Статья «Ознакомление младших школьников с миром творческих профессий через деятельность на уроках и во внеурочное время» для 3 класса

$

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 44 г.о. Тольятти

Статья

«Ознакомление младших школьников с миром творческих профессий через деятельность на уроках и во внеурочное время»

Мир професси$й широк и разнообразен. Современной молодежи бывает сложно выбрать свою, единственну и навсегда любимую специальность.Выбрать профессию- значит не только найти выбрать работу, но и и быть принятым в определенную группу людей, принять ее нормы, правила, ценности. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии. В современном обществе все актуальнее становится проблема вы$бора профессии. Важным становится востребованность ее на рынке труда.

Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий необходимо уже с обучения в начальной школе.Одним из эффективных средств в данном направлении является организация урочной и внеурочной деятельности младших школьников по профориентации. В нашей школе используется широко метод проектной деятельности. Работа над проектом интересна и многообразна. Проводится большая подготовительная работа перед защитой проекта — результата работы обучающихся. Особо интересным может стать коллективный проект.

Осенью 2013, в рамках профо$риентации, ребята 3-4 классов представили коллективный проект «Мир творческих профессий». На презентацию его пришли гости: ребята из детских садов, родители обучающихся. Подготовили и организовали работу над проектом учителя 3-4 классов: Дронова Н.В.,Никитина Е.Н., Хорева О.Г., Чинёнкова М.А., музыкальное сопровождение Гороховой В.П., презентация проекта Хорева О.Г.

$ Цель проекта: Формирование у учеников представления о многообразии творческих профессий.

Задачи:

1. Активизировать, закрепить, уточнить и пополнить уже имеющиеся знания учащихся о профессиях.

$2. Прививать интерес у учащихся к миру профессий.

3.Воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям разных профессий.

Проект строился через виртуальную экскурсию в :

Литературный салон : профессии писателя,$ поэта, художника-иллюстратора.

Студию «Умные руки»: профессии архитектора, скульптора, ландшафтного дизайнера, плотника.

Творческую галлерею: художественное изображение людей разных профессий ( по картинам, литературным и музыкальным произведениям).

Театральную студию: особености профессии актера, гримера, костюмера, режессера

$

( исполняется песня «Самое интересное»)

Творческая профессия – это профессия, где человек воплощает своё творчество, талант, мастерство. Считается, что творческие люди чувствуют себя более счастливыми, так как у них имеетсямного возможностей для самовыражения.

$ Художник рисует красивые картины, которыми любуются люди.

Актеры радуют нас своей $игрой в фильмах, мы переживаем вместе с ними, бьем врага с ними.

Хорошие песни заставляют нас радоваться, грустить и даже петь.

Есть люди, которые приносят в нашу жизнь музыку, играя на музыкальных инструментах или сочиняя музыку.

А разве не является творчеством новый сшитый с$воими руками наряд, построенный своими руками дом? Все, куда человек вкладывает свои старания, свои силы и свою душу- все это можно назвать творчеством.

$ Творчество- это всегда что- то новое. И проявляться оно может в любой сфере:

научной

художественой

поэтической

технической$

Там,где создается, открывается и творится что-то новое, уникальное, неповторимое и оригинальное, все то, что несет ценность человечеству.

Профессия – это труд которому человек посвящает свою жизнь. А что же такое творческая профессия? Какими качеств$ами должны обладать люди этих профессий? Отвечая на эти вопросы мы создали проект ««Мир творческих профессий». Итак, творческая профессия – это профессия, где человек воплощает своё творчество, талант, мастерство. Какие же профессии относятся к творческим? Это: писатели, журналисты, артисты ( кино, балета, театра, цирка), изобретатели, визажисты, дизайнеры,$ модельеры.

Литературный салон.

Ведущий. Добрый день всем, всем, кто пришел на нашу познавательную

$ экскурсию в МУЗЕЙ ПРОФЕССИЙ. Сегодня она посвящается творческим

профессиям, и нам с вами предстоит узнать, чем занимаются люди этих

профессий и какая профессия самая интересная.

А теперь мы посмотрим, сумеете ли вы отличить одну профессию от другой.

АУКЦИОН ПРОФЕССИЙ Какой профессии принадлежат:

Кисть, краски. (Художник)

$ Парик, костюм. (Актер)

Молоток, гвозди, рубанок. (Столяр)

Овощи, кастрюля. (Повар)

$ Расческа, ножницы. (Парикмахер)

Письма, газеты, сумка. (Почтальон)

Градусник, шприц. (Врач)

Ножницы, сантиметр, ткань. (Швея)

$Кирпич, мастерок. (Строитель)

( сопровождается слайдами)

Творческая группа 3-а класса рада приветствовать Вас в Литературном салоне.

