Конспект урока окружающего мира «Неживая природа: времена года - зима, свойства снега»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Золотой ключик» комбинированного вида»

$

Конспект урока окружающего мира

«Неживая природа: времена года - зима, свойства снега»

$

подготовила воспитатель

Комарницкая Лолита Владимировна

$ Г. Шарыпово

Цель: формирование у дошкольников представления о временах года: зиме

Задачи:

Образовательные:

  • формировать у детей представления о зиме, снеге;

  • расширять словарный запас детей по данной теме;

  • расширять знания детей о правилах проведения экспериментальной деятельности.

Развивающие:  

  • стимулировать мыслительную деятельность, развивать логическое мышление;

  • $ развивать любознательность и воображение, умение наблюдать за ходом эксперимента и анализировать его результаты.

Воспитательные:$ 

  • воспитывать умение работать в коллективе;

  • воспитывать чувство взаимопомощи;

  • вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в проведении экспериментов.

На протяжении всей непосредственно-образовательной деятельности детей прослеживается интеграция следующих образовательных областей:

«Коммуникация»

$ развитие связной речи в процессе ответов на вопросы, решения проблемных ситуаций, объяснения своих действий; расширение словаря через введение новых понятий (сыпучий).

«Чтение художественной литературы»

отгадывание загадок.

«Музыка»

формирование эмоционально положительного настроя детей, мотивации, через использование детских музыкальных произведений (мелодия из мультфильма «Простоквашино» «Кабы небыло зимы»)

$«Безопасность»

расширение знаний детей о правилах безопасного поведения в лаборатории (правила проведения опыта с использованием кипятка).

«Социализация»

воспитание желания участвовать в совместной деятельности; воспитание дружеских отношений, чувства взаимопомощи.

$«Художественное творчество»

- зарисовка опыта, снежинок

Предварительная работа:

Рассматривание и наблюдение за снегопадом, снегом.

Проведение отдельных опытов с водой «Фильтрование воды»; «Замораживание воды»; «Нагревание воды».

Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.

Беседа с детьми о зиме, снеге.

Чтение стихотворений о снеге$.

Чтение примет, загадок о зиме.

Разучивание песен и танцев о зиме: «Зима слова Н.Френкель, музыка В. Карасевой; «Санки» слова О.Высотской, музыка М. Красева; «Голубые санки» слова М. Клоковой, музыка М. Корданского.

Просмотр презентаций.

Сотрудничество с родителями: беседа с родителями по теме, консультации для родителей с целью сотрудничества с детьми в проведении исследований, опытов: «Таяние снега».

Материалы:

Магнитная доска; символы состояния снега; лотки со снегом.

$Альбомные листы; цветные карандаши.

Для опытов: воронку, вата или бинт, стаканчик, салфетка, лотки со снегом.

Оборудование: аудио-плейер.

$Планируемые результаты:

Для детей: обогащение и расширение знаний: дети будут иметь простейшие представления о снеге, свойствами снега.

Для родителей: сближение с детьми при совместной деятельности.

Для педагогов: обогащение и расширение знаний, накопление опыта в организации и проведении детской поисково-исследовательской деятельности.

Итоговый продукт НОД:

$При организации НОД использовались элементы социо-игровые технологий и ИКТ.

Задачи были реализованы при помощи использования методов и приемов:

1. Наглядные: совместное создание элементов модели «Снега».

2. Словесные:$ вопросы, рассказы педагога, рассказы детей.

3. Положительная мотивация.

4. Художественное слово.

5. Практические действия: проведение опытов, зарисовка опыта.

Содержание НОД:

Формирование положительной мотивации:

Воспитатель:

Подойди ко мне дружок,

Встанем мы с тобой в кружок.

Доброе утро солнцу и птицам,

доброе утро приветливым лицам.!

$1). Ребята я хочу загадать вам загадку:

Заготовила хозяйка для природы много краски,

Полю - лучшие белила, зорям алые чернила,

Всем деревьям чистые блёстки серебристые.

Целый день она кует на реке холодный лед.

- Кто, эта хозяйка? (Зима).

- Где должна стоять стрелка на наших часах?

2). $Дидактическая игра: «Зима- это хорошо или плохо?»

