Безопасность на воде

$ Безопасность на воде

Цель урока: сформировать у учащихся представление о правильном, безопасном поведении на воде, создать условия для формирования таких личностных качеств как:

  • Осторожность;

  • Самообладание;

  • Ответственность;

  • Уважение к себе и окружающим;

  • $Коммуникативность.

Учебные вопросы:

  1. Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.

  2. $Вы решили пойти купаться. Основные правила безопасности на воде.

Оборудование: Карточки для парной и коллективной работы, логические задачи, глобус.

ХОД УРОКА

$ 1. Мобилизационная часть урока.

- Психологическая готовность детей.

2. Работа над новым материалом.

На доске дети читают девиз урока: “Осторожность– не трусость”.

Как вы понимаете это выражение? Рассуждения детей.

$ На доске появляется первый вопрос:

Вода – наша жизненная необходимость и смертельная опасность.

Сообщение ученика:

Водные просторы занимают 70% территории Земли. Это природные водоемы (океаны, моря, озёра, реки),а также искусственные водоёмы (пруды, водоканалы, водохранилища и другие). Можем ли мы прожить без воды? Нет. Воду мы пьем, используем для приготовления пищи, для стирки, мытья. Для разв$ития детей большое значение имеет употребление морепродуктов, богатых кальцием, фосфором, йодом и другими необходимыми для нашего организма микроэлементами. Что может заменить нам то удовольствие, которое мы получаем от купания в теплое время в воде? Из этого мы можем сделать вывод, что вода для нас жизненная необходимость.

Учитель:

В то же время мы должны задуматься, что от воды ежегодно гибнут сотни тысяч л$юдей от стихийных бедствий (наводнений, селевых потоков, штормов и других). Немалую долю составляют случаи нелепой гибели людей по причине незнания или грубого нарушения правил поведения на воде. Из этого мы можем сделать второй вывод, что вода для нас смертельная опасность. Сегодня мы с вами поговорим о том, как, наслаждаясь прелестями воды, не стать её жертвой.

$ На доске появляется второй вопрос:

Вы решили пойти купаться. Основные правила безопасности на воде.

Учитель:

Вы решили пойти купаться.

Что вы должны сделать? (Работа в парах постоянного состава). Дети работают над последовательностью своих действий. 2-3 пары озвучивают последовательность действий.

Учитель:

$

Самое главное правило – с вами должны быть взрослые.

Вы должны предупредить родителей, куда вы идёте, с кем вы идете, ориентировочно на какое время вы идете.

  • Купаться на водоём вы можете пойти только с разрешения родителей.

Учитель:

$Вы подошли к водоёму. А что дальше? (Работа в парах постоянного состава). Дети самостоятельно вырабатывают правила, как подготовиться к купанию. 2-3 пары озвучивают выработанные ими правила.

Учитель:

  • Нельзя сразу бросаться в воду. Ваш организм еще к этому не готов. Судороги любят неподготовленных купальщиков.

  • Желание быстрее попасть в воду часто вызывает спешку. Многие бегут к воде, или быстро идут. Вы разогрелись, вспотели. Необходимо раздеться, остыть.$

  • Необходимо подготовить себя к купанию. Для этого надо сначала опустить ноги в воду. Потом несколько раз окунуться в воде. Ваше тело привыкло к воде. Наслаждайтесь, купайтес$ь.

Учитель:

Основные правила безопасности на воде.

  • В каждом городе есть специально оборудованные водоёмы для отдыха и купания. На них есть специальные службы. Это подготовленные люди для контроля за порядком, а также для спасения людей. Здесь постоянно проводится анализ воды. На многих водоёмах дежурят машины скорой помощи. Купание в необорудованных местах запрещено.

  • $В вашем возрасте можно ходить купаться только в присутствии родителей, или других взрослых людей.

  • Купаться можно в теплое время и в теплой воде. Часто причиной утопления может быть переохлаждение организма в холодной воде. Купание в холодной воде может привести к тяжёлым заболеваниям.

  • Нельзя купаться, если у вас повышенная, или пониженная температура. Последствия могут быть непредсказуемыми. Находиться в воде в таком состоянии очень опасно.

    $

  • Уметь плавать. Если ты не умеешь плавать, находись там, где мелко, рядом с берегом. Не гонись за друзьями, которые поплыли. Сразу ты плавать не научишься.

