Презентация по обществознанию на тему "Классические социологические концепции XIX – начала XX столетия" скачать бесплатно

Слайд №1

$

Текст слайда: Классические социологические концепции XIX – начала XX столетия Курс лекций по дисциплине «Социология» Лекция 07 Токарев В.В.


Слайд №2

Текст слайда: * Цель лекции: Познакомиться с классическими социологическими концепциями XIX века и их влиянием на современное состояние социологии. План лекции: Общая типология классически$х социологических концепций XIX - начала XX века. Материалистическое направление в социологии. Социологическая концепция К.Маркса. Позитивизм и антипозитивизм в социологии. Ос$новные положения позитивистских и антипозитивистских подходов к изучению общества. Социологические концепции Герберта Спенсера, Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и их место в общей классификации. Психологическое направление с социологии XIX-XX вв. Сходства и различия между основными социологически$ми концепциями классического периода. План лекции и логика изложения


Слайд №3

Текст слайда: * Социология XIX века Основные направления развития социологии в XIX в. Инстинктивизм Географическое направление Биологическое направление Психологический подход Антипозитивизм Позитивизм Материалисти- ческое направление Антропологическое направление Психологический эволюционизм Бихевиоризм Психология масс Карл Маркс (1818-1883) Макс Вебер (1864-1920)$ Г. Спенсер (1820-1903) Генри Бокль (1820-1903) Г.Риккерт (1848-1915) В.Дильтей (1833-1911) Макс Шелер (187$4-1929)


Слайд №4

Текст слайда: * Материалистическое направление Материалистическое направление в социологии возникло в 40-х годах XIX века. Основателем направления стал Карл Маркс – политический журналист, экономист, философ. Маркс разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма. Общество изначально антагонистично (противоречиво). Противоречия межд$у классами возникают из-за отношения к собственности. Классы – это «социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравн$ом отношении и борющиеся». Существование классов связано с определенными фазами развития производства. Классовая борьба ведет к диктатуре пролетариата, а это приведет к уничтожению классов.


Слайд №5

Текст слайда:$ * Социальные воззрения К.Маркса Общественно-экономические формации и революции. Общественно-экономическая формация – это ступень развития общества. Термин заимствован из геологии. В основании общественно-экономической формации лежит способ производства («базис», производительные силы и производственные отношения). «Базис» определяет «надстройку». К «надстройке» относится право, политика, религия, наука (культура). Формации в обществе сменяются в результате революций. Революции возникают как результат нарастания противоречий между произ$водительными силами и производственными отношениями. Системное видение общества а марксизме. Общество рассматривается как система связей и отношений между индивида$ми, как результат трудовой деятельности людей. Конфликты являются необходимым элементом общества.


Слайд №6

Текст слайда: * Биологическое направление Биологическое направление в социологии – одна из ветвей позитивизма. Основателем направ$ления стал последователь Огюста Конта, английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903). В работах Герберта Спенсера развитие общества уподобляется эволюции организма. Существует аналогия между обществом и организмом, развивающимся по законам эволюции. Эволюция общества заключается в его дифференциации (как у животных и растений – увеличение числа видов). С другой стороны, эволюция толкает отдельные части – орган$ы общества к большей интеграции, ибо только так можно сохранить целостный общественный организм. Эволюция – это переход: однородного – в разнородное, неопределе$нного – в определенное, бессвязного – в связное.


Слайд №7

Текст слайда: * Социальные воззрения Г.Спенсера Общество — агрегат (совокупность) индивидов, характеризую-щийся определённым сходством и постоянством их жизни. Общество подобно биологическому $организму — растёт и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции. Три формулы объяснения социальной эволюции: «Естественный отбор», «борьба за существование», «выживание сильнейшего». Любое общество, чтобы выжить, должно приспосабливаться к новым условиям окружающей среды. Общество состоит из 3-х относительно автономных систем органов (социальных институтов): Поддерживающая (производство необхо$димых продуктов). Дистрибутивная (разделение благ на основе разделения труда). Регулятивная (организация частей на основе их подчинения целому).


Слайд №8

$

Текст слайда: * Концепция социальных институтов Понятие социального института. Механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям. Типология социальных институтов. Домашние институты (семья, бра$к, система воспитания). Обрядовые (церемониальные) институты. Призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т. д. Политические институты. Появление институтов связано с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Церковные (храмы, церкви, религиозные традиции). Профессиона$льные и промышленные институты. Возникают на основе разделения труда; консолидируют группы людей по профессиональным занятиям; поддерживают производственную структуру общества.


