Конспект урока для 2 класса по теме: «Ориентирование на местности»

МКОУ Копанская ООШ Россошанского муниципального района

Воронежской области

$

Конспект урока по окружающему миру

«Ориентирование на местности»

$

Подготовил учитель начальных классов

МКОУ Копанская ООШ

Орищенко Елена Ивановна

2014

$

Пояснительная записка

 Направление: начальная школа

Предмет: «Окружающий мир»

Класс: 2

Тема: Ориентирование на местности

Тип урока: урок получения  новых знаний

Форма организации урока – игра-путешествие

Форма организации работы учащихся –индивидуальная, групповая, работа в парах

Программа «Окружа$ющий мир», А.А. Плешаков ( Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. Всего 68 ч, в неделю 2ч.

Учебник А.А. Плешаков «Окружающий мир», 2 класс, в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2011

Раздел: Путешествия, 18 ч

 Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, компьютер, карточки.

Технологии: элементы здоровьесберегающей технологии$ (динамическая пауза); информационно – коммуникативной технологии (компьютерные презентации); технологии деят$ельностного мышления; технологии развития критического мышления (игра «Верно-неверно»); технологии проблемного обучения.

Цели урока:

1.Научиться определять стороны горизонта по местным признакам; закрепить умение пользоваться компасом; развивать навыки ориентирования.

2. Продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.

3. Совершенствовать умения применять знания на практике.

4. Воспитывать бережное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

УУД:

Личностные:$ принятие и освоение младшим шк$ольником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия; готовность преодолевать школьные затруднения и оценивать свои усилия; принятие навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Регулятивные: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием; осуществлять контроль и оценку результатов.

Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную; способность осуществлять логические действия анализа, сравнен$ия, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов; умение наблюдать и сопоставлять.

Коммуникативные: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; выражать в речи свои мысли и действия; осуществлять совместную деятельность в малых группах.

$  

Основные этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мобилизующее начало урока (организационный момент)

$ Создание положительного эмоционального настроя учащихся с использованием словесного метода

Учащиеся мысленно проговаривают цель урока, которую они ставят перед собой и настраиваются на хорошую работу на уроке.

Ориентировочно-мотивационный этап (проверка домашнего задания и подготовка к изучению новой темы)

Через создание проблемной ситуации, через раннее полученные знания, подвожу учащихся к самостоятельной постановке цели урока, формулированию проблемных вопросов

Учащиеся отправляются в воображаемое путешествие в лес, вспоминают, как можно ориентироваться с помощ$ью компаса, сталкиваются с проблемой ориентирования при отсутствии компаса; формулируют цель урока и его задачи.

$ Операционно-исполнительный этап (этап изучения нового материала)

Организуется работа по учебнику. Перед учащимися возникают вопросы, на которые они смогут ответить, прочитав статью в учебнике, нацеливаю учащихся сделать выводы по раннее обсуждавшимся вопросам, мотивируя через создание проблемной ситуации искать ответ на вопрос. Объединяю учащихся в группы и прошу вы$полнить работу в тетради , после чего организуется демонстрация нарисованных картинок

Учащиеся работают с учебником, ищут необходимую информацию по вопросам учителя, делают выводы. Работая в группах, ищут информацию об ориентировании по местным признакам, выполняют рисунки в тетрадях.

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов, рефлексия)

Создание ситуации успеха, через подведение итога урока (ис$пользование взаимооценивания и самооценивания учащимися; обсуждение практического применения полученных знаний на практике).

Учащиеся соотносят цель, которую они ставили в начале урока с результатом деятельности, решают достигнута цель или нет. Оценивают свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек, высказывают своё мнение об учащихся которых они хотели бы похвалить за работу на уроке, оценивают своё отношение к уроку, понравился им урок или нет.

Ход урока.

$

1. Организационный момент. Приветствие. Пожелание успехов на уроке.

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

$

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять».

2. Актуализация знаний учащихся.

$ Учитель: Ребята получить отметку «пять» вам сейчас возможность представится. Давайте проверим ваши знания. Возьмите карточку на столе. Допишите на рисунке – схеме названия сторон горизонта.

