Риторика 1 класс “Вывески”

Риторика

Тема: Вывески

$Цель:– познакомить учащихся с типами вывесок и их назначением;- формируем умение моделировать своё речевое поведение в различных ситуациях.

Оборудование: у детей конверты с карточками.

Этапы урока

$

Ход урока

$Формирование УУД

Ι. Актуализация опыта

– Любите ли вы путешествовать? – Конечно, интересно побывать в разных местах нашей планеты, узнать много нового ранее неизвестного. Давайте отправимся в путешествие. А путешествовать можно не только в настоящем, но и в прошлом. Представьте, что мы попали в средневековый (сказочный) город. Нам встретились жители этого города. Как можно их поприветств$овать? 1 1

Дети предлагают различные формы приветствия: к взрослым, к детям и т.д.

– А теперь посмотрите на на$ с. 14 учебника. – Что особенного вы увидели в этом городе? (На домах висят сапог, таз, чайник, ножницы и др.)

Познавательные УУД

1.Формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2.Формируем умение осознавать недостаток информации;

ΙΙ. Постановка учебной проблемы

– Как вы думаете, для чего жители города повесили эти предметы над своими дверями? (Предположение детей) 2 – $О чём пойдет сегодня речь на уроке риторики? 3

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний

$1. – Давайте погуляем по улицам этого прекрасного города. Какой предмет вывешен около первого здания? – Почему? Раскрасьте здание и вывеску. 1 2

Учитель вместе с детьми рассматривают каждую вывеску и обсуждают, что она могла означать. Затем раскрашивают картинку.

2. – А вы видели где-нибудь такие предметы на домах? – А в нашем городе встречаются такие предметы на домах? – Что помогает современным жителям ориентироваться в городе? (Названия заведений написаны словами.) – Как называются эти предметы? (Это вывески. В то далёкое время не все умели читать и писать. И чтобы люди в городе свободно ориентировались, придумали вывески-предметы.) – Какие же $вывески бывают в современных городах? Давайте послушаем стихотворение Г. Горбовского «Городск$ие вывески»

Ты идешь по тротуару,
Ты глядишь по сторонам,
Ты читаешь «Хозтовары» –

(Как вы думаете, что может находиться в этом здании?)
Утюги и мыло там.

Ярко буквами белея,
Чуть левее – «Бакалея»,

( А если увидим здание с таким названием мы туда пойдём? С какой целью?)
Кукуруза там, рожки
И мука на пирожки.

$Ты идешь по тротуару,
И читаешь, как стихи:
«Канцелярские товары»,
«Ноты», «Галстуки», «Духи».

Названия «Ноты», «Галстуки», «Духи» понятны, а что такое «Канцелярские товары»

Для тебя прогулка эта 
Интересна, как газета.
Стали улицы – кварталы
Для тебя читальным залом.

– Посмотрите на с. 15 учебника. Какие ещё мы видим вывески. Что такое гастроном?

– Что находится в здании под назв$анием «Аптека»?

– Что нового мы сейчас узнали?

  1. Формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

$Коммуникативные УУД

  1. Формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

  2. Формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему

Регулятивные УУД

1. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3.$ Формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4. Формирование умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД

  1. Формируем умение осознавать роль речи в жизни людей$

ΙV. Применение знаний

1. – Давайте представим, что же произойдёт в городе, если вывески не будут соответствовать товарам, которые продают в магазине. 1

– Доста$ньте из конвертов карточки.

Карточки:

Советник юстиции

$Дамские моды

СУП ИЗ ХРЕНА И ФАРШИРОВАННАЯ КАПУСТА

$

ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

– Я вам прочитаю текст сказки Г.Х. Андерсена «О том, как буря перевесила вывески», а вы соединить вывески в соответствии с описанием в тексте.

В городе разыгралась страшная буря, до того страшная, что такой ни в газетах никогда не описывали, ни старожилы не помнили. Ветер срывал черепицу с крыш, трещали и валились старые заборы… А буря бушевала все сильнее и сильнее, ветер дико завывал, ревел и стучал в ставни, стены и крыши.
     Вывеску цирюльника – большой медный таз – ветер забросил на подоконник дома советника юстиции…
     А вывеска с нарисованной на ней вяленой треской перелетела на дверь редактора одной газеты…
    Бочка бондаря очутилась по$д вывеской “Дамские моды”. Меню, висевшее у входа в кухмистерскую, ветер перенес к подъезду театра, в который редко кто захаживал. Ничего себе, забавная получилась афиша: “Суп из хрена и фаршированная капуста”. Публика валом повалила в театр. 
     Лисья шкурка с вывески скорняка повисла на шнурке колокольчика у дверей одного молод$ого человека…
     Доска с надписью: “Высшее учебное заведение” оказалась на бильярдном клубе, а на питейном заведении появилась вывеска детского врача: “Здесь дети приучаются к бутылочке”. И вовсе это было не остроумно, а просто невежливо!

– Эта история произошла ночью. Как вы думаете, какого же было жителям этого города, а особенно приезжим, когда утром они вышли на улицы. – Города бывают разные, например такие:

 За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой есть город…
     Дома тут сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей. А на остроконечных пряничных городских башнях вертятся флюгерные петушки.
     Всех чудес в Сказочном Городе не перечесть.
     Во-первых, тут в высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой комнате за разноцветным оконцем живет самая образованная фея на белом свете. Она с шоколадной медаль$ю закончила Академию Всех Волшебных Hаук. Зовут ее – фея Здрасте.
     Во-вторых, в Сказочном Городе живет самый веселый на белом свете Почтальон. Шутник и хохотун. Он умеет так завлекательно смеяться, что все-все-все вокруг вдруг тоже начинают хохотать! Его так и зовут: Веселый Почтальон.
     В-третьих, в Сказочном Городе в небольшой избушке из шоколада живут три мудрых-премудрых Гномыча…     Гномычи умеют вылечить от насморка лягушку или заштопать стрекозе порванное крыло… И, есл$и нужно, вылечат сразу от всех болезней всех жителей Сказочного Города.
     Есть в городе и Продавщица летающих зонтов.
     Есть тут Сапожник, который шьет семимильные башмаки.
     Есть Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки. Они сами собой прыгают к вам в рот.
     И прочие-остальные жители Сказочного Города – каждый из которых хоть чем-нибудь да удивит тебя, дружок… 

– Откройте учебник на с.16-17 и поможем жителям этого сказочного города, придумать вывески для их домов.

Дети выполняют работу на с.16-17 учебника.

– Для чего же нужны вывески? $3

2. – Поиграем в игру. Я вам буду показывать предметы, изображения которых встречаются на улицах нашего города, а вы определите, что они обозначают.

V. Итог

– Для чего придуманы вывески?

– Какие бывают вывески?

– Какими вывесками удобнее пользоваться в чужой стране?

– Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?

$– Что узнали нового? 4

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому ПОКА было трудновато?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

$- Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

– Откройте дневник и отметьте своё настроение после урока риторики.

$– Как вы оценили своё настроение? Почему?

ТООУ

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.

Еще записи

Leave a Comment