Слайд №9

Текст слайда: * Географическое направление Географическое направление развивалось в общем русле позитивизма. Основателем направления стал английский $социолог Генри Томас Бокль (1821-1862). Прогресс человеческого общества является проявлением природных факторов. Влияющими на развитие общества факторами являются климат, пища, почва, ландшафт. На юге пища более дешева$я, почва более плодородная, климат более благоприятный для жизни. Следствием этого является концентрация населения в странах Востока, нищета многочисленных работников и богатство немногих правителей. Ландшафт умеренных широт формирует рациональный,$ логический тип деятельности, направленный на подчинение природы человеку.


Слайд №10

Текст слайда: * Антипозитивизм Позиция антипозитивизма – не объяснять общество с точки зрения всеобщих законов, а понимать специфику социальных явлений. Родоначальниками антипозитивизма стали немецкие философы и социологи Вильгельм Виндельбанд (1848-1915), Генрих Риккерт (1863-1936), Вильгельм Дильтей (1833-1911). Основные положени$я антипозитивизма. Общество живет по своим собственным законам, отличным от природно-физических. Главным является не приобретение «объективного» знания об обществе, а понимание социальных фактов. На повед$ение и мышление людей оказывают влияние «трансцедентальные ценности», которые существуют идеально. «Практическое», приближенное к жизни истолкование социальных фактов имеет большую ценность, чем теоретические схемы.


$Слайд №11

Текст слайда: * Антропологическое направление Антропологическое направление – одно из наиболее влиятельных направлений антипозитивизма. Было основано немецким философом, социологом и а$нтропологом Максом Шелером (1874-1928). Человек в антропологической социологии. Человек занимает особое положение на «лестнице существ». У него отсутствуют некоторые необходимые инстинкты, слабо развито обоняние и осязание. Человек разорвал связь с природой и как «единичное существо» он не самодостаточен. Недостатки он компенсир$ует культурой, то есть знаниями и навыками, получаемыми от общества. В дальнейшем разрыв с природой будет только усиливаться. Вследствие этого возникает задача развития социальных институтов, которые «насыщают индивида культурой» и регулируют его поведение.


Слайд №12

$

Текст слайда: * «Понимающая социология» «Понимающая социология» - направление, имеющее свои корни в антипозитивизме. Основоположником понимающей социологии является немецкий социолог, историк и экономист Макс Вебер (1864-1920). Внес значительный вклад в политическую и экономическую социо$логию, социологию права, религии, теорию капитализма. Теоретические основы социологии Макса Вебера. На формирование философских воззрений Макса Вебера оказали влияние разработанная Вильгельмом Дильтеем концепция «понимания» и принципа разделения наук на «номотетические» науки о природе и «идиографические» науки о духе (Риккерт и Виндельбанд). В отличие от позитивистов, Вебер относит социологию к «наукам о культуре», а не к естественным наукам.


Слайд №13

$

Текст слайда: * Социальное действие и его изучение Понятие социального действия. Все научные категории – только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое$ общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие – атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смысло$в и значений, которые придают субъекты этим действиям. Признаки социального действия. Осмысленный (рациональный) характер. Ориентация на ожидаемую реакцию других людей. Соотнесение с действиями других людей.

$


Слайд №14

Текст слайда: * Социальное действие и его изучение Основные категории понимающей социологии - поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности. Поведение становится действием, если действующий св$язывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат «социологического понимания». Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами. Социал$ьное отношение понимается как система социальных действий.


Слайд №15

$Текст слайда: * Типология социальных действий Целерациональное действие. Предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает вариант ее достижения. Ценностно-рациональное действие Определяется осознанной верой в ценность определенного действия независимо от его успеха, совершается во имя ценности. Традиц$ионное действие Индивид воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими. Аффективное действие Определяется эмоциями. Целерациональ- ное действие Ценностно- рациональное действие Традиционное действие Аффективное действие


Слайд №16

$

Текст слайда: * Типология социальных отношений Социальное отношение, по Веберу, является системой социальных действий. К социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного соци$ального порядка. В соответствии с видами социал$ьных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: Легальный порядок. Ценностно-рациональный порядок. Традиционный порядок. Аффективный порядок. Легальный порядок Ценностно- рациональный порядок Традиционный порядок Аффективный порядок


Слайд №17

$

Текст слайда: * «Социальный реализм» Э.Дюркгейма Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы, один из создателей структурно-функционального анализа. Своей работой «Самоубийство. Социологический этюд» дал пример использования эмпирических данных в социологии, чем способствовал развитию прикладной социологии как направления. Эмиль Дюркгейм разработал концепцию «социального реализма», дав свое представление о предмете социологии. Общество – часть$ объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей специфические законы. Общество первично по отношению к составляющем его людям. Предметом изучения социологии являются социальные факты.


