями или социал$ьными партнёрами, на различные темы в области здоровья и здорового образа жизни.

Рекомендации: темы ВСТРЕЧ - лекций должны быть привязаны к содержанию МОДУЛЯ и актуальной ситуации в сезонный период.

Лекция – 20 минут (приложение: презентация ХЗ)

«Хорошие зубы – залог здоровья»

$

Физкультпауза – 5 минут (проводит учащийся).

$Рекомендации: предварительно проводится конкурс среди учащихся на лучшую физкультпаузу.

$Лекция – 20 минут (приложение: презентация ППЗ)

«Профилактика простудных заболеваний»

Post Comment