Конспект урока для 10 класса "Свобода и ответственность"

Урок по модулю «Основы светской этики»

Урок 10.Тема: "Свобода и ответственность"

Гараева Лилия Шамиловна

учитель первой категории$

МБОУ « Гимназия №3 ЗМР РТ»

Цели урока:

  1. Познак$омить учащихся с понятием “ответственность”; обучать коммуникативным методам общения посредством интерактивных форм взаимодействия учащихся.

  2. Развивать речь, мышление учащихся, умение работы в группе, умение высказывать свою точку зрения и аргументированно ее отстаивать.

Задачи урока, ориентированные на достижение результатов:

личностных :

-понимание причин успеха в учебе,

-интерес к познанию окружающего мира

$-формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

-формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей

-формирование этических чувств(стыда, вины, совести, ответственности) на основе анализа поступков

-формирование представления о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России

метапредметных

-вносить необходимые коррективы в исполнении действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

$-делать теоретические выводы

-развивать кругозор, обогащать словарный запас

предметных

-анализировать изучаемые объекты, раскрыть сущность понятий

-строить небольшие сообщения в устной и письменной форме

-воспринимать смысл познавательных текстов

-проводить сравнения ,обобщат$ь изучаемый материал

-устанавливать причинно-следственные связи

Оборудование: мультимедийный проектор; листы бумаги, фломастеры, карточки с изображением символов

Ход урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

(Приложение) Слайд 1 (Восточная притча “Утренний выбор”.)

Учитель всю свою жизнь был счастливым, улыбка никогда не сходила с его лица. Вся его жизнь была $пропитана ароматом праздника! Его ученики сидели вокруг , и один спросил:

$-Почему Вы улыбаетесь? Что хорошего произошло?

Учитель ответил:

-Просто это мой выбор. Каждое утро ,когда я открываю глаза, я спрашиваю себя, что выбрать сегодня: блаженство или страдание, радость или недовольство? И так случается, что я выбираю блаженство.

Задания учителя.

Прочитайте текст притчи, приготовьтесь прочитать ее вслух выразительно. (Ученики читают со слайда.)

Как вы понимаете смысл слов, сказанных Учителем?

Что в вашем понимании означает слово “блаженство”?

$Какой вывод для себя можно сделать, ознакомившись с содержанием данной притчи?

(Вывод У каждого человека всегда есть право выбора. Это его моральный выбор.)

Мотивационный настрой.

Игра “Паровозик”.

($На столе разложены карточки с изображением разных символов: в каждой группе символов по 3 одинаковых знака.)

Вы объединились в группы по 3 человека. Каждая “тройка” участников – это паровозик. паровозика,. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник из “тройки” не побывает в роли “головы” паровозика.

Вопросы учителя:

В какой роли вам было интересно? Почему?

$В какой роли было труднее всего? Почему?

(Вывод : в роли “головы” паровозика, т.к. приходилось принимать решение: куда именно двигаться. А значит, брать на себя ответственность)

Сообщение темы урока.

Слайд 2 – Что вам уже известно по теме нашего урока? ($Дети кратко отвечают, что понятие “свобода” они уже рассматривали на предыдущих уроках, а в слове “ответственность” можно выделить слово “ответ”, значит быть в ответе за что-то и перед кем-то.)

Слайд 3

Прочитайте со слайда, что вам предстоит узнать на уроке.

Работа по теме урока.

Вы правильно смогли определить, что подразумевает слово “ответственность”. Слайд 4

Слайд 5– Для размышления вам предлагаются 2 ситуации. Прочитайте первую и подумайте, кто должен нести ответственность?

(Проводится игра “Мнение$”Работа в группах.
– Те, кто считают, что ответственность несет тот
, кого толкнули, –1 группа,

кто толкнул –2 группа

$(может образоваться группа 3)

Приготовьтесь и по моему хлопку ребята самостоятельно выбирают место в группах, кто какую позицию выбрал (Идет обсуждение, каждая группа ребят отстаивают свою точку зрения.) (Аналогично проходит обсуждение 2-ой ситуации.)

Вывод: $Ответственность несет тот, у кого был свободный выбор.

Проверим свои предположения. (Рассматривают картинки на слайдах и подписи-выводы к ним.)

Слайд 6, 7, 8, 9. (“Условия, при которых возможно ответственное поведение личности”.)

$Слайд 10.Рассмотрите рисунок на слайде “Пожар в лесу”. Порассуждайте, кто несет ответственность, за что несет ответственность и перед кем (чем) он ответственен.

