Конспект урока на тему «Краски Осени»

«Краски Осени»

$

Цели: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования осеннего пейзажа в технике «по сырому».

Задачи:

Формировать умение пользоваться акварелью (гуашью) в передачи и накопления опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру, формирования экологической культуры.

Продолжать развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка воображение, фантази$ю учить красиво, располагать изображение на листе. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Воспитывать аккуратность, интерес детей к художественной деятельности, развивать представления об эстетической значимости цветовых и звуковых оттенков.

$Побуждать детей передавать особенности осенних листьев, добиваясь выразительности с помощью цвета

Обогатить словарь детей словами «пейзаж», «изображение», «фон», «мольберт» и активизировать эпитетами и сравнениями «ковер из листьев», «золотая осень».

Материал:

  • Акварель, гуашь, кисти разных номеров, баночки с водой, бумага для акварели, салфетки, ваза с разноцветными лентами и листьями.

  • Осеннее панно, мольберт с осенним пейзажем.$

  • Музыкальный центр, аудиозапись «Звуки природы»

  • Ноутбук, презентация про осень.

Персонаж:

  • $ Осень

Предварительная работа:

  • Знакомство с музыкальной разминкой, разучивание стихотворений об осени, слушание аудиозаписи «Звуки природы», просмотр фильма «Осень постучалась…»$

1 часть. Вводная

Педагог: – сейчас за окном зима! Но иногда выглядывает солнышко и напоминает нам о теплой, разноцветной осени. Ребята, почему осень разноцветная?

Ответы детей: – много разноцветных листьев на деревьях и они начинают облетать, люди ходят под дождём с цветными зонтиками, можно собирать ягоды и грибы, птицы улетают в теплые края…

Педагог: – молодцы, $все правильно перечислили.

Дайте ответ на мои осенние загадки. Под музыку Чайковского «Времена года. Осень». Дети отгадывают осенние загадки.

Мочит поле, лес и луг,

Город, дом и все вокруг!

Облаков и туч он вождь,

Ты же знаешь, это ….(дождь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

$ Детям свой секрет открой,

Кто$ слуга тебе второй?

(октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да!

(ноябрь)

Холода их так пугают,

К теплым странам улетают,

Петь$ не могут, веселиться

Кто собрался в стайки? …

(птицы)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

(сентябрь

$

Осень в гости к нам пришла

И с собою$ принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно… (листопад)

Предлагаю посмотреть и вспомнить, как выглядит время года Осень.

(просмотр фильма про Осень)

Сегодня у нас произойдёт волшебство! Ребят$а, вы согласны? (Да, согласны!)

А поможет нам в этом, «волшебная ваза» (педагог подводит детей к вазе)

– посмотрите, что свисает с «волшебной вазы»?

Ответы детей: – разноцветные ленточки, верёвочки…

Вы должны вытянуть ленточку с таким цветом, который встречается осенью. И только после вас я тоже вытяну одну из ленточек.

Ребята вытягивают по одной ленточке, на к$оторых прикреплены разноцветные листья.

Педагог выбирает ленточку «золотого» цвета, вытягивает, а на ней накидка (надевает накидку на плечи, а ребятам предлагает взять по листочку)

Возьмите по одному листочку и «наденьте на левую руку», а ленточку держите в правой руке. Ребята, вы превратились$ в листья, а я в «Волшебницу»

Психокинетическая разминка.

Педагог обращается к детям: – давайте представим, что вы листья, растущие на берёзе в роще (звучит спокойная мелодия)

Сейчас в нашей роще теплая, осенняя ночь. Листочки на деревьях спят (педагог выделяет эти сло$ва выразительным голосом), сложив вдоль длинных, стройных веток свои листочки – руки (педагог показывает, но дети могут и сами придумать, как во время сна располагаются листья), а может быть, прикрывают ими насекомых, которые отдыхают в листве дерева (голосом совсем тихим и спокойным.)

Пусть дети несколько мгновений побудут в этом состоянии. Оно может быть д$линнее, если ребята чем-то были возбуждены до занятия, и достаточно коротким, если дети спокойны.

Вдруг из-за горизонта показалось солнышко (звучание музыки усиливается, становится более динамичным), оно осветило все вокруг, коснулось своими лучами листочков, нежно погладило их. (педагог сам может прикоснуться к головам нескольких детей). «Листочки» подняли свои красивые личики, открыли глазки, радостно улыбнулись солнышку и потянулись всеми своими листочками к нему, к его длинным и теплым лучикам (звучание музыки становится более громким, подвижным.)

Представьте себе, как хорошо нам, «листочком»$, жить в этой берёзовой роще, слышать звонкое пение птиц, как прекрасно все вокруг, как необыкновенны своей красотой цветы, растущие рядом с нами. Улыбнитесь друг другу, коснитесь друг друга листочками, потянитесь вместе к солн$ышку.

Покажите с помощью цветного листочка на ленточке, ваше настроение.

Ах, сегодня у вас чудесное, осеннее настроение (педагог обращает внимание на цвет листочков, которые показали дети, фиксирует свое внимание на тех детях, которые показали листья, темных напряженных тонов. В дальнейшей работе эти дети должны быть обязательно в центре внимания педагога.)

Солнышко взошло уже высоко, наши листочки привели себя в порядок: умылись росой, причесались ветерком, успокоились и стали слушать сказку!

2. Сказка – игра.

$ Жила-была на свете волшебница. Среди многих чудес, которыми она себя окружила, была берёзовая роща, где росло необыкновенное, заколдованное дерево.

