ПРОГРАММА КРУЖКА «СВОИМИ РУКАМИ» 1-3 класс

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Савинская средняя общеобразовательная школа»
Палласовского муниципального района Волгоградской области

рассмотрено

согласовано

утверждаю

на заседании МО

зам. директора

директор школы

$Протокол №1 от

Порываева А.Н.

Трегубова Л.Н.

$

« » 2014 год

« » 2014 год

« » 2014год

ПРО$ГРАММА КРУЖКА

«СВОИМИ РУКАМИ»

для учащихся 1-3 классов

Автор программы

Трегубова Л.Н.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

с. Савинка.

$Пояснительная записка

Век бурно развивающихся технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становятся менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практичным, но и духовным. Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рац$ионально использовать свободное время учащихся.

Основные цели работы кружка

  • Всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие учащихся;

  • Формирование практических трудовых навыков;

  • Развитие индивидуальных творческих способностей, самореализация учащихся в творчестве;

  • Пробуждение интереса к новым направлениям народного творчества;

  • Развитие чувства красоты и гармонии.

Задачи:

  • Развитие творчества, мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления;

  • Овладение начальными технологическими знаниями, умениями, навыками, опытом практической деятельности по созданию поделок, способами планирования и организации досуговой деятельности, навыками сотрудничества;

  • Воспитание уважительного отношения к результатам труда, интереса к трудовой деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества, развитие художественного вкуса.

Программа кружка построена на принципах научности, доступности, наглядности и практических действий$. Знакомит учащихся с определенным кругом знаний, обеспечивает формирование общедоступных умений – умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Программа разработана с учетом возрастных особенностей младшего школьного возраста.

$Рабочая программа кружка «Своими руками» рассчитана на школьников начальных классов и состоит из следующих разделов:

  • Вводное занятие и экскурсия.

  • Работа с пластилином.

  • Работа с бумагой и картоном.

  • Работа с тканью и нитками.

  • Работа с бросовым материалом.

  • Работа с соленым тестом.

  • Работа с природным материалом.

Ее основная цель – научить детей создавать оригинальные поделки, игрушки, полезные вещи не только для дома и школы, используя различные материалы – бумагу, картон, пластилин, ткань, природные и бросовые материалы.

Содержание программы кружка предусматривает ознакомление учащихся с основами композиции, материаловедением, технологиями изготовления изделий из различных материалов. В процессе занятий учащиеся знакомятся с литературой и иллюстративным материалом. Теоретический материал усваивается в сочетании с практической работой. Богатое содержание – не единственное условие приобретения знаний. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самосто$ятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. Этому способствует интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудиосопровождение, просмотр видеофильмов, использование методической литературы, наглядные пособия. В процессе практического обучения учащиеся осваивают виды обработки, технологию сборки.

Ведущую роль в программе занимает предметно-иллюстративный метод. Но предпочтение отдается и проблемному (наблюдение, анализ, синтез), исследовательскому, творческому методам обучения.

Для раскрытия содержания используются разнообразные формы организации деятельности учащихся: познавательные и занимательные занятия, групповая и индивидуальная работа, лекции, беседы, практические занятия, мини-проект экскурсии и сбор гербар$ия и природного материала, создание фотоальбома поделок учащихся, компьютерные презентации, выставки творческих работ учащихся.

Теоретическая часть включает краткое пояснение по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких занятий. На начальном этапе работы осваиваются приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы. Пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.

В результате работы по программе кружка «Своими руками» у учащихся б$удут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные УУД:

  • Внутренняя позиция ученика на уровне положительного отношения к труду, творчеству.

  • Познавательный интерес к новому учебному материалу.

  • Способность к самооценке своих действий.

Регулятивные УУД:

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Адекватно воспринимать оценку учителя, своих товарищей, родителей и других людей.

  • Самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы.

Познавательные УУД:

  • Осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников и Интернета.

  • Осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных $признаков.

  • Строить сообщения в устной и письменной форме.

  • Устанавливать причинно-следственные связи.

  • Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД:

  • Адекватно использовать речевые средства для обучения.

  • Допускать сосуществование различных точек зрения.

  • Учитывать разные мнения.

  • Стрем$иться к координации действий.

  • Формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

  • Контролировать действия партнеров.

Актуальность программы кружка «Своими руками» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественный вкус.

К концу обучения учащиеся должны$ знать:

  • Название и назначение материалов.

  • Название и назначение инструментов и приспособлений.

  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • Анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • Правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • Экономно размечать материал с помощью шаблона, сгибать листы бумаги, работать ножницами, иголкой, шилом.

Условия реализации программы.

$Инструменты и приспособления:

  • Карандаши (простые и цветные);

  • $Линейка;

  • Фломастеры;

  • Ножницы;

  • Шило;

  • Кисточки для клея и красок;

  • Иголки швейные;

  • Доски для работы с пластилином и соленым тестом.

Материалы:

  • Пластилин;$

  • Бумага (белая и цветная);

  • Картон (белый и цветной);

  • Ткань;

  • Мех;

  • Вата;

  • Нитки;

  • Пряжа;

  • Природный материал: ветки, семена, цветы, шишки, перья и т.д.;

  • Клей ПВА.

