Методическая разработка внеклассного мероприятия «Новеллы о любви»

Областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Белгородский техникум общественного питания»

$

Методическая разработка

$внеклассного мероприятия

«Новеллы о любви»

Литературно- музыкальная композиция

$

Подготовлена: Мусатовой Г.В.,

преподавателем русского языка и литературы

2014

Новеллы о любви

Форма проведения: Литературно-музыкал$ьная композиция

$

Цели:

  1. Содействовать формированию нравственной культуры студентов, пониманию значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, её многоликости.

  2. Способствовать воспитанию бережного отношения к своим чувствам и чувствам других людей.

  3. Создать условия для формиров$ания у студентов правильного отношения к любви как высшей человеческой ценности.

Эпиграф: Однообразно и пустынно

Однообразием сильна,

Проходит жизнь…

И в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

(Зинаида Гиппиус)

Оформление: Рассказ сопровождается показом слайдов.

Оснащение: Мультимедийная установка, презентация на тему «Новеллы о любви», музыка: Бетховен « Appassionata», песня «Только ра$з бывает в жизни встреча», музыка Г. Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель», П.И.Чайковский «Сентиментальный вальс», вальс Е.Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь», песня «Натали» (муз. Е. Мартынова, сл. А. Дементьева), муз. из рок- оперы «Звезды и смерти Хоакина Мурьетты», романс «Гори, гори, м$оя звезда», Бетховен «Лунная соната», песня «Я тебя никогда не забуду» из спектакля «Юнона и Авось» (муз. Рыбникова, ст. Вознесенского), «Эхо любви» (ст. Р.Рождественского, муз. Е.Птичкина).

Ход мероприятия

$ Звучит “Appassionata”Бетховина

Горит свеча, девушка за столиком склонилась над письмом. Юноша читает письмо Желткова из «Гранатового браслета» Куприна. Голос юноши за сценой.

Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, $ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас.

Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял с$ебя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».

Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни $человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто воплотилась вся красота земли…

Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас… сладким бредом…

Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: Ваш платок, который Вы забыли на стуле на балу в Благородн$ом собрании. Вашу записку,— о, как я ее целовал,— ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе… Кончено.

Если Вы обо мне вспомните, сыграйте сонату D-dur N2, ор. 2.

Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог В$ам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Звучит «Appassionato» Бетховена.

$ Юноша продолжает читать на фоне музыки.

Вот сейчас я Вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: «Да святится имя Твое».

Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. «Да святится имя Твое».

Вспоминаю каж$дый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя Твое»

«В предсмертный печальный час я молюсь только о тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: «Да святится имя Твое».

«Ты, ты и люди, которые окружали тебя, вы все не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я $в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава тебе».

«Да святится имя Твое$».

С последними звуками музыки гаснет свеча.

Появляются ведущие

Ведущий: Я думаю, что любая женщина мечтает о таком послании. Только любящее сердце способно сказать такие слова. Сегодня мы поговорим с вами о любви, о том, как любили великие люди.

Ведущий: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь»,- сказал И.С.Тургенев.

Ведущий: Любви все возрасты покорны. О любви сказаны миллионы $слов и написаны горы книг. Как поётся в известной песне: « О любви не говори, о ней всё сказано». И всё же для каждог$о нового поколения, вступающего в жизнь, философия любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройти нелегкий путь обретения и потерь.

Ведущий: Романисты и поэты, композиторы и художники возвысили любовь до уровня всемогущей силы, правящей ходом мировой истории. Театр, кино, музыка, живопись, скульптура дают нетривиальное понимание любви. Художественная литература, создавая живое, богатое, многостороннее изображение любовного чувства, предлагает множество мудрых раздумий, глубоких суждений, метких а$форизмов, которые могли бы составить целые тома.

Ведущий: Любовь…В ней, как в истории жизни на Земле, постоянно появляется нечто новое. Оставаясь, по сути, уникальным духовно- телесным совпадением двух личностей, она обогащалась новым состоянием человеческой души - живой, ищущей, развивающейся. И это, как в зеркале, отражено в поэзии.

