Монастыри — стражи духовности земли Русской 4 Класс
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время ( мин.) | |
1. 2. | Организационный момент. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельно-сти. | Включение в деловой ритм урока. — Добрый день! Наш урок мы начинаем с пожеланий друг – другу любви, зд$оровья и добра. Садитесь, пожалуйста. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее. Слайд 1 «Я слышу — я за$бываю, Я вижу — я запоминаю, Я делаю — я понимаю»,- — гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и, главное, делать, чтобы понимать. Наш урок сегодня – это урок-исследование, поэтому каждому из вас придётся потрудиться. Слайд 2 Начнём работу с повторения. На слайде даны три цитаты. Давайте прочтём их и дадим ответ на вопрос: — Под каким заголовком можно объединить эти цитаты? 1. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, $так поступайте и вы с ними. Библия 2. Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того, что желает себе. Сунна 3. Не причиняйте другим того, что самим кажется больно. Книга буддистов Удана-Варга (Если дети затрудняются, обращаюсь к присутствующим или к стр. 46 учебника Кураева) — «Золотое правило нравственности». — А кто из вас может напомнить нам, как звучит это правило? — Давайте проверим правильность наших ответов. Слайд 3. $Золотое правило нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе». — Когда мы изучим тему сегодняшнего урока, я попрошу вас ответить на простой вопрос: Зачем мы вспоминали золотое правило нравственности? — А вот тему урока вы назовёте мне сами. | $ Учащиеся настраива-ются на урок Учащиеся отвечают на вопросы учителя | 4 2 |
Слайд 4. (Звучит колокольный звона. На слайде — иллюстрация с изображением монастыря) 1. Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): — Звонят колокола. А где можно услышать звон колоколов? — В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре. $А сейчас послушайте стихотворение: | ||||
$3. | Постановка учебной задачи. | 2. Чтение стихотворения учителем под музыку. (Слайд 5) Крестом высоким осенённый, Вдали от сел и городов Один стоишь ты, окруженный Густыми купами дерев. Вокруг глубокое молчанье И только с шелестом листов Однообразное журчанье Живых сливается ручьев. И ветерок прохладный веет, И тень бросают дерева, И живописно зеленеет Полян высокая трава. О, как сыны твои счастливы! Их сердце отжило для мира, Ум с суетою незнаком, $Как будто светлый ангел мира Их осенил своим крестом. — Где происходит действие? (В монастыре) — Кто из вас может определить тему урока? Слайд 6- 7. Тема урока на фоне монастыря -Тему мы определили. Наша задача изучить особенности жизни монахов, исследовать происхождение слова «монах», сформулировать правила поведения на территории монастыря. | Мотива-ция учащихся к изучению темы урока $ Учащиеся ставят цели, формули-руют тему урока Называют тему «Мона-стырь» | 2 |
4. | $ Построение исследо-вания. а) происхож-дение слов «монах», «инок». | Слайд 8 — Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди? $ Слайд 9 (не читаю) Откройте стр. 80 нашего учебника, прочитайте первый абзац параграфа и определите происхождение слов «монах», «инок». Слово $«монах», происходит от греческого слова «монос» — один, одинокий. Слово «инок» — от древнеславянского слова «ин» — т.е. один, иной, принадлежащий иному миру. $Монастырь – уединённое место. В рабочем листе урока выполните задания №1. (Раздаю листы). Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу. Они не создают семью. Отказавшись от мирской жизни, они совершают монашеский подвиг, смысл которого в самоотречении, в особой строгости, в хранении своего сердца от зависти, лености, от дурных помыслов. А ещё этот подвиг в послушании, в непрестанной молитве за весь мир, в том, что отказавшись от мира, монах отдаёт за него жизнь, подобно Христу. Стать монахом непрос$то. Человек сам должен понять, что быть монахом – его призвание. Для этого он проводит определённые этапы жизни в монастыре. | Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презен-тацию $Ответы учащихся: монахи, иноки, послуш-ники | 4 |
