Конспект урока для 3 класса "Явления вокруг нас"

Познание мира 3 класс

Тема урока: Явления вокруг нас.

(урок № 1 из серии уроков среднесрочного планирования 3 класс Познание мира)

Цели:

Научить различать искусственные и природные тела.

Научить устанавливать зависимость тело-вещество

Научить определять взаимосвязь между телами, веществами, явлениями.

Развивать умение отличать физические явления от химических;

Воспитать внимательность, $наблюдательность, аккуратность.

Учащиеся

  • укажут признаки веществ, явлений, тел;

  • опишут природные явления, погодные аномалии;

  • выяснят причины, вызывающие погодные аномалии в Республике Казахстан;

  • сформулируют правила поведения во время стихийных бедствий;

  • наглядно рассмотрят проведение химических и физических опытов;

  • повторят правописание словарных слов;

  • $определят уровень знаний по ранее изученной теме

Оборудование:

  • учебник Познание мира 3 класс, издательство Алматыкитап, стр. 34;

  • спиртовка,

  • пробирки,

  • зажим,

  • стакан с водой,

  • $ лед,

  • сера,

  • железо.

Тип урока: комбинированный

Метод преподавания: эвристическая беседа

Общие методы: беседа, демонстрация, объяснение, практическая работа.

Ход урока

  1. Организационный момент

Эмоциональный настрой

Я - человек. Я все могу. Я отношусь к людям так,

Как хочу, чтобы они относились ко мне. Доброжелательно.

- Сегодня я - в роли Почемучки, задаю вам вопросы, а вы - в роли исследователе$й, будете вместе с Почемучкой искать ответы на вопросы. Согласны? Начинаем.

2. Актуализация знаний (работа в мини – группах)

1.Главные части термометра. Измерить температуру в классе.

2.Для чего важно знать погоду, следить за ее изменениями?

3.Расскажи о погоде в классе по прибору.

4.Какие природные явления формируют погоду? Одень ребенка. Объясни выбор одежды.

3. Проверка знаний

Тест

1. Вещество – это:

а) капля росы
б) мяч
в) вода

2. Твердые тела способны:

а) сохранять форму
б) сохранять объем
в) сохранять и форму, и объем

3. Жидкости способны:

а) сохранять форму и объем
б) сохранять объем
в) сохранять форму

4. Изучение нового материала.

Беседа.

Почемучка: Назовите, $окружающие нас предметы.

Флипчарт. Стр 1. Человек живет среди различных тел.

(Какое слово я изменила? Что оно обозначает?)$

Тела

Поделите на 2 группы.

- Как можно назвать 1 группу? 2 группу?

Созданы природой

Сделаны руками человека

природные

искусственные

(Вытащить)

5.Работа в парах.

Почемучка:

Отгадку к загадке записать в нужную группу тел

$ (проверка написания слов у доски, т.к. взяты словарные слова)

Загадки:

  1. Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.(верблюд)

  2. Не похож на человечка, но имеет он сердечко,

и работе круглый год свое сердечко отдает.

Пишет он, когда диктуют,

также чертит и рисует. (карандаш)

3. Совсем не нужен ей водитель,

Ключом её вы заведите-

Колесики начнут крутиться,

Поставьте, и она помчится. (машина)

4. Скачет зверюшка. Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку и комар, и мушка. (лягушка).

  1. Изучение нового материала

Сегодня утром, собираясь в школу, каждый из вас посмотрел в окно, зачем? $(Узнать, как нам нужно одеться)

В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными я$влениями или явлениями природы.  И мы, каждое утро, выходя из дома должны учитывать все природные явления.

Почему сейчас мы не можем в шортах и майке пройтись по улице?(Холодно)

Почему холодно? (Осень)

Произошли природные изменения: похолодало, листва желтеет, перелетные птицы улетают, пропали насекомые. Многие природные явления связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Явлений в природе очень много, давайте познакомимся с некоторыми из них.

Отрывок видеоурока http://interneturok.ru/ru/school/okruj-mir

Просмотр презентации «Явления природы» http://youtube.com/watch

- Назовите явления природы.

7. Работа по учебнику (стр 34-35)

- Как наблюдают явления природы?

