Обобщающий урок по окружающему миру “Берегите природу!”

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» г. $Абакана

Гартвих Елена Алексеевна

Обобщающий урок по окружающему миру

«Берегите природу!»

Цели:

  • расширить знания учащихся в области окружающего мира, показать красоту природы;

  • воспитывать любовь, бережное отношен$ие к природе.

  • развивать интеллектуальные способности учащихся, внимание, словарный запас.

Оформление:

  • плакаты: «Судьба природы – наша судьба!», «Человек должен украшать землю» М. Шолохов, «Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша земля» К. Паустовский.

  • детские рисунки на тему «Берегите природу!».

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;

  • презентация;

  • карточки с цифрами от 1 до 6 для двух (трёх) команд;

  • $ плакат – полянка (для рефлексии), цветы;

  • грамоты.

Ход урока

– Ребята! Посмотрите : какой прекрасный и удивительный мир нас окружает.

( под музыкальное сопровождение слайд о природе 2)

Зелёные леса и поля, звери, птицы и насекомые. Голубые реки, моря, океаны, горы, небо, солнце.

– Как одним словом можно назвать всю эту красоту? (природа)

– Какие чувства, ощущения возникли у вас при просмотре кадров? (восхищение, красота, радость…)

Наша жизнь неотделима от природы. Природа кормит, поит, одевает нас.

$ К. Г. Паустовский говорил: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы.»

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

$ Гром, туманы и роса…

И никто – ни я ни ты

Жи$ть не сможет без воды.

Без растений и животных,

Без лесов, полей и рек

Жить не сможет человек.

Так давайте сбережём

Наш земной природный дом!

– Посмотрите следующие кадры. (под музыкальное сопровождение слайды 3, 4,

5, 6, 7)

– Какие чувства они у вас вызывают? (тревогу, жалость…) Почему?

– Природа нуждается в нашей защите, помощи. Охрана природы – одна из важных проблем, над которой работают многие учёные нашей страны и планеты.

– Замечательный писатель, большой любитель природы Михаил Пришвин говорил:

« Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.»

– Как вы думаете, о как$ой «кладовой солнца» говорит М. Пришвин?(о природе).

Какие сокровища находятся в этой кладовой, вы узнаете из экологической игры «Берегите природу!» (слайд 8)

Дети делятся на 2 (3) команды. Игра состоит из 5 разделов: «Звери», «Птицы», «Деревья», «Насекомые», «Цветы». За ходом игры следит жюри, учитывает правильные ответы команд. В каждом разделе ведущий задаёт по 6 вопросов. Команда поднимает карточку с номером ответа. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество правильных (быстрых) ответов.

ИГРА

$«ЗВЕРИ» (слайд 9)

1. Название этого животного в переводе с греческого звучит как «речная

лошадь». (бегемот) (6)

2. С да$вних пор бытует легенда, что некоторые представители животных

нападают на людей, сбрасывая на них камни с крутых обрывов и утёсов.

Учёные отвергали эти рассказы, считая их сказками. Но недавно в Африке

чуть не погибли трое учёных. На них сбросили камни эти животные. Кто

они? Что за животные? (обезьяны – павианы) (3)

3. Какой зверь, вероятнее всего, выиграл бы конкурс на лучшего лесоруба?

(бобр)(1)

4. Какое животное является самым громкоголосым? (крокодил) (2)

5. У каких зверей детёныши рождаются зимой? (белый медведь) (4)$

6. Какой зверь самый чистоплотный? (барсук, около его норы всегда чисто)(5)

«ПТИЦЫ» (слайд 10)

1. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст) (6)

$2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец) (5)

3. Птица – символ власти в России и некоторых других странах. (орёл) (1)

4. Какая птица со времён древних греков считается символом мудрости и

познания? (сова) (4)

5. Знаете ли вы, что эта птица первой узнаёт о приближении сильных морозов?

Если птца засуетилась, забеспокоилась, начала гнездо перьями и пухом

утеплять – жди морозов. (воробей) (3)$

6. Эта птица размером со скворца или чуть побольше. Очень скрытная и

осторожная птица. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко не

всегда удаётся. Песня у неё красивая – звонкое короткое посвистывание. Но

если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой на лапу наступили.

(иволга) (2)

«ДЕРЕВЬЯ» (слайд 11)

$1. Всё дрожат её листочки

Даже в жаркий летний день,

А под ней растут грибочки

В красных шляпках набекрень. (осина) (3)

2. Каждый год на нём с охотой

Вырастают «вертолёты».

