Экологическое воспитание учащихся

Экологическое воспитание учащихся.

Васильцова Марина Николаевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 24.

К.Ф.Ушин$ский писал о природе как об «одном из могущественнейших агентов воспитания человека».

Коллективная и индивидуальная внеклассная воспитательная работа расширяет границы природоохранной деятельности учащихся.

В ходе подготовки и проведения внеклассных мероприятий открываются широкие возможности для развития у детей самостоятельности и творчества. Творческое выполнение заданий идёт успешно при эмоциональном подъёме детей, а увлечь их может только интересное и полезное дело.

$ Внеклассная работа сближает детей с учителем. Учитель направляет познавательную деятельность ученика на изучение природы и её охрану. Внеклассная экологическая работа с детьми способствует воспитанию любви к родному краю, чувства патриотизма.

В младшем школьном возрасте высокий познавательный интерес ребёнка к миру природы, его любознательность и наблюдательность могут быть использованы для расширения кругозора и экологической эрудиции.

Многообразна и $интересна внеклассная экологическая работа с младшими школьниками. Это увлекательные двухдневные походы на озеро Амут и экскурсии в природу, на промышленные предприятия г.Хабаровска и г.Амурска, на выставки и в музеи, путешествия по родному краю, участие в работе эколого-биологического $центра (в I краевой эколого-биологической конференции «Люби и знай свой край», конкурсах «Созвездие» и «Новогодняя ёлочка»).

Всё это способствует получению и расширению экологических знаний учащихся, формированию ответственности за состояние природного окружения.

Предлагаем Вашему вниманию экологический праздник «В согласии с природой».

Экологический праздник

«В согласии с природой».

$

Цели: обучающая: сформировать представления учащихся о родном крае; развивать умение пользоваться литературой для получения информации;

развива$ющая: развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, память, речь;

воспитательная: воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю как к малой Родине, привитие любви к родному краю, его природе, активной жизненной позиции в деле охраны природы.

Оборудование: иллюстрации раннецветущих растений, маски волка и медведя.

$ Дорогие друзья! Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о нашей Земле – нашем общем доме, вспомнить о растениях, которые нуждаются в защите и охране. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. Об этом точно и выразительно сказал мурманский поэт В.Семёнов:

Природа… Красота…

Мой тоненький горнист.

Покуда ты чиста,

Я тоже буду $чист.

Поиграем в игру «Знаете ли вы растения леса?» (класс делится на три команды)

Если это растение леса, ставим «+», если нет, ставим « – ».

Клюква осина гладиолус

смородина голубика тюльпан

$ земляника ежевика подснежник

эдельвейс астра берёза

малина колокольчик георгин

дуб клён тополь

вишня сон-трава ландыш

брусника рододендрон ветреница

Какие раннецветущие растения знаете?

А почему они так называются, расскажут нам ребята.

Раннецветущие растения – подснежники (горицвет, хохлатка, верба, ветреница…). В подземных частях травянистых раннецветущих растений ещё прошлой весной и летом накопились питательные вещества, за счёт которых оно в этом году начало так рано развиваться и цвести. Многие красивые раннецветущие растения всё дальше и дальше отступают от городов. Всё реже встречаются в близлежащих лесах адонис амурский (дальневосточный подснежник), рододендрон даурский.

$ Надо оберегать этих первенцев весны от полного исчезновения. Люди должны научиться ходить в лес для того, чтобы любоваться подснежниками, а не рвать их. Только в этом случае долго не исчезнет красота с нашей Земли.

Сценка «Подснежник»

. Надоела волку зима холодная, лютая. Топнул он лапой, ударил хвостом, заскрипел зу$бами: «Поди, зима, прочь!»

Проснулся медведь. Вылез из берлоги, протёр глаза, лапой зиме пригрозил: «Уходи подобру-поздорову, зима, покуда я не разгневался!»

А зима знай себе, снегом сыплет, ветрами свищет.

Выкатилось вдруг из-за неба солнце. Смотрит – на полянке в лесу появился из-под снега нежный белый цветок. Маленький такой и еле слышным тоненьким голоском поёт:

$ «Солнышко ясное, грей, грей!

А ты, зима, уходи скорей!»

Ни волка, ни медведя зима не испугалась. А услышала – поёт подснежник, увидела его белые лепестки – побросала наспех в мешок ветры и сн$егопады, метели да бураны и кинулась наутёк.

Чего испугалась зима? Да ведь подснежник – первый вестник весны.

В шапке белоснежной,

В лёгком пиджачке

Стоит в лесу подснежник

На босой ноге.

Подснежник, подснежник

Проснулся в лесу.

Подснежник, подснежник

Встречает весну!

