Внеурочное занятие: «Умелые руки» для 2 класса

$

Республика Саха (Якутия), Таттинский район ,МБОУ Чымнайская СОШ имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьарааhын

Антоева Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.

Внеурочное занятие: «Умелые руки»

Класс: 2

$

Цель программы: Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восп$риятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Пояснительная записка

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Особенность начальной школы как самоценного звена общей системы образования в том, что каждый компонент его содержания является фундаментом для различных образовательных областей и предметов, их составляющих, вносит свой вк$лад в развитие ребенка и его подготовку к дальнейшему образованию.

$ В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) установлено, что учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав, структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по годам обучения.

$Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность ориентирует педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Занятия декоративно-прикладным искусством, призванные обогатить душу ребёнка и разбудить в нём нравственные чувства, должны ориентироваться на развитие творческого начала в художественной деятельности детей. В словаре С. И. Ожегова дано следующее определение: "творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей", то есть - это деятельность, порождающая нечто качественно$ новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью, создание того, что еще не существовало. Видимо поэтому многие психологи до последнего времени утверждали нецелесообразность понятия "детское тво$рчество", ведь дети не создают ничего нового, общественно значимого, не совершают открытий. Но ребенок открывает себя и это является двигателем его творческого потенциала. Дети эмоциональны, на волне эмоций они постоянно ищут, пробуют, исследуют, и эта деятельность для них - творческая, путем проб и ошибок они достигают результата, и главное создать такие условия, чтобы и процесс, и результат радовали их.

$Художественно-творческая деятельность, включающая в себя в том числе и изготовление поделок из разных материалов в различных техниках, является едва ли не самым интересным видом деятельности детей младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку отразить в создаваемых поделках свои впечатления об окружающем мире, выразить свое отношение к нему. Вместе с тем художественно-творческая деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, $нравственного, трудового, умственного развития детей.

В процессе изготовления сувениров-подарков создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдения и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в$ изображении (формы, строения, величины цвета, расположения в пространстве), способствуют развитию у детей чувства формы, цвета, ритма – компонентов эстетического чувства. Чувство прекрасного может быть сформировано лишь в том случае, когда красота предмета или явления предстанет перед детьми (в силу их конкретного, образного мышления) в конкретном выражении. Поэтому в процессе наблюдения с детьми и разговора с ними о том, что они видели, учителю важно наполнить слово “красивое” конкретным содержанием. Например, рассматривая цветок, выделить, что красиво в цветке: ярко или нежно раскрашенная го$ловка цветка, постепенный переход цвета лепестков от одного тона к другому, плавно изогнутый стебель, резные листья и т.д. Необходимо также найти слова, чтобы передать эстетическую характеристику предмета. Осознав, что значит “красиво”, ребенок начинает сам находить красоту в других предметах и явлениях.

На этой основе в процессе изготовления сувениров-подарков из разных материалов в различных техниках у детей развивается воображение. Ребенок создает изображение не только на $основе того, что он непосредственно воспринимает из окружающего мира. Образ только что воспринятого предмета вступает во взаимосвязь с опытом прошлых восприятий и сложившимися представлениями. Дети, например, никогда не видели сказочной птицы, но они могли видеть самых разнообразных птиц в окружающей жизни$, в иллюстрациях, слушали сказки о волшебных птицах (жар-птицах, синей птице), рассматривали глиняные игрушки, изображения разнообразных декоративных птиц на различных предметах декоративного искусства. На этой основе и складывается образ необычной, фантастической птицы.

В процессе конструирования сувениров ребенок испытывает разнообразные чувства, радуется красивому изображению, любуется им, огорчается, если что-то не получается, старается добиться удовлетворяющего его результата или, наоборот, теряется, опускает руки, отказываетс$я заниматься (в этом случае необходимо чуткое, внимательное отношение педагога, его помощь). В работе над изображением ребёнок приобретает различные знания, уточняются и углубляю$тся его представления об окружающем, он овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, и учится осознанно их использовать. Все это весьма значимо для его психического развития, ибо каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает в него свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и заключается художественно-творческая деятельность ребенка школьного возраста, проявляющееся у него не только тогда, когда он сам придумывает тему для своего сувенира, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение, другие выразительные средства, внося интересные дополнения и т.п.

Связь в$оображения с действительностью позволяет сделать педагогический вывод о том, что процесс детского творчества не заканчивается созданием сувениров и других результатов творческой деятельности. Их надо использовать для дальнейшего обогащения фантазии и творчества. При этом важно помнить, что на ребенка оказывают влияние не только его произведения, но и произведения, созданные другими детьми. $Вот почему мы считаем целесообразным, даже необходимым в конце каждого занятия, по завершении детьми изготовления сувениров-подарков выставить все поделки на доску-стенд, рассмотреть их вместе со всеми детьми, обсудить, что и как изготовили, что$ получилось особенно удачно, красиво, где можно что-то добавить, чтобы было еще интереснее.

