Презентация по обществознанию на тему “История психологии: теоретические основания” скачать бесплатно

$Слайд №1

Текст слайда: Лекция 1. История психологии: теоретические основания


Слайд №2

$

Текст слайда: ПЛАН : Объект и предмет истории психологии. Общие закономерности развития психологических знаний. Специфика предметной области истории психологии Принципы и проблемы историко-психологического исследования


Слайд №3

Текст слайда: ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ. ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Появление психологических знаний по времени с$опоставимо с рождением человеческой цивилизации: возникает человеческое сообщество и вместе с ним появляются попытки ответить на извечные, волнующие человека вопросы, касающиеся его возможностей и ограничений во взаимодействии с суровой действительностью, его специфики и места в окружающем мире. Результатом такого рода размышлений является возникновение психологического п$ознания, которое, уходя своими корнями в ранние этапы человеческой истории, сопровождает и все $дальнейшее ее развитие, вплоть до настоящего времени.


Слайд №4

Текст слайда: Развитие психологического знания осуществляется объективно, с непреложной необходимостью в силу его реальной функции в жизнедеятельности человека, в его эволюционном становлении. Знание о психике, следуя за развивающейся жизнью человека и отражая все новые и усложняющиеся стороны его взаимодействия с миром, включается само в это взаимодействие как ва$жный фактор его регуляции, обеспечивая не только адаптивные, приспособител$ьные, но и преобразующе-действенные, активные формы поведения. Развитие психологического знания происходит в виде различных взаимосвязанных форм (уровней):


Слайд №5

Текст слайда: “житейские” представления людей о психике, возникающие в их реальной жизненной практике, в разных ее сферах (материальной, производственной деятельности, в бытовой области, в воспитательно-обучающем процессе, в искусстве и т.д.) и основывающиеся на непосредственном отражении разных аспектов бытия $и философии “здравого смысла”; психологические знания, вычленяющиеся в рамках мифологии и религии как исторически первых форм познания мира и человека и отражающие канонические требования указанных видов культурного творчества человечества; психологические знания, накопленные в рамках художественно-образного наблюдения за окружающей дей$ствительностью в работах художников, архитекторов, писателей; психологические знания, возникающие на определенном этапе р$азвития общества в связи с выделением нового способа реконструкции действительности – науки – и включающие целенаправленный процесс сбора и анализа психологической фактологии, логические формы ее объяснения и доказательства, переход от описательной стратегии и методов исследования к объяснительной, т.е. – научного знания. В свою очередь, научные психологические знания, зародившиеся впервые в античном мире, сами проходят длительный путь эволюции – от $существования в лоне других наук (философии, истории, естествознания) и до выделения и дальнейшего их развития в рамках самостоятельной научной дисциплины (вторая половина XIX в.).


$Слайд №6

Текст слайда: ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ОБЪЕКТ ПРЕДМЕТ


Слайд №7

Текст слайда: $2. СПЕЦИФИКА ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ Сложность и многоаспектность психологического познания как объекта исследования, а также непосредственная связь его осмысления с развитием общенаучных взглядов о человеке и психологических идей, с методологическими и идейными влияниями обусловливают соответственно различные определения предмета истории психологии. В их основе – выделенные и акцентируемые теми или иными а$вторами стороны или аспекты единого объекта историко-психологического анализа. Недостаточная отрефлексированность методологических проблем в истории психологии с одной стороны, и ее принадлежность к науковедческим дисциплинам – с другой, объясняют необходимость и возможность при рассмотрении данного вопроса выходить за рамки$ собственно истории психологии в область науковедения. В итоге в наиболее общем виде представляется возможным выделить три основных подхода в определении предмета истории науки (в том числе психологии).


Слайд №8

Текст слайда: ПЕРВЫЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НА$УКИ Первый подход в основу изучения кладет результат психологического познания, его внутреннее содержание – собственно психологическое знание (его строение, структуру, логико-содержательные аспекты, внутрилогические механизмы развития знания), рассматривая его как самодостаточное и существующее относительно самостоятельно, вне связи с другими сторонами познавательного процесса (социально-культурными и личностными опосредованиями). Такой подх$од, акцентирующий внимание в основном на внутренней, логической стороне познания и отвечающий на вопрос “каково содержание знания”, может быть назван логико-научным, или$ интернальным, подходом в истории науки.


