Проектная задача по литературному чтению и окружающему миру «Загадки» для 1 класса

Проектная задача по литературному чтению и окружающему миру «Загадки»

Разработала: учитель начальных классов МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа» Бадртдинова Р. А.

Данная проектная задача рассчитана на учащихся 1 класса и проводится в течение 1-2 уроков в конце учебного года, после изучения по литературному чтению темы «Устное народное творчество». Связана данная задача с освоением учащимися предметных способов и средств действий из учебных дисциплин литературное чтение и окружающий$ мир.

Характеристика задачи

Название проектной задачи

«Загадки»

Предмет

Литературное чтение, окружающий мир

Класс

1

$

Вид задачи

Межпредметная, одновозрастная

Время проведения

Задача может использоваться в качестве обобщающего урока литературного чтения по теме «Устное народное творчество» в конце учебного года (апрель)

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

$

1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения.

2. Сотрудничество учащихся.

Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача

Литературное чтение:

- умение анализировать художественные произведения разной видо-жанровой принадлежности;

- умение $сравнивать и ранжировать фольклорные произведения малых форм (загадка, считалка, небылица, скороговорка;

- владение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового) чтения.

Окружающий мир:

- владение понятиями «неживая и живая природа», «изделия человека», «звери», «пти$цы», «насекомые».

- знание зверей, птиц, насекомых, явлений природы своего края в пределах программы 1 класса.

Метапредметные:

- чтение, анализ, классификация, обобщение, умение разгадывать загадки.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • степени освоения предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях

  • умения работать в малой группе

Способ и формат оценивания результатов работы

При подведении итогов работы оценивается:

  • владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;

  • правильность выполнения задания;

  • способность на протяжении$ всего решения задачи удерживать её специфику;

  • умение планировать собственные действия, распределять задания в соответствии с возрастными возможностями;

  • перенос способов действий, освоенных в одном учебном предмете или теме, на другие предметы или темы;

  • умение работать с предложенным текстовым материалом, выделять из него загадки, отсеивать лишнее, не имеющее отношения к решению данной задачи;

  • коммуникативные умения при работе в малой группе и их влияние на конечный результат.

Этапы решения задачи

1. Целеполагание и формулировка задач.

2. Выполнение задания.

3. Оценка выполнения работы.

4. Рефлексия.

$

Показатели правильности выполнения работы (ключ)

Загадки о птицах: 9, 13, 23, 24, 26, 27, 28, 31, 32, 33, 34.

Загадки о зверях: 3, 8, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 39.

Загадки о насекомых: 6, 21 ,25, 30, 37, 38, 35, 52.

Загадки о неживой природе: 2, 5, 10, 43, 46, 49, 51.

$

Замысел проектной задачи

Детям предлагается помочь воспитателю детского сада отобрать из предложенных текстов только загадки для проведения занятия в детском саду «Встреча с бабушкой Загадушкой», и разделить их на четыре группы по темам: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе». Впоследствии ученики первого класса с отобранным и оформленным материалом пойдут в гости в детский сад и примут участие в мероприятии, смогут сами загадать ребят$ам старшей группы загадки (необходимо будет выучить или прочитать выразительно, целыми словами). Решая данную проектную задачу, преследуем не только образовательные цели, но решаем вопросы социализации, преемственности. Данная проектная задача позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют литературными понятиями «загадка», «считалка», «небылица», «скороговорка»; понятиями из курса окружающего мира «неживая природа», «живая природа», «изделия человека», «звери», «птицы», «насекомые». Умеют анализировать, классифицировать и обобщать.

Оборудование: тексты, ножницы, четыре листа формата А4 с заголовками: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых» «Загадки о неживой природе».

Описание проектной задачи.

Учащиеся получают письмо от воспитателя детского сада Мальцевой Ирины Васильевны:$

Дорогие ребята! Вы уже заканчиваете первый класс и научились внимательно, правильно читать, многое знаете об окружающем мире. Мне нужна ваша помощь. К занятию в детском саду под названием «Встреча с бабушкой Загадушкой» необходимо подобрать загадки по темам: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых» «Загадки о неживой природе». Надеюсь, вы с успехом справитесь с заданием, и примите участие на этом занятии. Ждём вас в гости!

Ирина Васильевна и воспитанники детского сада.

Задание.

