Конспект урока для 1 класса "Зима: покой природы"

Окружающий мир, 1 класс

Тема урока: Зима: покой природы

Цели урока: - Познакомить с зимними явлениями природы, научить отличать признаки зимы ( 1-я линия развития – уметь объяснять мир)

- Научить устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью расте$ний и животных ( 1-я линия развития – уметь объяснять мир)

- Сформировать представление о свойствах снег$а, льда, погодных явлений в природе ( 1-я линия развития – уметь объяснять мир)

- Воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопереживания, желания помочь нуждающимся животным ( 2-я линия развития – уметь объяснять своё отношение к миру)

Оборудование: презентация, карточки для игры «Крестики-нолики»

Ход урока

$I Оргмомент

На партах у детей разложении карточки для игры «Крестики-нолики».

II Актуализация знаний и постановка проблем

1 Отгадайте загадку: 1 слайд

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)

- О каких временах года идёт речь?

- О каком же времени года мы будем говорить сегодня? 2 слайд

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лёд реки убираю,

Белю поля, дома,

$Зовут меня … (ЗИМА)

- Какая тема нашего урока? 3 слайд

- На какой главный вопрос мы должны сего$дня ответить?

(познакомиться с признаками зимы, что происходит в жизни растений, животных, людей зимой, что изменилось в погоде?)

- Что бывает только зимой?

- А чего зимой не бывает?

- Какие изменения происходят в погоде, в природе? Какое из этих изменений главное?

III Совместное открытие новых знаний

Рассмотрите иллюстрацию. 4 слайд

- Какое это время года?

- По каким признакам вы его узнали? 5 слайд

- Какие зимние месяцы вы знаете? $6 слайд

- Рассмотрите иллюстрации. 7 слайд

$- Как вы думаете, почему же зимой замерзает река и идёт снег?

- Что произошло со снеговиком?

- Почему летом нельзя слепить снеговика?

Вывод:

Зимой становится холодно,

поэтому реки замерзают, идет снег.

- Что же происходит с растениями и животными зимой?

Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса. 8 слайд

- Каковы особенности жизни деревьев зимой?

- Обратите внимание на то$, что большинство деревьев стоит с голыми ветвями, без листьев, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее они «дремлют», так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

Но не все деревья сбрасывают листья. Почему хвойные деревья не сбрасывают иголки? ( Покрыты восковым налётом и поэтому им не страшен мороз) $9 слайд

Рассмотрите иллюстрацию 10 слайд

- где спрятались звери и птицы?

- От кого прячутся звери и птицы?

- Какие трудности они испытывают зимой?

- Не только растения подготовились к переживанию холода. Многие птицы осенью улетели в тёплые края.

- Вспомните, какие из них улетели? 11 слайд, 12 слайд

- Почему птицы улетают? ( Птицы хорошо переносят мороз, холод так как перья и пух – очень тёплая одежда, а птичья кровь так горяча,$ что мороз птицам не страшен. А причина в другом – голод. Зимой исчезают насекомые, и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые из них остаются зимовать.)

- Какие птицы зимуют с нами? 13 слайд, 14 слайд

- Чем они питаются? ( семена, плоды, почки)

- Обратите внимание, что только клесты выводят птенцов зимой, т$ак как они питаются семенами шишек, для этого у них особый клюв.

- Почему зимой птицы чаще посещают города, сёла? 15 слайд

- Как мы им можем помочь?

Физминутка

Собираем детвору Как зайчонок поскакал,

Поиграть в одну игру. Как волчонок пробежал.

Покажите мне, ребята, Как ежонок и ежиха

Как в лесу живут зверята. Собирают еже$вику.

Как лисёнок просыпается, Только медвежонок спит,

Как бельчонок умывается, Просыпаться не спешит.

- Рассмотрите иллюстрации животных. $16 слайд

- На какие группы можно разделить этих животных? 17 слайд

- Как дикие животные переживают зиму?

- Почему корова, лошадь, поросёнок – домашние животные?

- Найдите спрятавшихся от стужи домашних животных и расскажите, как человек заботится о них? 18 слайд

Мы назвали много изменений, которые происходят в окружающем нас мире зимой. Какое же из них главное? Похолодание.

IV Самостоятельное применение знаний

$- На каком рисунке за окном зимнее утро? Почему? 19 слайд

- Что наденет девочка в каждом случае, собираясь на улицу?

- Чем занимаются дети зимой на улице? 20 слайд

Отгадайте загадки:

-Деревянные кони по снегу скачут,

А в снег не проваливаются. (лыжи)

-Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы (санки$)

-Два коня у меня, два коня.

По воде они воз$ят меня.

А вода тверда, словно каменная! (коньки, лёд)

- Придумайте названия к иллюстрациям 21 слайд

Проверка домашнего задания: показать свою открытку к празднику Новый год.

Выполнение задания в рабочей тетради в паре с. 36, № 3. Проверка 22 слайд

Выполнение задания в рабочей тетради в паре с.$ 36, № 4. Проверка 23 слайд

- Отгадайте загадки: 24 слайд

- Шуба бела весь свет одела. (снег)

- Сам не бежит, стоять не велит. (мороз)

- На всех садится, никого не боится. (снег, снежинка)

- Рассмотрите снежинки.

-Какая самая красивая?

- Какие на самом деле встречаются в природе?

- Что же такое снег? $25 слайд

(Из-за похолодания вода замерзает и превращается в кристаллики льда. Снежинки в природе только имеют 6 лучей, доказано, что все они разные, нельзя найти 2-х одинаковых снежинок) 26 слайд, 27 слайд

Отгадайте загадки: 28 слайд

-$ Кто меняет шубу два раза в год? (заяц)

29 слайд

- Кто полгода живёт без обеда? (медведь, ёж)

- Народные приметы: 30 слайд

Игра «Крестики-нолики ( учащиеся на листочках отвечают на вопросы, ставя «+», если ответ правильный, «0», если ответ неверный)

1 Прячутся ли насекомые к зиме?

2 Верно ли, что перелётные птицы не улетают в тёплые края?

3 Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это?

4 Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы?

5 Верно ли, что зимой у клестов появляются клесты?

6 Сог$ласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками?

7 Нужно ли птиц подкармливать зимой?

8 Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода?

Взаимопроверка в парах.

+ 0 + 0 + + + 0

V Итог урока

- Что мы узнали на уроке нового?

- Ответили ли на главный вопрос урока?

-Какая главная особенность зимы?

- Перечислите основные признаки зимы

$

- Объясните, как похолодание связано с видом осадков.

- Как похолодание повлияло на жизнь растений и животных?

- Как люди помогают животным пережить трудное время? 31 с$лайд

Домашнее задание ( по желанию):

- Раскрасьте морозный узор ( рабочая тетрадь, с. 35, № 1) или нарисуйте свой.

32 слайд.

Post Comment