Работа учащихся по карточкам. (Приложение 1)

Учитель: Проверим, что у вас получилось. Поменяйтесь карточками. Сравните выполненное задание с рисунком на дос$ке. Поставьте оценку.

Учитель: Ответьте на мои вопросы.

Блиц – опрос:

  • Как называется земная поверхность, которую мы видим вокруг? (горизонт)

  • Как называется граница, где небо как бы сходится с земной поверхностью? (линия горизонта)

  • Назовите названия основных сторон горизонта (север, юг, запад, восток).

  • $Как называется прибор для определения сторон горизонта? (Компас)

  • Как люди находят дорогу в знакомой местности? (по знакомым ориентирам)

  • Что такое ориентиры?

  • Где пригодятся нам эти знания?

3. Подготовка к изучению новой темы.

$ Учитель: Ребята, дедушка-лесник приглашает нас в гости. (Слайд 2)

Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу.

 Друг за другом мы встаем,

   В гости к леснику пойдем.

   По полянке мы идем,

$    По лесочку мы идем.

(Слайд 3)

Похоже, мы заблудились. Как же нам найти дорогу?

Смотрите, над нами белка прыгает с ветки на ветку. (Слайд 4). Давайте спросим у неё дорогу, скажем хором:

$Белка, Белка, расскажи,

Белка, Белка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Очень просто, — отвечает Белка. — Нужно идти на север от этой ёлки . Там будет виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка.

Учитель. Как нам узнать, где север?

Ученики. Нам поможет ко$мпас.

Учитель. Вспомним правила как пользоваться компасом.

Практическая работа. Учащиеся закрепляют навы$ки пользования компасом.

Компас помог нам добраться до большого дуба.(слайд 5)

Ребята, что же делать: по дороге мы потеряли компас, а в какую сторону идти не знаем.

Смотрите, скачет заяц. (Слайд 6) Давайте у него спросим.

Зайка, Зайка, расскажи,

Зайка, Зайка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

В сторожку? — переспросил Заяц. — Нет ничего проще. Нужно идти на восток от большого дуба, пока не дойдёте до кривой берёзки. Идите прямо на неё, никуда не сворачивая.

$ — Спасибо, Зайка, — говорят ребята. — Жалко, что компас мы потеряли.

Учитель: Как $же быть в такой ситуации?

Кто догадался, над какой темой мы будет работать сегодня на уроке? Чему мы должны научиться.

Дети: Тема нашего урока ориентирование на местности. На уроке мы должны научиться ориентироваться по местным признакам, применять полученные знания в жизни.

4. Изучение нового материала.

Ориентирование по Солнцу на местности.

Учитель: Солнце самый надёжный ориентир – знако$мый предмет. Оно бывает над любым горизонтом в любой местности. Самый древний способ определения сторон горизонта – ориентирование по Солнцу.

Работа с учебником. Давайте откроем учебник с.76 и прочитаем правила.

Ученики делают вывод: Солнце бывает на востоке утром, на юге – в полдень, на западе – вечером. При ориентировании по Солнцу нужно все время делать поправку на движение солнца по небу.

$

Учитель . Благодаря Солнцу, мы нашли восток и благополучно дошли до кривой берёзки. (слайд 7) А куда дальше идти . не знаем.

-Смотрите, ползёт Улитка. (Слайд 8)

Эй, Улитка, расскажи,

Эй, Улитка, покажи,

Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Рассказывать до-о-олго, — вздохнула Улитка. — $Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

Спасибо, Улитка! Но ты такая маленькая. И мы боимся потерять тебя в траве.

Ну, тогда вам нужно идти на юг до цветочной поляны.

Учитель. Но как же нам быть? Ведь ко$мпаса у нас нет и Солнышко скрылось за тучу?

Учитель. Еще в древности люди нашли выход из положения, приглядевшись к окружающей природе. Занятия людей в далеком прошлом – охота, рыбалка, сбор ягод, орехов, грибов (собирательство) – необходимость уходить все дальше и уметь находить дорогу домой, так как с перемещением человека перемещался и горизонт, человек оказался в незнакомой местности. Рыбаки возвращались, придерживаясь берега моря, реки, а как быть охотникам, грибникам, сборщикам орехов , ягод?

