Презентация по обществознанию на тему “Предмет и система финансового права” скачать бесплатно

Слайд №1

Текст слайда:$ Лекция 2. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА Вопросы: Предмет финансового права Понятие финансового права Система финансового права Методы правового регулирования Источники финансового права 900igr.net


Слайд №2

Текст слайда: ЛИТЕРАТУРА Худяков А.И. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы. 2005. Найманбаев С$.М. Учебник Финансовое право Республики Казахстан. Алматы. 2006. Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алматы. 1995. Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года, с последующими изменениями и дополнениями.


Слайд №3

$

Текст слайда: Вопрос 1. Предмет финансового права Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности государства возникает 2 группы финансовых отношений: материальные и организационные. Материальные финансо$вые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов.    Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, сист$емы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений. Общим признаком материальных и организационных финансовых отношений выступает то, что они обусловлены существованием государства и является продуктом его финансовой де$ятельности.


Слайд №4

Текст слайда: Признаки мат$ериальных финансовых отношений: 1) являются денежными, поскольку выражают процесс либо формирования государственного денежного фонда либо процесс расходования денежного фонда; 2) опосредуют одностороннее движение стоимости в денежной форме, не сопряжённое встречным движением стоимости в товарной форме; 3) носят распределительный характер; 4) являются разновидностью экономических отношений; 5) возникают в процессе фин. деятельности государства, существуют лишь в правовой форме.


Слайд №5

$

Текст слайда: Вопрос 2. Понятие финансового права Финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе формирования государст$вом денежной системы и обеспечения ее нормального функционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство. Финансовое$ законодательство – это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. Следует отметить, что общество постоянно борется, за поднятие уровня органов, полномочных пр$инимать акты, относящиеся к актам финансового законодательства. Речь в первую очередь идет об актах бюджетного и налогового законодательства.


Слайд №6

Текст слайда: Так, в сфере налогообложения эта борьба в прошлом велась по вопросу, кто вправе устанавливать и вводить налоги: органы исполнительной или представительной власти. Особенно острый характер она приобрела в период ранних буржуазных революций, когда монархи лишались этог$о права и оно переходило в руки парламента. Отсюда даже возник афоризм: «Парламент – дитя налога», а борьба североамериканских колоний за независимость, налоги для которых устанавливал английский парламент, где жители колонии не имели своих депутатов, происходила под лозунгом: «Никаких налогов без представительства в парламенте$». В историческом аспекте этот вопрос был решен в пользу парламента и право установления налогов превратилось в его исключительную прерогатив$у. В некоторых странах даже сформировалось специальное понятие (причем закрепленное на конституционном уровне) – «финансовый закон».


Слайд №7

Текст слайда: В настоящее время этот вопрос концентрируется вокруг того, чтобы вообще лишить органы исполнительной власти каких-либо полномочий в деле нормативно-правового регулирования н$алоговых отношений. То есть принципиальная концепция, которая лежит в основе формирования налогового законодательства, заключается в том, чтобы это законодательство было представлено исключительно актами представительных$ органов власти. При этом данные акты должны быть актами прямого действия, что исключало бы необходимость принятия исполнительными органами подзаконных актов, посредством которых под видом конкретизации и развития законов фактически осуществлялось бы регулирование налоговых отношений и корректировка установивших налоги законов. Естественно, что органы исполнительной власти, не желая $расстаться со своей властью и влиянием, всячески этому препятствуют и лоббируют принятие таких законов, которые закрепляли бы значимость ведомственных нормативных правовых актов. Тем не менее нормы финансового права содержатся в самых разнообразных правовых актах.


Слайд №8

Текст слайда: Вопрос 3. Система финансового права Финансовое право, подобно многим другим отраслям права, состоит из общей и $особенной частей. Принято считать, что общая часть финансового права (как отрасль права) включает в себя правовые нормы, которые закрепляют основные начал$а финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию государственных органов, участвующих в финансовой деятельности государства. Эти нормы устанавливают положения, которые распространяются на все разделы и институты особенной части финансового права. Такое определение содержания общей части финансового права в принципе возра$жений не вызывает. Однако полагаем, что, во-первых, круг вопросов отнесенных этим определением к предмету общей части, нуждается в дополнении, уточнении и конкретизации. Во-вторых, эта часть финансового права, подобно общей части других отраслей права, состоит из отдельных институтов, т.е. сама по себе является определенной правовой системой.