$А знаете ли вы, что такое салон?

Салон— это литературный или художественный кружок избранных лиц, собирающихся в частном доме. $Княгиня Евдокия Голицына была хозяйкой первого в России салона. “Царица муз и красоты”. ( слайд)

.Литературные салоны объединяли поэтов и писателей, музыкантов и художников. Тут главным критерием была талантливость. В литературных салонах впервые читались и исполнялись вслух произведения. Они оказали большое влияние на развитие русской культуры.

Так как салон литературный, значит мы будем вести разговор о профессиях, связанных с лит$ературой и литературным творчеством. Догадайтесь, о какой профессии загадка?

$Выходит учащийся ( в роли писателя)

-Написать могу рассказ,

Басню, повесть или сказ,

$Сказку, очерк и статью,

Биографию свою.

Ответы детей. Писатель

Словарь Ушакова определяет ПИСАТЕЛЯ– как «человека, пишущего литературные произведения».

Разумеется, писатель – это профессия. ПИСАТ$ЕЛИ – это умные,проницательные, талантливые люди . Кропотливым, упорным, трудом завоевывают они сердца и умы людей .

Посетителями салонов были в свое время А.С. Пушкин, В.Ф. Одоевский, И.А.Крылов и многие другие. Истины, о которых нам рассказывают писатели учат нас добру, человеколюбию, милосердию, являются основой человеческой души. $Недаром, писателей называют «инженерами человеческих душ». ( слайд)

Учащийся ( в роли писателя)

Чтобы быть писателем необходимы эрудиция, творческое воображение, эмоциональность, образное и абстрактное мышление. Чтобы стать писателем надо закончить литературный институт или факультет журналистики университета.

Наш салон посетил сегодня представитель еще одной творческой профессии. Догадайтесь, кто это?

$Выходит учащийся ( в роли поэта)

Живет на свете человек

Не философ и не грек,

Рифмы шлет потоком в свет

Кто проснулся в нем?

Ответы детей. …Поэт

$

Словарь Ушакова трактует :ПОЭТ Писатель, пишущий стихами, стихотворец, наделенный высоким творческим дарованием, сильным творческим воображением. $Писатель-художник, создающий поэтические произведения.

Посетителями литературных салонов были Василий Андреевич Жуковский, Евгений Абрамович Баратынский. Владимир Владимирович Маяковский . Но конечно же признанным главой русской литературы бы$л А.С. Пушкин. (слайд)

И еще одна профессия, без которой нет книги, особенно де$тской. Догадайтесь, какая…


Учащийся ( в роли художника)
-Нарисует он марину:

В синем море субмарину,

Волны по морю бегут,

Чайки по воде плывут. (художник)

Художники появились еще в каменном веке, и первоначально они создавали свои рисунки на камнях. С появлением цивилизации художники стали украшать своими рисунками гробницы и каменные дома.

$ Ремесло художника было тесно связано с изготовлением красок. Кроме того, в Древнем Египте создание изображений считалось магическим действием, а сами художники почитались как жрецы Первыми известными художниками были древние греки. Агафарх и Полигнот.

$ Учащийся ( в роли художника)

В настоящее время в литературе используются иллюстрации к произведениям поэтов и писателей

Задача художника- иллюстратора – красочно выразить мысли автора литературного произведения яркими художественными образами. В$ид работы зависит от заказа: он может иллюстрировать книги, журналы, газеты и т.п. ( слайд)

Ведущий «Все профессии нужны, все профессии важны»! Именно так писал Владимир Маяковский. И, несмотря на то, что с момента написания этих строк прошло уже не одно десятилетие, они по-прежнему остаются актуальными.

$ И это можно сказать о любой современной профессии

Спасибо вам за внимание. Мы закрываем наш литературный салон и приглашаем всех в студию «Умные руки».

«Умные Руки».

$ Творческая группа 4-а класса работала над созданием проекта «Умные Руки». Мы хотим познакомить Вас с творческими профессиями ландшафтного дизайнера, плотника, скультура и архитектора.$

Ландшафтный дизайнер— специалист по проектированию ландшафта: садов, парков, приусадебных участков. (слайд)

Особенности профессии
Задача ландшафтного дизайна —создание гармоничного пространства, в котором сочетаются красота и удобство.
Любой дизайн предполагает выразительные средств$а, элементы, краски, технические приёмы. Для ландшафтного дизайнера такими средствами являются растения, части природного ландшафта, постройки, садовые аксессуары.
Проектирование участка начинается с разработки художественной концепции и предварительного плана.
При этом учитывается, как будут рассажены растения, как они будут сочетатьс$я друг с другом. Например, родственные растения нужно высаживать поблизости друг от друга, потому что без «взаимной поддержки» они будут выглядеть недостаточно пышно, а в облике участка останется какая-то незавершённость. Но слишком тесная посадка не даёт растениям как следует развиваться.

