Монастыри — стражи духовности земли Русской 4 Класс

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

$

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

( мин.)

1.

2.

Организационный момент.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельно-сти.

Включение в деловой ритм урока.

— Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, зд$оровья и добра.

Садитесь, пожалуйста.

Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее.

Слайд 1

«Я слышу — я за$бываю,

Я вижу — я запоминаю,

Я делаю — я понимаю»,-

— гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и, главное, делать, чтобы понимать.

Наш урок сегодня – это урок-исследование, поэтому каждому из вас придётся потрудиться.

Слайд 2

Начнём работу с повторения. На слайде даны три цитаты. Давайте прочтём их и дадим ответ на вопрос:

— Под каким заголовком можно объединить эти цитаты?

1. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, $так поступайте и вы с ними.

Библия

2. Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того, что желает себе.

Сунна

3. Не причиняйте другим того, что самим кажется больно.

Книга буддистов Удана-Варга

(Если дети затрудняются, обращаюсь к присутствующим или к стр. 46 учебника Кураева)

— «Золотое правило нравственности».

— А кто из вас может напомнить нам, как звучит это правило?

— Давайте проверим правильность наших ответов.

Слайд 3.

$Золотое правило нравственности:

«Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе».

— Когда мы изучим тему сегодняшнего урока, я попрошу вас ответить на простой вопрос: Зачем мы вспоминали золотое правило нравственности?

— А вот тему урока вы назовёте мне сами.

$

Учащиеся настраива-ются на урок

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

4

2

Слайд 4.

(Звучит колокольный звона. На слайде — иллюстрация с изображением

монастыря)

1. Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения):

— Звонят колокола. А где можно услышать звон колоколов?

— В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре.

$А сейчас послушайте стихотворение:

$3.

Постановка учебной

задачи.

2. Чтение стихотворения учителем под музыку.

(Слайд 5)

Крестом высоким осенённый,

Вдали от сел и городов

Один стоишь ты, окруженный

Густыми купами дерев.

Вокруг глубокое молчанье

И только с шелестом листов

Однообразное журчанье

Живых сливается ручьев.

И ветерок прохладный веет,

И тень бросают дерева,

И живописно зеленеет

Полян высокая трава.

О, как сыны твои счастливы!

Их сердце отжило для мира,

Ум с суетою незнаком,

$Как будто светлый ангел мира

Их осенил своим крестом.

— Где происходит действие?

(В монастыре)

— Кто из вас может определить тему урока?

Слайд 6- 7.

Тема урока на фоне монастыря

-Тему мы определили. Наша задача изучить особенности жизни монахов, исследовать происхождение слова «монах», сформулировать правила поведения на территории монастыря.

Мотива-ция учащихся к изучению темы урока

$

Учащиеся ставят цели, формули-руют тему урока

Называют тему «Мона-стырь»

2

4.

$

Построение исследо-вания.

а) происхож-дение слов «монах», «инок».

Слайд 8

Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу.

Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни.

А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?

$ Слайд 9 (не читаю)

Откройте стр. 80 нашего учебника, прочитайте первый абзац параграфа и определите происхождение слов «монах», «инок».

Слово $«монах», происходит от греческого слова «монос» — один, одинокий.  

Слово «инок» — от древнеславянского слова «ин» — т.е. один, иной, принадлежащий иному миру.

$Монастырь – уединённое место.

В рабочем листе урока выполните задания №1. (Раздаю листы).

Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу. Они не создают семью. Отказавшись от мирской жизни, они совершают монашеский подвиг, смысл которого в самоотречении, в особой строгости, в хранении своего сердца от зависти, лености, от дурных помыслов. А ещё этот подвиг в послушании, в непрестанной молитве за весь мир, в том, что отказавшись от мира, монах отдаёт за него жизнь, подобно Христу.

Стать монахом непрос$то. Человек сам должен понять, что быть монахом – его призвание. Для этого он проводит определённые этапы жизни в монастыре.

Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презен-тацию

$Ответы учащихся: монахи, иноки, послуш-ники

4

5.

б) этапы приёма в монашество.

Самостоя-тельная работа.

— Обратимся к странице 81 учебника. Найдите этапы приёма в монашество, запишите их в рабочий лист урока. Задание №2.$

Предполагаемый ответ: $

1. Послушание;

2. Монашеский обет;

3. Постриг;

4. Получение нового имени.