Поэт Катулл после очередной измены $любимой открыл, что обманутым сердцем можно сильнее хотеть, но невозможно любить, он же рассказал о том, как усложнилась человеческая душа, и поднял любовь на новую высоту.

Читая древних поэтов, мы склонны думать, что они не рассказывали о живом человеке, а отдавали дань поэтической моде.

$Ведущий: Культ женщины и « любовь издалека», которым посвящены были песни трубадуров, действительно кажутся на расстоянии веков несколько надуманными и условными.

Первый труб$адур, Гийом де Пуатье, оповестил мир, что его дама - для него свет и спасение, что любовь, которая освещает сердце, преображает, придает новый смысл жизни. Это зародившееся в Провансе евангелие любви, словно на крыльях, перекинулось на север и покорило все феодальные замки. Наряду с общественным строем возник феодализм в любви, где женщина была сюзереном, а мужчина - вассалом.

Ведущий: Каждый странствующий трубадур на площади Авиньонского собора пел по воскресеньям заповеди смирения, преданности, верности и послушания женщине - ангелу. Девушка тех времен вместе с молитвой усваивала истину, что любовь- это$ награда, наивысшая ценность, проявление души, источник добродетели и совершенства.

Звучит песня «Только раз бывает в жизни встреча»

Ведущий: Эпоха Возрождения началась, в сущности, не с великого зодчес$тва, живописи и открытий, а с великой любви. Однажды девятилетний мальчик Данте увидел девочку Беатриче, « одетую в благороднейший алый цвет», и, став поэтом, рассказал о любви к ней в книге «Новая жиз$нь», потом в «Божественной комедии». Может быть, он и не стал бы великим, если бы не полюбил, не изведал космическую мощь чувства, «что движет солнце и светила». Этой строкой, как известно, заканчивается «Божественная комедия».

Чтец: Я часто думал, скорбью утомленный,

Что мрачен я не по своей вине.

Себя жалел, пылая как огонь в огне;

Твердил: «Так не страдал еще влюбленный!»

О, сколько раз, нежданно осажденный

$ Жестоким богом, в сердца глубине

Я чувствовал, что дух один во мне

Ёще живет, любовью озаренный.

Стремился вновь волнение унять

В моем бессилье и изнеможенье

$ Чтоб исцелиться, к вам я шел, спеша.

Осмеливаясь робкий взгляд поднять,

Я чувствовал такое сотрясенье,

Что мнилось мне- из жил бежит душа.

Звучит музыка Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»

$

Ведущий : Музыканты и поэты, художники и писатели из года в год, из столетия в столетие обращаются к вечной теме любви, потому что это чувство связывает все живое на Земле, помогает в трудные минуты, согревает душу. Романтичная и нежная, робкая и страстная, преданная и безответная…-какой разной бывает любовь….

Она может дарить радость и причинять боль. А еще наполняет нашу жизнь смыслом. Без нее пусто даже самому благополучному преуспевающему человеку. Любовь- это то, с чего начинается челов$ек.

Чтец: Все начинается с любви…

Твердят

«Вначале

было

$ слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви:

И озаренье,

и работа

глаза цветов,

глаза ребенка –

все начинается с любви.

Все начинается с любви.

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

даже ненависть –

родная

и вечная

сестра любви.

$ Все начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох,

Трагедия,

тоска

и подвиг –

$ все начинается с любви…

Весна шепнет тебе: «Живи»…

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься,

И начнешься.

Все начинается с любви!

Ведущий: Любимая, любимый…Какими толь$ко словами не обращались к тебе. Вслушайтесь!

О мой друг, нежный друг мой, сокровище мое, моя возлюбленная, душа моя, дорогая избранница, о мой любимейший, мой добрый друг, мой ангел, моя любовь, моя единственная, ангел мой, жизнь моя, мое второе я…

Ведущий: Во все времена о любви говорили, говорят и будут говорить. «Тайна сия велика есть…» — повторяем мы порой старинную, возвышенную формулу о любви, повторяем часто бездумно, а нередко и иронично.