Слайд №9

Текст слайда: ВТОРОЙ ПОДХОД В О$ПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НАУКИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ПСИХОЛОГИИ). Акцент на внешней истории развития научного знания и попытка вывести из нее и описать на ее основе внутринаучные закономерности порождает второй подход в понимании предмета истории науки – экстернальный. На этой основе возникает специальная область науковедения – социальная история науки. История науки рассматривается здесь в социальном контексте, в ее зависимости и связи с развитием организационных и социальных условий и предпосылок. Продуктивность указанного подхода состоит в том, что он выявляет значимые факторы детерминации научного знания, отвечая на вопрос “почему наука в определенных$ социально-исторических и культурных условиях приобретает конкретно-исторические формы”. С одной стороны, это отражает одну из существенных характеристик науки – ее социальную природу как компонента общественной структуры и как результа$та совокупных коллективных усилий, с другой стороны, возникают вопросы относительно уровня детерминационных возможностей, степени и глубины социального воздействия на развитие психологического знания (его направле$ния, структуру, содержание исследуемых проблем).


Слайд №10

Текст слайда: ТРЕТИЙ ПОДХОД В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ИСТОРИИ НАУКИ Представители третьего подхода в изучении истории психологии акцентируют внимание на ее персонально-личностных аспектах. Во главу угла в качестве главного двигат$еля научного прогресса и главного предмета рассмотрения выступает личность и творческий путь того или иного ученого, его научные идеи, взгляды, концепции и подходы. Таким образом, история науки, по сути, становится историей деятелей на$уки (будь то отдельный ученый, или группа ученых, или то или иное их объединение).


Слайд №11

Текст слайда: Обоснование определения предмета истории психологии предполагает описание с$пецифики рассматриваемой предметной области. 1. По своей гносеологической природе история психологии представляет собой отражение процесса становления и развития психологического познания, т.е. является отражением второго порядка – отражением отраженного. Она исследует не саму психическую реальность, а представления о ней, складывающиеся на разных этапах истории и в разных культурных ареалах. Этим обусловлена необходимость $четкого разведения объективного (соответствующего действительному ходу развития истории) и субъективного (привнесенного его интерпретациями) взгляда на исследуемые процессы. Более того, именно субъективные представления во всем их многообразии как отражающие разные уровни их “отходов” или “приближений” к исследуемой реальности и составляют непосредственный предмет историко-психологического исследования.


Слайд №12

$

Текст слайд$а: 2. Познание в любой области – глубоко диалектический процесс, включающий преобразование, приращение знания, накопление научной фактологии и углубление ее теоретического осмысления, изменение структуры научного знания и его понятийно-категориального основания и т.д. Отражая реальную диалектику психологического познания, история психологии сама является диалектической научной дисциплиной. Причем и здесь, наряду с об$ъективной диалектикой (идущей от самого объекта, его развития), имеют место и субъективные факторы (исторически детерминированные изменения в мировоззрении исследователей научного познания). Этим определяется существование разных картин развития психологического знания на разных этапах истории, в рамках разных научных школ и у отдельных ученых. Данное положение усугубляется сложностью выделения точных научных критериев оценки выдвигаемых в области истории психо$логии положений.


Слайд №13

Текст слайда: 3. Предметная область истории психологии складывается на стыке и пересечении с рядом научных отраслей. По своему объекту – п$сихическая реальность – история психологии относится к разряду психологических дисциплин, входит в структуру общей психологии. По методу – психолого-историческая реконструкция развития психологического знания – она принадлежит к историческим наукам. Носителем научной фак$тологии в области истории психологии являются исторические источники и поэтому история психологии тесно связана с источниковедением. Как область знания, занимающаяся изучением развития научного знания в отдельной отрасли знания$, история психологии является разделом науковедения. Логика исследования и генезис становления психологического знания определяют связь истории психологии с философией, естествознанием, культурологией, а также ее опору на данные, полученные в таких разделах психологии, как психология личности, психология творчества, психология развития и историческая психология.