В отличие от садовника, дизайнер не занимается уходом за растениями. Он далеко не всегда занимается их посадкой – это работа садовника. И тем не менее, дизайнер должен хорошо разбираться в растениях, представлять их внешний вид в перспективе (чаще всего он$и высаживаются в землю в виде маленьких черенков или семян), учитывать их сочетаемость не только эстетическую, но и по времени цветения, требованиям к условиям питания, освещению и поливу.
Всё это должно гармонировать с существующими зданиями, инфраструктурой, окружающей природой.
Для хорошего дизайна характерна уравновешенная композиция элементов.
Стихийность в расположении элементов может придать участку запущенный вид, а абсолютная симметрия выглядит неестественно.
Существуют разные стили и направления л$андшафтного дизайна, и хороший специалист разбирается в них, умеет их использовать.

Профессия ландшафтного дизайнера не ограничивается собственно дизайном и составлениями проектов. Ему приходится взаимодействовать с заказчиками, у которых также есть свои представления о том, как должен выглядеть сад или парк. И успех ландшафтного дизайнера во многом зависит от его умения находить общий язык с клиентами.
Другая сложность профессии -её сезонность.

Архитектор ($слайд)

Архитектор (отдр.-греч. αρχι -главный, старший и др.-греч.- плотник, строитель) — специалист, осуществляющий архитектурное проектирование, включая разработку объемно-планировочных и интерьерных решений. Архитектурное проектирование – это организация архитектурной среды, включающее в себя проектирование зданий, в том числе разработку интерьерных и объемно-планировочных решений.

$Профессия архитектор тесно связана со строительством, поэтому эта профессия является одной из самых древних. Во всем мире существует множество уникальных дворцов, храмов, ратушей, жилых зданий, мосто$в, построенных в различных архитектурных стилях. По этим стилям мы можем определить эпоху строительства, нравы жителей городов, их традиции или достаток. Красота той или иной постройки может вызывать у людей определенные чувства и настроение. Это и делает архитектуру искусством, в котором каждый архитектор общается со зрителями через свои творения, передает своё настроение, свои мысли и идеи.

Каждому этапу развития человечества присуще возникновение определенного архитектурного стиля. Архитектурные памятники способны сообщить историкам не меньше, чем сохрани$вшиеся пергаменты или летописи. Цивилизации древности оставили после себя величайшие архитектурные творения: пирамиды в Египте, Великая Китайская стена, Колизей и таких примеров можно привести множество. Архитектурой Древней Руси (древнерусской архитектурой) принято считать период русского искусства со времени образования Киевского государства и до реформ Петра I (с IX до XVII вв.).

Технический прогресс не стоит на месте, технологии строительства постоянно усложняются, а вместе с ними и профессия архитектора. Задачи, которые ставятся перед архитекто$рами, изменяются, и компетенция современного специалиста определяется более четко, нежели раньше. Но основная цель остается неизменной – получить архитектурное строение, оптимально сочетающее безопасность, рациональное и эффективное использование площади, а также особенности оригинальной и уникальной дизайнерской идеи.

Скульптор (слайд)

Скульптор – это художник, занимающийся созданием скульптур, то есть произведений объемно-пространственной формы, трехмерных и осязаемых.

Профессия скульпт$ора является одной из самых интересных и древних. Первые ее проявления относятся еще к доисторическим временам. История искусства скульптуры и ваяния начинается примерно за тридцать веков до н.э., со старейшего культурного народа древнего мира, египтян.

$Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого выполняются из пластических или твердых материалов (глины, камня, металла, дерева, воска, кости и др.) и имеют объёмную форму. Скульптура обычно изображает людей, животных или иные объекты природы. Художника, работающего в этой области искусства, и называют скульптором или ваятелем. Главной его задачей является изображение человека, животного в реальном или идеализированном мире.

$ Создание скульптуры – долгий и кропотливый процесс. Сначала скульптор получает заказ или сам выдумывает будущее произведение. Далее мастер проводит подготовительные работы (собирает необходимый материал по исторической личности или событию, решает в какой форме будет выполнена скульптура, из каких материалов и в какой технике). Следующий этап работы – создание эскиза из пластичного материала. После окончания необходимых приготовлений, мастер приступает к изготовлению самой авторской скульптуры из конечных материалов. Эти творческие люди могут быть “свободными художниками”, не приписанными к какой-либо организации, и творить в собственной студии. Либо работать в скульптурных мастерских, в организациях, занимающихся ритуальными услугами и пр. Большинство – выполняют конкре$тные заказы от клиентов (например, на садово-парковую скульптуру или надгробные плиты). Редкие мастера могут позволить себе работать для себя.