А это действительно тайна. И она, в самом деле, велика. Эта тайна явственно живет в стихах и письмах великих поэтов и писателей…

$

Чтец: (читает Сонет 56 В. Шекспира)

Проснись, любовь! Твое ли острие
Тупей, чем жало голода и жажды?
К$ак ни обильны яства и питье,
Нельзя навек насытиться однажды.
Так и любовь. Ее голодный взгляд
Сегодня утолен до утомленья,
А завтра снова ты огнем объят,
Рожденным для горенья, а не тленья.
Чтобы любовь была нам дорога,
Пусть океаном будет час разлуки,
Пусть двое, выходя на берега,

Один к другому простирает руки.
Пусть зимней стужей будет этот
Чтобы весна теплей пригрела нас.

Ведущий: Мы говорим сегодня о большой любви, естественной и долгожданной, как солнце, расплавляющее изнутри тяжкое, уродливое тело тысячелетней тучи. Великие говорили: «Сказать „Я тебя люблю“ - значит сказать „Ты не умрешь“». Кто$ знает, может быть, они и не стали бы великими, если бы не полюбили, не испытали космическую мощь чувства, что движет солнцем и светилами. И дай вам$ Бог, чтобы и вы испытали это чувство.

Ведущий: Новелла первая. Петрарка и Лаура.

Ведущий: Кто-то из философов однажды сказал, что опыт любви - самый потрясающий опыт человека. Что бы ни говорили и ни писали о парадоксах любви, в этом потрясающем опыте существуют сумасшедшие закономерности, гармония странностей.

И чтобы понять любовь великого поэта Петрарки к Лауре, «заурядной жене» заурядного авиньонца,$ имевшей одиннадцать детей, надо знать историю этой любви.

Ведущий: Когда Петрарка увидел Лауру в одной из авиньонских церквей, ему было двадцать три, ей - двадцать. Она была уже женой, он - молодым ученым и поэтом. Когда она умерла, ей было за сорок. Петрарка пережил любиму$ю на двадцать шесть лет. Незадолго до своей смерти он написал: «Уже ни о чем не помышляю я, кроме нее».

Ведущий: Любовь Петрарки к Лауре часто называют идеальной: он любил на расстоянии.

Чтец: (читает сонет Петрарки)

$

Всегда любил, теперь люблю душою

И с каждым днем готов сильней любить

То место, где мне сладко слезы лить,

Когда любовь томит меня тоскою.

И час люблю, когда могу забыть

Весь мир с его ничтожной суетою;

Но больше - ту, что блещет красотою,

И рядом с ней я жажду лучше быть.

Но кто бы ждал, что нежными врагами

Окружено всё сердце, как друзьями,

Каких сейчас к груди$ бы я прижал?

Я побежден, Любовь, твоею силой!

И, если б я не знал надежды милой,-

Где жить хочу, там мёртвым бы упал!

Ведущий: В Амвросианской библиотеке в Милане хранится рукописный журнал сочинений Вергилия, принадлежавший Петрарке,- его любимая книга, его неразлучный спутник во всех странствиях. На обороте первой, $белой страницы находится запись, писанная собственноручно Петраркой; эта запись - единственное место, где он открыто засвидетельствовал свою любовь.

Юноша: (Читает. Звучит «Сентиментальный вальс»). Лаура, славная собственными добродетелями и долго воспеваемая моими стихами, впервые предстала моим глазам в раннюю пору моей юности, в лето $Господне 1327-е, в день 6-й месяца апреля, в церкви Святой Клары в Авиньоне, в час утренний; и в том же городе, в том же месяце апреле, в тот же 6-й день, в тот же первый час, лето же 1348-е, у сего света свет оный был отнят, когда я случайно был в Вероне, увы! Судьбы своей не ведая. Весть же горестная настигла меня чрез письмо моего Людовика в Пармс, в том же году, в день мая 19-й, поутру. Те$ло ее непорочное и прекрасное было погребено в усыпальнице братьев Миноритов в самый день смерти к вечеру; а душа ее, я уверен, возвратилась на небо, откуда была. Сие же, $на скорбную память о событии, с некоей горькой отрадою положил я написать именно в этом месте, которое часто у меня перед глазами, да ведаю, что в сей жизни ничто не должно мне более нравиться, и дабы частое созерцание сего и помышление о скоротечности жизни напоминали мне, что после того, как порваны крепчайшие сети, пора бежать из Вавилона, что помощию Божией благодати легко станет, если строго и мужественно буду памятовать суетные заботы, пустые надежды и печальные исходы минувшего времени.

