Конспект урока на тему "Рудные полезные ископаемые"

Тем урока: Рудные полезные ископаемые

Цель урока: познакомить учащихся с рудными полезными ископаемыми Казахстана

Задачи урока:

- расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства; познакомить учащихся со способами запоминания материала через состав$ление опорного конспекта.

- развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.

- воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: презентация к уроку, образцы руд, металлов и изделий из металлов, магниты;

$схема получения металлов; иллюстрации изделий из металла.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой

Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могуч$и были силы недр…”

- Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)

- О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)

2. Актуализация знаний. Повторение.

- Что такое полезные ископаемые?

- Почему люди их добывают?

- О каких полезных ископаемым говорится в загадках:

Камни, почву раздробил

Специальный бур -

Из земли фонтан забил,

$Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин. (Нефть)

2.Черный-черный порошок

Очень нам зимой помог.

Им мы печку разжигали,

То-то было жара!

Кочергой его мешали,

Словно кочегары.

Этот порошок, друг мой.

Добывают под землей. (Уголь)

3. Мне, ребята, после плавки

Сталью быть охота.

Сталь нужна и для булавки,

И для космолета.

$А сама-то я невзрачна,

Темною бываю.

Под землей, в пещерах мрачных

$Часто залегаю. (Руда)

4. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

5. Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен … (Мелом)

6. Одну её не едят,

А без неё мало что едят. (Соль)

7. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. ( Природный газ)

8. Росли на болоте растения…

$А теперь это топливо и удобрение. ( Торф)

- На какие три группы их можно разделить полезные ископаемые?

- Что относится к горючим полезным ископаемым? К рудным и нерудным?

3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию темы.

- Прочитайте слова. Какое “лишнее”? Почему?

Железо

Ножницы

Медь

Алюминий

Золото

(Все металлы, $а ножницы – изделие из металла).

Сформулируйте тему урока.

Металлы (запись в тетрадь)

Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах)

А сегодня на уроке мы с вами узнаем:

- На какие 2 группы делятся металлы?

- Из чего получают металлы?

- Какими свойствами они обладают?$

- Где используются?

4. Изучение нового материала.

1) Организация практической работы

- Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы.

Как это можно сделать? (Мнения детей)

Рассказ учителя.

Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа- цветные металлы. К черным металлам относя$тся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк.

Ответим на первый вопрос:

- На какие 2 группы делятся металлы?

Составление опорного конспекта (Слайд 4)

- Из чего человек получает металлы? (Из руды)

2) Работа с учебником: с.29

Чтение определения, что такое руда.

Рассказ учителя.

Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-6)

Месторождения закрытого типа называются шахты или ру$дники,

открытого типа – карьеры или разрезы.

Чтобы получить черные металлы добывают руды черных металлов (магнитный, бурый и красный железняк).

3) Полезные ископаемые Казахстана

Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане, где сконцентрировано 85% разведанных запасов железной руды. Особое значение имеют Качарское и Соко-ловско-Сарбайское месторождения.

$Сарбайское месторождение железа было открыто в 1948 году летчиком М. Сургутановым. Во время перелета над месторождением он обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитной аномалии. Вскоре было открыто редкое месторождение железа. Руды этих месторождений высокого качества и содержат 50-60% чистого железа. Руды осадочного происхождения встречаются в месторождениях Аятское и Лисаковское в Костанайской области и добываются открытым способом на глубине 30 метров. Содержание чистого железа в руде 37-40%. Небольшие месторождения железной руды имеются в Карагандинской (Кентобе, Каратас) и Северо-Казахстанской$ (Атансор) областях.

Марганец. (темный пурпурный)К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца достигает 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке (в частности, в Улытау), Каратау и Мангыстау.

Хром. 99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащих высококачественные руды. Месторождения хромитов открыты также в Костанайской и Воcточно-Казахстанской областях.

Казахстан вышел на второе место в мире по запасам и годовой добыче хромитовых руд (темный зеленый). Эти руды являются обязательным компонентом при выплавке нержавеющей стали. Хром экспортируется в 40 стран мира. 97% хромитов в СНГ добывается в Казахстане.

Никель (зеленый). Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений никеля находятся в БурыкталеКемпирсайского массива в Актю-бинской области» Большие запасы высококачественного никеля разведаны в месторождениях Аккарга и Актау в Ко-станайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.

$Алюминий (светлый желтый). Основное алюминиевое сырье Казахстана - бокситы. Главные месторождения расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Поэтому изыскивается возможность использовать другие источники сырья, в составе которых содержится глинозем. Казахстан занимает одно из пе$рвых мест в СНГ по производству алюминия.

Медь (зеленый). Казахстан обладает богатейшими запасами медной руды. Основные промышленные типы руд - медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Жезказганские рудные месторождения по своему потенциалу занимают первое место в СНГ и второе место в мире. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.

Крупные месторождения руды медно-порфирового типа - Коунырат, Бозшаколь. Они разрабатываются открытым способом, но руды отличаются невысоким содержанием металла.

Полиметаллы. Полиметаллические руды содержат ценные компоненты - свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка - Риддерское, Зыряновское и другие - находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов. Полиметаллические месторождения имеются в Текели - в Жунгарском Алатау, в Ачисае и Мыргалымсае - в горах Каратау. В последние годы разведаны богатые месторождения свинца в Центральном Казахстане (Кызылеспе, Каскаайгыр и др.).

Золото. В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Золото добывается на востоке республики - на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе - в Жетыгаринском рай$оне Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевыми жилами, вторичными кварцитами и россыпями. Месторождения в районе Калбинского хребта тоже содержат кварцевые жилы и россыпи. Небольшие кварцевожильные месторождения есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.

Редкие металлы. К этой группе относятся вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. По количеству и промышленному значению месторождений Центральный Казахстан занимает первое место в СНГ. Некоторые редкие металлы (кадмий, индий, висмут, селен, ртуть и др.) имеются также в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.

На ряду с объяснением учителя, дети вспоминают условные обозначения полезных ископаемых и записывают их м$есторождения

4)Рассказ о получении черных металлов (по схеме)

Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали.

$5) Завершение опорного конспекта

5. Закрепление

1) Ответим на второй вопрос:

- Из чего получают металлы?

- Назовите руды черных металлов? Цветных металлов?

- Какими свойствами обладают металлы?

- Где используются металлы?

2)Это интересно!

Рассказ учителя.

В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо п$оступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.

3) Обобщение и контроль усвоения.

Игра “Да-нет” (с использованием опорного конспекта).

Железо относится к группе черных металлов. (Да)

Черные металлы выплавляют из железной руды. (Да)

Цветные металлы притягиваются магнитом. (Нет)

Для получения алюминия добывают боксит. (Да)

$У металлов плохая теплопроводность. (Нет)

Все металлы обладают блеском. (Да)

Все металлы твердые тела. (Нет)

8. Д/з стр. 29 – 30 читать, работа с контурной картой.

9. Итог урока.

В завершении урока поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения

Сегодня я узнал (а)_________________

Я научился (лась)__________________

Мне было интересно _____________________$

Тест «Полезные ископаемые»

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

$2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

$ 1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;$

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами

$Кроссворд

1

4

2

$

$

$

$

3

$

5

$

$

4

$

$

5

$

По горизонтали:

$

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек?

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй ...., пока горячо».

$4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца.

По вертикали:

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?

2. Без него не может обойтись учитель на уроке.

$4. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности - мел, мрамор.

5. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.

Post Comment