Слайд №18

$

Текст слайда: * Человек и общество Человек – это двойственная реальность, homo duplex. В человеке сосуществуют и борются две сущности – индивидуальная и социальная. Общество – реальность особого рода. Элементарными «кирпичиками» общества являются социальные факты – образцы поведения, ока$зывающие на индивида принудительное воздействие и имеющие объективное существование. Общество «удерживается» и сплачивается посредством социальной солидарности. Социальна$я солидарность – главная сила, создающее общественное целое. Возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и дифференциации профессий. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше у людей стремление к единству и обмену.


Слайд №19

Текст слайда: * Общество и социальные факты «Социальный факт» - образ действия, способный оказывать на индивида внешнее давление и имеющий в то же время свое собственное существование. При$ рождении индивид находит готовыми законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык, денежную систему, функционирующие независимо от него. Социальные факты — образы действий, способы мышления и чувствования, существующие вне индивида (то есть объективно) и обладающие по отношению к нему принудительной силой. Следствием объективности социальных фактов являет$ся оказываемое на индивидов давление, принуждение к определенному действию. Юридические и моральные правила, не могут быть нарушены без того, чтобы индивид не почувствовал всей тяжести всеобщего неодобрения. Так же обстоит дело с другими видами социальных фактов.


$Слайд №20

Текст слайда: * Социальные факты и их типология Социальные факты – образы действий, $способы мышления и чувствования. Регулируют жизнь индивида, обладают нормативно-принудительной силой. Существуют независимо от индивидуального сознания. Выделяются следующие классы социальных фактов. Факты коллективного сознания – общие идеи и чувства; моральные максимы и верования; нормы и юридические кодексы поведения; экономические мотивы и интересы людей. Морфологические факты, обеспечивающие порядок и связь между индивидами – численность и плотность населения, географическое положение и т.д. По$ степени консолидации людей различаются структурные (аномические) факты, институциональные факты и социальные течения, проявляющиеся в формировании и реализации общественного мнения.


Слайд №21

$Текст слайда: * Социальные факты и их типол$огия Факты коллективного сознания Морфологические факты Социальные факты Общие идеи и чувства Моральные максимы и верования Экономические мотивы и интересы людей Моральные нормы и юридические кодексы Численность населения Плотность населения Форма жилища Географическое положение и т.д. Структурные (аномические) факты Институциональные факты Социальные течения Группировка по степени консолидации людей


Слайд №22

Текст слайда: * Солидарность в обществе Механическая солидарность. Характерна дл$я прост$ых обществ или групп. Индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании. Чем примитивнее общество, чем меньше разнообразия индивидов, тем выше уровень принуждения и насилия. Органическая солидарность. Характерна для сложных (индустриальных) обществ. Предполагается наличие распределения труда и специализация видов деятельности. Следствием специализации является функциональная зависимость индивидов и потребность в совместном труде. Чем больше в обществе разнообразия, тем выше терпимость людей друг к другу. В сложных обществах люди все больше отличаются друг от друга и взаимодополняют друг друга так $же, как и части тела в организме.


Слайд №23

Текст слайда: * Направления социального развития От механической солидарности к органической. Механическая солидарность – солидарность по сходным признакам,$ когда индивиды не имеют индивидуальных черт. Органическая солидарность – взаимодополнение непохожих людей, занимающихся различными видами деятельности. От тоталитаризма к демократии. Тоталитарное общество не является многовариантным. Не только сужает диапазон свободы действий, но и применяет к нарушителям узкий диапазон репрессивных санкций. Демократия – вершина общественного развития и самая сложная$ форма социальной организации. Индивиду предоставлен широкий спектр выбора моделей поведения. Набор санкций в демократическом обществе чрезвычайно широк, и их основн$ая часть склоняется к мягким и косвенным санкциям.