Ведущий: Мы чувствуем в Петрарке живую, страдающ$ую, тоскующую душу - душу, вызывающую острое сочувствие и сегодня, потому что он любит не иде$альный, вымышленный образ, а живую земную женщину. Его сонеты - письма к ней.

Чтец: (читает Сонет Петрарки)

Лгут зеркала старик!
Я молодость твою делю с тобою.
Но если дни избороздят твой лик,
Я буду знать, что побежден судьбою.
Как в зеркало, глядясь в твои черты,
Я самому себе кажусь моложе.
Мне молодое сердце даришь ты,
И я тебе свое вручаю тоже.
Старайся же себ$я оберегать -
Не для себя: хранишь ты сердце друга.
А я готов, как любящая мать,
Беречь твое от горя и недуга.
Одна судьба у наших двух сердец:
Замрет мое - и твоему конец!

Ведущий: Новелла вторая. История любви Александра Сергеевича $Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой.

Пара танцует вальс.

Чтец: (читает стихотворение «Бал» Федотова)

Загадочно свечи мерцали,
Скользил под ногами паркет.
Был бал. И они танцевали
Любимый ее минуэт.
Воздушное белое платье
Касалось его сюртука,
Влюбленным и рукопожатья
Достаточно было пока.
Фамильная брошь золотая
Да тонкий алмазный браслет,
Металла невинность святая
За гением пылким вослед.
Была она так грациозна,
Так прелести юной полна,
Что дам пожилых и серьезных$
И тех покорила она.
Кружилась она и не знала,
Что будет с ним рядом века
Богиня столичного бала
В изящных своих башмачках.
Веселая музыка снова
Пьянила ее, как вино,
Она лишь пока Гончарова,
Ей Пушкиной стать суждено!
Качались у вееров перья,
Звон шпор, мишура эполет…
И девушки в платьях вечерних
Ревниво смотрели в лорнет.

Ведущий: Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому при$знанию поэта, Гончарова была его «сто тринадцатая любовь». Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем всеобъемлющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. Бурно прожитая молодость прошла, настал$а пора зрелости. Жажда личного семейного счастья, стремление любить и быть любимым - вот какие чувства владели им в эти годы.

Пушкин: Я встретился с Натали в декабре 1828 года. Когда я увидел ее в первый раз, я полюбил ее, голова у меня кружилась.

Ведущий: Уже в конце апреля 1829 года Пушкин сделал предложение. Ответ матери неопределенен: «Дочь еще слишком молода». Но Пушкин не впал в $отчаяние. 1 мая 1829 года он писал матери Натали - Наталье Ивановне Гончаровой:

Пушкин: « На коленях, проливая слезы благодарности, должен был бы я писать Вам теперь. Этот ответ- не отказ, Вы позволяете мне надеяться…Не обвиняйте меня в неблагодарности, если я ещё ропщу. Но извините нетерпение сердце больного и оп$ьяненного счастьем. Я сейчас уезжаю и в глубине души увожу образ небесного существа, обязанного Вам жизнью».

Ведущий: Мучаяс$ь ожиданием ответа, Пушкин уехал на Кавказ. И только в конце сентября возвратился в Москву, затем в Петербург.

Вдруг он неожиданно получил через знакомого привет от Гончаровых. Увидев в этом завуалированное приглашение вернуться, поэт, как на крыльях, полетел в Москву. В начале апреля 1830 года он сделал предложение вторично, и на этот раз оно было принято.

Пушкин: « Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую я любил целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой - она ..почти моя»

$ Ведущий: Но на пути к счастью снова преграды: размолвки с Натальей Ивановной, а тут еще эпидемия холеры и карантин задержали Пушкина на целых три месяца в Болдине.$

Наконец,18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитских ворот, Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом молодую красавицу-жену.

Чтец: (читает стихотворение А. Пушкина «Мадонна»)

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужд$енью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков
Пречистая и наш божественный Спаситель –

$
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец

Пушкин: «Я женат и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось - лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что кажется я переродился».

