Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе

Основы религиозных культур и светской этики в 4 классе

Основы религиозных культур и светской этики.

Основы православной культуры, автор – Костюкова Т.А.,Воскресенский О.В.,Савченко К.В.М,Дрофа.2014г.

Время занятия:$ 40 минут

Тип урока: изучение нового материала (понятия)

Метод обучения: поисковый, словесный

Раздел: Не совсем обычный урок.

Тема урока: Монастыри.

$

Цель урока: формирование у учащихся представлений о русском мона$шестве и монастырях как религиозных и культурных центрах.

Задачи урока:

-формирование представлений о монастырях, жизни в них, о монашестве;

-развитие представлений о роли монастырей в русской истории и культуре, в духовной жизни;

-закрепление ключевых понятий курса; развитие ценностного отношения к истории и культуре;

-развитие представлений о нравственных и духовных ценностях;

-совершенствование умений в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы

-разных типов, построения связного высказывания;

-развитие интереса к изучению предмета.

$

Оборудование: проектор, мультимедийная доска.

Формировать УУД :

Коммуникативные УУД:

$-умение правильно участвовать в коллективной деятельности;

-выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества;

Познавательные УУД:

- проникнуть в смысл высказывания — слушание;

-извлечь нужную информацию (полно или частично),

-умения пользоваться различными источниками информации;

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы.

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества;

Личностные УУД

$

- умение проводить параллели между светской жизнью и жизнью в монастырях

1. Мотивация к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность)

$

С. Есенин ЗА ГОРАМИ, ЗА ЖЁЛТЫМИ ДОЛАМИ…

За горами, за желтыми долами,

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

$И обвитый крапивой плетень.

Там с утра над церковными главами,

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами,

От озер водяной ветерок.

Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь —

Полюбил я тоской журавлиною,

На высокой горе монастырь.

Каждый вечер, как синь затуманится,

$Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.

Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом спасителя,

$За погибшую душу мою.

Познавательные УУД:

- проникнуть в смысл высказывания — слушание;

-извлечь нужную информацию (полно или частично),

2. Актуализация знаний, постановка

учебной задачи.

- Кто догадался, о чём мы сегодня с вами будем говорить на уроке?.

-Сегодня мы познакомимся с православным монастырём (слайд 1).$

-На какие вопросы вы хотели бы получить ответ, изучая данную тему?

-Итак, сегодня мы ответим на вопросы:

-Что же такое монастырь? Кто живёт в монастырях? Кто такие монахи? Почему люди уходят в монастырь? Какова цель их жизни?

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать цель на $уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке.

3.Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.

-Кто знает, что такое монастырь? (слайд 2)

- Как вы думаете, а кто живёт в монастырях? (монахи и монахини).

Определение слова «монастырь»: Монастырь-это место, где живут монахи (монахини) или иноки (запись в тетради).$

Монахи (мужчины) живут в мужском монастыре. А монахини (женщины) – в женском. А кто такие иноки?

Кто такие монахи или иноки? Ответ найдём в учебнике на с. 159.

Значит, слово «монах» и слово «инок» в своих исторических корнях имеют значение один.

На Руси монаха называли иноком. Подберем однокоренные слова.

Инок - однокоренное слово - иной (не такой, не как все люди).Почему не такой, как все?

Коммуникативные УУД:

-умений ведения диалога и построения монологического высказывания — говорение;

-строить высказывание в определенном стиле;  

4.Работа с учебником

Мы выяснили понятие слова монастырь и какие виды монастырей бывают. А теперь закрепим наши знания чтением в учебнике на стр.157-159.

1.Прочтём о$ монахах и иноках.

Работа с иллюстрациями в учебнике.

- Рассмотрите внимательно иллюстрации в учебнике. Ответьте на вопросы.

- Расскажите, что вы видите перед входом в монастырь.

- Как вы думаете, зачем монастырь обнесен такими мощными стенами?

- На что похожи монастыри внешне?

- Можно ли после ответов на эти вопросы сделать вывод, что монастыри выполняли оборонительную функцию во время военных испытаний?

- Назовите монастыри, которые вы знаете.

$( показ слайдов из электронного приложения к учебнику в разделе «Все объекты. Монастыри России»)

2. Рассказ о поединке Пересвета и Челубея. Выразительное чтение учителем.

$Работа с иллюстрациями

а) Как изображен на иллюстрациях поединок Пересвета с Челубеем?

б) Какими красками передается драматизм поединка?

в) Как художники изображают напряжение боя и решимость каждого из воинов победить?

г) Кто из изображенных участников поединка монах? Почему вы так решили?

Чтение вслух (абзац «Иногда после того, как в уединенном месте...»).

- Что такое ЛАВР? (крупнейшие мужские монастыри).

- Ребята, как вы думаете, что носят монахи?(показ слайдов 3-6)

- Рассмотрите внимательно репродукцию картины А. М. Васнецова «Монастырь в Московской Руси» в учебнике (с. 160). Объясните, о каких моментах жизни монахов она рассказывает.

Познавательные УУД:

-умения пользоваться различными источниками информации;

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

$- находить ответы на вопросы.

5.Физкультминутка

У меня спина прямая

У меня спина прямая,

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я наклонов не боюсь:

(Наклон вперед.)

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

$(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.

(Повороты туловища.)

Раз, два. три. четыре.

Три. четыре, раз. два.

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Я хожу с осанкой гордой.

$(Повороты туловища.)

Прямо голову держу,

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Никуда я не спешу.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

$Раз. два. три. четыре,

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз, два.

(Ходьба на месте, руки за спину.)

Я могу и поклониться.

$(Поклон и выпрямиться.)

И присесть, и наклониться,

(Присед, наклон вперед.)

Повернись туда - сюда!

(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!

(Наклон вперед и выпрямиться.)

Раз. два. три. четыре

(Повороты туловища.)

Три. четыре, раз. два.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка$

6.Работа в парах

Монашеское облачение (слайды 3-6)

$- Ребята, как вы считаете, кто же управляет монастырём? (архимандрит, игумен, игуменья)- (слайд 7-8)

Расставить подписи как называются части монашеского облачения, и что они символизируют?

(электронное приложение «Все объекты. Жизнь в монастыре»).Упражнение «Установи соответствия».

2 учащихся работают у интерактивной доски.

Коммуникативные УУД:

-умение правильно участвовать в коллективной деятельности;

- выработка способов взаимодействия учебного сотрудничества

$-Монастыри на Руси всегда служили центрами культуры и просвещения. В них открывались школы, писались, переписывались и хранились книги, развивалась музыкально-хоровая культура. «Книгохранилище в монастыре»

(Работа с электронным приложением «Книгохранилища монастырей»)2 учащихся работают у интерактивной доски, остальные на местах в парах вставляют пропущенные буквы и изучают статью.

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке

8.Домашнее задание

- Что нового вы$ узнали на сегодняшнем занятии? Какие задачи на уроке ставили?

-Удалось ли решить поставленные задачи?

- На какие вопросы вы получили ответы?

- Остались ли ещё моменты, интересующие вас по теме урока?

- Что было сложно?

- Как вы думаете, легко ли быть монахом?

- Смогли бы вы хотя бы некоторое время пожить в монастыре?

Вопрос № 3, с. 168

Личностные УДД:

- умение $проводить параллели между светской жизнью и жизнью в монастырях.

Post Comment