Слайд №14

Текст слайда$: 4. Наконец, учитывая все вышесказанное, есть основание определить историю психологии как объект исследования в качестве системного образования, включающего множество аспектов, иерархическую структуру, сложную, разноуровневую систему детерминант. Для описания сложноорганизованных объектов используется системная методология, предполагающая их всестороннее, целостное рассмотрение. С этой точки зрения предметом ист$ории психологии является динамика психологического познания в его целостности, включающая изучение: самого научного знания (его структуры, логико-научных, содержательных аспектов) – логико-научный аспект; процесса $формирования научных идей и представлений в области истории психологии – процессуальный аспект; социально-культурных и организационных условий и предпосылок психологического познания – социокультурный аспект; носителя, субъекта психологического познания (коллективного и индивидуального) – персонально-личностный аспект.


Слайд №15

$Текст слайда: 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования Важным элементом методологии любой науки является система методологических принципов, каждый из которых выступает в виде кратко сформулированной теории, не только обобщающей исторический опыт развития данной области знания и отражающей ее основные законы и закономерности, но составляющей исходное требование для дальнейших и$сследований. История психологии как одна из базовых отраслей психологии в своих теоретико-методологических основаниях опирается на ряд общефилософских и общепсихологических принципов, которые применительно к историко-психологическим иссл$едованиям приобретают специфическое звучание и формулировку, выступая как частно-психологические принципы истории психологии. Что же это за принципы?


Слайд №16

Текст слайда: 1. Принцип детерминизма. В $соответствии с этим принципом, в основе любого историко-психологического события лежит совокупность явных или неявных причин. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. Лю$бое событие на всем протяжении исторического хода формирования психологической науки является результатом, следствием многообразной череды предшествующих явлений или причин и, в тоже время, выступает как одна из предпосылок последующих событий. При этом следует иметь в виду системный характер этих причинно-следственных зависимостей, что позволяет понимать смену детерминант развития психологии в разные хронологические$ периоды. Задача исследователя, в соответствии с этим принципом, состоит, во-первых, в раскрытии совокупности и иерархической структуры этих причин (внутренних и внешних, прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных и т.д.), $обусловивших путь к современности, а во-вторых, в установлении закономерной связи между прошлым, настоящим и будущим.


Слайд №17

Текст слайда: 2. Принцип единства логического и исторического в понимании генезиса развития психологического знания, который отражает понимание соотношения внутренних, внутринаучных (влияние традиции, изменение категориал$ьно-понятийного аппарата, динамика структуры науки, взаимосвязи и взаимовлияния разных научных дисциплин, появление новых методов исследования и т.д.) и внешних, социокультурных причин (потребности общественной практики, идеолого-политические влияния, воздействие научно-технического прогресса, особенности духовной и интеллектуальной$ атмосферы в обществе и т.д.) в ходе реального процесса исторического развития психологии. Другими словами, данный принцип фиксирует взаимосвязь теории и истории психологии, что предполагает, с одной стороны, изучение отношения содержательного (т.е. логического) аспекта объекта историко-психологического и$сследования с анализом процесса его развития (т.е. исторического), а с другой, – выявление связи познания данного объекта с историей человеческого общества в целом и историей научного познания в частности.


Слайд №18

Текст слайда: 3. Принцип системности. Он предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений как мн$огоуровневого (фундаментальный и прикладной уровни), многокачествен$ного (обыденное, научное, художественно-образное, религиозное знания), многомерного (научное творчество отдельного ученого, научных коллективов и школ, регионального психологического сообщества, сторонников той или иной парадигмы, теории или концептуального подхода) и многообразного по своим проявлениям (донаучное, научное и паранаучное состояния) процесса, обусловленного многовариантной системой детерминант при оформлении ведущего, системообразующего фактора $в конкретной исторической и социокультурной ситуации. Реализация данного принципа требует изучения истории психологического знания в различных аспектах: “во-первых, в тех исторических конкретных условиях, в которых наука включалась в общественную жизнь, и, во-вторых, в тех логических, теоретических связях, в которых строились психологические знания каждого исторического этапа, с одной стороны, и в том соотношении, в $котором они находятся в современной психологической науке, – с другой”.


