Конспект урока на тему “Познание”

Познание

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

$ Виды познания:

  1. обыденное (практическое) совершается в повседневном опыте – в труде, общении..

  2. научное – главный источник рациональ$ных знаний людей мире

  3. философское

  4. художественное (образное)

  5. социальное

Объект познания * познаваемый предмет

* весь окружающий мир в тех границах, в которых с ним

взаимодействую люди и общество в целом

* человек

$Субъект познания * человек, общество

Чувственное познание – человек получает информацию о предметах и явлениях

окружающего мира с помощью органов чувств

Формы чувственно познания:

  1. ощущение (представляет собой отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего$ мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств)

  2. восприятие (в процессе него у субъекта познания формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы и их свойства

  3. представление (такая форма познания, при которой чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет воспроизводить его мысленно)

Рациональное познание – (немецкое ра$зум) – на этом этапе включаются механизмы

мышления. Новые представления связываются с теми,

которые были получены ранее.

Формы рационального познания:

  1. Понятие – представляет собой форму (вид) мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов или явлений

  2. Суждение – представляет собой форму мысли, в которой устанавливается связь между отдельными понятиями и с помощью этой $связи утверждается или отрицается что-либо. Высказывая суждения, человек пользуется понятиями, которые являются элементами суждения.

  3. Умозаключение – это получение новых суждений на основе уже имеющихся с помощью использования законов логического мышления.

  4. $

Виды умозаключений:

А) дедуктивное – представляет собой цепь рассуждений, звенья которой связаны

отношениями логического следования от общих утверждений к

частным

Б) индуктивные – умозаключения располагаются в цепи в последовательности от

частных к общим. Индуктивные умозаключения наводят на мысль.

Интуиция – специфический поз$навательный процесс, приводящий к новому знанию.

Сознание – мера интенсивности нашего взаимодействия с действительностью

Подсознание – процессы в психике, которые мы не отслеживаем в сознании, не

осознаем

Самосознание – это особое состояние сознания, когд$а оно обращается на самое себя.

Основные направления познания

Самопознание Познание природы Познание общества

Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно

Эмпирики счит$али, что это можно сделать только при помощи ощущений

Рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания

Методы познания

  1. Метод наблюдения (целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта)

    $

  2. Метод имперического описания (полученные сведения фиксируются с помощью средств языка либо в других знаковых формах)

  3. Метод эксперимента (метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях.

Виды эксперимента:

а) исследовательский (направлен на обнаружение новых, неизвестных науке

явлений)

б) пров$ерочный (контрольный) – в ходе него осуществляется проверка

теоретических предположений, гипотез

в) физический , химический, биологический, социальный

Еще записи

Leave a Comment