  • Необходимо ограничивать время нахождения в воде. Даже если вы хорошо плаваете, но находитесь в воде очень долго, вы можете$ не заметить, что вы устали, а вода это не земля, где вы в любое время можете присесть и отдохнуть. В воде это сделать невозможно. В результате у вас может не хватить сил, чтобы доплыть до берега. Контролируйте свои силы и самочувствие в воде. Лучше выйти раньше из воды, отдохнуть, позагорать.

  • В местах, отведённых для купания, есть специальные знаки (буйки, флажки и т.д.), которые ограничивают зону купания. Никогда не заплывайте за пределы указанной зоны купания. Мы не знаем причины определения этой зоны. Понятно одно, что это $сделано для безопасности отдыхающих.

  • Недопустимы игры в водоёмах с удерживанием противника под водой – он может захлебнуться.

  • Не следует плавать на камерах, самодельных плотах и других собственно изготовленных самодельных плавательных средствах.

  • Нельзя нырять в не$знакомых местах.

Учитель:

Есть населенные пункты, где нет мест оборудованных для купания. Следовательно, не смотря на все “нельзя”, мы всё-таки будем купаться. Какие правила мы должны соблюдать, что должны мы знать?

Рассуждения детей. На доске высвечиваются основные правила.

Учитель:

Мы должны знать:

  • $ Что представляет собой этот водоем. Если это река, то вдоль каких предприятий она протекает. Нередко в реку сбрасываются все канализационные стоки, отходы химического и других вредных производств. Какие заболевания мы можем получить, купаясь в такой реке? Можем мы в такой реке купаться? Может лучше подумать о своём здоровье?

  • Если это пруд, то мы должны знать, откуда прибывает вода, куда она вытекает. Там могут быть мощные шлюзы, или коллекторы, которые просто “засасывают”, проплывающего мимо человека, а, тем более, если он в этом месте ныряет. Это очень опасно. Мы рискуем своей жизнью. Если это озеро, то мы должны знать, нет ли в нем$ болотистых мест.

  • Мы должны знать дно водоёма. Нельзя нырять, не обследовав дно водоема. Мы должны помнить, что есть люди, которые любят собираться на отдых на берегу водоёма. К сожалению, не все они чистоплотны. После отдыха они всё лишнее выбрасывают в воду. Это и битое стекло, и консервные банки, и арматуру, которую использовали для приготовления пищи на костре. Хорошо, если эта арматура ляжет на дно. А если она воткнется и будет торчать, а в этом месте кто-то нырнёт? Поэтому еще раз напоминаю: нельз$я нырять не зная дна водоема.

  • Надо знать и учитывать течение реки. Есть реки спокойные, течение у них не быстрое, плавное. Но есть реки, у которых часто меняется течение, возникают водовороты периодически и в разных местах. Купаться в таких реках очень опасно. Особенно опасно купаться на горных реках.

$ 3. Физкультминутка.

Учитель:

Дети, вы устали. Давайте немного отдохнём. Сейчас у нас физкультминутка.

4. Продолжение изучения нового материала.

Учитель:

Мы не умеем плавать. Как быть$?

Ответы де$тей.

Учитель:

Надо обязательно научиться плавать. Начинать надо заниматься в бассейнах. Потом переходить в открытые водоемы. Начинать надо с мелководья, в местах, где нет течения, или тихое течение. По мере приобретения навыков в плавании, усложнять нагрузку. Необходимо перебороть страх перед водой. Воды не надо бояться, но при этом соблюдать правила безопасности на воде. Мы должны помнить, что ни один вид спорта так не развивает и не укрепляет наш организм, как плавание. Плавание рекомендуется при лечении многих заболеваний ,включая нарушения опорно-двигательного аппарата, заболеваний позвоночника, расстройствах нервной системы и многих других. Очень важно научиться плавать и держаться на воде на спине. Умени$е плавать и держаться на воде на спине – это наше спасение во многих ситуациях:

  • Если мы заплыли далеко от берега и чувствуем, что у нас, нет сил доплыть до берега, то мы переворачиваемся на спину, голову держим над водой, слегка работаем ногами. Мы восстанавливаем дыхание и немного отдыхаем. Отдохнув, мы можем спокойно доплыть до берега.

  • На спине мы можем доплыть до берега в том случае, если руку или н$огу схватила судорога, а помочь некому. Главное, не терять самообладание.

Учитель:

Мы решили поплавать на лодке. Плыть на лодке, кажется, надежнее. Люди издавна пользуются лодками для передвижения и рыбной ловли. Что мы должны знать и соблюдать?

Дети высказывают свои мнения.

