Конспект урока для 2 класса "Почва, её значение. Охрана почвы"

Тема. Почва, её значение. Охрана почвы.

Цель урока:

образовательная:

создать условия для формирования понятия «почва», для осознания значения почвы в природе и для человека, для исследования свойств почвы через использование игровых методов и приёмов;

включить учащихся в деятельность не только по в$оспроизведению, но и по оперированию знаниями;

развивающая:

$ способствовать развитию умений выделять главное, существенное в изучаемом материале;

способствовать развитию общеучебных умений и навыков: наблюдение, сравнение, анализ, самоконтроль, самооценку, взаимоконтроль, формулирование собственных выводов;

обеспечить в ходе урока формирование познавательного интереса и развитие коммуникативных компетенций учащихся через работу в парах, группах;

воспитательная:

содействовать экологическому воспитанию учащихся;

стимулировать положительное отношение школьников к курсу «Человек и мир».

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты. К концу урока ученик будет

знать: определение «почва», свойства почвы, значение почвы в природе и для человека, действия человека по охране почвы;

уметь: определять свойства почвы, раскрывать элементар$ные взаимосвязи,
существующие между живой и неживой природой, объяснять необходимость соблюдения правил природоохранного поведения.

$Основной метод обучения: частично-поисковый.

Ход урока

1. Организационно - мотивационный этап. Психологический настрой.

-- Здравствуйте, ребята! Прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение.

Создание благоприятной атмосферы.

Игра «Связующая нить»

Учащиеся перебрасывают друг другу клубок, удерживая конец нити и высказывая при этом пожелания на предстоящий урок выбранному участнику. В результате получается паутинка, которая своими нитями связывает всех детей класса. (Можно использовать по одному клубку для каждого ряда с целью экономии времени.)

2. Проверка домашнего задания. Дидактическая игра «Найди пару»

Учащимся предлагаются разноцветные карточки с фразой, где отсутствует начало или конец. Ученикам необходимо об$ъединиться в пары, составив фразу полностью. Кроме того, карточки должны быть разного цвета (всего 4 цвета), для дальнейшего объединения в группы.

$Вода—это неживая природа.

Вода—жидкость, поэтому она текучая.

Мы видим предметы сквозь толщу воды, потому что она прозрачная.

Вода несёт жизнь животным, растениям, человеку.

От загрязнения воды страдает живая природа.

Человек должен заботиться о чистоте воды.

Человек не может прожить без воды 2-3 дня.

По окончании игры каждая пара зачитывает получившиеся предложения. Дети рассаживаются в группы согласно цвету карточки.

3. Мотивация и целеполагание.

-Ребята, отгадайте загадку:

Ни начала, ни конца,

$ Ни затылка, ни лица.

Знают все: и млад, и стар,

$Что она – большущий шар.

(Земля)

Две картинки слова «земля» на доске (как планета и как почва)

-- Как называется раздел, который мы изучаем? Как вы думаете, о какой «земле» пойдёт речь?

-- Какова тема сегодняшнего урока?

4. Работа по теме.

-- Как вы думаете, что такое почва?

-- Проверим ваши предположения.

$-Сегодня вы – маленькие учёные - исследователи и свойства почвы будете выявлять при проведении опытов.

- Как все учёные, не забывайте о технике безопасности.

Работа в группах

Каждая группа проводит опыт с опорой на технологическую карту, свои выводы записывает на лист наблюдений.

Опыт 1 группы

  1. Возьмите стакан с почвой

  2. Возьмите пустой стакан и поставьте его под стакан с почвой

  3. Налейте в стакан с почвой немного воды

Что вы наблюдаете?

Ответ: Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________во$ду.

(ключевые слова: вытекла вода, не удерживает, удерживает)

Опыт 2 группы.

  1. Возьмите стакан с водой.

  2. Добавьте туда почвы.$

  3. Размешайте ложечкой. Подождите немного и посмотрите на дно.

Что наблюдаете?

Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали ложечкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________. Значит, в почве есть ______________.

(ключевые слова: вода стала мутной, мелкие песчинки, песок)

Опыт 3 группы.

  1. Возьмите стакан с водой.

  2. Бросьте туда комочек почвы.

Что наблюдаете?$

Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в почве есть________________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух)

Опыт 4 группы.

  1. Возьмите бумагу

  2. Насыпьте на неё немного почвы.

  3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

  4. Стряхните почву обратно в стакан.

$ Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.

(Ключевые слова: мокрое пятно, вода)

Проверка: от каждой группы выходит докладчик и озвучивает гипотезы.

$По ходу проверки заполняется таблица на доске «Свойства почвы»

Свойства почвы:

  1. Не удерживает воду

  2. Состоит из глины, песка, остатков растений и животных (перегноя)

  3. Содержит воздух

  4. Содержит воду

Физкультминутка (на 20- й минуте, после проведения опытов)

Учащиеся рассаживаются на свои места.

-Давайте проведём ещё один опыт. Опыт проводит учитель. (Во время проведе$ния опыта обратить внимание учащихся на наличие в почве органических веществ - они будут выгорать и светиться искорками)

-- Вы внимательно наблюдайте и потом расскажите обо всём, что заметите.

Немного свежей почвы нагреем на огне.

