Классный час во 2 классе «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ. КАК ИМ ПОМОЧЬ?»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

$«Алексеевская основная общеобразовательная школа»

Белгородской области

Классный час во 2 классе

«Зимующие птицы.

$ Как им помочь?»

Подготовила:

учитель начальных классов

Демиденко Елена Николаевна

$

Алексеевка

2011

Цели: уточнить знания учащихся о многообразии зимующих птиц и их значении для природы; уточнение знаний учащихся о значении природных условий для жизни птиц; развивать умение находить взаимосвязи в природе; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию; уточнить знания учащихся о видах кормушек и о кормах, используемых для подкормки зимующих птиц; развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся; воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: иллюстрации зимующих птиц, таблицы «Птичья кормушка», «Наблюдение за зимующими птицами», иллюстрации различных видов кормушек, виды кормов, запись «Голоса $птиц», плакат с записанным стихотворением.

$ Ход занятия

I. Организационный момент. Значение птиц зимой.

Заколдован невидимкой,

дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой

повязалася сосна.

С. Есенин

Сегодня мы отправляемся в путешествие по$ зимнему лесу, поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму.

Как называют таких птиц? (Зимующие птицы.)

Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы. Являются санитарами леса, способствуют размножению растений.)

II. Репортаж с лесной опушки.$

Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались ее обитатели. («Птицы» сидят кружком.)

Звучит запись «Голоса птиц».

Первая птица, у которой я взяла интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень$ красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.

Дятел встает и проходит перед ребятами, давая возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма.

Дятел. Хоть я не молоток – по дереву стучу;

В нем каждый уголок обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.

Кто же это, ребята? Вы догадались? (Это дятел.)

Дятел. Правильно, ребята.

$Учитель. Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме. Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: «Дятел – лучший друг леса», вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки, например: «Не дровосек, не плотник, а лучший в лесу работник».

Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10–12 см. Язык у меня липкий и $имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также и семенами хвойных деревьев.

Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два – назад.$ Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.

Учитель. Как внимательный, врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; и его дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие очень полезные птицы.

Дятел. А что вы знаете, ребята, о моих «кузницах»? (Они расположены на пнях. Вы закладываете шишку в щель и разбиваете ее.)

Дятел. А как можно найти эти кузницы в лесу? (Вокруг пня, где расположена ваша кузница, очень много пустых шишек.)

$Звучит запись «Голоса птиц».

Учитель. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «Синь-синь-синь»? Прислушайтесь…

$ Синичка. Скинь кафтан, скинь кафтан.

Пусть я птичка-невеличка. У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода, прямо с севера сюда!

Ребята, вы узнали эту птицу? (Это синица.)

$ Синичка. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником – дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.

Уч$итель. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.

Синичка. Ребята, а как зовут эту птицу?

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весе$ло снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегирь.)

Снегирь. Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий «жи-ши», вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю» («фьи-фьи»).

Учитель. А что это за стайка маленьких, сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: «чуть-жив, чуть-жив»?

$Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи ненужные птицы? Нет, мы главные защитники – сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.

Учитель. Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?

Синица. Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помога$йте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес.

Учитель. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она наз$ывается «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны, присесть.

III. Кормушки и их виды.

Как вы считает, ребята, что для зимующих птиц страшнее – холод или голод? Почему?

Действительно$, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.

Ученик. Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму.

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

$Кто летает, как мячик, мячик серенький мой?

Наше дело ребячье – уберечь их зимой.

Пуховые подушки на осинах белы.

Сыпьте зерна в кормушки, сыпьте корм на столы.

И они нам за это, зорко сад сторожа,

От вредителей летом сберегут урожай.

Вейтесь, русые стружки, поджидая зиму!

Мы готовим кормушки – угадайте, кому?

Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим. Какая из кормушек наиболее удачная, удобная для птиц?

$ Учитель вместе с учащимися рассматривает и обсуждает различные виды кормушек.

А где надо развешивать кормушки? (Кормушки надо развешивать в местах, спокойных для птиц и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку хорошо установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.)

Ученик. $Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.

И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.

Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –

стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.

$Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

Давайте познакомимся с правилами наблюдения за зимующими птицами.

1. Определите всех птиц на кормушке и подсчитайте количество птиц каждого вида (по рисунку на доске).

2. Выясните, какие птицы какой поедают корм.

$ 3. Выясните, каковы взаимоотношения птиц на кормушке.

IV. Корм для зимующих птиц.

$ Для различных видов птиц нужны различные корма. Клесты питаются только сосновыми или еловыми семенами. Дятел любит полакомиться семенами шишек и личинками насекомых в коре деревьев и веток.

Для птиц, которые прилетают к вам на кормушку, вы должны заранее заготовить корм. Делают это летом и осенью.

Семена подсолнечника едят почти все птицы и, в первую очередь, синицы и поползни. Семена дыни и тыквы охотно едят все птицы, кроме синиц и поползней. Овес едят овсянки, воробьи, если нет ничего лучше, синицы. Пшено и просо –$ любимая еда овсянок и воробьев. Семена репейника – основной корм щеглов. Семена крапивы охотно едят все зерновые птицы. Семена крапивы, репейника, конского щавеля, лебеды собирают в августе–сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают всё растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно давать птицам. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.

Вы запом$нили, какой корм едят зимующие птицы? Давайте проверим.

И г р а «Определи корм»

С завязанными глазами ученик должен определить корм и вспомнить, кто им питается. В игре участвуют 4–6 человек.

Молодцы ребята! Вы научились определять корм и знаете, кто из зимующих птиц какой корм любит.