(Аналогичным образом проводится работа с иллюстрациями в учебнике “Основы светской этики” с. 24.)Слайд 11 (Задание к работе с иллюстрациями в уче$бнике.)

(В ходе обсуждения учитель подводит детей к выводу, который зачитывается со Слайда 12 )

Закрепление полученных знаний.

($Учитель по своему усмотрению работает со Слайдами 13, 14. 15,16. Главное, чтобы дети любую ситуацию смогли проанализировать с позиции “Отношения ответственности” Слайд 13.)

Работа в группах.

(Учитель делит учащихся на 3 группы по своему усмотрению. Каждая группа получает лист бумаги, который поделен на 3 колонки: Я. ДРУГИЕ. ШКОЛА.)

$ Вам предстоит определить три вида ответственности: перед собой, перед другими, перед школой. Каждый в группе по очереди называет какое-нибудь дело, ситуацию, все вместе обсуждаете, к какому из 3-х видов ответственности оно относится и записываете в нужную колонку. На работу отводится 5–7 минут.

Образец выполнения работы:

Я

$

Другие

$

Школа

Чистить зубы

Ухаживать за животными и растениями

Выполнять домашнее задание

Вовремя ложиться спать

Заботиться о младших сестрах и братьях

Содержать в порядке книги и тетради

Умываться
и др.

Благодарить
и др.

Соблюдать правила внутреннего распорядка
и др.

Игра “Мое мнение»

Запо$лненные листы передают другой группе (по часовой стрелке) . Группа, получив лист, обсуждает работу другой группы и фломастером (у каждой группы свой цвет) возле каждого утверждения ставит следующий из знаков:

+  – согласны,
–  – не согласны.
? появился вопрос, требуется разъяснение
.

(Инструкцию к выполнению задания вынести на доску.)

(Как только группа получит свой лист, просматрив$ает знаки, проставленные другими группами. В случае знака “?” на какое-либо утверждение – вносит разъяснение, знак “-” – выслушивает разъяснения от той группы, которая отметила несогласие с утверждением.)

Домашнее задание (дифференцированное):

В учебнике с. 25 (вопросы и задания),

1-я группа уч-ся: Обсудить вместе с родителями “Как научиться быть ответственным” (можно составить Памятку, например, 
1. Не забывать своих обещаний;
2. Выполнять порученные дела в срок;
3. Стараться выполнять на “совесть” и т.д.)

2-я группа: (на карточке записаны слова из сказки Антуана де Экзюпери “Маленький принц”).

Лис говорит прекрасные слова: “Твоя роза $так дорога тебе потому, что ты отдавал ей все свои дни. Люди забыли эту истину, но ты не забывай: Ты всегда в ответе за тех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу”.

Поразмышлять над словами Лиса. Выслушать мнение своих родителей.

3-я группа: Как может быть пословица “Слово не воробей, вылетит – не поймаешь” может быть связана с темой сегодняшнего урока?$

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Слайд 19 (“Мудрые мысли”.)

Свобода- это в первую очередь не привилегия, а обязанности.

А.Камю

Свобода- это ответственность. Вот почему ее так боятся.

Б.Шоу

$ Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.

Ж.-П.Сартр

Человек по-настоящему становится человеком только в момент принятия решения.

П.Тилли

Прочитайте мудрые мысли. Объясните их смысл с позиции нашего с вами разговора об ответственности .

Оцените свою работу на уроке символами на полях тетради : “+” – все было понятно, “?” – есть еще над чем подумать”

$ (Слайд 18 Можно использовать при повторении изученного материала на следующем уроке на этапе проверки домашнего задания в качестве вывода.)

$Слайд 18 (Статья из детской энциклопедии “Все обо всем” об ответственности.)

Прочитайте статью про себя и подготовьтесь ответить на вопросы:

Что такое ответственность?

Что предполагает ответственность и с чем она связана?

Литература:

  1. А.Я.Данилюк “Основы светск$ой этики” 4–5 класс (Статья учебника “Свобода и ответственность” с. 24–25).

  2. А.Лопатина, М.Скребцова “Начала мудрости” (50 уроков о добрых качествах) изд-во М., “Амрита-Русь” 2007 г.

  3. А$.Лопатина, М.Скребцова “600 творческих игр для больших и маленьких” изд-во М., “Амрита-Русь” 2005 г.

  4. Н.В.Киладзе, Е.И.Катаева “Воспитание детского коллектива. 4 класс”, Волгоград, изд-во “Учитель”, 2008 г.

  5. Электронное приложение к учебнику “Основы светской этики”, изд-во “Просвещение” 2010 г.

Post Comment