Скульпторы работают с различными материалами и в различных техниках.
Например, можно вылепить фигуру из пластилина, а затем с ее помощью изготовить форму для отливки этой фигуры из металла. Можно создавать скульптуры из глины, гипса, высекать их $из камня, из дерева и даже изо льда. Скульптор может применять чеканку, сварку, литье. А помимо традиционных материалов использовать достижения современных технологий (например, полимеры), старые, отработавшие свое механизмы и пр. Все зависит от творческих задач.

Скульптура бывает круглой, т.е. обозримой со всех сторон, и рельефной, т.е. расположенной на плоскости и видимой лишь с одной стороны.
По назначению скульптуры можно разделить на несколько видов: монументальная скульптура, монументально-декоративная (парковая скульптура, фонтаны, урны и т.д.), станковая (предназначается для выставок, музейных экспозиций и домашнего интерьер) и мелкая пластика (статуэтки, модели, медали и пр.).

Жанры, в которых работает скульптор, также разнообразны: это портреты людей, изображения бытовых, историче$ских сюжетов, животных. Реже встречаются скульптурные фрагменты ландшафтов, натюрморты.

Профессия плотник (слайд)

Плотник – одн$а из распространенных строительных профессий. Это профессия широкого профиля. Специалист выполняет работы, связанные с обработкой древесины и изготовлением из нее разнообразных деталей, изделий и строительных конструкций.

До недавнего времени все работы, связанные с использованием древесины, подразделяли на плотничные и столярные. Теперь эти две профессии слились воедино. Даже при широкой механизации строительных работ без плотника на стройке не обойтись.

К плотничным работам о$тносятся работы по устройству стен, перекрытий, перегородок, стропил, ферм, балок, щитов перекрытий, лесов, подмостей. Непосредственно на строительстве плотники выполняют следующие работы: сборку стен рубленых, брусчатых, панельных, каркасных зданий, устройство цокольных, междуэтажных и чердачных перекрытий из лесоматериалов или готовых элементов, устройство крыш со сборкой стропильной системы, сборку и установку ферм, арок.

При строительстве каменных и бетонных зданий плотники выполняют монтаж лесов, установку подмостей и опалубки для монолитных железобетонных конструкций преимущественно из унифицированных элементов. Лес – это не только лёгкие планеты, но и ценный возобновляемый ресурс. Из дерева изготавливается огромное множеств$о предметов, в том числе и строительных материалов. Изготовлением, монтажом и ремонтом таких вот деревянных конструкций занимается человек с профессией плотник.

Это старинное и необходимое для общества ремесло. По определению, плотник – одна из строительных специальностей, но такие же специалисты работают на производстве мебели, деревянных окон, дверей, лодок и прочих полезных изделий. Л$юди, занятые в этой сфере, были на земле с древних времён. Упоминания о них находили в источниках, которым уже 5 тысяч лет.

Дерево умели обрабатывать почти все цивилизации мира – Египет, Китай, Финикийцы, Индия, европейские племена. Из дерева строились целые мегаполисы по меркам того времени, как например Гелон в Скифском Царстве, что на территории нынешней Украины. Дерево является сравнительно лёгким для обработки материалом. Тысячелетиями его обрабатывали только с помощью топора, деревянных кли$ньев и тесла. Пила, как инструмент плотника, получила распространение только 400 лет назад. Этого благородного ремесла не стеснялись даже особы королевской крови – к примеру, Петр І, который лично принимал участие в строительстве деревянных кораблей.

Одно из крупнейших религиозных течений в мире, христианство, приписывает это ремесло своему богу (Иисус был плотником). Сей факт показывает, сколько уважения в обществе к л$юдям данной профессии.

Личные качества:

Для успешного выполнения своих профессиональных функций плотник должен обладать значительной физической силой и выносливостью, а также ловкостью, что особенно важно при работе в сложных условиях: на высоте, в тесноте, при неблагоприятной погоде. Работа плотника осуществляется при постоянном зрительном контроле,$ важное значение имеет глазомер.

Большая нагрузка в данной деятельности приходится на суставно-мускульный аппарат рук, который является практически занятым в любой плотницкой операции. Очень важно для хорошего плотника обладать “чувством материала”, чтобы уметь выбрать именно тот его вид, который наиболее пригоден для создаваемой конструкции. Необходимым качеством является также способность распределять и дозировать свои усилия при обработке различных видов материалов.

$Так как многие плотницкие сооружения и конструкции должны обеспечивать безопасность людей, пользующихся ими в своей профессиональной деятельности (леса, висячие стропила, балки и пр.), плотник должен обладать высоким чувством ответственности, внимательностью и аккуратностью.