$ Жаль, что каждый вертолёт

На всего один полёт. (клён) (5)

3. С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все обижают –

Шкурку тонкую сдирают. (липа) (2)

4. Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей. (берёза) (4)

5. Я из крошки-бочки$ вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стою высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч. (дуб) (1)

6. Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И галдя, её клюют. (рябина) (6)

«НАСЕКОМЫЕ» (слайд 12)

1. Чёрен, да не ворон;$

Рогат, да не бык;

Летит – воет,

Сядет – землю роет. (жук) (3)

2. Голубой аэропланчик

Сел на жёлтый одуванчик. (стрекоза) (6)

$3. Тонко – тонко запищит

И куснёт до боли.

Восвояси улетит,

Как напьётся крови. (комар) (1)

4. Мы – лесные жители,

$ Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью. (муравьи) (2)

5. Всё стрекочет он в траве,

Усики на голове

А заметен – то едва –

$Весь зелёный, как трава. (кузнечик) (4)

6. Словно яркие цветы

Необычной красоты,

На лугу они порхают

И цветочки опыляют. (бабочка) (6)

«ЦВЕТЫ» (слайд 13)

1. Пожалуй, это самый маленький цветочек. Но сколько стихов сложили о нём

поэты, сколько легенд и народных сказаний! Вот одно из них. Однажды

богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами.

Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: «Ты забыла

меня, Флора, дай мне, пожалуйста, имя». Флора еле разглядела в разнотравье

маленький цветочек. «Хорошо, – ск$азала Флора, – вот тебе имя. А ещё я

наделю тебя чудесной силой: ты будешь возвращать память тем людям,

которые начнут забывать своих близких или свою Родину.» Назовите этот

цветок. (незабудка) (6)

2. Древняя легенда рассказывает: «Когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шёл

большой снег, и Еве было очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая

утешить её, преврат$ились в цветы. Увидев их, Ева повеселела, у неё

появилась надежда на лучшие времена». Отсюда и символ этого цветка –

надежда. (подснежник) (5)

3. Этот цветок имеет много имён – балаболки, звонцы, бубны, неботочки, но во

всех названиях звучит любовь к нему. В самом облике этого цветка и в

названии слышится нежная музыка. Что это за цветок? (колокольчик) (4)

$4. Согласно древнерусской легенде этот цветок – это слёзы девушки, которая

оплакивала свою безответную любовь. Падая на землю, слёзы превращались

в эти цветы, которые люди стали считать символом чистой и безответной

любви. В честь этого цветка устраивали праздники, гуляния. Назовите этот

цветок. (ландыш) (1)

5. В христианской мифологии этот цветок – символ милосердия, душевной

чистоты, любви к Богу. Цветку, особенно его аромату, приписывали

$ целебные свойства. Из всех садовых цветов – этот цветок самый

гордый. (роза) (2)

6. На Руси этот цветок всегда был почитаем. Девушки плели из них венки и

гадали, пели о них песни. Даже отмечали праздник этого цветка. В этот день

$ юноши и девушки ходили парами и собирали пожертвования для больных.

Цветок любили за его незамысловатую красоту и за ту пользу, которую он

приносил людям. (ромашка) (3)

Итог урока.

Награждение команд. (слайд 14)

Рефлексия.

– Писатель М. Шолохов говорил: «Человек должен украшать землю».

Давайте украсим небольшой участок нашей Земли цветами. Приклейте на плакат цветок, который указывает на то настроение, которое у вас осталось посл$е игры.

(у каждого участника игры – 3 цветка: красный, жёлтый, синий).

КРАСНЫЙ цветок – было интересно, узнал(а) новое;

ЖЁЛТЫЙ цветок – было интересно;

СИНИЙ цветок – игра не понравилась.

(дети приклеивают цветы на полянку)

-Посмотрите, какая красивая полянка у нас получи$лась!

– Красота русской природы – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов,

художников, композиторов. Многие стихи, картины, музыкальные произведения родились благодаря любви к природе.

( под музыкальное сопровождение слайды о природе 15 -23)

Смотрю на гло$бус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза.

$

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Остановил олень свой бег:

«Будь человеком, человек!

$ В тебя мы верим, не солги,

Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной,

И шепчут губы: «Не солгу,

Я сберегу вас, сберегу!»

– Я обращаюсь ко всем людям планеты: БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!

Еще записи

Leave a Comment