$Учитель:

Давайте вместе из того, что высказали, выработаем правила безопасности при плавании на лодках и других плавательных средствах.

  • Кататься на лодке можно только под присмотром взрослых.

  • Прежде, чем сесть в лодку, надо проверить исправность лодки, нет ли течи, в порядке ли весла.

  • Должны быть спасательные средства и средства для вычерпывания воды.

  • $

  • Чтобы лодка не перевернулась, не надо ее раскачивать, т.е. нельзя раскачивать лодку, вовремя передвижения по водоёму.

  • Нельзя вставать в лодке, меняться местами, садиться на борт или перегибаться через него.

  • Не подплывайте близко к проходящим судам и катерам – лодку может $перевернуть волной.

  • Нельзя заплывать на лодке в места массового купания людей. Как выдумаете, почему? Дети рассуждают. Учите$ль: Правильно: Можем помешать тем, кто купается или даже поранить их.

  • Если вы собрались далеко плыть на лодке, надо надеть спасательные жилеты.

5. Закрепление изученного материала.

Задание №1.

Учитель:

Перед вами лежит таблица. Она состоит из двух столбцов. В ней написаны правила безопасности на воде, а так же то чего мы не должны делать, чтобы не подвергать угрозе свою жизнь и здоровье и окружающих нас людей. Ниже находится ещё одна таблица. Она тоже состоит из двух столбцов. В левом столбце заголовок: Правила безопасности на воде. В правом столбце заголовок– нельзя. Это то, что мы не должны делать. Переставьте в правый столбец правила безопасности, что мы должны соблюдать, а в левый– что нельзя делать.

$

Нырять в незнакомых местах, не зная дна водоёма.

$

$

Надо знать и учитывать течение реки.

$Раскачивать лодку, вовремя передвижения на ней по водоёму.

Когда пришли к месту, сначала подготовьтесь к купанию.

Идти купаться на водоём с разрешения родителей.

Вставать в лодке, садиться на борт или перегибаться через него.

Прибежать к водоёму, быстро раздеться и сразу нырнуть.

Дети должны купаться на водоёмах под присмотром взрослых.

Купаться только в местах специально оборудованных для купания.

Заплывать за буйки.

Купаться с повышенной или п$ониженной температурой.

Купаться на водоёмах можно только в теплое время и в тёплой воде.

Перед катанием на лодке надо проверить исправность лодки, вёсел, нет ли течи.

Играть в водоёмах с удерживанием противника под водой.

Купаться зимой, если река н$е замёрзла.

Уметь плавать

Купаться в прудах и озёрах вдали от болотистых мест и шлюзов

Идти купаться на водоём без разрешения родителей.

$

Плавать на камерах, и других самодельных плавательных средствах.

Кататься на лодке под присмотром взрослых.

Перед катанием на лодке надо проверить наличие в ней спасательных средств.

Купаться без присутствия взрослых.

$Купаться в водоёмах, находящихся вблизи предприятий с вредным производством, а так его в него сливаются канализационные и промышленные стоки.

Если вы решили далеко отплыть от берега, то должны правильно рассчитать свои силы. При первых признаках усталости или ухудшения самочувствия выходите из воды

Не допускать переохлаждения организма при длительном нахождении в воде.

$Заплывать на лодке в места массового купания людей.

Заполните таблицу

Правила безопасности на воде$

$

Нельзя

$

$

Задание №2.

Какие правила безопасности на воде нарушили герои стихотворения. Ученикам раздаются карточки. (Дети работают в парах).

$ У большой и глубокой реки
Жили-были одни чудаки.
Был у них непослушный характер:
Выплывали они на фарватер,
В незнакомых ныряли местах,
На непрочных катались плотах,
И дырявую лодку качали,
И не знали тревог и печали.
А однажды, во вторник как р$аз,
Разноцветный надули матрас
И поплыли на нем за буйки…
Больше нет чудаков у реки!

Правильные ответы:

Выплывали они на фарватер, в незнакомых ныряли местах; на непрочных катались плотах; дырявую лодку качали; разноцветный надули матрас и поплыли на нем за буйки.

Проверка задания.

$ Задание №3.

Логическая задача.

Задание написано на доске. Дети работают на карточках индивидуально.

Расставьте в правильной последовательности, как вы будете готовить себя к купанию, когда пришли на водоем

Правильные ответы

1. Нырнули и поплыли

3. Разделись, остыли

$

2. Несколько раз окунулись в воде

$

4. Опустили ноги в воду.

3. Разделись, остыли

2. Несколько $раз окунулись в воде

4. Опустили ноги в воду.