Образование (Что надо знать?):

Плотник знает породы и пороки древесины, способы разметки и изготовления деревянных конструкций, приемы обстругивания и отесывания лесоматериалов.

Место работы и карьера:

Профессия плотника необходима везде. Он может работать на стройка$х городов, в строительных организациях сельского строительства, в строительно-ремонтных организациях, в ремонтных цехах заводов, на деревообрабатывающих комбинатах, в жилищно-строительных конторах при д$омоуправлении.

Мы приглашаем всех в Творческую галлерея.

Творческая группа, 4-б класса, рада Вас приветствовать в Творческой галлереи.

Творческая галлерея.

$Мы познакомим Вас с прекрасными профессиями художника, писателя и композитора.

$ Художник – человек, который занимается изобразительным искусством, создаёт картины, художественные произведения. Изобразительное искусство появилось в давние времена, ещё древние люди украшали стены своих пещер росписями с изображением животных, людей. ( слайд)

Художник обладает талантом изображать разнообразный мир в своих произведениях. Он может показать события далёкого прошлого, изобразить героев сказок и романов, передать в красках изображение человека, его черты лица, его настроение$, характер. Чтобы написать картину художнику нужно собрать материал, представить себе картину, сделать множество набросков. Художником может стать только тот, кто хорошо рисует, потому, что рисунок – это основа любого изображения.

Профес$сия художника имеет много разновидностей. Это и живописец, и портретист, и реставратор, и театральный художник, и художник по костюмам, и художник-мультипликатор.

ивописец любит рисовать пейзажи – это любимые уголки природы, разные времена года.

– Портретист рисует лицо человека или во весь рост, передаёт черты лица человека, его характер.

$– Реставратор – это человек, который обновляет старые или испорченные предметы старины, картины. При помощи этих людей мы можем увидеть картины, которые были нарисованы несколько столетий назад.

$– Театральный художник. Без его работы не проходит не одно представление в театре. Только он умеет и знает, как оформить сцену. Увидев сцену, мы с вами понимаем, в какое время года, внутри здания или на улице идёт действие.

– Художник по костюмам пр$идумывает новые модели разнообразных и красивых костюм.

– Художник-мультипликатор для создания новых мультфильмов рисует интересную историю на бумаге.

При помощи этих людей мы на экранах телевизоров видим очень много сказок.

$ Какими же качествами должен обладать художник? Чтобы стать настоящим художником нужно тренировать руку, чтобы проводить точные линии карандашом, мелом, углём; тренировать глаза, чтобы различать самые тонкие оттенки цвета; тренировать наблюдательность, память, воображение.

Одним из первых русских художников, обративших внимание на профессиональную деятельность людей, был А.Г. Васнецов. Расцвет его творчества приходится на первую половину XIX в. Под влиянием своих убеждений он оставляет государственную службу и переезжает в собственное поместье в Тверскую губернию, где и создает свои наиболее значимые произвед$ения, отражающие быт и труд простого русского крестьянина.

В своих работах художник изображает людей, как правило, не в процессе труда, а лишь с их профессиональными атрибутами и помещает их$ в среду, характерную для определенного вида трудовой деятельности. Большее внимание уделяется организации пейзажа либо интерьера картины, а профессиональная принадлежность выявляется с помощью аксессуаров. ( слайд Жнецы).

Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества Васнецова. На переднем плане картины «Жнецы» изображена мать художника, Анна Степановна.

$ А вот, Коровин Константин Алексеевич, как изобразил девушку с арфой- профессия музыкант. Он использовал теплые цвета, поднимающие настроение. Катрина как бы вся светится как и сам образ девушки музыканши. ( слайд)

Музыкант-$ это человек, умеющий играть на музыкальном инструменте. Также к представителям этой профессии относятся композиторы, вокалисты, то есть те люди, которые по роду своей деятельности прямо связаны с музыкой. Чтобы стать музыкантом, надо долго и упорно учиться. Каждый, кто работает в области музыкальной культуры, должен не только владеть своей основной специальностью, но и хорошо знать теорию музыки и ее историю, быть широко образованным человеком.Чтобы музыка жила среди нас, нужн$ы музыканты разных специальностей. $( слайд)

Прежде всего это — композиторы. Каждая новая эпоха, каждое поколение стремится выразить свои идеи, чувства, сво$е понимание окружающей действительности. Есть композиторы, которые работают преимущественно в какой-либо сфере музыкального искусства. Одни пишут главным образом для детей, другие — для взрослых. Есть композиторы-симфонисты — авторы серьезных сочинений для больших симфонических оркестров и те, которые специализируются на создании музыки для фильмов; оперные композиторы и композиторы-песенники. Чаще всего композиторы работают во многих жанрах одновременно.

