Презентация по обществознанию на тему «Наука как форма духовного освоения действительности» скачать бесплатно

Слайд №1

$

Текст слайда: Тема. Наука как форма духовного освоения действительности. Вопросы: 1. Отличия науки от других сфер человеческой деятельности. 2. Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины.


Слайд №2

$Текст слайда: Познание — процесс погружения человеческого интеллекта в действительность, который осуществляется для получения знаний. Признаки практического знания: возникает и функционирует в контексте различной человеческой деятельности; институтом формирования является ученичество; использует специальный искусственный язык; не может быть вытеснено наукой; критерий применимости – эффективность. Отличия науки от других сфер человеческой деятельности


Слайд №3

$

Текст слайда: Отличия науки от других сфер человеческой деятельности ПРЕДМЕТ НАУКИ — мир объективный и субъективный


Слайд №4

Текст слайда: Отличия науки от других сфер человеческой деятельности Зн$ание, обладающее рядом особенностей: систематизированное обоснованное интерсубъективное Стиль научной рациональности постоянная апелляция к доводам разума и рассудка, максимальное исключение эмоций, страстей, личных мн$ений при принятии решений, касающихся фактов, требование дискурсивности, логичности, доказательности, подчиненности определенным методологическим нормам) РЕЗУЛЬТАТ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Слайд №5

Текст слайда: Отличия науки от других сфер человеческой деятельности НАУКА ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ Наука – социальное явление. Она создается сообществом ученых, кото$рое имеет систему передаваемых по традиции норм и ценностей. Способы социальной организации и взаимоотношений ученых меняются в соответствии с особенностями развития науки, изменением статуса науки в обществе, и с развитием самого общества.


Слайд №6

$

Текст слайда: Отличия науки от других сфер человеческой деятельности ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАУЧНОГО ЯЗЫКА Язык науки имеет следующие признаки: специфическая лексика, особая стилистика, определенность используемых понятий, стремление к четкости и однозначности утверждений, стремление к строгой логичности в изложении материала.


Слайд №7

$

Текст слайда: Отличия науки от других сфер человеческой деятельности ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРИЕМОВ И МЕТОДОВ Научный метод- совокупность регулятивных принципов, приемов и процедур, функция которых состоит в том, чтобы ориентировать и направлять научный поиск по пути достижения объективной истины.


Слайд №8

$

Текст слайда: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Свойства научного метода: ü     ясность, общепонятность ü     детерминированность или отсутствие произвола в применении соответствующих регулятивных принципов, ч$то в частности обеспечивает обучаемость методам; ü     направленность или способность давать кроме намеченных результатов еще и другие побочные; ü     надежность и способность с большой вероятностью обеспечивать получение искомого результата; ü     экономность или способность давать результат с наименьшими затратами средств и времени.


$Слайд №9

Текст слайда: МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ


Слай$д №10

Текст слайда: НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ — целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на чувственные способности (ощущение, восприятие, представление), имеющее итогом фиксацию средствами языка исходных сведений об изучаемом объекте . Задачи наблюдения: Недостатки наблюдения: предварительная ориентировка в объекте; выдвижение гипотезы проверка гипотезы уточнение результатов, полученных другими методами; иллюстрация. влияние на результаты личност$ных особенностей субъекта; для достижения объективности необходимо соблюдение ряда нормативных требований.


Слайд №11

Текст слайда: НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ — активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которы$е могут создаваться и контролироваться самим исследователем. Эксперимент осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Структура эксперимента: 1. определение задачи и цели (для чего, с какой целью); 2. выбор объекта, предмета и ситуации: естественная — экспериментальная; управляемая – неуправляемая; спонтанная — организованная, нормальная – экстремальная (что наблюдать); 3. выбор способа наблюдения (как наблюдать?) 4. выбор способов регистрации наблюдаемого явления (как вести з$апись?) 5. обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)


Слайд №12

Текст слайда: НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ Преимущества эксперимента: воспроизводится по желанию субъекта; возможно наблюдение свойств, отсутствующих в естественных условиях; позволяет изолиро$вать изучаемое явление от усложняющих обстоятельств через вариацию условий; расширяет арсенал приборов и инструментов.


Слайд №13

Текст слайда: ТЕОРЕ$ТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: ГИПОТЕЗА, ТЕОРИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ — 1) усиление деятельности теоретического мышления; увеличение теоретических методов; 2) реализация способности к воспроизводству теоретического знания на своей собственной основе и совершенствование теории систем, что предполагает относительную независимость от эмпирии. 3) способно исследовать природу самих понятий, развивать $и совершенствовать понятийный аппарат. Цель – установить законы и принципы, позволяющие систематизировать, объяснить и предсказать факты, установленные в ходе эмпирического исследования. Однозначно дискурсивного пути от знания о фактах к знанию о законах не существует.


