Проектная задача по литературному чтению и окружающему миру «Загадки» для 1 класса
Проектная задача по литературному чтению и окружающему миру «Загадки»
Разработала: учитель начальных классов МБОУ «Бикбардинская основная общеобразовательная школа» Бадртдинова Р. А.
Данная проектная задача рассчитана на учащихся 1 класса и проводится в течение 1-2 уроков в конце учебного года, после изучения по литературному чтению темы «Устное народное творчество». Связана данная задача с освоением учащимися предметных способов и средств действий из учебных дисциплин литературное чтение и окружающий$ мир.
Характеристика задачи
«Загадки» | |
Предмет | Литературное чтение, окружающий мир |
Класс | 1 |
$ Вид задачи | Межпредметная, одновозрастная |
Время проведения | Задача может использоваться в качестве обобщающего урока литературного чтения по теме «Устное народное творчество» в конце учебного года (апрель) |
Цели и педагогические задачи (педагогический замысел) | $ 1. Комплексное использование освоенных в разных предметах способов действий в квазиреальной (модельной) ситуации, требующей их совмещения. 2. Сотрудничество учащихся. |
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача | Литературное чтение: – умение анализировать художественные произведения разной видо-жанровой принадлежности; – умение $сравнивать и ранжировать фольклорные произведения малых форм (загадка, считалка, небылица, скороговорка; – владение приемами ознакомительного, поискового (просмотрового) чтения. Окружающий мир: – владение понятиями «неживая и живая природа», «изделия человека», «звери», «пти$цы», «насекомые». – знание зверей, птиц, насекомых, явлений природы своего края в пределах программы 1 класса. Метапредметные: – чтение, анализ, классификация, обобщение, умение разгадывать загадки. |
Планируемый педагогический результат | Демонстрация учащимися:
|
Способ и формат оценивания результатов работы | При подведении итогов работы оценивается:
|
Этапы решения задачи | 1. Целеполагание и формулировка задач. 2. Выполнение задания. 3. Оценка выполнения работы. 4. Рефлексия. |
$ Показатели правильности выполнения работы (ключ) | Загадки о птицах: 9, 13, 23, 24, 26, 27, 28, 31, 32, 33, 34. Загадки о зверях: 3, 8, 11, 12, 17, 18, 20, 22, 39. Загадки о насекомых: 6, 21 ,25, 30, 37, 38, 35, 52. Загадки о неживой природе: 2, 5, 10, 43, 46, 49, 51. |
$
Замысел проектной задачи
Детям предлагается помочь воспитателю детского сада отобрать из предложенных текстов только загадки для проведения занятия в детском саду «Встреча с бабушкой Загадушкой», и разделить их на четыре группы по темам: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе». Впоследствии ученики первого класса с отобранным и оформленным материалом пойдут в гости в детский сад и примут участие в мероприятии, смогут сами загадать ребят$ам старшей группы загадки (необходимо будет выучить или прочитать выразительно, целыми словами). Решая данную проектную задачу, преследуем не только образовательные цели, но решаем вопросы социализации, преемственности. Данная проектная задача позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети владеют литературными понятиями «загадка», «считалка», «небылица», «скороговорка»; понятиями из курса окружающего мира «неживая природа», «живая природа», «изделия человека», «звери», «птицы», «насекомые». Умеют анализировать, классифицировать и обобщать.
Оборудование: тексты, ножницы, четыре листа формата А4 с заголовками: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых» «Загадки о неживой природе».
Описание проектной задачи.
Учащиеся получают письмо от воспитателя детского сада Мальцевой Ирины Васильевны:$
Дорогие ребята! Вы уже заканчиваете первый класс и научились внимательно, правильно читать, многое знаете об окружающем мире. Мне нужна ваша помощь. К занятию в детском саду под названием «Встреча с бабушкой Загадушкой» необходимо подобрать загадки по темам: «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых» «Загадки о неживой природе». Надеюсь, вы с успехом справитесь с заданием, и примите участие на этом занятии. Ждём вас в гости!
Ирина Васильевна и воспитанники детского сада.
Задание.
Ребята, разделитесь на пары. Каждая пара возьмите листочек с текстом. Внимательно прочитайте предложенные тексты. Вам необходимо отобрать только загадки, вырезать, распределить их на группы по темам и приклеить под соответствующим заголовком : «Загадки о птицах», «Загадки о зверях», «Загадки о насекомых», «Загадки о неживой природе».
