Конспект урока окружающего мира для 3 класса «Болото»

Тема урока: « Природное соо$бщество « Болото» ( второй урок в теме)

3 класс, программа Занкова

Учитель Гаврюшова Светлана Викторовна

Цели:

*обобщить знания о природном сообществе « болото»

*развивать мышление, внимание, умение работать в группе

*воспитывать интерес к природе, бережное отношение к ней

Задачи:

*повторить ранее полученные знания

*продолжить формирование умений работы с картой, используя условные знаки

*сформировать представление учащихся о болоте как о природном сообществе

* расширить знания учащихся о растениях и животных, обитающих на болоте и многочисленных связях между ними

Оборудование: видеопроектор, слайды или презентация природных сообществ, растений и животных болот, карта природных зон, ягоды болот (для угощения детей); игрушка-лягушка, стрела.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихя

примечания

$

1. Орг. момент

$

2.Актуализация знаний обучающихя

Загадка

Все обходят это место

Здесь земля как будто тесто.

Здесь осока кочки мхи

Нет опоры для ноги.

Нацеливание : значит над какой темой продолжаем работать ?

Назовите тему над которой работали на предыдущих уроках

Что такое природное сообщество?

Назовите какие природные сообщества вы уже знаете

Ответы детей

Болота

Природные сообщества

Это единство живой и неживой природы

Луг, поле , лес, пресный водое$м

3. Проверка домашнего задания

Проблемный вопрос на урок

1. Работа с географической картой

- Покажите на физической карте природную зону тайги. В каком тепловом поясе она лежит?

- Что характерно для этого пояса?

- Как обозначаются на карте болота?

$

- Как вы представляете себе болота?

- Как они образуются?

- Во всем мире ведутся работы по осушению болот и заболоченных земель. Может быть они не нужны природе?

- Если нужны в чем заключается богатство болот?

Вот на этот вопрос нам предстоит ответить на уроке.

Работа с географической картой

В умеренном

Холодная зима, лето короткое, прохладное

$

Предположения

4. Изучение нового материала

План:

Растения

Животные

$

Роль растений в жизни животных

Цепи питания

Работа в группах (выбор названия, командира)

  1. «Аукцион» растений болот

  2. Назови лишне$е растение(для каждой команды). Что не растет на болоте? ( 1 группа: рогоз, вереск, осока. Стрелолист, тимофеевка; 2 группа: багульник, пузырчатка, мох, пушица, клевер; 3 группа: аир, морошка, голубика, малина, черника)

  3. Какие сведения у вас о необычных растениях болот?

Делаем вывод:

- Какие свойства характерны для растений болот?

$

  1. Загадки о животных и птицах болот. Игра « Печатная машинка»

  2. Составь вопрос для другой команды о любом животном

  1. Ролевая игра « Создай рекламу» от лица любого животного болота ( или жалобу)

Вывод: Какой вывод сделаем о мире животных на болотах?

Подумайте, какое значение имеют растения в жизни животных?

Составьте пищевые цепочки

Чья команда больше назовет

Ответы о росянке, аире, пузырчатке и др.

Ответы: влаголюбивы, есть ярусы, небольшой рост, корни стелющиеся, т.к. неустойчивое дно, много воды,$ дышать трудно, листья жесткие, узкие

Например:

  1. Какие приспособления имеют птицы болот? (длинный клюв, ноги, хорошо летают, многие плавают) .

  2. Почему лось не проваливается в болотах?

  3. Почему в$олки, кабаны, зайцы не живут постоянно на болотах, а только захаживают?

  4. Кто страшно кричит на болотах и пугает людей?(выпь, филин)

Мир животных разнообразен, у всех есть приспособления к жизни на болотах.

Среда обитания, пища, защита, укрытие.

Работа в группах

5 Закрепление

Итак, можно ли болото назвать природным сообществом?

Теперь подошли к нашему главному сегодня вопросу. Чтобы на него ответить, поработаем экологами.. Продолжите рассуждения

1 группа. Если отравить всех комаров на болоте…

2 группа. Если осушить болото…

3 группа. Если болото превратить в другое природное сообщество…

$

Делаем вывод: нужно ли болото в природе?

А в жизни существуют разные мнения. Распределите их в 2 группы: положительные и отрицательные:

Среда обитания живых существ; нельзя жить человеку; запасы влаги; построить дорогу, жилье; природные филь$тры; засеять поля; топливо торф; лекарственные растения; питают реки.

- Чего больше, + или -?

Да, т.к. разнообразен мир растений и животных и все они не могут существовать друг без друга, помогают выжить друг другу

Да, т.к. это природное сообщество

Распределяют в группы + и -

6 Итог урока

Без кого нельзя представить болото?

Наша представительница не простая, со стрелой. Что бы это значило?

Вы сегодня дружно потрудились.

Каждая команда получила новые знания, много заработала баллов ( подведение итогов)

- Что было инте$ресно узнать на уроке?

А от обитательницы болот за чуткое отношение к природе вам сюрприз. ( угощение – ягоды болот)

$

Без лягушки

Стрела должна попасть в цель

Ответы детей

7 Домашнее задание

Придумать знак « Охрана болот» нарисовать и подписать текст, выступить перед учащимися параллельного класса

Дополните$льное задание - тест

Тест « Верите ли вы»

1 Верите ли вы , что из-за брошенного стекла может возникнуть пожар

2 …что на болоте есть ядовитые змеи

3 … что лоси, кабаны, волки не живут на

Болотах

4 … что выпь может напугать людей

5 … что на болотах нет деревьев -

6…что мох используют вместо ваты +

7 …что кожа у лягушки сухая -

8на болотах встречаются растения-хищники +

9 …птицы болот имеют короткие ноги, для -

того, чтобы удобнее ходит$ь по болоту

+

+

+

+

Подведение итогов с помощью подсчета правильных ответов

Post Comment