5. | б) этапы приёма в монашество. Самостоя-тельная работа. | — Обратимся к странице 81 учебника. Найдите этапы приёма в монашество, запишите их в рабочий лист урока. Задание №2.$ Предполагаемый ответ: $ 1. Послушание; 2. Монашеский обет; 3. Постриг; 4. Получение нового имени. Слайд 10 Послушание$ – период испытания, когда человек должен определиться в серьёзности своих намерений, в исполнении советов более опытных и мудрых людей. Монашеские обеты – добровольные обещания жить в безбрачии, послушании, без личных вещей.$ Постриг – с послушника состригают несколько прядей волос. Постриг означает, что монах сам отдаёт себя в слуги Иисуса Христа. Получение нового имени при постриге означает начало новой жизни. | Используют материал учебника, рабочую тетрадь. | 4 |
6. | Одежда монахов | Давайте создадим словесный портр$ет внешнего облика монаха, используя текст учебника на стр. 81, врезке и презентацию. Слайд 11 Клобук — головной убор, $именуется ещё шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, — неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу. Пояс — является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию. $Чётки – бусинки-узелки, называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве. | Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом $ Смотрят презента-цию, анализи-руют ситуацию | 4 |
7. | Физминутка Жизнь монаха | Слайд 12 — А сейчас мы с вами, дети, Покажите, где$ носят клобук, пояс, мантию, чётки, православный крест. (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, руки к груди – хлопок после каждого показа). — Как вы думаете, чем занимаются монахи в монастыре? — Их главное правило «Трудись и молись». Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3 – 4 часа, вы еще спите, когда монахи уже совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит только два раза в день, в особенные дни даже один раз в день. В перерывах межд$у молитвами монахи усердно трудятся, выполняют послушания, — работают на полях, на огородах, в монастырской кухне или ремонтируют здания монастыря. | Учитель называет слова — учащиеся выполня-ют действия. | 2 |
8. | $ Историчес-кие справки по монастырям. | Давайте ещё раз обратимся к теме урока. Сейчас мы просмотрим слайды с видами самых знаменитых православных монастырей. Вы узнаете, чем знамениты эти монастыри. Ваша задача – пояснить название темы нашего урока. Слайды 13-14 Киево-Печерская Лавра – первый русский монастырь, возник в XI веке. Из названия понятно, что находится в Киеве. Слово «Печерская» означает, что первые монахи здесь селились в пещерах. Лаврами именуются самые крупные и известные мужские монастыри. Слайд 15-16 Основан монастырь монахом Антонием, а настоятелем, т. е. начальником стал отличавшийся своей праведностью соратник Антония Феодосий. Киево-Печерский монастырь стал важнейшим духовным и культурным центром Д$ревней Руси. Здесь жили и трудились замечательные подвижники Русской земли – первый русский летописец Нестор, врач Агапит, иконописец Алипий. $Слайд 17 Свято-Троицкая Сергеева Лавра – один из самых знаменитых монастырей России. Основана великим молитвенником и чудотворцем Сергием Радонежским. Слайд 18 В 23 года Сергий вместе с братом Стефаном на небольшой горе в окрестностях Радонежа построил келью и маленькую церковь. Так начиналась обитель, куда потянулось множество учеников и людей, нуждающихся в духовной помощи. Здесь Сергий Радонежский благословил на Куликовскую битву князя Дмитрия Ивановича и дал ему в помощь двух иноков – Пересвета и Ослябю. Слайд №19 Свято-Троицкая Сергиева Лавра стала центром церковного образования России. Здесь находится Московская Духовная Академия и Семинария. Слайд 20 $Спасо-Андроников монастырь – создан учеником Сергия Радонежского преподобным Андроником. В этом монастыре трудился иконописец преподобный Андрей Рублёв, автор величайшего творения церковной живописи – иконы «Троица» (стр. 70, учебника). Слайд 21 Свято – Введенская Оптина пустынь – по преданию основал монастырь старцем Опта у города Козельска. В разное время здесь жили и лечили израненные души двенадцать старцев. В конце XIX в$ека один из современников писал: «Не было часа в сутках, когда не стояли бы у скитских ворот жаждавшие повидать батюшку». Здесь были великие писатели Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь и многие другие известные люди. Столетиями русские монастыри не только хранили святость, книжную науку, создавали иконы, но и были мощными укреплёнными оборонительными строениями. Слайд 22 Соловецкий монастырь – стал духовным оплотом на севере России. Слайд 23 Кирилло-$ Белозерский монастырь – Монахи раздали весь хлеб во время голода. Слайд 24 Троицкий монастырь- выдержал осаду польского гетмана