Слайд №9

$

Текст слайда: В частности, она содержит институт, который можно было именовать «Управление в области государственных финансов». О существовании$ такого института свидетельствует наличие значительного правового массива, посвященного субъектам, осуществляющим организационную деятельность в сфере государственных финансов. Фактор организации государственных финансов практически реализуется через управление ими. Причем данное управление реализуется не только в руководстве процессами движения денежных средств в определенных направлениях путем издани$я государством либо его органом обязательных предписании, но и в организации деятельности самих органов государства, на которые возлагаются те или иные функции в области государственных финансов. Для этого государство посредством издания нормативных актов наделяет свои органы соответствующей компетенцией, формирует из них определенную систему, действующую в режим$е иерархии и соподчиненности, устанавливает формы и методы реализации ими своих полномочии.


Слайд №10

Текст слайда: Словом создается то что в юридической литературе принято называть$ управление в какой-то области. Еще раз подчеркнем, что управление в области государственных финансов предопределено самим их характером и вытекает из того факта что вне организационных форм такие финансы не $существуют. В рамках общей части существует также институт, который мы предложили бы назвать «Правовое регулирование финансового планирования». Финансово-правовая наука признает существование особой разновидности финансово-правовых актов – планово-финансовых актов и наличие в особенной части финансового права института, посвященного одному из видов Финансового планиров$ания – бюджетному, именуемому «бюджетный процесс». Однако объектом финансового планирования выступает не только бюджет, но и все остальные денежные фонды, входящие в состав финансовой системы. Подтверждение тому – большое количество самых разнообразных финансовых планов разрабатываемых и утверждаемых самими различными государственными органами.


Слайд №11

$

Текст слайда: Институтом общей части финансового является институт, посвященный организации денежной системы страны. В финансово-правовой литературе его считают институтом особенной части и материал о нем располагается в конце учебников по финансовому праву. Оценка данного института в качестве института особенной части представляется ошибочн$о во-первых, если исходить из предпосылки, что система особенной части производна от финансовой системы (т.е. финансово-правовые институты отражают объективно существующие финансово-экономические институты), то рассматриваемому институту вообще не из чего взяться, так как государственная финансовая система денежного фонда, именуемая «Денежная система» вообще не знает.

$


Слайд №12

Текст слайда: Во-вторых, правовое регулирование денежной системы одинаково касается всех денежных фондов, входящих в состав финансовой системы и опосредованных соответствующими пра$вовыми институтами особенной части финансового права. Иначе говоря «Институт правовые основы денежной системы»$ не находится в одном горизонтальном ряду с другими институтами особенной части а расположен над ними, что предопределяет его место в общей части финансового права. В-третьих, этот институт имеет выход на все денежные отношения в то время как финансовые отношения являются лишь частью их.


Слайд №13

Текст слайда: Следовательно, данный институт, как касающийся всех существующих обществе денежных отношений (финансовых, регулируемых нормами финансового права; товарно-денежных или просто денежных, регулиру$емых гражданским правом; отношений по оплате труда, регулируемых трудовым правом, и т.д.), носит применительно к ним общий характер. Институтом общей части финансов$ого права является институт, именyемый «Финансовое устройство». Государственные финансы любой страны носят организованный характер: они подразделены на определенные фонды денежных средств, опосредованные финансово-экономическими институтами. Все это закрепляется соответствующими правовыми актами. Нормы, определяющие общие начала формирования финансовой системы государства и решающие наиболее принципиальные вопросы структурирова$ния государственных финансов, как раз и образуют собой указанный институт.


Слайд №14

Текст слайда: Общепризнанным институтом общей части финансового права является институт, обычно называемый «Финансовый конт$роль» (более правильное его название – «Правовые основы финансового контроля»). Наконец, институтом общей части финансового права выступает институт,$ именуемый «Финансово-правовая ответственность». То, что за нарушение финансового законодательства применяется та или иная юридическая ответственность, факт в общем-то бесспорный. В ряде случаев правовая природа этой ответственности сомнения не вызывает – она является либо уголовной, либо административной. В других случаях природа этой ответственности не столь очевидна и мнения исследователей при ее квал$ификации делятся между финансово-правовой, административно-правовой и даже гражданско-правовой ответственностью. Повергается сомнению само существование такого вида юридической ответственности, как финансово-правовая.