1. Нырнули и поплыли

Задание №4.

Учитель:

Дети, вам предлагается расшифровать выражение. Из каждого сло$ва взять только тот слог, который указан в коде, а затем полученные слоги сложить.

Учитель:

Прочитайте полученное выражение.

$Правильный ответ: Твоя безопасность в твоих руках.

Задание №5.

Рассказ водолаза.

Учитель:

Вот рассказ Глеба Ивановича, старого, опытного водолаза.

Глеб Иванович, водолаз,
В день нырял по двадцать раз...
Спас он двести сорок взрослых
И детей три тыщи спас.
У него медаль и орден,
Но махнул он на медаль:
"Если кто-нибудь утонет –
Это будет очень жаль.
Целый день сижу на вышке –
Хулиганят ребятишки:
То воюют на плотах,
То нырнут не в тех местах,
Заплывают за буйки
И идут на дно реки...
Я искал бы лучше клад!
Рыбу я ловить бы рад!
Но в реке за место рыбы
Должен я ловить ребят...
В общем, я скажу всем так,
Что купанье –$ не пустяк!"
Так закончил свой рассказ
Глеб Иванович, водолаз.

Учитель:

Глеб Иванович рассказывает о том что ребятишки нарушают правила безопасности на воде. Какие нарушения вы заметили? Дети отвечают-“воюют на плотах”, “ныряют не в тех местах”,“заплывают за буйки”. Учитель: $Любое нарушение имеет свои последствия. О каких последствиях напоминает Глеб Иванович? Дети отвечают: “идут на$ дно реки...”, тонут. Учитель: Это ещё одно напоминание нам о необходимости соблюдения тех правил безопасности на воде, о которых мы сегодня говорили на уроке. А какой вывод сделал Глеб Иванович в своём рассказе.

Дети отвечают:

Что купанье – не пустяк!”

$ 6. Подведение итога урока:

Учитель:

Чему научились на уроке? (Ответы детей).

Учитель:

Мы с вами говорили о том, как надо себя вести, когда мы купаемся, чтобы не случилось несчастье. Но если все-таки что-то произошло и на ваших глазах кто-то тонет. Что делать? Об этом мы с вами поговорим на следующ$ем уроке.

Домашнее задание:

Составьте схему – перечень, что нужно делать для обеспечения безопасных условий во время купания.

Викторина по теме "Лес - наше бога$тство"

Вопросы к лесной викторине «Лесная флора»

1.Почему лес – «зелёное золото»?

2.Что такое тайга?

3.Что такое красный лес?

4.Какой лес чернолесье?

5.Почему лиственниц$у так называют?

6.Чем славится сибирский кедр?

7.Ценность лиственницы

8.Почему у ели острая вершина?

9.Что такое ж$ивица?

10.Что такое «ведьмины мётлы»?

11.Какие древесные породы растут в Кузбассе? Какие древесные породы образуют леса в местности, в которой ты живёшь?

12.Какое дерево называют «ореховой сосной»?

13.Почему «плачет» берёза? Можно ли много сока выпить из берёзы?

14.В каком лесу темней? Почему?

15.Отчего хвойн$ый лес «шумит»?

16.Почему сосна укрепляет пески, а ель нет?

17.Есть ли у дерева лишние ветки?

18.Из какого дерева в старину делали обувь?

19.Причина лесных пожаров?

20.Почему лес погибает, если вырубить старые дуплистые деревья?

21.Берёза добрая… ели. Почему?

22.Роль ивы для берега реки.

23.Почем$у их так называют? «Калужница», «Незабудка», «Копытень».

24.Какое растение ценят металлурги?

25.Почему кислицу (заячью капусту) называют северной мимозой7

$26.Сколько лет живёт сосна обыкновенная?

Зелёная аптека

1.Почему лес называют «зелёной аптекой?

2.Какие болезни лечит берёзка?

3.Какую траву любят кошки?

4.Какие болезни лечат этой травой?

5.Где применяется дикая рябина?

6.Какая ягода заменит лимон?

7.Какие ягоды богаты витамином С?

8.Назови ядовитые растения леса?

9.Хищное растение, которое используется в медицине.

$10.Можно ли чер… назвать лекарством?

Грибы

1.Роль грибов в жизни леса.

2.Назови съедобные и ядовитые грибы.

3.Что нужно для роста грибов?

$4.Когда грибы лучше собирать?

5.Сколько живёт гриб?

6.Грибница какого гриба разрушает дерево?

