Урок окружающего мира во 2-м классе "Правила вежливости"

Урок окружающего мир$а во 2-м классе "Правила вежливости"

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: общеклассная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

$Средства обучения: “Мир вокруг нас” Плешаков А.А. в 2-х частях, художественная литература, “Словарь русского языка” Ожегов С.И., иллюстрации вежливого поведения, стенды “Так ли мы поступаем” и “Скажи вежливые слова”, таблицы, схемы, два телефона.

Цели урока$:

1. Повторить вежливые слова, используемые в разных жизненных ситуациях: приветствие, прощание, благодарность, извинение, просьба, разговор по телефону.

2. Учить детей соблюдать правила вежливости при взаимоотношениях мальчиков и девочек; детей и взрослых.

3. Воспитывать вежливое поведение, доброжелательное отношение к окружающим.

$Ход урока

1. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Хорошо запоминать.

2. Прогноз погоды.

Сегодня 15 февраля, четверг

Погода ясная.

Осадков нет.

Дует слабый ветер.

$Температура воздуха -15 С0.

3. Введение в тему.

Маша знала слов немало,
Но одно из них пропало,
И оно то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово хо$дит следом
За подарком, за обедом,
Это слово говорят,
Если вас благодарят.

Подумайте, какое слово потеряла Маша?

Приходилось ли вам терять такие слова?

Ребята, сегодня мы поговорим о волшебных $словах. Это обычные, простые, умные, полезные и добрые слова, а волшебными они стали потому, что без них просто жить на свете нельзя. Эти слова надо не только хорошо знать, но и уметь их произносить по-волшебному, а научиться такому волшебству нетрудно, стоит только захотеть.

Вы стали школьниками. Вас ждёт много славных дел. Вы окончите школу и станете трудиться на заводах, шахтах, строить дома, прокладывать дороги к звёздам, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать болезни. Вы будете строителями, капитанами, водолазами, космонавтами, художниками. Но, прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться.

Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовём.

$ СПАСИБО, ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРОСТИТЕ
Произносить он не привык.
Простого слова ИЗВИНИТЕ
Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень,
Сказать при встрече ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Казалось бы, простое слово, 
А он стесняется, молчит,
А в лучшем случае ЗДОРОВО
Он вместо ЗДРАВСТВУЙ говорит.

$А вместо слова ДО СВИДАНЬЯ
Не говорит он ничего
Или заявит на прощанье,
Ну, я пошёл, пока, всего…

Что бы вы посоветовали этому мальчику, как ему вылечиться?

Может, кто-то узнал в нём себя?

$Чтобы быть вежливыми, надо как можно чаще пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова у нас должны быть добрыми, но и наши поступки должны быть разумными, ясными, такими, чтобы не приходилось за них краснеть и стыдиться. Старайтесь быть полезными людьми.

Понять и исполнить 
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово.
$

4. А теперь давайте решим все вместе такую задачу: Мальчик крикнул прохожему: “Скажите, сколько сейчас часов? “Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки.

Мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: Скажите, пожалуйста, который час?

– “Не часов”, а который “час”?

И после ответа взрослого надо сказать “Спасибо!”

$5. А теперь послушайте ещё один вопрос-задачу. По улице шёл старик, опираясь на палку. Он был очень стар и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под ноги. Навстречу ему, подняв голову кверху, шёл мальчик лет 9. Мальчик натолкнулся на старичка и сильно его толкнул. Старик очень рассердился на мальчика. Но вот мальчик что-то сказал ему, и старичок сразу подобрел. Что же такое мальчик сказал ему”.

Извините, пожалуйста.$

Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашёлся: взглянул им в глаза
И робко, и тихо, “простите” сказал,
И мама молчит, улыбается даже:
– Мы купим другую, есть лучше в продаже
“Простите” – казалось бы, что в нём такого, 
А вот ведь какое чудесное слово!

Какое слово автор назвал “чудесным”?

$Прочтите и запомните. Смотри приложение 1.

6. Часто ребята всячески показывают, что они вежливы. А так ли это на самом деле, определите.

Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
$“Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
“Извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем,
И пришлите нам ответ.
Вежлив Витя или нет?