Ведущий: Письма Пушкина к Наталье Николаевне необычайно искренни, полны любви и нежности. В сравнительно короткий период совместной жизни - шесть лет, Пушкин несколько раз покидал Петербург, и им было написано жене$ 64 письма.

Пушкин: «Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был бы без тебя несчастлив…». Наталье Николаевне не было равных во всем Петербурге среди самых красивых женщин. Я тоже считал, что жена моя - прелесть, л$юбил «это милое, чистое доброе создание», любил ее душу больше красивого лица. Царица моя, мой ангел, красавица моя, кумир мой, прекрасное мое сокровище.

Ведущий: Давно нет Александра Сергеевича и Натальи Николаевны. Но остались письма и стихи - свидетельства их любви.

Звучит песня «Натали»(Слова А. Дементьева, музыка Е. М$артынова)

Ведущий: Новелла третья. Байрон и Тереза.

$

Звучит .Моцарт.

Ведущий: Великий английский поэт Джордж Гордон Ноэль Байрон был вынужден покинуть Англию и странствовать по свету. Последней любовью Байрона была Тереза Гвиччиоли, с которой он познакомился в Венеции. Ей было тогда шестнадцать лет, ему немногим более тридцати, но она уже была замужем за графом Гвиччиоли.

Любовь к Байрону стала для юной Терезы событием, которое изменило всю ее жизнь… А он писал ей восторженные письма.

Байрон: Сокровище мое… Если б$ы ты знала, как велика моя любовь к тебе, ты не подумала бы, что я способен забыть тебя хоть на единый миг. Тебе надо узнать меня лучше - быть может, ты когда-нибудь поймешь, что я хоть и не стою тебя, но истинно люблю. Где ты, моя Тереза? Все здесь напоминает о тебе - все осталось п$режним, но тебя нет… При разлуке тот, кто уезжает, меньше страдает, чем тот, кто остается… Я нахожу удовольствие только в мыслях о тебе, но не знаю, как я мог бы вновь увидеть те места, где мы бывали вместе,- особенно те, что священны для нашей любви,- увидеть и не умереть от тоски.

Сокровище мое, жизнь моя стала очень печальной и однообразной; н$и книги, ни музыка, ни лошади, ни собаки - ничто не доставляет мне удовольствия; общество женщин меня не влечет; о мужском я и не говорю. В течение нескольких лет я сознательно избегал сильных страстей. Я не хотел больше любить и не надеялся быть любимым. Ты обратила в бегство все эти решения; я теперь весь твой; я буду тем, чем ты пожелаешь - буду, быть может, счастлив твоей любовью, но покоя мне уже не знать никогда. Не надо было будить мое сердце. Но эти размышления запоздали. Я обладал тобой, и, каков бы ни был конец, я вечно буду всецело твоим. Целую $тебя тысячу раз и еще тысячу раз… Люби меня - твоего неизменно нежного и верного.

Чтец:

Как мне легко, как счастлив я в этот миг,

Когда, мой друг, речам твоим внимаю.

И кроткую любовь в очах твоих,

Задумчивый, читаю!

Тогда молчит тоска в моей груд$и

И нет в уме холодной укоризны.

Не правда ли, мгновения любви

Есть лучшие мгновенья нашей жизни!

Звучит музыка из рок-оперы «Звезды и смерти Хоакина Мурьетты».

Ведущий: Новелла четвертая. Денисьева и Тютчев.

Ведущий: Елена Александровна Денисьева в течение 14 лет была та$йной любовью замечательного русского поэта Федора Ивановича Тютчева.

Да, он люб$ил их обеих - и Денисьеву, и жену. Кем он был для них: злодей, не желающий делать зла, друг, бессильный совершить добро? Его убеждения находились в постоянном противоречии с его поступками.

Как все сплелось, как запуталось? Когда Леля - Елена Александровна Денисьева - умерла, наступило время страшного раскаяния. Тютчев жестоко укорял себя, что, в су$щности, именно он сгубил ее тем двусмысленным положением, в которое поставил, не имея сил порвать с семьей, где его любили и духовная привязанность к которой оказалась не менее сильной, чем его сердечное влечение.