Ребята, разделитесь на пары. Каждая пара возьмите листочек с текстом. Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только загадки, вырезать, распределить их на группы по темам и приклеить под соответствующим заголовком : «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе».

Тексты:

1. Стою на крыше –

всех труб выше.

2. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

$Он невидимый, и всё же

Без него мы жить не можем.

3. Живет в норке, грызет корки.

Короткие ножки; боится кошки

4. Шёл баран

По крутым горам,

$

Вырвал травку,

Положил её под лавку,

Тот, кто водит,

Пусть выходит.

5. На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,

У неё теперь ангина.

6. Летела птица,

Не крылата,

Не перната,

Носик долгий,

Голос тонкий.

Кто её убьет,

Человечью кровь прольёт.

7. Ехала деревня мимо мужика,

$Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

$Лошадь ела сало, а мужик – овёс,

Лошадь села в сани, а мужик повёз.

8. Кто с высоких темных сосен

В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек?

9. Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

10. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется во мгле,

Только ноги на земле.

11. Лесом катится клубок,

У него колючий бок,

$Он охотится ночами

За жуками и мышами.

12. Есть на речках лесорубы

В серебристо-бурых шубах.

Из деревьев, веток, глины

Строят прочные плотины

13. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

14. Кошка Крошка на окошке

$ Кашку кушала по крошке.

15. Ткачи ткали ткани на платье Тане.

16. Ваня, Ваня – простота

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

17. Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

$И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу.

18. Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

19. Я пойду куплю дуду,

Я на улицу пойду.

Громче, дудочка, дуди.

Мы играем, ты води!

$

20. У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

21. Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком.

22. Я, друзья, подземный$ житель.

Землекоп я и строитель.

Землю рою, рою, рою,

Коридоры всюду строю,

А потом построю дом

И живу спокойно в нем.

23. Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды –

С первым снегом

Тут как тут

24. Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает.

25. На лугу живет скрипач,

Носит фрак

И ходит вскачь.

$

26. Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет.

$27. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Кто она? …

28. Длиннохвостая она,

Со спины черным-черна.

Брюхо белое да плечи.

Тарахтенье вместо речи.

Хоть кого увидит – вмиг

$Подымает стрекот-крик.

29. От топота копыт пыль по полю летит.

30. Восемь ног,

Как восемь рук,

Вышивают шелком круг.

Мастер в шелке

Знает толк.

Покупайте,

Мухи, шелк!

31. Черный жилет,

Красный берет.

Нос, как топор,

Хвост, как упор.

32. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни $и ночи напролет

Он поет.

33. У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

34. На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад –

Ищет в речке лягушат.

35. Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

36. Кто проходит,

Кто уходит –

Все её за ручку водят.

$

37. На ромашку у ворот

Опустился вертолет –

$Золотистые глаза.

Кто же это? …

38. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.

39. Мой белый брат

во льдах живет

И рыбу ест морскую,

А я люблю пчелиный мед

И ягоду лесную.

40. Покатилось колесо,

Укатилось далеко,

$И не в рожь, и не в пшеницу,

Катит в саму столицу.

Колесо кто найдёт,

Тот ведёт!

41. Вышли мышки как-то раз

Посмотреть который час.

Раз, два, три, четыре,

Мышки дёрнули за гири.

Вдруг раздался страшный звон.

Выходи из круга вон.

$

42. Кукушка кукушонку сшила капюшон.

Как в капюшоне он смешон.

43. Светит, сверкает,

Всех согревает.

44. Всё лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы.

45. Лисичка-сестричка

Сидит за кустом,

Лисичка – сестричка

машет хвостом.

А бедный зайчишка

Глядит из куста.

У зайчика нет такого хвоста.

46. Пушистая вата

плывёт куда-то.

Чем вата ниже, $

тем дождик ближе.

47. Тоя в клетку, то в линейку,

Написать во мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

48. Начинается считалка:

На дубу – скворец и галка.

Улетел домой скворец.

И считалочке конец!

49. Одеяло белое

не руками сделано.

$Не ткалось и не кроилось.

С неба на землю свалилось.

50. Рады, рады, рады

Светлые берёзы.

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады,

Темные осины.

$И на них от радости

Растут апельсины.

51. Что видно только ночь?

52. Шесть ног без копыт,

Летит – жужжит.

Упадёт – землю роет.

«Загадки о птицах»

$

«Загадки о зверях»

$

«Загадки о насекомых»

$«Загадки о неживой природе»

Post Comment