Урок открытия новых знаний «Басня И.А. Крылова «Слон и Моська» для 4 класса

Департамент образования администрации города Липецка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №19 им. Н.З. Поповичевой г. Липецка

$Конспект урока по литературному чтению, УМК «Школа 2100»

Урок открытия новых знаний «Басня И.А. Крылова «Слон и Моська».

4 класс

Автор разработки:

Бутикова Галина Петро$вна,

учитель начальных классов

МБОУ гимназии №19 им. Н.З. Поповичевой

города Липецка

Липецк – 2013

Цель урока: Познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”.

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить$ круг читаемых басен;

  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;

  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

$Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.

1. Организационный момент.

$ Урок литературного чтения, но прежде, чем его начнём, хотелось бы узнать какое у вас настроение. 

Покажите ту полоску, которая соответствует вашему настроению. (На партах лежат полоски-“настроения” двух видов. Зелёная – настроение радостное, весёлое. Красная – тревожное) Слайд 1.

- А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

Рада, что у многих ребят хорошее настроение, надеюсь, что наш урок улучшит настроение другим ребятам.

2. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности учащихся.

$ Учитель: - Прочитайте отрывки, определите жанр произведения, автора и название.

Слайд 2.

1. Электроник взял бумагу и карандаш Раздел «Любимые книги» Приключения

Электроника Евгений Велтистов.

и мгновенно нарисовал чертёж$

2. В монастырской келье узкой, Наталья Кончаловская « Наша

Древняя столица»

В четырёх глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

3. Вот то-то мне и духу придает,

$Что я совсем без драки, И . А. Крылов «Слон и Моська»

$Могу попасть в большие забияки.

Учитель: - Какие произведения нам уже знакомы, и с чем мы встретились на уроке впервые?

- Какая тема сегодняшнего урока?

Иван Андреевич Крылов « Слон и Моська» ( с. 91) Слайд 3.

3.Постановка цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения (постановка проблемного вопроса).

Учитель: - Вместе с Игорем – героем нашего учебника отправляемся в Москву 19 века. Итак: Москва, «Книжная лавка». Слайд 4.

$

(выходит ученик в старинной одежде, в руках томик Эзопа)

Игорь: - Здравствуйте!

Крылов:- Здравствуйте!

Игорь:- Интересуетесь баснями Эзопа? ( Эзоп - автор нравоучительных басен о животных, живший около 6 века до н. эры.)

Крылов:- Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

Игорь:- Наш класс интересуется детским чтением. С кем имеем честь общаться?

$

Крылов:- Крылов Иван Андреевич.

Игорь:- Мы знакомы с Вашими баснями и пьесами, жаль только, что они не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов:- Отнюдь нет. Я так не считаю. Ведь через сатиру и юмор гораздо легче и проще показать человеческие недостатки и пороки. Донести до читателя замысел писателя. Так то!

Учитель: - Итак, ребята, вы уже поняли, что мы встретились с великим баснописцем 19 века И.А.Крыловым. Что утверждает Игорь? С чем не согласен И.А. Крылов? Как бы вы сформулировали проблемный вопрос урока? (Ответы учащихся)

- А теперь сравним ваши вопросы с проблемным вопросом авторов учебника лит. чтения.

Проблемный вопрос: - Актуальны ли басни И. А. Крылова в наше время и почему мы их читаем, заучиваем? Слайд 5.$

- Совпали наши мнения?

4. Построение проекта выхода из затруднения. ( способ, план, средство).

$Учитель: – Посмотрите внимательно на экран. Слайд 6.

Чей портрет вы видите? (Портрет И. А. Крылова.)

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с удивительным человеком, который жил в 19 веке. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

-Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

Слова: биография, басня, мораль, «Слон и Моська», актуальность (вывешиваются на доску) - будут опорными словами на уроке.$

5. Реализация построенного проекта.

Мои помощники на уроке Вика С. , Юля Р, Андрей Р.

Они познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова. (первое слово в плане-опоре.)