Бедненький подснежник,

Спят ещё цветы.

$ Смотри – в такой одежде

Подхватишь насморк ты!

$ А вот мне не спится,

Разве тут до сна?

Ведь может заблудиться

Без меня весна.

Мы – цвет$ы, и наша доля –

Расти, цвести в лесу и в поле.

Все подробности о нас

Мы расскажем вам сейчас.

(Сообщения детей о раннецветущих растениях, например, хохлатке, горицвете и др.)

Хохлатка Галлера цветёт ранней весной. Вскоре после того как сойдёт снег, мы уже видим её невысокие стебельки с нежными кружевными листочками и плотным соцветием из сиреневых цветов. Хохлатка – растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное. Цветки её имеют приятный запах и богаты нектаром.

Цветение непродолжительное. Если стоит тёплая погода, хохлатка отцветает оч$ень быстро – через несколько дней. И вместо цветков уже виднеются мелкие стручковидные плоды. Немного позже из них высыпаются на землю чёрные блестящие семена. У каждого такого семени имеется белый мясистый придаток, привлекающий муравьёв. Хохлатка – одно из многих лесных растений, семена которых распростра$няются муравьями.

Хохлатка относится к числу таких растений, которые всю свою жизнь остаются на одном и том же месте. У неё нет ни корневищ, ни ползучих надземных побегов, которые могли бы распространяться в стороны. Новые экземпляры хохлатки могут вырасти только из семян.

Очень рано цветёт горицвет, или адонис. У него крупные золотисто-жёлтые цветки, похожие по форме на звезду со многими лучами. Листья растения сильно рассечённые, они состоят из множества очень узких, почти нитевидных долей. Горицвет относится к числу ценных лекарственных растений. Он служит сырьём для приготовления препаратов, регулирующих сердечную деятельность.

$

Первоцвет весенний –

Жёлтенький цветок

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Первоцвет весенний

Ключик от весны.

Не тебе ли снятся

Золотые сны?

Будь же осторожен,

Не сорви его

Мягкого, душистого

$ Друга моего.

Сможете ли вы по описанию узнать растение?

1 –я подсказка.

В народных речениях белор$усов это растение называют краспак и камвалия лесная. В некоторых сказках гномики пользуются цветами этого растения как фонариками.

2 – я подсказка.

По легенде царевна Волхова полюбила юношу Садко в то время, когда он отдал своё сердце девушке лугов и полей Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли эти цветы – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца (ландыш).

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья по ветру парят.

$Весёлых ландышей жемчу$жины

Под каждым кустиком горят.

1 –я подсказка.

Ранней весной почки этого растения похожи на пики. Писатель Михаил Пришвин говорил: «это к тому, чтобы зимой это дерево вспомнило, как его ломали, и твердило про себя: «Не забыть, не простить и пиками не допустить!» Потом прилетит соловей и так запоёт, что забудет растение своё «обещание», станет добрым и мягким».

2 – я подсказка.

Из ягод этого растения пекут пироги, варят кисели, соком их подкрашивают напитки.

3 – я подсказка.

По народным приметам – зацвело это растение – пора сажать картофель (черёмуха).

Не туманов дымных всполохи

$ Над рекою поднялись,

Над рекой кусты черёмухи

Белым цветом занялись.

Человек – часть природы. Мы должны жить в согласии с ней и от нас с вами зависит, будет ли наша Земля цветущим садом.$

Растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна.

Увидев молодой росток,

Не трогай и не рви.

Пройди-ка мимо, улыбнись,

Пройдут года, и вырастет там

Целебная трава.

$

Лес целебный охраняй,

Никого не обижай!

Не губи деревья ты,

Сохрани в лесу цветы!

$

Ты, дружок,

Смотри, не подкачай!

Правдивым быть и добрым обещай!

Не обижай ни птахи, ни сверчка,$

Не покупай для бабочки сачка!

Люби цветы, леса,

простор полей –

Всё, что зовётся Родиной твоей!

Милая Родина! Ты год от года

Должна становиться краше.

Охрана природы – дело народа.

Моё, твоё, наше!

Спасибо всем за участие в нашем празднике «В согласии с природой». Надеемся, советы по охране природы вы не забудете. Будете верными, надёжными друзьями нашего зелёного друга – природы.$

Литература:

  1. В.В.Петроа «Растительный мир нашей Родины»

Москва, «Просвещение», 1991 г.

  1. В.Зот$ов «Лесная мозаика» , Москва, «Просвещение», 1993 г.

  2. Т.С.Иванова «Экологическое образование и воспитание в начальной школе», «ЦГЛ», Москва, 2003 г.

Post Comment