Тексты:
2. Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. $Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. | |
3. Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки | 4. Шёл баран По крутым горам, $ Вырвал травку, Положил её под лавку, Тот, кто водит, Пусть выходит. |
5. На дворе переполох: С неба сыплется горох. Съела шесть горошин Нина, У неё теперь ангина. | 6. Летела птица, Не крылата, Не перната, Носик долгий, Голос тонкий. Кто её убьет, Человечью кровь прольёт. |
7. Ехала деревня мимо мужика, $Вдруг из-под собаки лают ворота, Выскочила палка с бабкою в руке И давай дубасить коня на мужике. $Лошадь ела сало, а мужик – овёс, Лошадь села в сани, а мужик повёз. | 8. Кто с высоких темных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенек Промелькнул, как огонек? |
9. Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. | 10. Без пути и без дороги Ходит самый длинноногий. В тучах прячется во мгле, Только ноги на земле. |
11. Лесом катится клубок, У него колючий бок, $Он охотится ночами За жуками и мышами. | 12. Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах. Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины |
13. Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный. Лепит домик под окном Из травы и глины. | 14. Кошка Крошка на окошке $ Кашку кушала по крошке. |
15. Ткачи ткали ткани на платье Тане. | 16. Ваня, Ваня – простота Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперёд И поехал в огород. |
17. Этот зверь с двумя клыками, С очень мощными ногами $И с лепешкой на носу. Роет землю он в лесу. | 18. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. |
19. Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води! | $ 20. У косого нет берлоги, Не нужна ему нора. От врагов спасают ноги, А от голода – кора. |
21. Домовитая хозяйка Полетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. | 22. Я, друзья, подземный$ житель. Землекоп я и строитель. Землю рою, рою, рою, Коридоры всюду строю, А потом построю дом И живу спокойно в нем. |
23. Чернокрылый, красногрудый, И зимой найдет приют: Не боится он простуды – С первым снегом Тут как тут | 24. Кто эта птица? Никогда Не строит для себя гнезда, Соседкам яйца оставляет И о птенцах не вспоминает. |
25. На лугу живет скрипач, Носит фрак И ходит вскачь. $ | 26. Он прилетает каждый год Туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, А все же голос свой имеет. |
$27. Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она? … | 28. Длиннохвостая она, Со спины черным-черна. Брюхо белое да плечи. Тарахтенье вместо речи. Хоть кого увидит – вмиг $Подымает стрекот-крик. |
29. От топота копыт пыль по полю летит. | 30. Восемь ног, Как восемь рук, Вышивают шелком круг. Мастер в шелке Знает толк. Покупайте, Мухи, шелк! |
31. Черный жилет, Красный берет. Нос, как топор, Хвост, как упор. | 32. Прилетел к нам наконец Лучший наш певец. Дни $и ночи напролет Он поет. |
33. У нее глаза большие, Хищный клюв – всегда крючком. По ночам она летает, Спит на дереве лишь днем. | 34. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. |
35. Черен, а не ворон, Рогат, а не бык, С крыльями, а не птица. | 36. Кто проходит, Кто уходит – Все её за ручку водят. |
$ 37. На ромашку у ворот Опустился вертолет – $Золотистые глаза. Кто же это? … | 38. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. |
39. Мой белый брат во льдах живет И рыбу ест морскую, А я люблю пчелиный мед И ягоду лесную. | 40. Покатилось колесо, Укатилось далеко, $И не в рожь, и не в пшеницу, Катит в саму столицу. Колесо кто найдёт, Тот ведёт! |
41. Вышли мышки как-то раз Посмотреть который час. Раз, два, три, четыре, Мышки дёрнули за гири. Вдруг раздался страшный звон. Выходи из круга вон. | $ 42. Кукушка кукушонку сшила капюшон. Как в капюшоне он смешон. |
43. Светит, сверкает, Всех согревает. | 44. Всё лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры – Помчались с горы. |
45. Лисичка-сестричка Сидит за кустом, Лисичка – сестричка машет хвостом. А бедный зайчишка Глядит из куста. У зайчика нет такого хвоста. | 46. Пушистая вата плывёт куда-то. Чем вата ниже, $ тем дождик ближе. |
47. Тоя в клетку, то в линейку, Написать во мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? | 48. Начинается считалка: На дубу – скворец и галка. Улетел домой скворец. И считалочке конец! |
49. Одеяло белое не руками сделано. $Не ткалось и не кроилось. С неба на землю свалилось. | 50. Рады, рады, рады Светлые берёзы. И на них от радости Вырастают розы. Рады, рады, рады, Темные осины. $И на них от радости Растут апельсины. |
51. Что видно только ночь? | 52. Шесть ног без копыт, Летит – жужжит. Упадёт – землю роет. |
«Загадки о птицах»
$
«Загадки о зверях»
$
«Загадки о насекомых»
$«Загадки о неживой природе»