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: $с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изобра$жал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Учитель: Что вы можете добавить из биографии о писателе?

Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
- Давайте вместе с вами вспомним их. (хоровое чтение)

  1. «Попрыгунья стрекоза Слайд 7.

$ Лето красное пропела,

Оглянуться не успела,

Как зима катит в глаза…»

Учитель:- Кто сможет продолжить?

  1. «Вороне где-то бог послал кусочек сыру… Слайд 8.
    На ель ворона взгромоздясь,
    Позавтракать было совсем
    Уж собралась…»

$ Учитель: -Что еще вы можете прочитать из произведений Крылова? (чтение 1-2 отрывков)

6. Первичное закреплени$е с проговариванием.

Учитель:

- Как вы считаете, к какому литературному жанру относятся эти произведения?

Что такое басня? ( слово - опора в плане, обращается внимание уч-ся)
– Трудно ответить на этот вопрос? Где можем найти ответ?
(в учебнике)

- с. 89 последний абзац, со слов… я видел, как короткий занимательный сюжет.. и до конца страницы. Параллельно, работаем в тетради, с. 37, 1 задание.

$- Читаем монолог Крылова (самостоятельное чтение, затем выборочное чтение и запись в рабочей тетради)

Я вам постараюсь помочь. Работа с текстом и в тетради, чтение вывода.)

- Читаем, что же такое басня?

(Басня – это занимательный короткий рассказ, в форме диалога, где герои – животные, предметы, иногда люди, выражают основную идею о вреде дурных привычек и свойств человеческого характера).

- А теперь сравним, как определение басни дается в словаре Ожегова. Слайд 9.

Учитель$:- Вывод или поучение, в котором выражена главная мысль – это мораль басни. (обращается внимание на ключевое слово) С$лайд 10.

- Вспомните, в басне «Стрекоза и муравей» какова мораль? (Ты все пела, это дело, так поди же, попляши…)

7. Физкультминутка электронная (для глаз, двигат. активности)

$Знакомство с басней “Слон и Моська” (следующее ключевое слово)

Слайд11.

Учитель. Сегодня мы знакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.

Прогнозирование содержания

Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

$Самостоятельное чтение .

Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Словарная работа.

– Встретились ли вам незна$комые слова?
– Объясните значение данных слов, соединив стрелочками. ( Работа в парах, самопроверка по образцу и самооценка))

Слайд12.

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

$

- Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Вы будете работать в группах. Работу выполняем, следуя инструкции.

1 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы.

1. Где происходит действие?

2. Кто изображён на иллюстрации?

3. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне: автор, Моська, Шавка)

4. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

$ 5. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице, и, даже, не замечает Моську)

Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответы продолжите самостоятельно.

$2 группа. Инструкция к выполнению работы.

Прочитайте «по цепочке» басню.

Используя выборочное чтение, ответьте на $вопросы.

1. Какой вы представляете Моську? А слона?

2. Какой вы представляете Шавку?

3. Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?

4 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

5. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-

$ 6. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

(Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится, даже, Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

$ Учитель. - Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание.

3 группа.

Подготовьтесь прочитать басню по ролям.

Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

$ - Работу 3 группы мы проверим чуть позже.

Чтение мастером художественного слова.

Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова Игорь Ильинский.
– Послушайте внимательно, с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Грамзапись. Слайды 13-19.

Заметили разницу при чтении?

Чтение по ролям- 3 группа.

- Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям, соблюдая правильную интонацию.

Выступление 3 группы.

Учитель: – Когда в жизн$и можно уп$отребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!?”

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

9. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель: - Вернемся к проблемному вопросу.

Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова. (Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, трудолюбие, хвастовство.)

$
Разбейте их на две группы. 

$1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец. 
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

Подводящий диалог.

Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы
. Слайд 20.

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть

Одобряет
  доброта
правдивость
  храбрость

трудолюбие

 - Оцените свою работу. (Самопроверка)

– $Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

(У басен интересный сюжет, много диалогов, они похожи$ на сказки, можно читать в лицах, можно иллюстрировать, они смешные и поучительные.)