7.Назови трубчатые грибы

8.Назови пластинчатые грибы.

9.Какие животные питаются грибами?

Ответы

Лесная флора

1.Лес – одно из главных богатств России. Это – топливо,строительные материалы, сырьё$. Лес – это лёгкие планеты. Сохраняет влагу,смягчает климат, источник здоровья и т.д.

2.Лес, образованный одним или несколькими видами деревьев. В основном из группы еловых. С небольшой примесью лиственных пород. Деревья растут беспорядочно. В глубине тайги – мрак.

3.Это лес – хвойной породы. Имеют ценную древесину (сосна, ель, пихта,кедр. лиственница) не теряют иголок, а меняют постепенно, за исключением лиственницы.

$4.В чёрном лесу деревья теряют листву осенью, это – дуб, клён, липа,берёза. Вяз, осина, ольха, рябина, черёмуха. Из кустарников: калина, шиповник,орешник и др.

5.Имеет мягкую опадающую на зиму хвою.

6.Всё. Что есть у кедра – идёт на пользу человеку – орехи, масло, жмых, древесина.

7.Древесина очень устойчива против гнили, очень твёрдая. Живица .применяется в лакокрасочности.

$8.Ель морозостойкая, теневыносливая, она растёт непрерывно в высоту, закрученная вершина – первый признак прекращения роста.

9.Из сосны обыкновен$ной «сибирской» добывают живицу, которая идёт для приготовления бальзама, скипидара, канифоли.

10.«метла2 образуется на берёзе, ели, в этом месте появляются грибы …., под его влиянием просыпаются спящие почки, из которых развивается целый пучок веток, напоминающих метлу.

11.Сосна – сосновый бор, ель – ельник. Берёза – берёзовая роща, осина –осинник, пихта – пихтач, кедр – кедровый бор, по берегам рек – ива.

12.Кедр – кедровая сосна.

13.Берёза плачет Во время сокодвижения – весной. Много сока выпускать у берёзы нельзя, она засохнет.

$14.Темнее в еловом лесу, т.к. кроны елей смыкаются. Светло и чисто в сосновом. Ветки сосны находятся высоко. Светло и в лиственном лесу.

15.Звук в хвойном лесу вызывают вихри, образующиеся струями воздуха. Эти слабые звуки, сливаясь - образуют шум леса.

16.У сосны корни вертикальные, у ели горизонтальные, ель любит влажную, плодородную почву, и на песках - расти не может.

17.Есть, нижние ветки, они тратят на дыхание больше веществ, чем производят, их можно в лесу обрезать. А в городе нельзя, они собиратели сажи.

$18.Из липы плели лапти.

19.Пожары возникают из-за халатности людей (окурки, спички, костры). Охрана леса от пожара – государственное дело.

20.В дуплах старых деревьев живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных насекомых леса. Не стало гнёзд. Не станет птиц. Молодой лес погибает от насекомых.

21.Берёза нужна ели. Ель на голом месте мёрзнет.

$22.Корни ивы густой сетью покрывают прибрежную полосу воды, как бетон предохраняет реку от излишнего испарения.

23.Калужница – по древнерусски – болото. Она растёт на болотистых местах. На старых местах растут голубые незабудки, с желтой серединкой и пятью небесно-голубыми лепестками и как будто говорят: «Не забудь меня».

24.Плаун. Споровое растение. Собирают споры и их используют для обсыпки форм, чтобы расплавленный металл не …….

25.Кислица растёт в тени, под ель$ю. Зайцы любят кислицу. В листьях содержатся органические кислоты. Если на неё падает солнечный луч. Она свёртывает листочки – «засыпает», если ударить по листочкам, то медленно свёртываются и опускаются. Как у мимозы стыдливой.

26.350-500 $лет живёт сосна обыкновенная.

Зелёная аптека

1.Много лекарственных трав, кустарников, деревьев. Можно найти лекарство от любой болезни.

2.Почки берёзы используют как мочегонное средство.

3.Валериану. Лечат первые расстройства и бессонницу.

$

4.Лекарственными свойствами обладают цветы. Делают смягчительные при -мочки ,лечат ангину, кашель.

5.Пижма, или дикая рябина, листья и цветы похожи на рябиновые. Используют при желтухе, глистах, желудочно-кишечных заболеваниях.

6.Клюква. В ней содержится лимонная кислота, которая возбуждает деятельность пищеварительных желез.

7.Чёрная смородина ½ стакана содержит 135 мл гр. витамина С.