Слайд 10

Послушание$ – период испытания, когда человек должен определиться в серьёзности своих намерений, в исполнении советов более опытных и мудрых людей.

Монашеские обеты – добровольные обещания жить в безбрачии, послушании, без личных вещей.$

Постриг – с послушника состригают несколько прядей волос. Постриг означает, что монах сам отдаёт себя в слуги Иисуса Христа.

Получение нового имени при постриге означает начало новой жизни.

Используют материал учебника, рабочую тетрадь.

4

6.

Одежда монахов

Давайте создадим словесный портр$ет внешнего облика монаха, используя текст учебника на стр. 81, врезке и презентацию.

Слайд 11

Клобук  — головной убор, $именуется ещё шлемом спасения и напоминает  о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, — неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Пояс —  является символом того, что монах  постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

$Чётки  бусинки-узелки, называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве.

Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом

$

Смотрят презента-цию, анализи-руют ситуацию

4

7.

Физминутка

Жизнь монаха

Слайд 12

— А сейчас мы с вами, дети,
Отдохнём и разомнёмся.

Покажите, где$ носят клобук, пояс, мантию, чётки, православный крест.

(руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, руки к груди – хлопок после каждого показа).

— Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре?

— Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах межд$у молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания,  — работают на полях, на огородах, в монастырской кухне  или ремонтируют здания монастыря. 

Учитель называет слова — учащиеся выполня-ют действия.

2

8.

$

Историчес-кие справки по монастырям.

Давайте ещё раз обратимся к теме урока.

Сейчас мы просмотрим слайды с видами самых знаменитых православных монастырей. Вы узнаете, чем знамениты эти монастыри. Ваша задача – пояснить название темы нашего урока.

Слайды 13-14

Киево-Печерская Лавра – первый русский монастырь, возник в XI веке. Из названия понятно, что находится в Киеве. Слово «Печерская» означает, что первые монахи здесь селились в пещерах. Лаврами именуются самые крупные и известные мужские монастыри.

Слайд 15-16

Основан монастырь монахом Антонием, а настоятелем, т. е. начальником стал отличавшийся своей праведностью соратник Антония Феодосий.

Киево-Печерский монастырь стал важнейшим духовным и культурным центром Д$ревней Руси. Здесь жили и трудились замечательные подвижники Русской земли – первый русский летописец Нестор, врач Агапит, иконописец Алипий.

$Слайд 17

Свято-Троицкая Сергеева Лавраодин из самых знаменитых монастырей России. Основана великим молитвенником и чудотворцем Сергием Радонежским.

Слайд 18

В 23 года Сергий вместе с братом Стефаном на небольшой горе в окрестностях Радонежа построил келью и маленькую церковь. Так начиналась обитель, куда потянулось множество учеников и людей, нуждающихся в духовной помощи.

Здесь Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Ивановича и дал ему в помощь двух иноков – Пересвета и Ослябю.

Слайд №19

Свято-Троицкая Сергиева Лавра стала центром церковного образования России. Здесь находится Московская Духовная Академия и Семинария.

Слайд 20

$Спасо-Андроников монастырь – создан учеником Сергия Радонежского преподобным Андроником. В этом монастыре трудился иконописец преподобный Андрей Рублёв, автор величайшего творения церковной живописи – иконы «Троица» (стр. 70, учебника).

Слайд 21

Свято – Введенская Оптина пустынь – по преданию основал монастырь старцем Опта у города Козельска. В разное время здесь жили и лечили израненные души двенадцать старцев. В конце XIX в$ека один из современников писал: «Не было часа в сутках, когда не стояли бы у скитских ворот жаждавшие повидать батюшку». Здесь были великие писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и многие другие известные люди.

Столетиями русские монастыри не только хранили святость, книжную науку, создавали иконы, но и были мощными укреплёнными оборонительными строениями.

Слайд 22

Соловецкий монастырь стал духовным оплотом на севере России.

Слайд 23

Кирилло-$ Белозерский монастырь –

Монахи раздали весь хлеб во время голода.

Слайд 24

Троицкий монастырь- выдержал осаду польского гетмана Лисовского. В монастыре не было воинского гарнизона. Осадив крепость, полки начали бомбардировку, длившуюся 1 год 3 месяца 20 дней. Отчаявшись взять монастырь штурмом, поляки начали вести подкоп. Тогда два монаха забрались в подкоп и взорвали его вместе с собой.