Елена Александровна умерла, но осталось ее имя, олицетворяющее в отечественной литературе одну из вершин философской лирики поэта.

Чтец: (читает стихотворение Тютчева «Последняя любовь»)

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бро$дит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце н$е скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.

Звучит романс «Гори, гори, моя звезда».

Ведущий: Новелла пятая. Блок и Менделеева.

Ведущий: Ее мы посвя$щаем великому поэту, имя которого золотыми буквами вписано в историю русской поэзии. Значение творчества Александра Блока невозможно переоценить. Он - слава и гордость русской нации. Его поэтическая звезда сияет высоко над сегодняшним днем, а свет поэзии льется мерно, величаво и гордо.

Первый сборник стихов был написан в течение 1901 - 1902 годов. Назывался он «Стихи о Прекрасной Даме». Эта книга поразила всех чистотой и искренностью.

Чтец: Ты в поля отошла без возврата!
Да святится Имя Твое!
Снова красные копья заката
Протянули ко мне острие.
Лишь к Твоей золотой свирели
В черный день устами прильну$,
Если все мольбы отзвенели,
Утомленный, в поле усну!
Ты пройдешь в золотой порфире
Уж не мне глаза разомкнуть,
Дай вздохнуть в этом сонном мире,
Целовать излученный путь.

Ведущий: Стихи Блока наполнены лучезарными эпитетами в честь Прекрасной Дамы: $Лучезарное виденье, Таинственная Дева, Невеста, Величавая Вечная Жена, Святая Царевна, Голубая Царица земли, Звезда, Купина, Мировая Душа, Вечная Женственность. Кто же вдохновил Блока на создание этого цикла? «Стихи о Прекрасной Даме» посвящены Любови Дмитриевне Менделеевой, жене Блока. Их более 800. Они составили три первых цикла: «До света», «Стихи о Прекрасной Даме», «Распутья», которые принесли автору славу первого поэта России.

Чтец: (читает стихотворение Александра Блока «Незнакомка»)

$

По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытан$ные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседских столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In$ vino veritas» кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И о$чарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе ле$жит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине

Ведущий: Новелла шестая. Анна Ахматова и Николай Гумилев.

Ведущий: В дальних далях начала XX века взошла их поэзия, а вместе с ней и их любовь.

Сцена: Юноша и девушка говорят о свое$й любви, обращаясь к залу.

Ахматова: Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется что все- таки люблю.

$ Гумилев: Вот я один в вечерний тихий час,
Я буду думать лишь о Вас, о Вас.
Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,
И вновь душа пьяна и смятена.
Я брошусь на скрипучую кровать,
Подушка жжет… Нет, мне не спать, а ждать.
И крадучись я подойду к окну,
На дымный луг взгляну и на луну.
Вон там, у клу$мб. Вы мне сказали: «Да».
О, это «да» со мною навсегда.
И вдруг сознанье бросит мне в ответ,
Что вас, покорной, не было и нет,
Что ваше «да», ваш трепет у сосны,
Ваш поцелуй — лишь бред весны и сны.

Ахматова: Коля собирается приехать ко мне. Я безумно счастлива. Он пишет мне непонятные слова, и я хожу с письмом к знакомым и спрашиваю объяснений.

Он так люби$т меня, что даже страшно. Как вы думаете, что скажет папа, когда узнает о моем решении? Если он будет против брака, я убегу, тайно обвенчаюсь с Николя.

Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.
И тебе, печально благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.

Гумилев: Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену$, а колдунью.
Я думал- забавницу,
Гадал- своенравницу,
Веселую птицу - певунью.
Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как $будто хоронит
Кого-то,- и хочет топиться.
Твержу ей: крещеному
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.

Ведущий: К сожалению, брак Анны Ахматовой и Николая Гумилева не сложился. Расставшись, каждый из них пошел навстречу своей трагедии

На фоне печальной музыки звучит «Баллада о прокуренном вагоне» А.Кочеткова (читается в дуэте – по лицам)

Юноша. Как больн$о, милая, как странно,

Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

Как больно, милая, как странно

Раздваиваться под пилой.