Дети высказывают свое суждение:

- Когда зима это хорошо? (в сне$жки играть, снежную бабу лепить, зайчик поменял свою шубу на белую, волк его теперь не заметит, кататься на санках и т.д.)

- Когда зима это плохо? (Очень холодно, не всегда можно пойти гулять, птицам и животным в лесу трудно добывать еду, многие птицы улетели).

3). Как называется явление природы, когда с неба кружатся и падают снежинки? (Снегопад).

4). Дидактическое упражнение «Снежинки» (Дети «летают и кружатся, опускаются на землю» под музыку «Вальс снежинок»).

Опыт-наблюдение «Снег»

$Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое опыт, или, как говорят ученые, эксперимент? (ответы детей)

Опыт или эксперимент – это когда учёные ищут что-то новое, и хотят убедиться в необычных свойствах обычных предметов.

Прогнозирование результата. Это опыт-наблюдение, когда взрослый проводит сам опыт, дети наблюдают и делают вывод.

Уточнение правил техники безопасности. В этом опыте помогает младший воспитатель (лотки со снегом).

Перед началом эксперимента говорю, что мы будем работать со снегом. Уточняю, чем опасен снег.

Вы$полнение эксперимента.

На столе стоит все необходимое для проведения опыта: лоток со снегом.

Дети сидят на стульчиках на небольшом расстоянии от стола. Опыт проводит воспитатель и комментирует по ходу выполнения.

Если я?

- Давайте попробуем подую на снег, что произойдет? (Начинают падать снежинки).

$- Сколько летает снежинок? (Много).

- Что можно сказать о таком снеге? (Сыпучий).

- Ребята подойдите, подойдите, потрогайте снег, какой он? (Холодный, белый, сверкающий, скрипучий и т.д).

Выполнение эксперимента.

Лотки со снегом, стакан, воронка, вата или бинт, делают выводы.

- Давайте попробуем сейчас слепить из этого снега снежок. Почему что снег очень холодный, он рассыпается. Наши снежинки не соприкасаются друг с другом. Летает каждая отдельно.

* * *

* *

$* * *

- Вот как я нарисовала.

Какой снег я нарисовала? (Сыпучий).

А теперь мы подержим снег в руках.

- Наши руки, какие теплые?

- Что происходит со снегом в наших руках? (Нагревается).

- Давайте попробуй слепить снежок? Получилось или нет? (Получилось слепить снежок?)

- Какой нужен снег, чтобы слепить снежок? (Не совсем холодный).

$ - Попробуйте подуть на него, полетели снежинки?

- Попробуйте разломить снежок? (Можно разломить, но трудно)

- Если посмотреть на получившийся снежок, что можно сказать о снежинках, как они ведут себя? (Можно сказать, что они взялись за руки)

Я нарисовала их вот таких

** * * *

6). Ребята давайте зарисуем всё, что мы узнали про снег и вечером покажем родителям и им расскажем.

Вопросы: Олег, ты какой снег нарисовал?

$ Динамические упраждения:

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепи$ли.- «Лепят снежок».

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем- совсем не сладкий. – грозят пальчиком.

Раз- подбросим

Два-поймаем

Три- уроним

И…. сломаем.- роняют снежок, топчут.

Воспитатель. Я открою вам секрет. Некоторые дети едят снег во время прогулки. Почему это делать нельзя (можно простудится, снег грязный - можно заболеть). Проводит опыт.

А если снежок растает, что получится? (Вода).

$ В воронку, в которой вата или бинт, выливает воду, вода уходит в стаканчик, а на вате остается грязь.

7). Рефлексия:

Воспитатель обращается к детям.

Прав ли был поэт, когда сказал такие слова.

И снег, и лед, и пар,

Скажет вам и млад и стар,

Это все- таки… Что? (Вода).

О волшебнице воде мы с вами узнаем еще много интересного.

$

Список используемой литературы

  1. $Серия « Школьная библиотека». Времена года. Сост-ль : Юдаева М.В. М. : Изд. «Самовар», 1990г.

  2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7 лет. Конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

  3. Шорыгина Т.А Стихи и сказки о родной природе. М. : ТЦ Сфера 2005г.

Post Comment