Слайд №15

Текст слайда: В итоге общая часть финансового права (как$ отрасли права) представлена следующими институтами: 1)финансовое устройство; 2)правовые основы денежной системы; 3)управление в области финансов; 4)финансовое планирование; 5)финансовый контроль; 6) финансово-правовая ответственность.


Слайд №16

$

Текст слайда: Каждый из этих институтов имеет свой выход на институты особенной части и реализуется через них. Так, финансовое планирование в своем конкретном осуществлении распадается на бюдж$етное планирование, планирование расходования специальных денежных фондов, планирование финансов государственных предприятий и т.п. Финансовый контроль принимает вид бюджетного контроля, налогового контроля, ведомственного контроля и т.д. Финансово-правовая ответственность в своем конкретном применении принимает вид ответственности за нарушение бюджетного, налогового, валютного и других видов законодательства, входящих в семейство финансового законодательства.


Слайд №17

$

Текст слайда: Безусловно, что финансовые отношения можно делить на доходные и расходный. В равной мере в зависимости от вида денежного фонда их можно делить на бюджетные, отношения по формированию и распределению внебюджетных фондов, фон$дов предприятий и т.д. Но это деление производится на основании различных критериев и выраженные им явления существуют в различных классификационных плоскостях. Сводить данные явления в один$ классификационный ряд, присваивая каждому из них однотипный статус финансово-правового института, – значит нарушать элементарные законы построения систем.


Слайд №18

$Текст слайда: На основании всего изложенного можно, на наш взгляд, сделать вполне определенный вывод, что таких институтов (разделов, подотраслей), как «правовое регулирование государственных доходов» и «Правовое регулирование государственных расходов», особенная часть не содержит. В лучшем сл$учае они могут быть разделами науки или учебного курса финансового права, выделяемых, как писал С.Д. Цыпкин, в целях более детального анализа, усвоения и совершенствования соответствующих нормативных материалов.


Слайд №19

Текст слайда: Вопрос 4. Методы правового регулирования Под методом правового регулирования понимаются способы воздейс$твия государства на поведение участников фин. отношения посредством определения их прав и обязанностей. Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Основным методом выступает императивный метод, который в юр. литературе называют односторонне-властным, методом властных предписаний, директивным, а ранее именовали адм$инистративным. Преимущественное применение фин. правом императивного метода объясняется спецификой фин. деятельности государства. В процессе формирования сво$их денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путём принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев.


Слайд №20

Текст слайда: Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим о$рганом нормативного акта. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и делается им путём принятия закона. Этот акт обычно дополняется подзаконными актами органа, призванного государством осуществлять сбор налогов. Эти акты конкретизируют и разъясняют положения закона.


$Слайд №21

Текст слайда: Императивный метод регулирования финансовых правоотношений характеризуются следующими признаками: 1) государство определяет поведение субъектов финансового отношения путём односторонне-властных предписаний, содержащихся в правовых актах, носящих как правило нормативный характер; 2) это предписание детально регламентирует поведение сторон; 3) взаимные права и обязаннос$ти сторон порождены государством и вытекают из того нормативного акта, который регулирует данн$ое отношение; 4) стороны не вправе отступать от исполнения предписаний государства, которые носят для них обязательный характер; 5) исполнение предписаний государства обеспечивается механизмом принуждения, реализуемым уполномоченным органом государства либо через суд, либо в одностороннем порядке;


Слайд №22

$

Текст слайда: 6) возможность выбора поведения сторон, в т.ч. на основе их взаимного соглашения, либо вообще отсутствует, либо касается нес$ущественных моментов; 7) неисполнение предписания влечёт за собой ответственность нарушителя; 8) субъект, представляющий в фин. правоотношении государство наделён более широкими правами, чем другой, и как правило, обладает такими властными полномочиями, которые дают ему возможность принудительной реализации предписаний государства. Диспозитивный метод по сравнению с императивным методом более мягок в в$оздействии на поведение субъектов фин. отношения. Правовой акт государства, регулирующий данное отношение не содержит полного комплекса предписаний, некоторые права и обязанности сторон определяются на основе их соглашения. В итоге возникает договорная форма фин. отношения.