8.Белена, волчье лыко, плоды ландыша, вороний глаз, купена, болиголов. Эти растения содержат$ ядовитые вещества, могут вызвать смерть.

9.Росянка, растёт на болоте. Ею выводят бородавки.

10.Да. Её экстракт обостряет зрение в сумерках и ночью. В плодах содержится марганец.

Грибы

1.Участвуют в почвообразовательном процессе.

2.Съедобные грибы : белый, подосиновик, подберёзовик, маслёнок, оп$ёнок, рыжик, сыроежка, груздь, валуй, сморчок, лисичка.

3.Богатая перегноем почва, влага, тепло, тень.

4.На рассвете гриб самый крепкий, душистый, ядрёный. Отправляться с рассветом.

5.Век гриба – одна декада.

6.Грибница опёнка.

$

7.Белый гриб, подберёзовик, подосиновик. Маслёнок, зелёный моховик. У всех у них обратная сторона плёнки из отдельных тонких нитей, образующих губчатую массу плёнки.

8.Опёнок, рыжик, груздь, сыроежка, лисичка, волнушка, валуй, маслёнок. На оборотной стороне тонкие пластинки расходятся лучами от ножки.

9.Белки, ежи, бурундуки, лоси и другие.

Знаете ли вы ягодные места? Когда их собирают?

$1.Земляника – растёт там, где светло. По опушкам, пригоркам, вырубкам (собирают июнь-июль)

2.Черника – ягода сырого елового бора. (июль-август)

3.Брусника – в еловом, сосновом бору, только где суше. (август-сентябрь)

4.Черная смородина – по берегам рек, ручейков, в сырых местах(июль-август)

5.Малина – любит хорошую землю, заселяет гари, овраги, вырубки (август)

6.Костянка – полутёмный, смешанный и лиственный лес (июль-август)

7.Черёмуха – по берегам рек. Лесным опушкам (август-сентябрь)

$8.Рябина – в лесах повсеместно (сентябрь-до глубокой зимы)

9.Калина – влажные места в лесах, оврагах, по берегам рек, ручьёв (в конце августа – до ноября)

10.Клюква – любит болото (ноябрь-март, когда болото замерзает).

$

Викторина по сказкам А.С. Пушкина для 3-х классов.

Цель:

- познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
- пробудить интерес к творчеству поэта;
- воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;

Участники:$ ведущий, чтецы, команды от классов.

Оборудование: мультимедиа (показ слайдов), картины из сказок А.С.Пушкина, рисунки учащихся из сказок А.С.Пушкина, названия сказок под номерами, карточки с цифрами, скакалка, обруч, кроссворды.

Ход мероприятия

Вступительное слово ведущего:

Наша викторина посвящена творчеству великого русского поэта $А.С.Пушкину - солнцу русской поэзии. Для каждого русского человека сказки поэта несут доброту, любовь ко всему окружающему миру (слайд1).

Чтец 1.

Александр С$ергеевич Пушкин! Это имя приходит к нам в раннем детстве с колыбели. Трудно найти человека, который бы не любил замечательные произведения русского поэта. Ведь еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии» (слайд 2).

Чтец 2.

Пушкин! Это солнечное имя сопровождает нас всю жизнь. Еще не умея читать, мы уже повторяем наизусть стихи Александра Сергеевича со слов своей матери (слайд 3).

Чтец 3.

Пушкин сделал много, бесконечно много для духовной жизни людей. Ког$да мы читаем Пушкина, то чувствуем, как бесконечно прекрасен и разнообразен этот мир, как все в нем полно жизни, чувства и глубокой правды.

Ведущий:

$Давайте вспомним некоторые эпизоды биографии А.С.Пушкина, ответив на некоторые вопросы:

  1. Где родился А.С.Пушкин? (в Москве) (слайд 4,5,6)

  2. Какое любимое время года поэта? ( осень) (слайд 7)

  3. Назовите учебное заведение, в котором учился поэт (Царскосельский лицей) (слайд 8 )

  4. Как звали няню Пушкина? (Арина Родионовна Яковлева) (слайд 9,10)

Чтец 1.

Пушкин родился светлым июнем в Москве, когда Москва пахнет цветущими тополями, на Кропоткинской улице - дом 12. Бабушка учит маленького Сашу ч$итать и писать, няня рассказывает ему первые сказки, и маленький Саша заслушивался и засыпал, окруженный волшебниками.

Чтец 2.