$ Не зарастет на сердце рана,-

Прольется чистыми слезами,

Не зарастет на сердце рана,-

Прольется пламенной смолой.

Девушка. Пока жива, с тобой я буду –

Душа и кровь нераздвоимы, –

Пока жива, с тобой я буду –

Любовь и смерть всегда вдвоем.

$

Ты понесешь с собой повсюду –

Не забывай меня, любимый,

Ты понесешь с собой повсюду –

Родную землю, милый дом.

Юноша. Но если мне укрыться нечем

От жалости неисцелимой,

Но если мне укрыться нечем

От холода и темноты?

Девушка. За расставаньем будет встреча,

Не забывай меня, любимый,

$ За расставаньем будет встреча,

Вернемся оба – я и ты.

$

Юноша. Но если я безвестно кану –

Короткий свет луча дневного,-

Но если я безвестно кану –

За звездный пояс, в млечный дым?

Девушка. Я за тебя молиться стану,

Чтоб не забыл пути земного,

Я за тебя молиться стану,

Чтоб ты вернулся невредим.

$

Юноша. С любимыми не расставайтесь!

Девушка. С любимыми не расставайтесь!

Вместе. С любимыми не расставайтесь!

Всей кровью прорастайте в них!

Юноша. И каждый раз навек прощайтесь!

Девушка. И каждый раз навек прощайтесь!

Вместе. И каждый раз навек прощайтесь!

Когда уходите на миг!

Музыка затихает.

Звучит песня « Я тебя никогд$а не забуду» из спектакля «Юнона и Авось»

Ведущий: И закончить наш вечер мне хочется письмом неизвестной к неизвестному.

Звучит «Лунная соната».

Девушка (читает пи$сьмо). Хороший мой, любимый! Как рассказать тебе о моем счастье? Во все времена счастье было понятием отвлеченным. Это неверно. Ничего нет более зримого и вещественного, чем счастье. В течение трех дней я видела его, ощущала, дышала им, держала его в руках. Это сделал ты. Луна в радужном кругу, скрип голубого снега, заиндевевшие $волосы и ресницы — все это было счастьем… Мы катались с укатанной ледяной горки, и ветер свистел в ушах и до слез жег глаза. Мы падали, барахтались в снегу, карабкались по скользкой тропке… И это было счастьем. Счастьем была большая темная комната, где пахл$о хвоей и только что погашенными свечками… Счастьем была тихая белая мохнатая ночь, когда я одна ушла далеко, далеко от дома. Я шла по дороге, и все вокруг было полно мягкого белого рассеянного света, все казалось нежным и пушистым… А еще я помню утро — розово-голубое, чуть морозное, когда лыжи так чудесно шуршат по зернистому плотному снегу, а воздух такой свежести и чистоты, что его пьешь, как воду. Милый, с чем бы ни встречалась я в эти дни- все было счастьем… Как я благодарн$а тебе за то, что ни одна темная мысль, ни одно горькое воспоминание, ни одно печальное предчувствие не омрачили этих чудесных дней… Я так боюсь потерять чудесное свое счастье. Но вот сейчас, пока я ничего не знаю, пока я еще верю в самое лучшее, я хочу еще раз сказать тебе спасибо за счастье, за веру в себя, за молодость!..

$

Ведущий: Дай Вам бог встретить такую любовь, чтобы в вашей душе родились такие мучительные и такие прекрасные слова. И пусть эта любовь будет взаимной. Будьте счастливы.

Чтец: Прошу у неба только одного:

Всю жизнь прожить с тобою до конца,

$ До самого последнего венца

Обители, завещанной Творцом

И радости, потери пережить.

Судьбу свою за все благодарить.

Друг друга без запиночки любить.

И верить, что хранимы мы Отцом.

От бед земных тебя уберегу,

От солнца раскалённого, в пургу.

Оставим след свой яркий на снегу,

Чтобы прославить вечную

ЛЮБОВЬ!

$ Ведущий: Вот этой молитвой мы и заканчиваем рассказ о большой любви, которая делает жизнь светлой и счастливой. Любовь вечна!

Звучит песня «Эхо любви»

Post Comment