Изготовление поделок во внеурочное время – художественно-творческая деятельность, которая включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы о$н мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в поделке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. Поэтому обучение детей технике изготовления поделок должно осуществляться не само по себе, не ради технического совершения изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать тот сувенир, который он захочет.

Декоративно-прикладное творчество формирует и развивает образное, конст$руктивное и аналитическое мышление, воображение, зрительную память, то есть способствует разностороннему психическому развитию ребенка. Выполнение творческих проектов способствует развитию адекватной самооценки, навыков самоорганизации и самоконтроля, стремления к нравственному саморазвитию и духовному обогащению, воспитывает у детей чувство коллективизма и товарищества через выполнение масштабных кол$лективных работ - композиций, через коллективное обсуждение и оценку результатов, что приучает детей справедливо и объективно оценивать творчество свое и других, радоваться не только своей, но и общей победе. Декоративно-прикладное творчество не только способствует эстетическому воспитанию детей, оно духовно пробуждает ребенка и указывает ему, перед лицом грядущих трудностей, опасностей и искушений жизни, источник силы и утешения в его собственной душе.

$ Духовно-нравственное развитие детей в кружке "Умелые ручки" осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является самореализация школьников через участие в творческих конкурсах, фестивалях, концертах тематически направленных на развитие духовности и патриотизма, возрождение народных традиций.

Высокий результат, по$беда в конкурсе воспитывает в душе ребенка победителя, который будет обладать самоуважением и сможет утверждать свое духовное достоинство и свою свободу, то есть - духовную личность, перед которой бессильны все соблазны и искушения.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

$

Программа занятия декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки$»:

  • представляет широкие возможности для ознакомления с различными профессиями и традиционными народными промыслами.

  • удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские способности.

  • $позволяет организовать досуг учащихся в системе, интересно и с пользой для себя и для окружающих.

Программа поможет решить различные учебные задачи: $освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством; воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности; творческие задачи: $умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задач$и; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Должны знать и уметь:

  • Историю возникновения различных техник декоративно-прикладного творчества (нитяная графика, бумажное искусство, лепка, бисероплетение и т.д.).

  • Подбирать материал, учитывая его форму, величину, цвет.$

  • Название, на$значение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, клеенки и других материалов.

  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить поделку.

  • Правила общения.

  • Правила безопасности труда.

  • Правила личной гигиены.

Продолжительность реализации программы 1 год.

$$Программа рассчитана на учащихся начальных классов, возрастной состав групп 7-8 лет.

Форма организации занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

По ходу занятий обучающиеся посещают различные достопримечательности поселка, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области декоративно-прикладного искусства.

Ожидаемые результаты программы

$ К концу года у детей д$олжна наблюдаться положительная динамика познавательных процессов, расшириться кругозор через пространственное восприятие мира, уметь работать в группах.

Способы проверки результативности

$Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

  • Постоянно действующая выставка;

  • Творческие конкурсы

  • Отчетная выставка

Усвоение обучающимися программного материала, отслеживаются в ходе проведения следующих контролей:

$- предварительного

Проводится анкетирование обучающихся в начале обучения по программе.

$ - текущего

В конце каждой темы планируется итоговое – творческое занятие, на котором дети показывают полученные знания, умения по заданной теме.

$Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

В конце темы, четверти, полугодия и года устраиваются мини-$выставки в объединении. Главное – дети получают моральное удовлетворение оттого, что их творчество и профессиональные умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

- итогового

Представление творческой работы, участие в отчетной выставке, беседы с детьми, родителями и т. п.

Показателями качества воспитательной работы в объединении являются следующие критерии:

$ - уровень воспитанности обучающихся;

- микроклимат в детском объединении;

- взаимодействие с родителями.

Также объективными показателями влияния о$рганизованного педагогического процесса на личность обучающихся будут качественные личностные изменения:

Эти критерии исследуются методами анкетирования, опроса, педагогического наблюдения, беседы с родителями.

А также самооценка себя ребенком, педаг$огические и психологические тесты.

$Динамику развития творческих способностей можно также проследить

через педагогическую диагностику, адаптированную к условиям УДО изучающую уровень воспитанности обучающихся. В рамках этой методики можно проанализировать следующие показатели:

  • Мотивацию к образовательной деятельности;

  • Отношения в коллективе;

  • $Уровень творческой активности;

  • Организаторские способности обучающихся;

  • Сформированность культурно-гигиенических навыков и др.

$

Post Comment