Слайд №23

$

Текст слайда: Диспозитивный метод правового регулирования финансовых отношений характеризуется следующими признаками: 1) права и обязанности сторон формируются по линии двух источников: a) нормативного акта, регулирующее данное отношение; б) договорами, заключенного между сторонами; 2) односторонне-властные предписания государства не носят всеобъемлющего характера, оставляя субъектам данного отношения право на собственное волеизъявление; 3) правовой акт, регулирующий данное правоотношение, порождает для с$убъекта, представляющего в нём государство, не только права, но и обязанности перед другой стороной, а также выступает предпосылкой возникновения финансовые обязательства государства перед этой стороной; 4) регулирующее в$оздействие государства на поведение своего контрагента выражается не только в форме побуждения с использованием для этого экономических стимулов и материальной заинтересованности;


Слайд №24

Текст слайда: 5) права и обязанности сторон финансового правоотношения более уравновешены, т.е. выражены категорич$еской формулой «власти и подчинения», свойственной императивному методу, и управомоченный субъект также выступает носителем определённых юр. обязанностей, в т.ч., вытекающих из договора, опосредующее данное отношение; 6) юридической формой финансового отношения, при регулировании его посредством диспозитивного метода, выступает фи$нансово-правовой договор, сторонами которого являются государство и контрагент государства по финансовому отношению; 7) финансово-правовой договор порождает права и обязанности сторон, наделяя при этом большими правами 2-ю сторону этого отношения – государство или представляющий его орган; 8) финансово$-правовой договор может быть заключён только в случае, когда это позволяет тот правовой акт, который регулирует данное финансовое отношение, и только по вопросам, которые этим правовым актом отосланы на разрешении сторон договора.


Слайд №25

$

Текст слайда: Вопрос 5. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА Как уже отмечалось, финансовые систем$ы различных государств могут существенно различаться в силу особенностей строения этих систем. Соответственно могут различаться и построения особенной части финансового права. Так, если страховое дело в стране полностью осуществляется частными страховыми компаниями и отсутствует страхование имущественных интересов государства, то в финансовом праве будет отсутствовать институт «Финансово-страховое право». Наличие внебюджетных специальных фондов порождает институт «Правовое регулирование внебюджетных фондов». Надо сказать, что такие фонды (а соответственно, и такой правовой институт) существовали и в Казахстане. Однако в настоящее время они консолидированы с бюд$жетом, что повлекло поглощение данного института бюджетным правовом.

$


Слайд №26

Текст слайда: Попутно отметим, что всякого рода внебюджетные фонды, существующие параллельно с бюджетом, приводят к размыванию финансовой системы, придают ей калейдоскопический характер, выводя$т значительные суммы государственных денежных средств из-под контроля общественности в лице представительных органов государства. С точки зрения иерархии фондов и вертикального среза финансовой системы выделяются централизованные, местные и децентрализованные финансы. Соответственно этому в финансовом праве будет достаточно отчетливо проглядывать три бло$ка норм: 1) правовое регулирование централизованных финансов; 2) правовое регулирование местных финансов; 3) правовое регулирование децентрализованных финансов.


Слайд №27

Текст слайда: Федеративное устройство государства естественно усложняет систему финансового права за счет и$нститутов, посвященных финансам субъектов федерации. Следует подчеркнуть, что система учебного курса финансового права вовсе не обязательно должна совпадать с системой финансового права как отрасли права. Преподавание и изучение финансового права и относящегося к ней нормативного материала производится на основе собственных методических приемов и законов дидактики, а не законов построения правовых систем. К тому же по $широкому счету объектом преподавания должна выступать не отрасль права как таковая, а финансово-правовая наука. Поэтому, учитывая важность учебного материала и сложность его усвоения, в учебном курсе «Финансовое право» целесообра$зно выделить такие темы, как «Налоговое право» и «Государственный кредит», хотя они и не представляют собой институтов ни финансовой системы, ни финансового права как отрасли права.


Слайд №28

$

Текст слайда: Таким образом, источниками финансового права являются нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти, в которых содержатся финансово-правовые нормы.    Главным источником финансового права является Конституция РК, которая устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов. (ст.35 Конституции РК). Ка$к результат борьбы общества за демократию правового регулирования фин. отношений, важное место в системе источников фин. права занимают законы – акты высшего представительного органа государства.


Слайд №29

Текст сл$айда: Однако, в правовом регулировании финансовых отношений продолжают играть существенную роль и подзаконные акты, в первую очередь Постановления Правительства РК. Наконец, не изжита до конца практика правового регулирования посредством ведомственных право$вых актов – актов МФ, а по некоторым вопросам и Нацбанка РК. Одним из кодифицированных правовых актов является Налоговый Кодекс РК (в сфере налогообложения). СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


Еще записи

Leave a Comment