Родительское собрание на тему: "Воспитание ребенка в семье"

Родительское собрание на тему:

$

Автор-составитель:

учитель высшей ка$тегории

Павлова Н. А.

МБОУ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД»,

г.-к. Железноводска

2014 год.

$Цель: содействовать пониманию родителями проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.

$Оборудование: бланки анкеты, буклеты с советами и пожеланиями. Электронная презентация к собранию.

Подготовительная работа к собранию:

  • Подготовка бланков анкет.

  • Подготовка и рассылка пр$иглашений на собрание для родителей.

Актуализация темы

Семья – первоисточник формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого сообщества, кроме сообщества семьи, так точно определяющего закономерности формирования буду$щего человека. Именно там закладывается основа характера человека, предопределяется его отношение к труду, моральным и культурным ценностям, формируется его психическое здоровье.

Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с ребенком, друзьями и соседями, и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал, увидел и почувствовал это от людей, которым доверяет. Если внутрисемейные взаимоотношения построены на любви, поддержке и на взаимоуважении членов семьи, то ребенок такой стиль обще$ния переносит и в среду своих сверстников, так как опыт ребенка, приобретенный непосредственно в семье, становится подчас единственным критерием его отношения к окружающему социуму, людям.

Но, в настоящее время, зачастую в условиях семьи (даже внешне благополучной) воспитание может быть деформированным. Это обусловлено следующими факторами:

  • $педагогическая неграмотность и бескультурье родителей;

  • отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;

  • $возникновение конфликтной ситуации в семье;

  • аморальный образ жизни родителей;

  • отсутствие взаимопонимания и любви между родителями и детьми.

Данные факторы, как по отдельности, так и несколько вместе взятых, в последнее время имеют очень широкое распространение в современных семьях. Например, с каждым годом возрастает количество семей находящихся в социально опасном положении, попавших в трудную жизненную ситуацию, растет число и правонарушений среди подростков. Все это, прежде всего, напрямую связано с неблагополучием в семьях.

Только семья способна обеспечить ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненуж$ности, заброшенности. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей ежедневно остается всего лишь 17 минут. И за эти минутки мама и папа должны успеть позаботиться о ребенке, проявить по отношению к нему свою любовь, внимание, ласку. Но, как правило, именно на это и не хватает времени. За 17 минут родители успевают вынести только порицания за плохое поведение или полученную отрицательную отметку.$ А трагедия человека – с юных лет почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия влечет за собой равнодушие и нелюбовь родителей, так как их мнение для ребенка имеет большое значение.

Благодаря эмоциональной связи, любящие детей и понимающие свои обязанности родители, с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с социально – психологическим здоровьем детей, что в последнее время также стало актуальной темой. Поэтому от характера внутрисемейных отношений, от верно выбранного стиля воспитания, от проявления безусловной разумной любви родителей к своим детям, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка, его эмоциональное здо$ровье, его отношение к жизни.

Ход собрания:

  1. Приветствие.

-Добрый вечер! Я рада видеть вас вновь на родительском собрании. И сегодня мы посвятим его очень важ$ной теме: «Воспитание ребенка в семье».

- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

$В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входил из семьи.

(звучит песня «Родительский дом»)

  1. $Раскрытие темы. Беседа с опорой на презентацию.

Слайд №2

"Любя своих детей,$ учите их любить Вас,

не научите - будете плакать на старости лет-

$вот, по- моему, одна из самых мудрых истин

материнства и отцовств"

В. А. Сухомлинский

В этих словах заключена мысль нашего сегодняшнего собрания. Очень многое зависит в воспитании детей от Вас, уважаемые родители. От того, как вы воспитываете своего ребенка, зависит его успех или неуспех в жизни.

Слайд №3

$«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте» (Статья 18 Закона Р.Ф. «Об образовании»)

Слайд №5

ФУНКЦИИ РОДИТЕЛЕЙ.

- Создание оптимальных условий для роста и развития ребенка.$

- Обеспечение безопасности.

- Обеспечение адаптации к жизни.

- Воспитание ребенка.

$

Слайд №6

Семья может выступать в к$ачестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный инстит$ут не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Слайд №7

-Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них $комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей.

Слайд №8

- Из чего же должен состоять настоящий родительский авторитет?$

«Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело. Родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Прежде всего, родители должны знать, чем живет, интересуется, что любит, чего хочет и не хочет ребенок. Вы должны знать, с кем он дружит, с кем играет, во что играет, что читает, как воспринимает прочитанное. Вы не должны неожиданно узнавать о разных неприятностях и конфликтах. Вы должны их предугадывать и предупреждать». (А.С.Макаренко)

-Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но умом, осознание своей ответственности за судь$бу маленького человека помогут взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.