Как нужно правильно входить в класс, если опоздал на урок?

7. Игра “Ребята – вежливые ребята”

По мере надобности вставляйте в мой рассказ волшебные слова:

Однажды Вова Крючков поехал $в театр. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицу. Вдруг в автобус вошла женщина с ребёнком. Вова встал и сказал ей: “Садитесь “пожалуйста”. Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову “СПАСИБО”. Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА. Смотри приложение 2.

Дядя Саша огорчён
Рассказал он вот о чём
“Видел Настю-ученицу
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышал слова ЗДРАСТЕ! 
Смотри приложение 3.

В словаре Ожегова С.И. записаны значения слов, зачитайте их.

Здравствуйте$ – приветствие при встрече и одновременное пожелание быть здоровым (мы желаем вам здоровья).

Пожалуйста $– выражает вежливое обращение, просьбу, согласие, ответ на благодарность.

Извините – попросить прощение.

Спасибо – Выражение благодарности.

До свидания – приветствие при прощании.

8. Я вижу, что вы знаете волшебные слова. Не стесняйтесь их употреблять чаще.

$Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным –
$“С добрым утром!”,
“Добрый вечер!”
“Доброй ночи!”- говорим.
Я желаю вам добра,
Доброй ночи до утра, 
Всем желаю добрых снов,
Добрых дел и добрых слов”.

Ребята, какое слово вы говорите, как только просыпаетесь?

Доброе утро

Если даже плохая погода, метель, дождь, сыро, грязно, стоит сказать “ДОБРОЕ УТРО!”, и сразу станет теплее, радостнее.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

$Давайте лечиться от невежливости. Передаём друг другу мяч, называем при этом вежливое слово или вежливое обращение.

9. А теперь посмотрим сценку “Волшебное слово”. Смотри приложение 4.

Почему Лена не давала Павлику красок?

А почему потом бабушка дала ему лучший пирожок, Лена дала краски, брат пообещал взять кататься на лодке?

Какое это волшебное слово?

Как надо говор$ить волшебное слово?

Ребята ЛАСКОВОЕ СЛОВО И КАМЕНЬ РАСТОПИТ.

10. Ребята, можно ли назвать Леночкино ПОЖАЛУЙСТА – вежливым.

$Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась и болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ей пальто.

Девочка! Сиди спокойно, ПОЖАЛУЙСТА. Так нельзя себя вести, - заметила Лене старушка, сидевшая напротив.

$– А что я сделала? - возразила Лена. – Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно. И она, надувшись смотрела в окно.

Какое волшебное слово употребила Лена?

С какой интонацией оно было сказано?

Правильно ли $поступила девочка?

11. Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Илью, пса Рыжика и Серёжи.

Получился ли разговор вежливым и понятным.

Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым?

  1. $Разговаривать по телефону нужно вежливым тоном.

  2. Использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

  3. Не следует говорить слишком долго. Смотри приложение 5.

$Ситуации (Разговор по телефону)

  1. Мальчик звонит девочке. Он хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы.

  2. Мальчик звонит другу и хочет узнать у него домашнее задание по математике.

  3. Мальчик звонит другу. Он хочет пригласить его кататься на лыжах.

  4. Мальчик приглашает друга в гости. Ему купили новую игру “Футбол”.

Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Смотри приложение 6.

$12. Игра “Словарь вежливых слов”.

Отгадайте загадки.

Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого СПАСИБО.
Зазеленеет старый пень,
Когда услышишь: ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

Если больше есть не в силах; 
Скажем маме мы: СПАСИБО.
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, ЗДРАВСТВУЙТЕ.

$ Когда нас бранят за шалости,
Говорим, ПРОСТИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА.

$ И во Франции, и в Дании
На прощание говорим ДО СВИДАНИЯ. 
Смотри приложение 7.

13. Домашнее задание: стр. 54-57,знать правила поведения, постараться всегда использовать их в общении с другими людьми.

14. Итог урока:

Какого человека называют вежливым?

Озвучьте картинка, используя вежливые слова.

Если вы будете говорить волшебные слова, то все ваши желания обязательно сбудутся.

$Закончим урок песней о дружбе, потому что вежливые ребята очень любят дружить!

Post Comment