$8. Работа в группах.

Сейчас мы разобьемся на 4 группы.

Детям предлагается выбрать любой жетончик.  Жетончики 4 цветов: желтый, белый, зеленый, красный.

У нас образовались 4 группы.

Карточка с заданиемОпишите изображенное природное явление, сформулируйте правила поведения при нем.

  1. Защита постеров.

Выслушиваются выступления каждой группы. 
На доску вывешиваются плакаты, рассказывающие об одном из природных явлений, сформулированными правила$ безопасного поведения человека при различных природных аномалиях.

Остальные учащиеся основные моменты записывают в рабочую тетрадь.

10. Физминутка

Ветер веет над полями,

И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (Потягивания руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

$ Наклоняются колосья —

Вправо - влево, взад- вперёд,

А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидеть их, скажи?

В норке прячется полёвка.

Покажись, скорей, плутовка! (Приседания.)

Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

  1. Проведение физических и химических опытов

(учитель химии Агибаева М.В.)

На парте каждой группы лист бумаги с перечислениями явлений природы: таяние льда, набухание почек на деревьях, сверкании молнии, гроза, распускание почек, горение свечи.

$ Посмотрите, пожалуйста, на листы перед вами, прочтите.

Что за процессы там у вас перечислены?

$ Верно, все это явления природы. Они отличаются друг от друга? Чем отличаются? (происхождением)

Явления:

  • биологические

  • физические

  • химические

С биологическими явлениями мы познакомимся более подробно позже.

Сегодня рассмотрим физические и химические явления.

Опыт: кусочек льда нагревается. Что происходит со льдом?

Продолжаем нагревание. Что происходит? Если долго нагревать что произойдет?

Вывод: (дети) в процессе нагревания твердое вещество превращается в жидкое, жидкое – в пар.

Вода осталась тем же вещество$м, но изменяется ее состояние.

Если поместить над кастрюлей с кипящей водой холодный предмет, то вскоре на его поверхности можно заметить маленькие капельки воды, т. е. вода из газообразного состояния при охлаждении вновь переходит в жидкое. К какому виду явления относится этот процесс?

Физическое явление – это изменение состояния или формы вещества.

Какой пример физического явления можете привести вы?

(изменение осадков по сезонам года, изменение формы алюминиевой проволоки под ударом молотка и т. д.)

Опыт: смесь порошка серы и железа нагревается в пробирке.

При нагревании меняется окраска, становится черной. Это новое вещество или тоже самое?

Опустим этот кусочек в воду, поднесем к магниту. Что происхо$дит?

Вывод: (высказываются дети, учитель подводит итог)

Значит при нагревании железа и серы, образовалось новое вещество. Это химическое явление. Химическое явление – это превращение веществ, в результате которого образуется одно или несколько новых веществ.

Химические явления происходят в условиях нагревания веществ, при действии на них электрическим током, сильным давлением.

Какие примеры химических явлений можете привести вы?

(получение металлов из руд, дубление кожи).

Где происходят химические явления? В окружающей природе.

Так же химические реакции протекают в живых организмах. Благодаря ним организмы живут, питаются, движутся, растут.

  1. Закрепление изученного материала. Кроссворд

$

3

$

п

$

2

р

4

я

в

$ л

е

н

и

е

о

м

$

з

$

е

1

п

о

г

о

$ д

а

т

у

а

$ х

1. Состояние атмосферы в данное время и в данном месте.

2. Смесь газов, которая да$вит на все предметы (на Земле), со всех сторон.

3. Отличительное свойство, признак по которому можно узнать кого или что-нибудь

4. Какое слово задумано?

13. Рефлексия: (метод незаконченных предложений)

1. Явление - это…

2. Явления бывают…

3. Природные тела делятся на….

4. Вещество - это то, из чего состоят…

5. Что тело, а что вещество: шерсть-ковёр.

6. Приведите примеры природных явлений.

14.$ Выставление оценок.

(формативное, суммативное оценивание)

15. Домашнее задание

стр 34-35 читать, пересказывать , письменно ответить на вопросы 1-5 стр. 36, принести 1 воздушный шар

$

Post Comment