Конспект урока окружающего мира «Как звери готовятся к зиме»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

$«Детский сад №46 «Калинка» комбинированного вида города Северодвинска Архангельской области

Конспект урока окружающего мира

«Как звери готовятся к зиме»

подготовил$а

воспитатель

Денисенко Анна Михайловна

г. Северодвинск

2011

$ Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о диких животных, их внешнем виде, повадках, условиях обитания.

  2. Совершенствовать речевые навыки детей: подбирать слова антонимы и синонимы.

  3. Развивать логическое мышление: объединять группу предметов, ориентируясь на два признака (размер, цвет).

  4. Воспитывать отзывчивость, доброту, желание помочь, попавшему в беду.

Оборудование:

Грамзапись «шум ветра», конверты с задания$ми, игрушка зайца, картинка «злого зайца» из треугольников, картинка «доброго зайца» из кругов и овалов, белая полянка с серым и белым зайцем, картинки зверей: волка, медведя, лисы, белки, ежа, лося, зайца; картинки с изображением пищи для зверей, модели «лап» зайца, лисы, волка; листы с дорожками; карточки – коды, листья, д/и «Чей домик», д/и «Противоположности».

Предшествующая работа: игры с блоками Дьенеша, чтение произведений о диких животных, разгадывание загадок, д/и «Чей хвост?», «Угадай животное».

Содержание:

Включается грамзапись (шум ветра и слова лесовика)

«Здравствуйте ребята! Я лесов$ик. С этим волшебным ветром я отправил вам письмо. Его найдёте, если пройдёте три шага прямо и повернёте налево. Прочтёте и всё поймёте».

Дети: Выполняют задание и находят письмо.

Воспитатель: Да, вот и письмо. Тут адрес: детский сад «Калинка». Значит это письмо нам, давайте прочтём. Пишут нам животные: «Помогите нам, дети, срочно. Наш лесной друг заяц попал в беду. Злая Баба Яга спрятала белую шубку, она не хочет, чтобы з$аяц стал белым, пусть бегает серым зимой».

Воспитатель: Дети, а может и правда, пусть зайчик останется вот таким серым, как эта игрушка – зайчик. Зачем ему менять серую шубку на белую?

Детям предлагается «белая полянка», по которой «гуляют» два зайчика: один серый, другой белый. Какого зайчика вы заметили на снегу$ быстрее?

Дети: Серого зайчика.

Воспитатель: Зачем зайцу надо поменять шубку?$

Дети: Белая шерсть спасает зайца от врагов.

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на мордочку зайчика, он весёлый?

Дети: Нет, он не весёлый, а грустный.

Воспитатель: Он добрый?

Дети: Нет, он не добрый, а злой.

Воспитатель: Посмотрите, Баба Яга заколдов$ала его и превратила его части тела в фигуры. Назовите, какие они? Желательно словом, которое заменит название каждой фигуры.

Дети: Это угловатые фигуры, не круглые.

Воспитатель: Баба Яга сказала, что она превратит его снова в доброго и весёлого, если вы выполните все задания, соберёте картинку зайца и пошлёте в лес. Будем выручать зайца из беды?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда в путь! А как же идти, где подсказка? Ой, да вот стрелочки! Пошли!

1 задание.

Воспитатель: Читаю письмо из конверта: «Дети, все звери в лесу заняты поиском пищи, но от выходок Бабы Яги они нап$уганы, что у них ничего не получается! Помогите! Каждый возьмите картинку животного и отыщите для него нужную пищу. Если вы выполните правильно задание, то получите фигурку для составления фотографии зайца».

Дети: Дети выбирают картинки с изображением пищи для своего животного и рассказывают. Например: заяц$ питается травой, корой от деревьев, белка питается грибами, шишками, орехами и т.д.

Воспитатель: А сейчас на этот пенёк положите картинки животных, которые зимой впадают в спячку.

Дети: Кладут картинки ежа и медведя.

Воспитатель: Почему они спят зимой?

Дети: Не смогут зимой добыть себе пищу.

Воспитатель: На этот пенёк положите картинки животных, которые меняют цвет шерсти на зиму.

Дети: Кладут картинки белки и зайца.

$Воспитатель: Для чего они это делают?

Дети: Они линяют, чтобы зимой было тепло, а заяц, чтобы быть незаметным на снегу, прятаться от врагов.

Воспитатель: Ну а на этот пенёк положите картинки животных, которые зимой бегают по лесу в поисках пищи

Дети: Кладут картинки волка, лисы, лося.

Воспитатель:$ Почему они не впадают в спячку?

Дети: Лось питается корой деревьев, ветками, а медведь и лиса – хищные животные.

Воспитатель: Задание выполнено, зверям помогли. Берём фигуру-овал (туловище). Кладём в конверт.

2 задание.

Воспитатель: Читаю письмо из конверта: «Дети, в лесу заяц боится волка и лисы, но сможет ли он убежать от хищников, подскажите ему».

У каждого ребёнка лист с «дорожками» и модели «лап».

$Воспитатель: Дети, чьи серые лапы, рыжие лапы, белые лапы?

Дети: Серые – волчьи, рыжие – лисьи, белые – заячьи.