- Местные признаки помогут заблудившемуся путнику. А какие это признаки вы узнаете, прочитав статью в учебнике. С.76-77.

Работа в группах. Рабочая тетрадь с.47. Нарисовать по каким признакам можно определить стороны горизонта.

5. Физ. минутка.

Наш пох$од по лесу продолжается!

Мы давно вошли все в лес.

Сколько здесь вокруг чудес! ( повороты головы вправо, влево)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули – $

Ветер сбивает росу.

В сторону руки плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут тоже покажем –

Руки сложили назад.

Вдруг вы увидели удивительной красоты бабочку:

Утром бабочка проснулась:

$ Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась.

Два – красиво покружилась.

Три – нагнулась и присела (3 раза).

На четыре тихо села.

Физминутка для глаз.

Бабочка присела на цветок (кончик носа).

Полетела на запад – восток – север – юг – север – запад – восток –юг. Села на новый цветок.

Учитель. Мы дошли до цветочной п$оляны. (Слайд 9)

Смотрите, летит Пчёлка. (Слайд 10)Давайте у неё спросим

Пчёлка, Пчёлка, расскажи,

Пчёлка, Пчёлка, покажи,

$ Как найти дорожку

К дедушке в сторожку?

Ж-ж-ж, — говорит пчела. —Расскажу и Покажжжу... Смотрите, куда я и мои подруги летят .Слушайте наше жужжание и идите следом.

Учитель. Знаете ли вы что… В мире животных есть хорошие ориентиры: Бабочки, сев отдохнуть, складывают крылышки так, что к Солнцу они повернуты ребром. Даже если солнца не видно, они его чувствуют $(такое положение крыльев создает наименьшую тень, и бабочка малозаметна для врагов).

А вот и избушка лесника. Нас встречает дедушка-лесник (слайд 11). У него для вас интересное задание. Игра «Верно-неверно» (слайд 12). Ученикам раздаются листочки. Они пишут слова «верно» или «неверно». Взаимопроверка. (слайд 13). Поставьте оценку друг другу.

Учитель. А как же нам вернуться домой? Ведь компаса у нас нет и на улице станет совсем темно.

Дедушка-лесник говорит, что звёзды и луна придут на помощь человеку.

$

Созвездия

Всю ночь созвездия блестящие

Не замедляют хоровода

Вокруг одной звезды, стоящей

Как будто в центре небосвода.

$ К ней наклонилась ось земная,

Её назвали мы Полярной.

Где север, мы по ней узнаем

И ей за это благодарны.

Римма Алдонина$

6. Рефлексия.

Лучики солнца.

-Ребята, представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.

- Продолжите фразу (слайд 14)

$7. Домашнее задание. 1. Используя дополнительную литературу, подготовить сообщение о способах ориентирования по звёздам и Луне (на красных карточках ).

2. Составить рисунки – загадки по народным приметам ориентирования. Найти другие народные приметы ориентирования (на жёлтых карточках) .

3. Выполнить задание в рабочей тетради с.47, з.4. (на зелёных карточках)

(«5»- красная карточка, «4»- жёлтая карточка, «3»- зелёная карточка)

Использованная литература:

  1. Бахарева, А.С. Уроки ознакомления с окружающим миром во втором классе./ А.С. Бахарева. – Шадринск: Издательство Щадринского пединститута, 1999. – 114с.

  2. Берестов В.Д. «Как найти дорожку».  М. : «Детская литература».   2001 г.

  3. $Дубкова, С.И. Сказки звездного неба. Для младшего школьного возраста./ С.И. Дубкова. – М.: Белый город, 2004. – 143с.

  4. Максимова Т.Н. Поуроч$ные разработки по курсу «Окружающий мир». 2 класс. – М.: ВАКО, 2013-336с.

  5. Плешаков А.А. Окружающий мир. учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2ч. Ч. 2/ М.: Просвещение, 2011. – 143с.

  6. Старастенко Г.П. Современные открытые уроки естествознания и истории. 3-4 классы. Серия «Школа радости» / Г.П. Старостенко, Н.А. Пастухова. – Ростов-н/Д: Феникс, 2002. – 384 с.

$Приложение 1

Каких сторон не хватает на карточке?

Post Comment