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

– Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

Самооценка учащихся и оценка учителя.

Домашнее зада$ние: Слайд 21.

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Подготовить 2-3 задания для литературной игры. 
в) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова. ( по желанию)

Рефлексия.

У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И. А. $Крылова.(ответы учащихся)

Урок окончен.

Информационные ресурсы

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева.4 класс. Ч.1.- М., БАЛАСС, 2013 г.

2. Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Методические рекомендации: Уроки чтения 4-м

$классе по книге «В океане света»: 4 класс - М.,БАЛАСС, 2010 г.

3. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. Тетрадь по литературному чтению,

4 класс - М.,БАЛАСС, 2012 г.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. $

    http://gostei.ru/basni/krylov-ia/614-slon-i-moska.html

  2. http://nov.volsk-sennoi2.edusite.ru/

$

$

Раздаточный и наглядный материал к уроку.

Биография

Басня

$Мораль

«Слон и Моська»

Актуальность

Игорь: - Здравствуйте!

Крылов:- Здравствуйте!

Игорь:- Интересуетесь баснями Эзопа? ( Эзоп - автор нравоучительных басен о животных, живший около 6 века до н. эры.)

$Крылов:- Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

Игорь:- Наш класс интересуется детским чтением. С кем имеем честь общаться?

Крылов:- Крылов Иван Андреевич.

Игорь:- Мы знакомы с Вашими баснями и пьесами, жаль только, что они не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов:- Отнюдь нет. Я так не считаю. Ведь через сатиру и юмор гораздо легче и проще показать человеческие недостатки и пороки. Донести до читателя замысел писателя. Так то!

Игорь: - Здравствуйте!

Крылов:- Здравствуйте!

$Игорь:- Интересуетесь баснями Эзопа? ( Эзоп - автор нравоучительных басен о животных, живший около 6 века до н. эры.)

Крылов:- Да, и весьма. А каковы ваши интересы, позвольте узнать?

Игорь:- Наш класс интересуется детским чтением. С кем имеем честь общаться?

Крылов:- Крылов Иван Андреевич.

Игорь:- Мы знакомы с Вашими баснями и пьесами, жаль только, что они не всегда пригодны для детского чтения, хотя и поучительны.

Крылов:- Отнюдь нет. Я так$ не считаю. Ведь через сатиру и юмор гораздо легче и проще показать человеческие недостатки и пороки. Донести до читателя замысел писателя. Так то

$ 1 группа. 

Прочитайте басню «по цепочке» и ответьте на вопросы.

1. Где происходит действие?

2. Кто изображён на иллюстрации?

3. Назовите действующих лиц басни. (Действующие лица в басне:

4. Как ведёт себя Моська? 

5. Как слон отнесся к нападению Моськи? 

Свой ответ начните так. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

$ Это ответ на 1 и 2 вопрос, дальше ответ продолжите самостоятельно.

2 группа.

$ Выборочное чтение.

1. Какой вы представляете Моську? А слона?

2. Какой вы представляете Шавку?

3. Найдите в тексте и прочитайте , что посоветовала Шавка Моське?

$ 4 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

5. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-

6. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

(Моська хвастается, хочет показать, что она …

3 группа.

$ Подготовьтесь прочитать басню по ролям.

Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать следила за его занятиями. Жизнь не $баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

$3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

$

Напоказ – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Зеваки – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – откуда.

Диковинка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Отколе – странная, удивительная вещь или явление

$ Напоказ – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Зеваки – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – откуда.

Диковинка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Отколе – странная, удивительная вещь или явление

$

Напоказ – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Зеваки – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – откуда.

Диковинка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Отколе – странная, удивительная вещь или явление

Напоказ – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Зеваки – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Шавка – откуда.

$Диковинка – непородистая собака, уличная или дворовая. 
Отколе – странная, удивительная вещь или явление

Post Comment