Слайд 25

Псково-Печерский монастырь – летом 1581г. стотысячная армия двинулась на Псков. Враги обстреляли монастырь из пушек. Битва продолжалась до глубокой ночи. Но все приступы были отражены.

Помогла древняя икона Успение Божией Матери.

Слайд 26

$Вааламский монастырь

много раз отражал натиск шведов и

финнов.

Слайд 27

Задонский монастырь.

Отвечаем на вопрос: Как же нам следует понимать название темы нашего урока?

7

9.

Правила юного паломника$

В прошлом году последний урок по основам православной культуры в 4 классе мы провели в Задонском мужском монастыре.

Монастырь живёт по своим правилам, которые гостям нарушать не принято. Конечно, перед входом на территорию монастыря я напомнил, как надо себя вести в данном случае. О чём я просил учеников?

Вам предлагается следующее задание

$3 в рабочем листе урока: сформулировать «Правила юного паломника».

Работать вы будете в парах. Сначала следует обсудить с соседом по парте пункт правил, а потом его записать. Разрешаю работать и в группах, если возникнут затруднения.

Слайд 28

Примерные рекомендации

«Правила юного паломника»:

В монастыре запрещается:

  1. Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку.

  2. Говорить по мобильному телефону на территории монастыря.

  3. Ходить в шортах на территории монастыря.

  4. Лицам женского пола находиться без головного убора.

$Выполне-ние заданий

4

10

Закрепление изученного материала.

По кроссворду.

$

Слайд 29

1. От какого греческого слова произошло слово «монах»?

$2. Что означает это слово?

3. Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.

4. Облачение, окутывающее всё тело, знак Божией защиты.

5. Быть монахом – нелёгкий путь, но это самый прямой путь к … .

6. Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на мол$итве.

7. При принятии послушника в монахи он приносит … .

8. Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.

9. Одно слово из главного правила монашеской жизни.

3

11

Рефлексия деятель-ности.

$

Нам нужно подвести итоги. Прошу ответить на вопросы:

  • Как связать нам золотое правило нравственности с темой нашего урока?

  • Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия?

  • $Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?

  • Как вы думаете, легко ли быть монахом?

  • Чем монастырь отличается от церкви, а монах от священнослужителя?

Осуще-ствляют само-оценку собствен-ной учебной деятель-ности, соотносят цель и результаты.

3

12

Домашнее

задание.

Слайд 30

$

Урок 25 прочитать, устно ответить на вопросы с. 83, на рабочем листе урока ответить на тесты. Если вы засомневаетесь в ответах, обратитесь за помощью к родителям.

1

$

Рабочий лист урока

«Монастыри – стражи духовности и земли Русской».

10 апреля 2014 г. , 4з класс

Фамилия, имя ____________________________

Задание №1

____________________ — от греческого слова «монос», то есть один.

____________________ — от древнеславянского слова «ин», то есть иной.

____________________ — уединённое место.

Задание №2.

$________________– период испытания, когда человек должен определиться в серьёзности своих намерений, в исполнении советов более опытных и мудрых людей.

___________________ – добровольные обещания жить в безбрачии, послушании, без личных вещей.$

___________________ – с послушника состригают несколько прядей волос. Постриг означает, что монах сам отдаёт себя в слуги Иисуса Христа.

______________________ — при постриге означает начало новой жизни.

Задание №3.

В монастыре запрещается:

  1. ____________________________________________________________

  2. ____________________________________________________________

  3. ____________________________________________________________

  4. ____________________________________________________________

Задание №4.

Тестовые задания:

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) у них не ладится в жизни;

2) им хочется, чтобы ими восхищались$;

3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1) труд и молитва;

2) желание быть лучшим в монастыре;

3) самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

$ Монашеская жизнь скучна

1) так как нечем заняться;

2) не отличается от обычной;

3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4. Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1) узнать, что такое унижение;

2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3) просто всех слушаться.

Задание №5.

Первая загадка:

В черном, с четками в руках, 
О душе своей в слезах 
Богу молится … .

Вторая загадка:

Ряса, клобук, параман 
Говорят о многом нам: 
Так одет монах, друзья, 
Жить, как все, ему нельзя! 
$Инок, мантией одетый, 
Давший Господу … . 

Еще записи

Leave a Comment