Конспект урока окружающего мира «В гостях у Золотой осени»

Государственное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 78 Центрального района города Санкт-Петербурга

$Конспект урока окружающего мира

«В гостях у Золотой осени»

подготовила

$воспитатель младшей группы

Чернова Наталья Генриховна

г. Санкт-Петербург

2011

Задачи:

- Вызывать интерес к познанию окружающего мира, расширять кругозор детей.

- Формировать сенсорное развитие, закреплять умение выделять цвет, величину как особое свойство предметов.

$- Учить видеть все свойства предмета, ориентироваться на два свойства – на форму и цвет одновременно.

- Развивать мелкую моторику рук.

- Вызывать интерес к действиям с красками.

- Формировать групповую сплоченность, желание участвовать в совместной трудовой деятельност$и.

Демонстрационный материал:

Листочки бумаги четырех цветов (20*15), посередине белый квадрат (8*8) или круг диаметром 8 см, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты или круги тех же четырех цветов – дверцы (10*10, диаметр 10см), большая мягкая игрушка – лисичка. Картины или репродукции с изобра$жением золотой осени. Силуэт дерева – яблони, высотой выше роста ребенка, яблоки из цветного картона – красные, желтые, зеленые трех разных размеров.

Раздаточный материал:

Цветные листы шести цветов (10*8), белые квадраты на них (5*54), цветные квадраты (6*6).

$ Яблоки желтые, красные, зеленые разной величины из картона по 5-6 шт. на каждого ребенка, три корзины разной величины.

На каждого ребенка альбомный лист, на нем силуэт листика для раскрашивания, кисточка, краски. Или 2-ой вариант трафарет листика, краски и тампон из поролона, альбомный лист.

Подготовительная работа:

На уровне форточки прикрепить игрушку – птичку (синицу), спрятать её за шторой. На ковре разложить осенние листья разных пород деревье$в, прикрепить силуэт яблони и под ним разложить «яблоки».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель: (заранее одеть костюм золотой осени, а сверху – белый халат)

- Скажите, ребята, что интересного вы увидели сегодня утром, когда шли в детский сад?

Ответы детей: «Я видел листочки на земле», «Мы видели собачку в жилетке», «Дядя подметал листья», «Мы с папой ехали на трамвае», «Шел дождик, а у нас с мамой не было зонтика», «Меня папа привез на машине»…

$Помощник воспитателя включает фонограмму птичьих голосов или произносит: «синь-синь».

Воспитатель подходит к окну и за занавеской видит птичку-синичку.

- Ребята, по-моему, у нас гость!

Обращается к ней:

- Что ты пропела нам, птичка-синичка?

Помощник повторяет – «синь-синь».

$

Воспитатель:

- Дети! Синичка приглашает нас в лес, об этом её попросила Золотая осень. Сейчас она в лесу хозяйка. Хотите в лес к Золотой осени?

Ответы детей: «Да, хотим!»

Воспитатель предлагает детям надеть медальоны с изображением листиков$ разных пород деревьев, которые будут билетиками в лес:

- Вот теперь можно в путь!

Дети выстраиваются паровозиком, первый ребенок назначается «машинистом». Помощник воспитателя включает фонограмму детской песенки «Мы едем, едем…», а дети направляются к ковру, на котором лежат разноцветные осенние листочки. На стенах игровой комнаты развешаны картинки с изображением осенних пейзажей.

Воспитатель встречает детей в костюме золотой осени.$

Воспитатель:

- Здравствуйте, здравствуйте, дорогие дети! Я очень рада вас видеть!

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

$Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

$ И ёлочек. Я…

Ответы детей: «Осень»

Воспитатель:

- Верно, я – Осень. Молодцы, что вы все меня узнали.

Осенью становится прохладно, а ночью уже могут быть заморозки. Хорошо тому, у кого есть еда и теплая шубка. А те звери, которым нечего есть зимой, забираются в норку и прячутся там до весны, впадают в спячку. Поможем мышке и другим зверятам спрятаться так, чтобы их не нашла хитрая лиса?

Ответы детей: «Да, поможем!»