--Что вы заметили? (дым)

$--Что почувствовали? (запах)

--О чём свидетельствует дым и появившийся запах?

Этот горит перегной—перегнившие остатки растений и животных. Перегной делает почву плодородной. Вдумайтесь в слово плодородный. Что оно обозначает?

$--Понаблюдайте, как изменился цвет почвы.

--От чего зависит цвет почвы? (перегной придаёт почве тёмный цвет)

Добавляется пункт в таблицу: Содержит остатки живых организмов (т.е. является плодородной).

Давайте вернёмся к вопросу «Что такое почва?» (почва – это плодородный слой земли)

Почву можно сравнить с тоненькой плёнкой, покрывающей сушу нашей огромной планеты. Но без этой плёнки не было бы на суше растений, животных и человека. Почему?

$ -Кто помогает делать почву плодородной? (ответы детей)

Работа с учебником. Стр.30-31. Прочитайте статью и скажите, как человек может защитить почву? Ответы на вопросы по прочитанному (стр. 31).

Подведение итога.

Закрепление.

Дидактическая игра «Да, нет»

В разных местах класса висят две карточки со словами «ДА», «НЕТ». Каждый учащийся получает высказывание по теме урока. Оценив его, он подходит к одной из карточек. Учитель вместе с учащимися оценивает правильность выбора.

  1. В состав почвы входит вода.

  2. В состав почвы входит воздух.

  3. В состав почвы входит песок.

  4. В состав почвы входит глина.

  5. В со$став почвы не входит перегной.

  6. В состав почвы не входит воздух.

  7. Перегной делает почву плодородной.

  8. Можно сжигать сухую траву и листья.

  9. Перегной—это отмершие растения и погибшие животные.

  10. Почва может быть плодородной без перегноя.

$Подведение итога. Рефлексия.

Приём «Телеграмма»

Ребятам нужно помнить о том, что в телеграмме должно быть как можно меньше слов, в которых будет отражено только самое важное.

Приведем пример «Телеграммы»

Телеграмма

Узнал о почве тчк верхний плодородный слой земли тчк содержит воду зпт воздух зпт $песок зпт остатки живых организмов тчк нуждается в охране тчк даёт жизнь всему живому тчк

Поскольку дети только во 2 классе, можно облегчить работу, предложив план для составления «телеграммы».

План

  1. Главное слово урока

  2. Значение этого слова

  3. Состав

  4. Значение для живой природы

  5. Охрана

Учащиеся по желанию зачитывают «телеграммы». Остальные телеграммы учитель может собрать для анализа усвоения учебного материала учащимися.$

--На какие вопросы мы хотели получить ответы?

-- Какие вопросы остались без ответа?

Если такие вопросы остались, ученикам предлагается найти ответы на них самостоятельно дома и ответить на них на следующем уроке.

$ Домашнее задание. Прочитать статью «Почва в опасности» и ответить на вопросы к ней.

«Музыкальный тест»

По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной восьмибальной системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут прикреплять на своих нотных станах или на общеклассном. Неплохо узнать, минорное или мажорное настроение преобладало на уроке. В зависимости от этого палочка нотки смотрит вниз (минорное) или вверх (мажорное).

$

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактическая игра « Найди пару»

Вода—это неживая природа.

Вода—жидкость, поэтому она текучая.

Мы видим предметы сквозь толщу воды, потому что она прозрачная.

Вода несёт жизнь животным, растениям, человеку.

От загрязнения воды страдает живая природа.

$ Человек должен заботиться о чистоте воды.

Человек не может прожить без воды 2-3 дня.

$

Дидактическая игра «ДА, НЕТ»

  1. В состав почвы входит вода.

  2. В состав почвы входит воздух.

  3. $

    В состав почвы входит песок.

  4. В состав почвы входит глина.

  5. В состав почвы не входит перегной.

  6. В состав почвы не входит воздух.

  7. Перегной делает почву плодородной.

  8. Можно сжигать сухую траву и листья.$

  9. Перегной—это отмершие растения и погибшие животные.

  10. Почва может быть плодородной без перегноя.

$

Да

Нет

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ

ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Опыт 1 группы

  1. Возьмите стакан с почвой

  2. Возьмите пустой стакан и поставьте его под стакан с почвой$

  3. Налейте в стакан с почвой немного воды

Что вы наблюдаете?

Ответ: Мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________воду.

(Ключевые слова: вытекла вода, не удерживает, уд$ерживает)

Опыт 2 группы.

  1. Возьмите стакан с водой.

  2. Добавьте туда почвы.

  3. Размешайте ложечкой. Подождите немного $и посмотрите на дно.

Что наблюдаете?

Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали ложечкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________. Значит, в почве есть ______________.

(ключевые слова: вода стала мутной, мелкие песчинки, песок)

Опыт 3 группы.

  1. Возьмите стакан с водой.

  2. $ Бросьте туда комочек почвы.

Что наблюдаете?

Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в почве есть________________.

(ключ$евые слова: пузырьки воздуха, воздух)

Опыт 4 группы.

  1. Возьмите бумагу

  2. Насыпьте на неё немного почвы.

  3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

  4. Стряхните почву обратно в стакан.

$ Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли бумагу, насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.

(Ключевые слова: мокрое пятно, вода )

Post Comment