Воспитатель: Каждые лапы будут делать три шага по своей дорожке. По первой дорожке идут в$олчьи лапы, отмечаем каждый шаг, в конце ставим точку. По второй – лисьи лапы, по третьей – заячьи. Сколько шагов сделали серые лапы? А белые? А рыжие?

Дети: Одинаково, по три шага.

Воспитатель: Посмотрите на дорожки, какие лапы ушли дальше?

Дети: Волчьи лапы.

Воспитатель: Подумайте$ и скажите, почему волчьи лапы ушли дальше?

Дети: Они длиннее, чем у лисы и зайца?

Воспитатель: Кто из них быстрее бегает?

Дети: Волк.

Воспитатель: Лапы зайца не всегда помогают спастись от хищников – волка и лисы. Как же он спасается от хищников в лесу зимой?

Дети: Заяц меняет серую шубку на белую шубку, чтобы его не было видно на снегу.

Воспитатель: Выполнили задание, берём фигуру – круг (голова), кладём в конверт. Чтобы добраться до следующего задания, мы должны представить, что мы разные звери в лесу, и встать в круг.

Физкультминутка.$

Мы пройдёмс$я как лисята,

И как мишка косолапый,

И как заинька трусишка,

И как серый волк – волчишка.

Вот свернулся ёж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ёжика коснулся,

Ёжик встал и потянулся.

3 задание.

Воспитатель: Читаю письмо из конверта: «В лесу ещё живёт зверёк, который не впадает в спячку, а кто это, вы догадаетесь, когда отгадаете загадку:

Хожу в пуши$стой шубе

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Дети: Это белка.

Выставляется картинка белки.

Воспитатель: Как белка готовится к зиме?

Дети:$ Линяет, делает запасы, утепляет своё жилище.

Воспитатель: А в этот раз её соседка белка предложила утеплить дупло красивым ковриком из листьев. А какие листья надо отобрать, она написала на карточке. Но белка в затруднении, она не может прочесть то, что написано на карточке. Дети, давайте поможем белке.

Выставляются карточки с закодированной информацией по типу блоков Дьенеша: не большие, не красные. Давайте ей поможем отобрать нужные листья. Какие листья будем отбирать? Дети приносят нужные листочки. Делается анализ, исправляются ошибки.

$

Воспитатель: Какие листья мы отобрали для ковра?

Дети: Не большие, а маленькие; не красные, а жёлтые и зелёные.

Воспитатель: Помогли белочке, берём фигуру – овалы (передние лапы), кладём в конверт. А вот я вижу и стрелочку, которая показывает нам путь к следующему заданию.

4 задание.

Воспитатель: Читаю письмо из конверта: «Следующую ф$игурку для фотографии зайца вы получите только тогда, когда поможете его друзьям – зверям найти своё жилище». Приступим к заданию.

Д/игра «Чей домик?» Домики: дупло, берлога, нора, логово, муравейник Дети находят домик каждому животному.

Дети: Белка живёт в дупле. Медведь спит в берлоге. Лиса живёт в норе.

Воспитатель: А где живёт человек?

Дети: Человек живёт в доме.$

Воспитатель: Назовите одним словом: дом, дупло, берлога, нора, логово, муравейник?

Дети: Это жилище.

Воспитатель: Мы выручили зверей, а сейчас они с нами решили поиграть в игру «Наоборот». Найдите пары – картинки и скажите, что делают животные.

Дети: Волк бегает быстро, а ёж - медленно. Белка сидит на дереве, а заяц – под деревом.

Берём фигуры – овалы (задние лапы), кладём в конверт.

$ Воспитатель: Весело было играть с животными, но я вижу следующую стрелочку, а это$ значит, что задания Бабы Яги не закончились. Пошли.

5 задание.

Воспитатель: Читаю письмо из конверта: «Ну а сейчас ответьте на сложные вопросы. Ответите, последняя фигура ваша».

- Что будет, если медведь не нагуляет осенью жир?

Дети: Он не впадёт в спячку.

Воспитатель: Что будет, если белка, мыши не заготовят на зиму запасы?

Дети: Не чем будет питаться зимой, могут уме$реть с голоду.

Воспитатель: Что будет, если белка и заяц не поменяют себе шерсть?

Дети: Зимой им будет холодно. Зайцу будет сложно укрыться от врагов.

Воспитатель: Что будет, если ёж не уснёт в норе на зиму?

Дети: Ему нечего будет есть зимой.

Воспитатель: Что случ$ится, если у волка будут короткие лапы?

Дети: Он не сможет добыть себе пищу.

Воспитатель: На все вопросы ответили, забираем последнюю фигуру – маленький круг (хвост). Ну вот, ребята, мы выполнили все задания Бабы Яги. Давайте составим фотографию зайца и отошлём её в лес Бабе Яге. Из каких фигур получился заяц?

Дети: Из круглых и овальных.

Воспитатель: Какой заяц был вначале, а какой сейчас?

Дети: Вначале заяц был злой и грустный, а сейчас – добрый и весёлый.

$

$

Список используемой литературы:

1. Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам: Планирование и конспекты: Кн. 2. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическо$е пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005.

Post Comment