1810 год. Семья Пушкиных живет в Захарове под Москвой. А Сашу, уже подросшего, готовят к поездке в Петербург, на учение. И на следующий год он поступает в Царскосельский лицей - учебное заведение, в котором готовили мальчиков к государственной службе. Здесь Пушкин приобретает верных на всю жизнь друзей- Пущина, Кюхельбекера, Дельвига (слайд 11,12,13 ).

Чтец 3.

1813 год. Саша Пушкин учится в Царском селе. Здесь он знакомится с литературой и сам занимается ею. Очень скоро и товарищам и профессорам стало ясно, что среди н$их растет великий талант. И они не ошиблись (слайд14).
Вот например, как Пушкин рисует чудесные картины русской природы (слайд15,16).

Чтец 4. «Зимнее утро»- чтение стихотворения сопровождается показом слайдов.

Чтец 5.$ «Унылая пора…» (17,18,19).

Чтец 6. «Гонимы вешними лучами…» ( из романа «Евгений Онегин») (слайд 20).

Чтец 4. Мы прочитали стихотворения А.С.Пушкина. я думаю, что их объединяет одно настроение- радостное и приподнятое.

Чтец 5.

Это состояние поэта, высокий душевный настрой прекрасно передает портрет А.С.Пушкина, выполненный художником, современником поэта, Василием Андрее$вичем Тропининым (слайд 21)$.

Чтец 6.

На портрете Пушкин сидит у небольшого стола. Положил руку на край и задумчиво смотрит. Не в таком ли состоянии он написал:

И пробуждается поэзия во мне…
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута - и стихи свободно потекли (слайд 22).

Чтец 4.

Находясь вдали от своей любимой няни Арины Родионовны, Пушкин сильно скучал, сочиняя ей свои стихотворения. Вспомним самое известное и любимое всеми нами произведение: «Подруга дней моих суровых …» - чтение стихотворе$ния.

Чтец 1. «Подруга дней моих суровых …» - чтение стихотворения (слайд 22,23).

Именно Арина Родионовна пробудила в будущем поэте любовь к устному народному творчеству, желание дарить людям сказки. Здесь вы, наверное, большие знатоки, и все примете активное$ участие в нашей викторине.

Ход викторины:

1. «Вспомни название сказки»- по опорным словам участники викторины называют название сказки, которые открываются в ходе ответов под$ номерами..

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров (слайд 24,25) («Сказка о царе Салтане»)
2) Откуп, дурачина, изба, корыто (слайд 26,27) («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка (слайд 2 8,29) («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет (слайд 30,31) («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер (слайд 32,33 («Сказка о мертвой царевне»)

2. Телеграммы от персонажей сказок: «Кто бы хотел очутиться сейчас среди нас из персонажей этих сказок?»

1) «Да вот хочу веревкой море морщить, да вас проклятое племя корчить…»
(Балда) (слайд 34,35)
2) «И клюка, и бородавка, а зовут ее…»
(Чернавка) (слайд 36,37)
3) «Месяц под корой блестит, а во лбу звезда горит…» (Царевна- лебедь) (слайд 38,39)
$4) «Кто в глаза ему смеется,
Кто скорее отвернется,
К красну солнцу, наконец
Обратился молодец…» («Королевич Елисей) (слайд 40,41)
5) «Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался,
К старухе воротился…» (Старик) (слайд 42,43)
6) «Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает, а скорлупку собирае$т,
Кучки равные кладет
И с при свисточкой поет
При честном при всем народе…» (Белка) (слайд 44,45)

3. Конкурс «Лучший знаток сказок А.С.Пушкина»- участвуют команды. Условия конкурса: при прослушивании строк из произведений - показ правильного ответа подходящим номером сказки.

А) «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…» (слайд 46,47)
Б) « Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?» (слайд 48,49)
В) «Буду служить тебе славно,
Усердно и очень испра$вно» (слайд 50,51)
Г) «Посади ты эту птицу,-
Молвил он царю, - на спицу;
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны…» (слайд 52,53)
Д) Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою…» (слайд 54,55)

4. Конкурс эрудитов

Условие конкурса: вспомнить и точно назвать слова:

А)

  1. С которыми царица обращалась к волшебному зеркалу (слайд 56,57)

  2. Что кричал петушок, сидя на спице? ( слайд 58,59)

  3. С какой просьбой обращалась золотая рыбка к старику? (слайд$ 60,61)

  4. Какими словами описал А.С.Пушкин царевну - лебедь? (слайд 62,63)

  5. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал ему Балда при этом? (слайд 64,$65)