Мы воспринимаем музыку лишь тогда, когда слышим ее. Музыкант-исполнитель — еще одна музыкальная специальность. Исполнители различаются по тому инструм$енту, на котором играют. Созданную композиторами музыку исполняют пианисты и певцы, скрипачи и виолончелисты, флейтисты и трубачи, органисты, исполнители на ударных инструментах и т. д. Музыкантов, блестяще владеющих техникой игры на своем инструменте, называют виртуозами.

Среди музыкантов-исполнителей выде$ляются дирижеры, Движением дирижерской палочки, жестами, мимикой дирижер передает оркестру или хору свое понимание, свое истолкование музыкального произведения. Оркестр или хор — это как бы огромный инструмент, на котором он «играет». Дирижер должен обладать особенно широкими музыкальными познаниями, тонким музыкальным слухом, ярко выраженными волевыми качествами.

$Особая музыкальная специальность — режиссер музыкального театра. Такой режиссер должен отлично разбираться в музыке. Ведь в опере, музыкальной комедии, оперетте музыка — главное «действующее лицо».

Музыка — сложное искусство. Ее язык изучают музыковеды. Они рассматривают формы, жанры, стили музыки, исследуют музыкальную культуру разных времен и народов.

В области музыки, как и в любой другой области человеческого знания, важную роль играют музыканты-педагоги. Именно они передают накопленный опыт, секреты мастерства от одного поколения музыкантов к другому. Есть специалисты, целиком посвятившие себя педагогике. Другие совмещают композиторскую, исполнительскую, научную работу с преподаванием. .

$ В наш век технического прогресса,появились и новые музыкальные специальности. Среди тех, кто работает над радио- или телепередачей, мы встречаем имя музыкального редактора. На кино- и телестудиях, на радио,$ в студиях звукозаписи работают звукооператоры и звукорежиссеры, имеющие профессиональную музыкальную подготовку.

В нашей стране много замечательных музыкантов-профессионалов. Музыка советских композиторов, исполнительское искусство советских артистов, труды советских музыковедов широко известны во всем мире.

Творческие профессии очень часто переплетаются между собой, создавая прекрасную мозаику произведений.

$ На уроках внеклассного чтения мы познакомились с произведением К.Паустовским «Корзина с еловыми шишками». Писа$тель описал встречу композитора Эдвара Грига с дочкой лесника, которая вдохновила его на создание прекрасного симфонического произведения. (На фоне музыки Грига)

Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр. Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться. Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря! Стеклянные корабли пенили воду. Ветер трубил в их снастях. Этот звук незаметно переходил в перезвон лесных колокольчиков, в свист птиц, кувыркавшихся в воздухе, в ауканье детей, в песню о девушке – в ее окно любимый бросил на рассвете горсть песку$. Дагни слышала эту песню у себя в горах.Так, значит, это был он! Тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину с еловыми шишками. Это был Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант! Дагни плакала, не скрываясь, слезами благодарности. К тому времени музыка заполнила все пространство между землей и облаками, повисшими над городом. От мелодических волн на облаках появилась легкая рябь. Сквозь нее светили звезды.$Музыка уже не пела. Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастья, где солнце горит, как корона в волосах сказочной доброй волшебницы .

Еще одно прекрасное музыкальное произведение, с которым нас познакомила на уроке музыки Валентина Петровна, это музыкальные иллюстрации Свир$идова к повести Пушкина “Метель”, в которых счастливо соединились запоминающиеся мелодии в духе шедевров поп-музыки и скрытая изощренность изложения, достойная сложнейших классических сочинений. Пушкинская «Метель» – маленькая поэма о риске, ода гусарской браваде и лихости, когда ради пустой прихоти не жаль поставить на кон все будущ$ее счастие, поэма о милости его величества Случая, который благоволит смельчакам и безумцам. Вальс, символ романтической любви, тесно связан в русской литературе с офицерством и армией. Двайте послушаем отрывок из этого произведения. $$( слайд) ( исполнение танца)

Вот пожалуй и все, с чем хотили вас познакомить ребята нашей творческой группы в нашей галереи. Мы приглашаем Всех в Театральную студию.

$ Творческая группа, 3-б класса, рада Вас приветствовать в Театральной студии.

Театральная студия.$

$Театральная Студияэто театральный коллектив молодых актёров.

Профессий в театре, действительно много. Но, как правило, множество людей, которые работают над спектаклем либо другой постановкой остаются просто за кулисами. Их фамилии мы можем прочитать только на программках, которые зрители получают перед спе$ктаклем.

Сегодня мы познакомим вас с некоторыми профессиями, и, может быть, кто-то из вас обязательно выберет для себя одну из них и достигнет больших результатов. Итак, мы начинаем!