Слайд №19

$

Текст слайда: 4. Принцип объективности историко-психологического исследования. Данный принцип предполагает, что при такой процедуре, как оценка значимости тех или иных идей и результатов творчества, необходимо исходить не только из современного состояния знания, на которо$е опирается и от которого отталкивается исследователь, но и учитывать то реальное место, которое занимают те или иные рассматриваемые идеи в психологии и культуре своего времени (“героя судят по законам его времени”). Это позволит историку психологии преодолеть собственные предпочтения (научные и личностные) в восприятии развития психологического знания. Таким образом, в соответствии с данным принципом, перед ученым стоит задача в ходе историко-психологического исследования сформировать и выдержать позицию объективного,$ строго говоря, не предвзятого (ни как человека с его личностными симпатиями и антипатиями, ни как ученого, приверженного тем или иным теориям и концепциям) в отношении конечного результата наблюдателя по отношению к исследуемому объекту.


Слайд №20

$

Текст слайда: 5. Принцип конструктивно-позитивного анализа. Принцип объективности непосредственно связан и дополняется принципом конструктивно-позитивного анализа истории психологии, который акцентирует внимание в историко-психологических исследованиях не на ошибках, недостатках и просчетах в развитии психологической мысли какой-либо отстоящей от ученог$о исторической эпохи, а на выявлении в совокупности историко-психологических фактов, событий, теорий и концепций того позитивного, конструктивного и прогресс$ивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода; ориентация не на критику несовершенного, а на поиск рационального и перспективного. Однако это не означает отказа от реалистической оценки (включая и ее критические моменты) тех или иных идей, взглядов, подходов. При этом критический анализ из самоцели становится средством научного познания.


Слайд №21

$

Текст слайда: 6. Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания, который предполагает наличие качественно различных этапов и периодо$в (содержательно и логически связанных между собой) в динамике единого и непрерывного процесса научного познания. Руководствуясь данным принципом, историк психологии должен не только выделить ключевые, наиболее значимые вехи и моменты этого пр$оцесса, не только описать историческую и логическую специфику выделенных ступеней развития знания, но и показать их эволюционную взаимосвязь и взаимопроникновение.


Слайд №22

Текст слайда: 7. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего фиксирует понимание роли и целевой функции историко-психологических исследований. Познание истории психологической науки не является только самоцелью с точки зрения собирания и уточнения исторического материала, характеризующего формиро$вание и развитие психологических знаний (архивирование фактов), или воссоздания и реконструкции недостающих (неявных) звеньев в единой цепочке развития психологической мысли. Данный принцип ориентирует ученого на прогностическую стратегию исследования, связанную, во-первых, с выявлением перспективных линий, позиций, идей и подходов, сформировавшихся в прошлом, а во-вторых, с их актуализаци$ей в контексте современных достижений психологической науки. Лишь прошлое, рассмотренное в контексте современности, позволяет оч$ертить проблемное поле будущих исследований и тем самым имеет не только чисто познавательный интерес, но и носит установочно-ориентировочный характер для дальнейшего развития психологического знания.


Слайд №23

Текст слайда: 8. Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не тол$ько отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества. Этот принцип ориентирует исследователя на выявление всех пр$едпосылок формирования той или иной идеи, анализ того контекста, который в конечном итоге привел к оформлению в трудах конкретного ученого определенной концепции или теории. Он также предостерегает историка психологии от абсолютизации вклада отдельного ученого или научной школы в формирование совокупного пс$ихологического знания. В данном случае имеется в виду понимание историком психологии того факта, что психология, даже в творчестве особенно выдающихся ее представителей, не начинается каждый раз с “чистого листа”, а получает лишь свое закономерное развитие. Соответственно и психологическое познание как совокупность идей и теорий, как результат коллективного творчества многих поколений исследователей в работах конкретного ученого получает творческое, порой оригинальное и новаторское, развитие или более четкое концептуальное оформление.