Весной, когда дерево цвело, на его половинах $раскрывались разные по характеру и окраске листья. Покажите листьями, цвет кроны дерева (дети показывают ленточку с разноцветными листьями)

По ночам, когда листья никто не видел, они спускались с дерева и танцевали. Давайте и мы попробуем передать их танец руками, движением тела (ребята двигаются под музыку). Обратите внимание на плавность, мягкость, легкость движений детей.

В каком образе, листья по звучанию мелодии, вам представились? Опишите их.

Ответы детей: – ласковые, нежные, добрые, веселые.

Но на другой половине заколдованного дерева$ росли другие листочки. Послушайте музыку и попробуйте передать движением и мимикой, какие они? (звучит громкая, музыка)

Выберите лист на ленточке и покажите, какой по цвету была вторая половина дерева.

Опишите их характер (злой, колючий, сердитый, зловещий …)

$

Наступила осень, облетели с него разноцветные листочки. Дерево стало выглядеть обыкновенным, но на самом деле оно продолжает быть заколдованным. Когда в роще волшебницы останавливались путники и садились отдохнуть под его доброй половиной, сл$учалось невероятное чудо – они добрели душой и сердцем. Тот же, кто попадал под его злую половину, становился жестоким, злым и жадным.

Волшебница же хотела, чтобы все, кто у нее побывал, становились добрыми.

– а, как мы можем предупредить людей, где можно отдохнуть? Деревья в роще все облетели. Что мы можем сделать, как помочь? Предполагаемые ответы детей: – сказать людям, показать, под каким деревом можно отдохнуть, написать объявление. Можно нарисовать крону у деревьев.

Правильно ребята, вы можете, нарисовать рощу в осеннем наряде и тогда злая половина дерева исчезнет. Дети $соглашаются.

Лист на вашей руке поможет вам в рисовании, а ленту опустите в «волшебную» вазу.

Итак, каждому надо нарисовать на листе бумаги свой осенний пейзаж.

3. Практическая деятельность.

Ребята работают по инструкции педагога, звучит спокойная музыка.$

  1. Чтобы роща получилась в осеннем наряде, намочите лист бумаги водой с двух сторон. (Дети мочат лист бумаги с одной стороны, разглаживают воду по поверхности листа руками, а перевернув лист повторяют действия)

  2. Возьмите кисть широкую, наберите краску, рисуйте цветные пятна на листе бумаги. Но не забывайте промывать кисть, чтобы набрать другой цвет. (Ребята рисуют цветные пятна, и не забывают промывать кисть в воде.)

  3. Посмотрите ребята, что происходит с вашими цветными пятнами? (они соединяются)

  4. $

  5. Чтобы нарис$овать стволы и ветви, возьмите кисть узкую (дети меняют кисть и прорисовывают стволы и ветви у деревьев)

  6. На ваших рисунках стали просматриваться деревья в осеннем наряде (ребята рассматривают свои рисунки и называют, какие цвета акварели использовали в рисовании)

Ребята, можете нарисовать почву, на которой растут ваши «волшебные» деревья (дети самостоятельно рисуют землю)

  1. Положите кисть, $отдыхать на салфетку (дети выполняют указание педагога)

  2. Покажите рукой «клюв птицы» (показ педагога: соединить большой и указательные пальчики)

  3. Проведите «клювом» по стволам и веткам на вашем рисунке.

Педагог рисует совместно с каждым ребёнком. На рисунке, где дети проводили «клювом», стали просматриваться линии светлого оттенка.

$- Осенние пейзажи нарисованы! Когда рисунки высохнут, вы сможете их разместить на панно.

(Звучит мелодия леса, шум ветра, пение птиц)

Чтобы вернуться из «волшебства» я в танце сниму накидку, а вы снимите листочки с $руки. И опустим все вещи в «волшебную» вазу, этим мы поможем берёзовой роще менять крону деревьев по временам года.

Педагог с детьми танцуют, снимают атрибутику и опускают в вазу.

Итог занятия: – Вот и готовы ваши рисунки. Мы назовем ее «Осенний …(пауза дети хором) пейзаж».

– Вам нравится? (Да, нравится!) Мне очень нравятся ваши пейзажи. Вы настоящие волшебники. Красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно.

$Какое чудо помогло вам сегодня? («волшебная» ваза с лентами и разноцветными листьями)

Расскажите, каким приёмом вы рисовали деревья? ( рисовали приёмом «по сырому»).

А листья сами прилетели на ваши деревья? (нет, мы наносили акварель на лист бумаги цветными пятнами).

И, что у вас получилось? (Осенний пейзаж) Молодцы!!!

Сейчас вы прежние заботливые, добрые ребята. За окном зима, а в «волшебной» роще золотая осень. Но наступит весна и на деревьях осен$ние листья превратятся в зеленые.

А путникам не придется выбирать красивое место в роще, потому что вы ребята, добротой своей душ$и, помогли сохранить крону на деревьях.

Научились рисовать один из видов изобразительного искусства пейзаж, акварелью в технике «по сырому», где цветные пятна соединялись.

На ваших рисунках крона деревьев разная, так как вы использовали разные цвета акварели.

$А можно ли продолжить сказку?

Ответы детей: – мы можем продолжить сказку!

Смогли бы вы помочь тем, кто сорится, злится?

Ответы ребят: – всегда готовы помочь.

Вы готовы научиться рисовать птиц, не простых, а «птиц сказочных» для нашей «волшебной» рощи. Птиц, которых$ нельзя встретить на нашей планете. Согласны?

Дети в восторге соглашаются.

Но это волшебство произойдет в следующей весенней игре – сказке и вы научитесь изображать «сказочных птиц» с помощью геометрических фигур.

Педагог еще раз хвалит ребят за их творчество.

Еще записи

Leave a Comment