Слово театр – в переводе с греческого языка обозначает место для зрелищ. Это род искусства, где главным является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой. Существуют: театр оперы и балета, театр юного зрителя, театр миниатюр, теней, драматический и др$угие. Театральное искусство возникло очень давно и развивалось вместе с жизнью всего человечества.

1-ый мальчик: У меня бегут года, скоро восемнадцать.

Где работать мне тогда? Чем заниматься?

Ведь вокруг про$фессий море,

Выбор нужно сделать вскоре.

Может мне гримёром стать?

Людей искусством покорять!

$Девочка: Людей искусством покорять?!..

А ты умеешь рисовать?

1-ый мальчик: Ну не совсем хорошо, но кое-что намалевать смогу.

Девочка$: Слово «Грим» переводится как забавный, морщинистый старикан. Чтобы стать гримёром, нужно иметь огромную фантазию, воображение, хорошо уметь рисовать. Гримёр изменяет внешность актёра, преимуществен$но его лицо.

Характер грима зависит от художественных особенностей пьесы, замысла актёра и режиссёра.

Профессиональный художник – гримёр при помощи всего этого может изменить внешнос$ть актёра так, что даже близкий человек не всегда сможет узнать его. Из молодого сделать старика, из мужчины – женщину, из красавицы – Бабу Ягу, это совсем не сложно для профессионала, который хорошо знает своё дело. Вот посмотрите, как изменились люди, после того, как «попали в руки» настоящих гримёров. (слайд)

Девочка: Быть гримёром хорошо,

А костюмером лучше.

костюмеры б я пошла,

Пусть меня научат.

Учитель: В театре множество нарядов

И костюмер в них знает толк.

В царя, принцессу и $русалку,

Оденет он хоть целый полк.

Понятие «Костюм» охватывает целый комплекс вещей: причёска, грим, обувь, головной убор и собственно, сама одежда. Костюмер в театре – профессия очень важная и трудная. Представьте себе, что актёры, играющие в спектакле: царя, принцессу, королеву, вышли бы на сцену в шортах, джинсах, футболках, кроссовках… Чтобы из этого вышло? Зрители в зале просто встали бы и ушли со своих мест. Поэтому, как и гримёр, костюмер должен обладать воображением, чувством прекрасного, чтобы творчески воплощать свои замыслы..

$ (показ слайда, костюмер одевает актёров перед спектаклем)

Костюмер не только одевает на актёра уже готовое платье, но и подгоняет его по фигуре, добавляет интересные детали (например, расшивает бисером, бантами, цветами и т. д.), подбирает нужный головной убор и обувь. А главное, костюмер должен быть хорошим хозяином, чтобы каждый его шедевр находился на своём месте, и в любое время актёр смог надеть его на спектакль чистым и отглаженным. (слайд)

2$-ой мальчик: Быть костюмером хорошо, а актером лучше.

$ Я, в актёры бы пошёл,

Пусть меня научат.

Учитель: Ведь ещё Шекспир сказал,

Он, конечно, не солгал:

«Вся наша жизнь-игра!»-

Вот великие слова.

Актёром$ быть не всем дано, так как для него единственным инструментом и материалом является он сам – его походка, жесты, мимика, голос, наконец, его личность.

Актёр входит в образ персонажа, вживается в роль, выражает характер своего героя. Для того, чтобы зрители поверили, ему необходимо изучить эпоху, время, в котором жил герой, и полностью перевоплотиться, т.е стать тем, кого он должен сыграть.

Зная роль назубок, актёр каждый момент проживает её будто впервые, словно не подозревая, что будет в следующий момент. Здесь необходима ещё одн$а черта актёрского таланта – непосредственность, т.е. держаться на сцене, как в жизни. Если в игре актёра она отсутствует, мы$ видим на сцене лишь отрепетированные движения и слышим заученный текст, (как часто бывает, когда вы рассказываете стихи в классе). Именно непосредственность позволяет актёру в одной и той же роли быть немного «разным».

Стать хорошим актёром можно лишь при наличии таланта, который нельзя приобрести, а можно только развить в специальных учебных заведениях. Кроме этого, человек должен обладать хорошей дикцией (понятно, четко говорить), сильным голосом, музык$альным слухом, обаянием, пластичностью, умением заразить зрителя своими мыслями и чувствами. Становиться актёрами рекомендуется внимательным, волевым людям, имеющим терпение и хорошую память.

Актёр – одна из тех немногих профессий, где небольшие дефекты речи или не очень симпатичная внешность не являются минусом, а наоборот, могут стать запоминающейся деталью образа человека.

$Ребята, а знаете ли вы фамилии известных актёров театра и кино?