$Тематическое планирование

для учащихся 2 класса.

№№

$

$

Название раздела и количество часов

Тема занятий

Количество часов

1

$Вводное занятие – 1 час.

Беседа-ознакомление детей с особенностями кружка. Требование к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила техники безопасности.

1

2

Экскурсия – 1 час

Экскурсия в парк. Сбор гербария и природного материала для поделок. Начало оформления фотоальбома кружка «Своими руками».

1

3

Работа с пластилином – 4 час.

  1. История про пластилин. Приемы работы с пластилином. Раскрашиваем пластилином. Пейзаж «Цветы на лугу».

  2. Мозаика из семян на пластилиновой основе.

  3. Пластилиновая живопись «Ветка сакуры».

  4. $

  5. Налепные украшения.

1

1

1

1

4

Работа с бумагой и картоном – 8 час.

  1. Свойства бумаги и картона. Из истории происхождения бумаги. Техника безопасности при работе с ножницами. «Матрешка». «Богатырь».

  2. $Мозаика из бумаги.

  3. Работа с картоном. «Деревянное зодчество». «Изба».

  4. Аппликации из ваты на бархатной бумаге «Верба».

  5. Работа с папье-маше. Посуда.

  6. «Украшаем елку». Изготовление гирлянд, снежинок, елочных игрушек.

1

1

1

1

3

1

5

Работа с тканью и нитками – 3 час.$

  1. Виды ниток. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Аппликация из цельных нитей «Снежинки».

  2. Аппликация из резаных нитей и нитяной крошки.

  3. Аппликация из ткани.

1

1

1

$II часть

№№

Название раздела и количество часов

Тема занятий

Количество часов

1

Работа с бросовым материалом - 7 час.

  1. Беседа «Вторая жизнь ненужных вещей». Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. Поделки из коробок.

  2. «Баба Яга в ступе». Комбинируем из разных материалов.

  3. Поделки из фантиков.

  4. «Наряд для баночки».

  5. $ Комбинированные работы из различных материалов.

2

1

1

1

2

$

2

Работа с соленым тестом – 3 час.

  1. Технологии изготовления соленого теста. Приемы работы. Творческая работа учащихся по самостоятельному замыслу, без образца.

  2. Выставка творческих работ учащихся. Фотоальбом

$2

1

3

Работа с природным материалом – 7 час.

  1. Изготовление панно из осенних листьев.

  2. Игрушки из сосновых шишек, желудей, орехов.

  3. Панно из различных семян, круп, макаронных изделий.

  4. $Творческая работа детей по самостоятельному замыслу, без образца.

  5. Аппликация из птичьих перьев, соломки.

  6. Итоговое занятие. Компьютерная презентация.

1

1

2

1

1

1

Тематическое планирование

$ для учащихся 3 класса.

№№

Название раздела и количество часов

Тема занятий

Количество часов

$1

Вводное занятие – 1 час.

Беседа-ознакомление детей с особенностями кружка. Требование к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Правила техники безопасности.

1

$

2

Экскурсия – 1 час.

Экскурсия в парк. Сбор гербария и природного материала для поделок. Продолжение оформления фотоальбома кружка «Своими руками».

1

3

Работа с природным материалом – 8 час.

  1. Букет цветов из осенних листьев.

  2. Аппликация из осенних листьев.

  3. Поделки из фруктов и овощей.

  4. Бусы из яблочных, тыквенных, арбузных семечек, желудей.

  5. Морской конек из сухих веточек.

  6. Поделки из мо$рской гальки.

1

1

2

1

$

2

1

4

Работа с пластилином и соленым тестом – 3 час.

  1. История про пластилин. Приемы работы с пластилином. Раскрашиваем пластилином. Осенний пейзаж.

  2. Работа с соленым тестом по самостоятельному замыслу, без образца.

1

2

5

Работа с бросовым материалом – 9 час.

  1. Беседа$ «Вторая жизнь ненужных вещей». Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.

  2. Дед Мороз из пластиковых бутылок.

  3. Белоснежная елочка из ватных дисков. Коллективная работа.

  4. Бабочки и стрекозы из бельевых прищепок.

  5. Сельский домик.

  6. Кукла из пла$стиковых бутылок.

  7. Зверята на основе картонного цилиндра.

1

1

2

1

2

1

1

$6

Работа с бумагой и картоном – 8 час.

  1. «Миллион алых роз». Цветы из гофрированной бумаги.

  2. Кувшинка-игольница.

  3. «Доктор Айболит» из бумаги и картона.

  4. Оформление двери класса. «Дерево, скворечник и совята». Коллективная работа.

  5. Чебурашка из гофрированного картона.

1

1

1

$3

2

7

Работа с тканью и нитками – 3 час.

  1. Птичка из ткани.

  2. Ваза с цветами.

  3. «Наряд для баночки».

1

$1

1

8

Итоговое занятие – 1 час.

Компьютерная презентация.

1

Post Comment