Слайд №24

Текст слайда: * Аномия$ и ее проявления Аномия – состояние, возникающее вследствие разрушение системы общественных норм и ценностей. Состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом, приводит к тому, что большинство населения оказывается «вне общества», вступая в конфронтацию с ним. Причины возникновения и проявления аномии. Аномия возникает тогда, когда разделение$ труда противостоит отношениям солидарности, в результате чего сопряженная стихийно установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур. Проявлением аномии, в частности, являются «аномические самоубийства», число которых возрастает во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации.


Слайд №25

$

Текст слайда: * Психологический подход Психологическое напр$авление в социологии Инстинктивизм Бихевиоризм Психологический эволюционизм Психология масс Лестер Франк Уорд (1841-1913) Франклин Генри Гиддинс (1855-1931) Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) Лютер Ли Бернард (1881-1951) Габриэль Тард (1843-1904) Гюстав Лебон (1841-1931) Эдуард Ли Торндайк (1874-1949) Джон Бродес Уотсон (1878-1958)

$


Слайд №26

Текст слайда: * Психологический подход в социологии Психологический эволюционизм (Л.Уорд, Ф.Гиддинс). Рассматривает развитие общества как часть космической эволюции, которая, в отличие $от природной эволюции, базируется на техническом (целенаправленном) управлении социальными процессами. Социальное воздействие людей становится возможным на основе «телезиса», «сознания рода» - психического ощущения общности целей, целей развития цивилизации. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл). Основой психической жизни является «горме». «Горме» - стремление к биологически значимой цели, обусловленное предрасположениями — либо врожденными инстинктами и склонностями, либо приобретёнными чувствами. Понятие личности объединяет в себе характер как и$нтегрированную совокупность волевых предрасположений и интеллект как совокупность познавательных способностей индивида (врождённых и приобретённых).


Слайд №27

$

Текст слайда: * Психологический подход в социологии Психология масс (Г. Лебон, Г. Тард). В силу волевой неразвитости и низкого интеллектуального ур$овня людей ими правят бессознательные инстинкты, особенно когда человек оказывается в толпе. В толпе происходит снижение уровня интеллекта, падает ответственность, критичность, исчезает личность как таковая. Общий упадок культуры связан с наступлением «эры масс». Бихевиоризм (Э.Торндайк, Д.Уотсон). Поведение человека, как и животных, представляет собой совокупность вербальных и двигательных$ реакций как ответ на «стимулы» (воздействия) внешней среды. Обучение основано на принципе проб и ошибок, результативная эффективная реакция закрепляется. Социология должна основываться на опыте, эксперименте. Социология (и психология) должна изучать поведение (а не психику и сознание).


Слай$д №28

Текст слайда: * Контрольные вопросы Общая типология классических социологических концепций XIX - начала XX века. Основания для классификации социологических концепций. Место различных мыслителей в классификации. Материалистическое направлени$е в социологии. Социологическая концепция К.Маркса – ее основные особенности и характерные черты. Позитивистсткое направление в социологии XIX века. Социологическая концепция Герберта Спенсера. Характерные черты антипозитивизма как социологиче$ской концепции. Реализация антипозитивистской программы в социологии XIX века. Теория «социального действия» Макса Вебера – основные тезисы и подходы. Концепция «социологического реализма» Эмиля Дюркгейма ее отличия от позитивистских и антипозитивистских концепций. Основные направления развития и идеи психологического направления в социологии. Сходства и различия подходов, реализованных в работах различных ученых (Л.Уорд, Ф.Гиддинс, У.Мак-Дугалл, Г. Лебон, Г.Тард, Э.Трондайк, Д.Уотсон).


Слайд №29

Текст слайда:$ * Литература по теме занятия Арон. Р. Этапы развития социальной мысли: Пер с фр. – М., 1992. Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Нечипуренко В. Н., Попов А. В. Со-циология. - М., 2000. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. – М., 1998. Голенкова З. Т., Акулич М.$ М., Кузнецов В. Н. Общая социология. – М., 2005. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА М, 2004. – 624 с. Зборовский Г. Е. Общая социология. - Екатерин$бург, 1999. История социологии / Под ред. А. Н. Елсукова. - Минск, 1997. Козловски П. Общество и государство: неизбежный дуализм. Пер. с нем. – М., 1998. Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2003. – 1312 с. Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.


Post Comment