$


Слайд №24

$

Текст слайда: Вопросы для самопроверки В чем состоит отличие психологического знания от психологического познания? Какие формы существования психологического знания представлены в современном общественном и индивидуальном сознании? Укажите основные подходы в определении предмета истории науки Перечислите особенности предметной области истории психологии Опишите основные методологические принципы истории псих$ологии Охарактеризуйте самостоятельные методы истории психологии


Слайд №25

Текст слайда: Словарь терминов Метод историко-психологического познания Методологический принцип Объект истории психологии Предмет истории психологии Психологическое знани$е Психологическое познание


Слайд №26

$

Текст слайда: Темы рефератов Сравнительный анализ особенностей различных форм психологических знаний Методологические подходы в определении предмета истории науки: достоинства и недостатки Повышение объективности историко-психологического исследования: пути и способы Особенности применения метода планирования историко-психологического исследования Метод проблемологического анализа в изучении динамики психологического познания об индивидуальности человека Позитивные и негативные тенд$енции современного развития историко-психологических исследований


Слайд №27

$

Текст слайда: Список литературы Hall A.P. Merton revisited or society sourse in the seventeen century. 1968. P. 89-97. Koltsova V. Ideological and scientific discourse in Soviet psycholodical science // Post-Soviet Perspect$ives on Russian Psychology /edited by V.Koltsova, Y.Oleinik, A. Gilgen, K.Gilgen. 1996. P. 60-70. Oleinik Y. Russian psychology at present: trends and paradoxes // Post-Soviet Perspectives on Russian Psychology /edited by V.Koltsova, Y.Oleinik, A. Gilgen, K.Gilgen. 1996. Р. 53-60. Post-Soviet Perspectives on Russian Psychology / edited by V.Koltsova, Y.Oleinik, A. Gilgen, K.Gilgen. 1996. Большакова В.В. Очерки истории русской психологии (XIX-начало XX вв.). Нижний Новгород, 1994. 160 с. Ждан А.Н. История психологии. От античности до наших дней. М., 1990. 367 с. История психологи$и. Период открытого кризиса (начало 10-х – середина 30-х годов XX в.): Тексты. М., 1992. 362 с. Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферова. М., 1988.


Слайд №28

$Текст слайда: Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985. Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция // Структура и развитие науки. М., 1978. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. М., 1987. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. $М., 1994. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 50 выдающихся психологов мира: Учебное пособие для студентов. М., 1995. 193 с. Никольская А.А$. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. 331 с. Петровский А. Ярошевский М. Г. История психологии: Учебное пособие для высшей школы. М., 1994. 448 с. Систематический ретроспективный указатель (указатель психологической литературы, изданной в СССР за 1987 г.). М., 1990.


Слайд №29

Текст слайда: Соколова Е.Ю. 13 диалогов о психологии. М., 1994. Ткаченко А.Н. Категориальный строй психологии как предмет историко-научного исследования // Метод$ология историко-психологического исследования. М., 1974. Эткинд А. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб$., 1993. 463 с. Ярошевский М.Г. История психологии (от античности до середины XX в.) М., 1996. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. М., 1995. 140 с. Ярошевский М.Г. Л. Выготский: в поисках новой психологии. СПб, 1993. 300 с. Ярошевский М.Г. О категориальном анализе истории психологического познания // Проблемы теории и истории развития психологии. М., 1973. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.


$Слайд №30

Текст слайда: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ – Объективно происходящее накопление и осмысление знаний людей о пси$хической реальности как важной составной части развития жизненного процесса, условия совершенствования взаимодействия человека с миром и самого человека как субъекта психической реальности


Слайд №31

$

Текст слайда: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ – знание человека о себе как носителе особых психических свойств и характеристик, субъекте психической деятельности


Слайд №32

Текст с$лайда: Развитие психологического знания как результата творческой познавательной деятельности человека в его целостности и в его реальной диалектике на разных этапах культурной эволюции человечества ОБЪЕКТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ


Слайд №33

Текст сла$йда: Попытки осмыслить процесс психологического познания, описать его содержание и структуру (совокупность взглядов, идей, подходов, направлений и течений, категорий и понятий), его институциональные и персонально-личностные аспекты, а также закономерности и этапы развития ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ


Еще записи

Leave a Comment