(ответы детей)

А теперь посмотрите на тех, кого вы назвали и на тех, о ком забыли.

(Показ слайдов : М.Боярского, Н.Абдулова,И.Алферовой, Ю. Никулина.)

$

3-ий мальчик: Быть актёром хорошо, а режиссёром лучше

В режиссёры б я пошёл пусть меня научат.

Девочка: Режиссёр – ск$ажу вам прямо-

В театре он один из главных

К спектаклю множество идей,

И будет здорово, поверь.

Режиссёр – это специалист, занимающийся постановкой спектаклей, кинофильмов, концертов и т. п. Он распределяет роли, утверждает актёров, придумывает и осуществляет постановку спектакля. Режиссёру нужно донести до зрителя главную идею действия на сцене, вызвать эмоции, заставить их смеяться или плакать, радоваться или огорчаться, приходить в ужас или испытывать восторг.

$ Режиссёр выбирает сценарий, иногда меняет его в процессе работы, достигая нужного результата – идеальной постановки спектакля и работы актёров. Ему необходимы: талант, богатая фантазия, оригинальное творческое мышление, высокий кру$гозор знаний, умение разглядеть актёра, который своей игрой сможет донести до зрителя идею спектакля и многие другие качества. Режиссёр должен обладать даром психолога, чтобы найти подход к каждому из тех, с кем ему придется работать в течение нескольких месяцев (а именно столько нужно, чтобы поставить хороший спектакль), прежде чем его увидит зритель.

Именно этими качествами обладал выдающийся русский режиссёр Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938).

$(показ слайдов, фото Станиславского в работе над разными спектаклями)

Свою сценическую деятельность он начал ещё в юности. Костя Алексеев (это его настоящая фамилия; псевдоним Станиславский он взял, когда ему было 22 года). Этот человек создал свою систему, которая открыла пути к созданию спектакля как единого художественного целого, к воспитанию актёра и режиссёра. Именно она помогает овладеть тайнами актёрского мастерства, без которых до зрителя не дойдёт ни тема пьесы, ни её живое, образное содержание. В наше время все колледжи и институты искусств, которые занимаются обучением, подготовкой будущих актёров и режиссёров занимаются именно по системе Стани$славского.

А теперь мастер класс.

Сценки: «Словечки и слофечки». ( по стихотворению С. Михалкова «Из Ю.Тувим»)

  1. Грустный, сонный, невеселый

Ежи наш пришел из школы, $

Сел к столу, разок зевнул

$И над книжками уснул.

Тут явилмсь три словечка..

«Апельсин», «Сосна», «Колечко».

$Подошли они все трое

И сказали:

Сосна: Что такое?

Колечко: Что ты, Ежи, сделал с нами?

Апельсин: Мы пожалуемся маме!

Я…

    1. Воскликнул «Апельсин»,

$ Апельсин: Никакой не «Опельсын»!

$Колечко: Я…

  1. Расплакалось «Колечко»,

Колечко: Никакая не «Калечка»!

Сосна: Я…

  1. Разгневалась «Сосна»,

$ Сосна: Я до слез возмущена!

Можно только лишь со сна

Написать, что я !САСНА»!

Апельсин: Мы, слова, оск$орблены

Тем, что так искажены!

Колечко: Ежи, Ежи, брось лениться-

$Так учиться не годиться!

Сосна: Невозможно без внимания

Полу$чать образования!

Апельсин:Будет поздно, так и знай,-

Станет неучем лентяй!

Сосна: Если ты еще хоть разбираться

Искалечишь, мальчик, нас,

Мы с тобой поступим круто,

$ Нашей честь дорожа,-

Имя Ежи в полминуты

Переделаем в Ежа!

$

Колечко: Будешь ты ежом колючим!

Вот как мы тебя проучим!

  1. Ежи вздрогнул, ужаснулся,

Потянулся и проснулся.

Подавил зевоту,

Взя$лся за работу!

$Ну, вот и закончилось наше путешествие в мир театра, туда, где работают настоящие профессионалы своего дела. Мы рассказали вам далеко не обо всех профессиях, но если в будущем вы хотите стать кем-то из них, то дополнительно занимайтесь в драматических кружках, ДШИ на театральном, художественном, фортепианном отделении, и непременно после школы поступайте в колледж искусств или институт культуры, где вас встретят, и будут учить настоящие педагоги.

$Спасибо за внимание.

Работа над проектом дает хорошие результаты. Это и формирование универсальных учебных действий, и взаимодействие с родителями, библиотекой, общественностью города. И самое главное удовольствие, получаемое ребятами от результатов своей работы.

$ Хорева О.Г.,учитель начальных классов МБУ СОШ № 44

Еще записи

Leave a Comment