Урок по теме: "Красота в умелых руках"

Городищенская специальная коррекционная школа-интернат

VIII вида

Тверская область, Удомельский район

$

Красота в умелых руках

Воспитатель: Шевченко Галина Раджабовна

$Тема: Красота в умелых руках

Цели и задачи:

- формирование у детей представления о видах изобразительного искусства и народного творчества, о средствах художественной выразительности.

- учить самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные $средства народной росписи.

- развитие творческих способностей учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира.

- развитие пространственного мышления, образного представления и воображения.

- коррекция личностных черт воспитанников в процессе развития установок поведения.

- воспитание аккуратност$и, настойчивости, любви к творчеству.

Подготовительная работа:

  1. Рассматривание готовых изделий дымковской игрушки

  2. Лепка из глины дымковских игрушек: барашек, конь, козлик, петушок, индюшонок.

  3. Заучивание стихотворения.

Материал:

  1. Картинки с изображением дымковских и тверских игрушек.

  2. $ Гуашь – белила, кисточки.

  3. Глина, стеки, салфетки.

  4. Готовые глиняные изделия дымковской игрушки.

  5. Клубок ниток.

$

Словарная работа:

  1. Курился дымок – из трубы медленно идет дым.

  2. Рельефный узор – оборки, складки из глины.

  3. Подмастерье – ученик мастера.

  4. Мастерица – женщина, которая занимается как$им-то ручным трудом.

  5. Свистунья – праздник, который проводят весной, когда прилетают птицы.

$

  1. Игра «Клубочек»

Игра полезна в компании малознакомых детей.

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает вопрос участнику: «Как тебя зовут?». Далее нитка передается следующему участнику игры.

2. Воспитатель: - Ребята! Сегодня у нас будет необычный урок. Называется он «Красота в умелых руках».

Почем$у так говорят?

Издавна народ добросовестно трудился на своей земле, и не зря говорится в пословице: «Труд кормит, а лень портит». Но среди народа были и лентяи. «Долог день до вечера, коли делать нечего», «Голь на выдумку хитра».

Мы сегодня будем продолжать знакомится с дымковской игрушкой.

Чтение стихотворения В.Фифанова.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

Гремящей как басы$!

Она глядит не прянично –

Ликующе и празднично.

В ней молодость-изюминка,

В ней удаль и размах…

Сияйте, охра с суриком,

Чтоб всем - светло, не сумрачно!

И злость, и хмурость льдинкою, без всякого следа,

Пусть под улыбкой Дымкова

Растают навсегда!

$

Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятка. Там отличная глина и речной$ песок, пригодные для промысла, издавна живут в слободе мастера, которые кроме полезных в хозяйстве горшков, кувшинов, делают себе на потеху да детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Зимой, когда работы в поле и огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печи эти знаменитые игрушки. Кого только не увидишь! Барыни в пестрых юбках. Бравые кавалеры. Важные петухи и индюки, бараны, кони, птички, свистульки. Мастерицы лепят игрушки из красной глины, белят их мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце и уксусе. А расписывали по-разному. У индюка хвост похож на диванную подушечку, на козлике – штанишки с кружевами. Выдумке нет границ.

Дымковскую игрушк$у лепят по частям. Заготовкой является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают, изгибают, расширяют или сужают. Потом ее сушат в печи, белят. Побеленная игрушка расписывается. Узоры наносят строго геометрические, состоящие из комбинации полос, клеток, кругов, пятен. Характерные цвета – желтый, синий, зеленый, красный, черный.

Весной проводились в Дымковской слобод$е гуляния – праздник, который назывался когда-то Свистуньей, на нем народ плясал и свистел в разные свистульки. Свист был главной особенностью этого праздника. Народ на празднике продавал свою игрушку.$ Любили водить хороводы.

Вот и мы с вами сейчас отдохнем и поводим хоровод «В сыром бору тропинка».

Ребята! Познакомимся мы с вами и еще с одной игрушкой. Посмотрите на изделия мастеров из нашей Тверской области, а точнее, из Торжка.

Вот работы, сделанные по мотивам этой игрушки. Эти игрушки узнаешь сразу: птички, петушки, жар-птицы, медведи и другие игрушки-свистульки, покрытые чешуйками, которые затем ярко расписываются и очень нарядно смотрятся на красно-коричневом фоне обожженной глины. Отличительной чертой тверской игрушки являются их украшения в виде маленьких капелек. Игрушки расписывали гуашью, красной, желтой, оранжевой, ярко-голубой, зеленой. Особую нарядность придает изделиям белый цвет.

Все ремесла хороши. Народная мудрость гласит: «Где труд – там и счастье»

$ Вопросы детям:

- Почему игрушки называются Дымковскими?

- Кто помогал мастерицам разукрашивать игрушки?

- Какими цветами расписывали торжокскую игрушку?

- Чем отличается тверская игрушка от дымковской?$

- Какими геометрическими фигурами были расписаны юбки у барыни?

- Что потом мастера делали со своими игрушками?

Молодцы, ребята! Сейчас поиграем в игру «Встань у названной росп$иси».

А сейчас мы с вами будем подмастерьями, это значит учениками мастера народного промысла. И будем работать в «Мастерской добрых дел», сами будем изготавливать игрушки, будем их лепить, расписывать. На столе у вас дополнительные карточки узоров, выберите нужный узор и разукрашивайте свои изделия.

Физкультминутка для рук.

После работы дети читают стихотворение о своей игрушке.

$

Барашек-свисток, Утка-Марфутка

Левый рог-завиток, Бережком идет

Правый рог-завиток, Уточек –Марфуточек

На груди – цветок. Купаться ведет.

Бока крутые Индя, индя, индюшок,

Рога-золотые, Ты похож на сундучок,

Копытца с оборкой, Сундучок не простой,

На спине – Егорка. Красный, белый, золотой.

Воспитатель подводит итоги вместе с детьми.

- Какие мы хорошие (не «кто-то лучше», а все молодцы).

Пусть каждый оценит свою расписанную работу.

Воспитатель:

$ - Ребята! Издавна на Руси придумывали сказки сами люди, и поэтому они назывались народными сказками, а придумывали их тогда, когда собирались в больших мастерских и занимали$сь ручной работой: вязали, вышивали, пряли, разукрашивали игрушки. Во время работы и рождалась сказка. И мы с вами сейчас тоже покажем и расскажем сказку «Колобок»

Ребенок читает стихотворение:

Театр открывается

К началу все готово!

Билеты предлагаются

За вежливое слово.

(продажа билетов)

Показ театра кукол сказки «Колобок».

$

Литература

  1. Н.Н. Алексахин. Художественные промыслы России. М., 2005.

  1. А.В. Бакушинский. Исследования и статьи. М., 1981.

  1. $

    Е.В. Белкова. Произведение искусства в мире художественной культуры. М., 1988.

  1. Р.А. Бардина. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. М., 1986.

Post Comment