Слайд №14

Текст слайда:$ НАУЧНАЯ ГИПОТЕЗА а) форма существования знания, характеризующаяся недостаточностью, недостоверностью, проблематичностью; в широком смысле – люб$ое предположение, догадка или предсказание, основывающееся на предшествующем знании, либо на новых фактах (иногда и на том и на другом одновременно); б) метод формирования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов и принципов. В научном познании гипотеза используется для: а) объяснения существования фактов; б) предсказания новых фактов. То есть, научной гипотезу делает ее выдвижение в рамках науки.


Слайд №15

Текст слайда: Требования к научной гипотезе: Призвана о$бъяснить весь круг явлений, для анализа которых она выдвигается, должна по возможности не противоречить ранее установленным фактам. Принципиальная проверяемость гипотезы – следствия из гипотезы должны быть доступны опытной проверке. Наивозмо$жнейшая принципиальная простота гипотезы – ее способность, исходя из единичного основания, описать возможно более широкий круг различных явлений, не прибегая к искусственным построениям и произвольным допущениям.


Слайд №16

$

Текст слайда: 1)осмысленность – операциональная определяемость входящих в теорию понятий. 2)непротиворечивость – логическая согласованность принимаемых в теории высказываний. 3)верифицируемость – возможность сравнения высказываний теории с опытом. 4)подтверждаемость – соответствие теории фактам с заданной степенью точности. 5)экстраполируемость – способность к обобщению за пределы того опыта, на основе которого она первоначально основывалась. 6)адаптивность – способность путем каких-либо модификаций объяснять новые факты$. 7)потенциальная фальсифицируемость – существование таких метаопределений, которые однозначно указывают в каких случаях теория расходится с опытом. Гипотеза становится теорией, если удовлетворяет следующим требованиям:


Слайд №17

Текст слайда: Научная теория Теория — развитая $форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.


Слайд №18

Текст слайда: Отличия науки от других сфер человеческой деятельнос$ти НАУКА ВЫПОЛНЯЕТ ФУНКЦИИ: 1. Описание – фиксация данных эксперимента или наблюдения с помощью принятых в науке определенных систем обозначения. 2. Объяснение – выявление, раскрытие связей между объектами объяснения (явлениями, событиями) и другими объектами, считающимися понятными и известными. 3. Предсказание — определение, описание тех или иных явлений природы, общественной жизни, психических состояний, которые отсутствуют или не известны в настоящий момент, но могут возникнуть или быть изучены и открыты в будущем.


$

Слайд №19

Текст слайда: Выводы: отличия науки от други$х сфер человеческой деятельности НАУКА имеет предметом исследования — мир объективный и субъективный; результатом научной деятельности является получение знания, выработка стиля научной рациональности; использует специальные методы и приемы деятельности; функционирует как социальный институт; формирует и использует научный язык; выполняет функции описания, объяснения, предсказания.


$Слайд №20

Текст слайда: Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия Два основных определения понятия «естествознание». 1. естествознание есть особая, отдельная наука о природе как едином целом. Целью естествознания в таком случае выступает поиск единого основания, на котором построено бесчисленное разнообразие предметов и явлений природы, и основных законов микро- и макромира. 2. есте$ствознание есть множество наук, совокупность наук о природе.


Слайд №21

Текст слайда: Естествознание и гуманитарные науки: черты сходства и различия Разделение наук на науки о природе и науки о к$ультуре введено в Баденской школе неокантианства (кон. XIX – нач. ХХ в.) Вильгельм Виндельбанд Генрих Риккерт


Слайд №22

Текст слайда: Естествознание и гуманитарные науки Науки о природе Науки о культуре пользуются генерализирующим (номотетическим) методом. пользуются индивидуализирующим (идиографическим) методом. Предметом исследования является с$обытие, которое обладает ценностью. Ценности — установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений.


Слайд №23

$

Текст слайда: Естествознание и гуманитарные науки


Слайд №24

$

Текст слайда: Естественнонаучные и гуманитарные дисциплины


Слайд №25

Текст слайда: Выводы: естественнонаучные и гуманитарные дисциплины $Разбиение наук на естественные и гуманитарные достаточно условно. В одной и той же науке могут быть использованы различные методологические стратегии. Механизм господствует в физик и химии, органицизм – в биологии, а историцизм — в истории. Однако эти методологические стратегии считать жестоко связанными со своими науками. Основанием для использования метода является его прогностичность.


Еще записи

Leave a Comment