V. Викторина «Узнай птицу».$

Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы видим необыкновенные «цветы». Это... птицы зимнего леса. Вы наверняка многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию.

По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа верно, ее иллюстрация помещается на доске.

$№ п/п

Описание

Ответ

Изображение
птицы

1

$2

3

4

1

Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись

$Воробей

2

Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая,$ а брюшко – желтое

Синица

3

У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета

$

Снегирь

4

У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв

$прочный и острый

Дятел

5

Это небольшая птичка крас$ного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом

Клест

6

$

Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый

Сорока

$

7

У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое

Ворона

8

Эта птица славится своими зимними кладовками. Величиной она поменьше галки, слегка похожа на скворца: такой же темной окраски, с многочисленными светлыми пестринками по всему туловищу. В конце августа слетаются эти птички в кедровые леса. На$берет она полон рот орехов, а потом, подобно сойке, засунет куда-нибудь: в земляную щелку или мох. Забытые птицами такие кладовки со временем прорастают. Поэтому птичку называют сеятель леса

$Кедровка

Воробьи спокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой ноге стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно охорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.

Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он – украшение нашего леса. Дятел – труженик. Расклюет дятел в своей «кузнице» шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.

Снегири – нарядные птицы. Самцы кра$сногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками
(7–10 птичек). Чем сильнее мороз, тем спок$ойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает на кусты или деревья, где и ночует.

Клестов называют «северными попугайчиками». Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими ноготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней на землю, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которы$е зимой выводят птенцов, даже при 28 градусах мороза.

Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяется на зиму ближе к жилью людей.

VI. Занимательная страничка.

На этой страничке много необычного и занимательного. Мы вспомним народные приметы, загадки о наших пернатых друзьях.

Послушайте загадку. Кто это?

Маленький мальчишка в сером армячишке

$

По дворам шныряет, крохи собирает.

(Воробей.)

А какие загадки о зимующих птицах знаете вы?

Ученики загадывают загадки.

«Tyк-тук-тук!» – поутру носом он долбит кору.

$Сколько пользы этот нос нашим яблоням принес!

Эта птица – молодчина: выбирает всех личинок,

Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.

Много времени потратил на $свое жилище... (дятел).

Он щебечет: «Чик-чирик!» серый, ростом невелик.

Скачет, скачет по дорожке, ищет зернышки и крошки.

Что с опаскою глядишь? что на крышу ты летишь?

Я не трону, не робей, эй, пугливый... (воробей).

Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.

И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.

Натаскает ваты, пуха – хорошо птенцам и сухо.

$ И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!

Вот смекалка так смекалка! Это что за птица?.. ($галка.)

Ей на месте не сидится; все летает целый день,

Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»

Угадай-ка, что за птица? то веселая... $(синица).

Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он зарю.

Знать, недаром галстук красный дан с рожденья... (снегирю).

А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: «Воробьи дружно расчирикались – к оттепели»; «Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат»; «Синица к избе – зима на дворе»;

«Осенью птицы летят низко – к холодной зиме; высоко – к теплой зиме».$

А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?

Учащиеся называют народные приметы.

Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат – к ясной погоде, к потеплению.

Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.

Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и ка$ркают – жди снега или мороза.

Если ворона купается ранней весной – к теплу.

Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.

Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.

$Увидел скворца – знай: весна у крыльца.

Летом ворона купается – к дождю.

Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи – к ненастью.

Синица пищит – зиму вещает.

Если журавли осенью летают в$ысоко – осень будет продолжительной.

Звучит запись «Голоса птиц». Учащиеся читают стихотворения о птицах, о том, как человек помогает им пережить зимние холода и недостаток кормов.

Ворона

Опустели гнезда и кроны, на юг улетели стаи,

и замарашки-вороны снова заметными стали.

$Занятное очень обличье, осмысленное выраженье.

И что-то совсем не птичье в некоторых движеньях.

То чинно шагает по тропкам, как ходят солидные люди,

то скачет нелепым галопом, как бедуин на верблюде.

Всю зиму живем бок о бок и рады уже, как другу:

не испугалась сугробов, не улетела к югу.

А когда прогорланит в марте: «Кар-кар, прошла зима! –

Крику вещуньи, поверьте, рада весна сама.$

VII. Итог занятия.

Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.

Учитель вывешивает плакат со стихотворением. (Первая буква каждой строки выделена красным цветом.)

С утра и до позднего вечера, Порадуют снова пернатые

$ Освоив полянки страниц, Руладами сердце и слух,

Хозяйствует в книжке доверчиво И крепче подружат с юннатами

Раздольная музыка$ птиц. Речушка, и роща, и луг.

А может быть, с этого времени От неба до мира подводного

Наступит иная пора – Давайте ж, как Родины речь,

И станет для птичьего племени Умом и душой благородною

$ Милее еще детвора?!

Здоровье планеты беречь!

Единое многообразие

Мы будем ценить неспроста,

Любя и Европу, и Азию,

$ И наши родные места!

Что хотел сказать автор? А теперь запишите первые буквы строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая получилась. (Сохраним природу земли.)

Об этом мы должны помнить всегда!

Список использованной литературы

1. Горьканова А.Н. «Перелетные и зимующие птицы России» .Издательство: Школьная пресса. 2008 г.

2. Н. И Сладков. Птицы. Орнитология в картинках. М. Детская литература. 1984г.

3. Т. В. Модес$това «Птицы» Издательство: Литера. 2008г.

4. Аудиокассета «Голоса птиц»

Post Comment