Слайд №9-15

Сообщение о стилях семейного воспитания

Сегодня на собрании мы$ рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом – общее развитие ребенка.
Многие работы психологов, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, демократический и попустительский.

$Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.
Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко $покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток р$ешать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.
П$одростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стил$ь (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, восприни$мая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциал$ьные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.

Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе вос$питательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках
.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и$ неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.

Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий с$тиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости

Слайд №16

Каким вырастет ребенок, во многом определяется его положением в системе семейных отношений.

Положение бывает различным:

$- благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нем, но и он заботится обо всех, когда его уважают, и он уважает других.

- неблагополучным, когда он – баловень семьи, $а затем нередко – и деспот семьи, либо он изгой и растет как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Обсуждение проблемы

-Уважаемые родители, я прошу желающих высказать свою точку зрения на данную тему. А особо хочется поговорить о том, какие методы воздействия вы применяете к своим детям? О том, какие из них вы считаете наиболее действенными.

  • $Только поощрение.

  • Частое порицание.

  • «Метод кнута и пряника».

(Дискуссия по поводу методов воспитания, принятых в их семье, учитель показывает эффективность того или иного метода).

Родительский практикум:

$1. В доме собрались ребята, друзья вашего ребенка. Как можно их организовать, чем занять?

2. Вам необходима помощь ребенка, а он занят каким-то интересным для него делом. Как поступите?$

3. Ваш ребенок сообщает вам, что за его неуспеваемость по некоторым предметам вас вызывают в школу. Что вы скажете вашему ребенку?$

-Очень важно своими методами не нанести ребенку духовной травмы. Послушайте внимательно способы, как изменить человека, не обидев его.

Девять способов, как изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования:

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках$.

4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.

5. Давайте возможность человеку спасти своё лицо.

6. Хвалите за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.

7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответств$ии с ним.

8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Д. Карнеги

Слайд №17

- Что же ждет от нас ребенок? Это очень важно зна$ть нам, взрослым.

Любви… Тепла…Заботы…Похвалы….$

Нежности…Улыбки…

Слайд №18

А теперь прочитаем ПИСЬМО-ПОЖЕЛАНИЕ
к самым близким и дорогим людям – «моим родителям», которое написали дети.

  • Не давайте пустых обещаний.

  • Не придирайтесь ко мне по пустякам.

  • Не читайте нотаций.

  • $Не выбирайте мне друзей.

  • Не ругайте и не обзывайте меня.

  • $

  • Я прошу Вас просто любить меня!!!

Слайд №19

Пришло время обратиться к советам психолога.

$Совет №1

Главное средство воспитания – это пример родителей, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах, радостях.

Совет №2

Сделайте жизнь ребенка интересной и много образной.

Уделяйте ему больше свободного времени.

Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных и личных делах.

$Совет №3

  • Эффективным способом сплочении семьи, установлением дружеских взаимоотношений является проведение совместного досуга.

  • Туристические походы в лес, горы, плавание, лыжи.

  • Важно не место, где проводишь время со своим ребенком, а впечатление от совместно пережитых испытаний.

  • Именно в таких ситуациях ребенок учиться доверять Вам свою жизнь, тайны, делится секретами$, своими успехами.

Совет №4

  • Укрепляйте в ребенке уверенность в собственных силах

  • Слушая$ ребенка, следите за его мимикой и жестами, анализируйте их

  • Разговаривайте друг с другом, если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга

Совет №5

  • Не старайтесь спрятать ребенка от трудностей

  • Обсуждайте с детьми свою жизнь, считайтесь с их мнением в решении семейных проблем

  • Дети должны чувствовать ответственность$ за все, что они совершают в жизни

ИТОГ

Все воспитание в семье держится на любви к детям. А любовь родителей обеспечивает полноценное развитие и счастье детей.
Воспитание любовью не отрицает контроль со стороны родителей. По мнению психологов, исследующих проблемы семейного воспитания, $контроль необходим ребенку, потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребенок теряется в окружающем мире, среди людей, правил, вещей. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребенка быть самостоятельным. Надо найти такие формы контроля, которые бы соответствовали возра$сту ребенка и не ущемляли его самостоятельности, одновременно способствуя развитию самоконтроля.
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание своей ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям. Надеюсь, наше собрание не останется для Вас просто родительским собранием, а многое из того, что вы услышали, пригодится Вам в воспитании.

Закончить сегодняшнюю встречу мне бы хотелось словами:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучш$е проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

$Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.$

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

$Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты$ живешь,

По правде или нет.

(Родителям раздаются буклеты с советами и пожеланиями по данной проблеме)

Источники:

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

http://kurs.znate.ru/docs/index-1111

http://refdb.ru/look/3357089-p28.$htm

http://yourlib.net/content/view/5736

http://images.yandex.ru/ - иллюстрации

Post Comment