  6. С какими словами обращался царь Салтан к своим гостям, сажая их за стол? (слайд 66)

  7. Как заканчивается сказка о золотом петушке? (слайд 67,68)

  8. Какими словами заканчивается сказка «Сказка о мертвой царевне»? (слайд 69)

Б) Продолжи строчки:

1. ( слайд 70)

а)

$«Три девицы под окном пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир (приготовила б я пир…)

б)

«Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица,-
То на весь бы мир одна (наткала б я полотна)

в)

«Кабы я бы$ла царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки царя (родила богатыря)

г) (слайд 71) Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке ровно
(Тридцать лет и три года)

5. Игра «Балда у моря» (слайд 72, 73)

Условия игры: выбирается Балда, черти, чертится круг -«море». Балда скакалкой - неводом «морщит море», а черти подпрыгивают в кругу, чтобы Балда их не поймал своим неводом.

6. Игра – соревнование «Поймай зайца»

Участвуют команды. Задача: Балде нужно наловить как можно бо$льше «зайцев» себе в «мешок»- (обруч). Балда, огибая круг за каждый заход берет по одному зайцу. Побеждает команда, которая быстрее справится с зад$анием.

7. «Разгадай кроссворд»- каждой команде индивидуально раздаются кроссворды, которые нужно заполнить.

  1. Имя царя, который подслушал трех девиц. (слайд 74)

  2. Имя наемного рабочего. (слайд 75)

  3. Женщина, которая хотела владеть морем. (слайд 76)

  4. $Вещая птица. (слайд 77)

  5. Необыкновенный обитатель моря. (слайд 78)

  6. Имя жадного царя. (слайд 79)

Подведение итогов

Ведущий:

Сказки Пушкина- драгоценный вклад в историю русской литературы. Поэт довел русскую сказку до совершенства. Написав 5 сказок, Пушкин создал специальную детскую литерату$ру. Ее продолжили Л.Толстой, П.Ершов, А.Толстой, К.Чуковский, Н.Носов и другие писатели и поэты. Мы бесконечно благодарны нашему великому русскому поэту А.С.Пушкину. Наши современники посвящают ему свои стихотворения. Послушаем стихотворение Середюк Екатерины «О Пушкине» (слайд 80-86)

$

Внеклассное мероприятие "День толерантности».

Цель данного мероприятия:

  1. знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»,

  2. воспитание уважения и доброго отношения к другим людям,

  3. развитие коммуникативных навыков.

$План занятия

Введение, актуализация имеющихся знаний:

Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности».

  • Что же это за слово такое – толерантность?

  • Какими чертами должен обладать толерантный человек?

- он должен быть внимательным и добрым, уметь о$бщаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых.

- надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.

  • Как по другому мы можем назвать сегодняшний праздник? (День взаимопонимания, взаимо$принятия, взаимодоверия.)

  • А как Вы думаете, почему именно сегодня у нас проходит такой праздник? (Потому что, сегодня – 16 ноября – Международный День Толерантности.)

  • А как вы думаете вы сами люди толерантные? (Да, нет.)

- А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные.

И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете.

I. Упражнение. «Комплименты»

Каждому из нас прия$тно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно.

Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

$

Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.

После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.

  • Вам понравилось это упражнение?

  • Почему?

  • Что нового вы узнали друг о друге?

  • Были комплименты одинаковыми или разными?

  • Почему разные?

$Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.

II. Беседа в кругу.

$

Дети садятся в круг, вместе с учителем.

- Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто,$ потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей.

III. Упражнение. «Волшебный микрофон»

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

  • Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)

  • О чем вы мечтаете?

    $

  • Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?

  • Что нового вы узнали?

  • Что вас удивило, что понравилось?

Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях.

IV. Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

  • Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

  • Чем они отличаются? (одеждой, цветом$ волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не г$оворя уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

V. Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для$ обсуждения:

  • Как вы узнали, где ваша группа?

  • Легко ли было найти «своих»?

Обращаясь к вороне:

  • Почему никто не обращал на тебя внимания?

  • Как ты себя чувствовал?

  • Ребята почему вы не обращали на него внимания?

  • Хотели ли вы быть на мест$е вороны?

  • Тяжело ли быть не похожим на всех?

  • Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я был совсем ма$ленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам $относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VII. Творческая работа. «Толерантный мир»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе$ весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков.

VIII. Итог занятия:

  • Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?

  • Зачем $нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

  • Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

  • Как вы считаете, наш праздник удался?

$К сожалению, еще не всегда, люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

$


Post Comment