Лисовского. В монастыре не было воинского гарнизона. Осадив крепость, полки начали бомбардировку, длившуюся 1 год 3 месяца 20 дней. Отчаявшись взять монастырь штурмом, поляки начали вести подкоп. Тогда два монаха забрались в подкоп и взорвали его вместе с собой. Слайд 25 Псково-Печерский монастырь – летом 1581г. стотысячная армия двинулась на Псков. Враги обстреляли монастырь из пушек. Битва продолжалась до глубокой ночи. Но все приступы были отражены. Помогла древняя икона Успение Божией Матери. Слайд 26 $Вааламский монастырь — много раз отражал натиск шведов и финнов. Слайд 27 Задонский монастырь. — Отвечаем на вопрос: Как же нам следует понимать название темы нашего урока? | 7 | |
9. | Правила юного паломника$ | В прошлом году последний урок по основам православной культуры в 4 классе мы провели в Задонском мужском монастыре. Монастырь живёт по своим правилам, которые гостям нарушать не принято. Конечно, перед входом на территорию монастыря я напомнил, как надо себя вести в данном случае. О чём я просил учеников? Вам предлагается следующее задание № $3 в рабочем листе урока: сформулировать «Правила юного паломника». Работать вы будете в парах. Сначала следует обсудить с соседом по парте пункт правил, а потом его записать. Разрешаю работать и в группах, если возникнут затруднения. Слайд 28 Примерные рекомендации «Правила юного паломника»: В монастыре запрещается:
| $Выполне-ние заданий | 4 |
10 | Закрепление изученного материала. | По кроссворду. $ Слайд 29 1. От какого греческого слова произошло слово «монах»? $2. Что означает это слово? 3. Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении. 4. Облачение, окутывающее всё тело, знак Божией защиты. 5. Быть монахом – нелёгкий путь, но это самый прямой путь к … . 6. Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на мол$итве. 7. При принятии послушника в монахи он приносит … . 8. Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество. 9. Одно слово из главного правила монашеской жизни. | 3 | |
11 | Рефлексия деятель-ности. | $ Нам нужно подвести итоги. Прошу ответить на вопросы:
| Осуще-ствляют само-оценку собствен-ной учебной деятель-ности, соотносят цель и результаты. | 3 |
12 | Домашнее задание. | Слайд 30 $ Урок 25 прочитать, устно ответить на вопросы с. 83, на рабочем листе урока ответить на тесты. Если вы засомневаетесь в ответах, обратитесь за помощью к родителям. | 1 $ |
Рабочий лист урока
«Монастыри – стражи духовности и земли Русской».
10 апреля 2014 г. , 4з класс
Фамилия, имя ____________________________
Задание №1
____________________ — от греческого слова «монос», то есть один.
____________________ — от древнеславянского слова «ин», то есть иной.
____________________ — уединённое место.
Задание №2.
$________________– период испытания, когда человек должен определиться в серьёзности своих намерений, в исполнении советов более опытных и мудрых людей.
___________________ – добровольные обещания жить в безбрачии, послушании, без личных вещей.$
___________________ – с послушника состригают несколько прядей волос. Постриг означает, что монах сам отдаёт себя в слуги Иисуса Христа.
______________________ — при постриге означает начало новой жизни.
Задание №3.
В монастыре запрещается:
-
____________________________________________________________
-
____________________________________________________________
-
____________________________________________________________
-
____________________________________________________________
Задание №4.
Тестовые задания:
1. Закончите предложение:
Люди уходят в монастырь, когда
1) у них не ладится в жизни;
2) им хочется, чтобы ими восхищались$;
3) чувствуют потребность постоянного общения с Богом.
2. Закончите предложение:
Основным в монашеской жизни является
1) труд и молитва;
2) желание быть лучшим в монастыре;
3) самоистязание и самолюбование.
3. Закончите предложение:
$ Монашеская жизнь скучна
1) так как нечем заняться;
2) не отличается от обычной;
3) по-своему радостна, так как направлена к Богу.
4. Закончите предложение:
Послушание в монастыре нужно для того, чтобы
1) узнать, что такое унижение;
2) победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);
3) просто всех слушаться.
Задание №5.
Первая загадка:
В черном, с четками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится … .
Вторая загадка:
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
$Инок, мантией одетый,
Давший Господу … .