$Воспитатель (предлагает детям поиграть в игру «Спрячь мышку»: раздаёт цветные листы и объясняет задание):

Ход игры.

Сначала воспитатель расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет хитрая лиса, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку.

Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» и по четыре квадрата всех цветов. «А те$перь вы спрячете своих мышек, пока лисичка спит. Выберите из квадратов, которые лежат перед вами, квадрат того же цвета, как домик вашей мышки».

Когда все дети выполняют задание, появ$ляется лисица и смотрит, у кого «мышка плохо спряталась». При этом воспитатель дает возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока лиса не приблизилась к ним.

Если ошибка не исправлена, лиса забирает у ребенка листочек с мышкой.

В конце игры воспитатель говорит детям:

- Все сегодня молодцы, помогли спрятаться мышкам в домиках.

Воспитатель берет в руки корзину и читае$т стихотворение В.Д. Берестова, показывая детям картинки с изображением рябины, грибов и т.п.

- Вот красная рябина,

Вот желтые опята,

И в сентябре корзина

Полным-полна, ребята!

- А теперь я хочу показать вам какой большой урожай яблок в моем лесу этой осенью! Воспитатель обращает внимание детей на «яблоки» разной величины и разных цветов – зеленые, желтые, красные, которые лежат под «яблоней». Предлагает им собрать их в три корзины разной величины в зависимости от размера яблок.

- $Помогите мне, пожалуйста, собрать эти замечательные яблоки в корзины!

Проводится игра: «Сбор фруктов».

Ход игры.

Воспитатель показывает детям дерево с яблоками, корзины и говорит:

- Посмотрите, у меня три корзины: большая, поменьше и маленькая. Яблоки надо собирать по величине: большие – в большую ко$рзину, маленькие – в маленькую, а средние – в среднюю.

Когда игра закончилась, к детям выходит ежик, он идет, смотрит себе под ноги, никого не замечает и недовольно ворчит: «Сколько яблок у$родилось в этом году, не успею до морозов все собрать, вот беда-то какая…»

Воспитатель восклицает:

- Ёжик, посмотри, вот дети все яблочки тебе собрали, да по величине разложили в разные корзинки.

Ёжик:

- Ой, правда, всё собрали. Спасибо вам за помощь. Понравилось у нас в лесу гостить?

Ответы детей: «Да!»

Ёжик показывает детям лист кл$ена и читает стихотворение В.Д. Берестова:

- Вот на ветке лист кленовый,

Нынче он совсем как новый,

Весь румяный, золотой…

Ты куда, листок, постой!

- Это ветер-озорник так играет с листьями. Хотите и мы поиграем с ветром?

Ответы детей: «Да! Хотим!»

Ёжик проводит игру «Ветер и листочки». Автор – И.Е. Аверина.

$Ход игры.

Ёжик рассказывает стихотворение и выполняет движения вместе с детьми.

Дует, дует ветер. (Дети сидят на корточках в кругу.

Дует, задувает. Дуют, вытягивая губы $«трубочкой».)

Желтые листочки (Встают. Поднимают руки вверх.

С дерева срывает. Выполняют с поднятыми руками наклоны влево – вправо.)

И летят листочки (Бегут по кругу.)

Над лесной дорожкой.

Падают листочки (Останавливаются. Садятся на корточки.)

Прямо нам под ноги.

После игры Ёжик обращается к Осен$и:

- Что-то, ты Осень, грустная, смотри, какие веселые дети после игры! А ты почему грустишь?

Воспитатель:

- Да, дети молодцы, а грущу я оттого, что скоро и в моем лесу ветер будет листочки срывать, а они еще зеленые, я не успею их раскрасить в осенние цвета.

$Ёжик просит детей раскрасить силуэты листьев разных пород деревьев. После рисования все рассматривают листья, любуются, называют с какого дерева листок. Осень благодарит детей за помощь, а ёжик угощает всех яблоками.

Дети благодарят, берут подарки, становятся паровозиком и отправляются в детский сад под фонограмму песенки «Мы едем, едем…»

Воспитатель одевает сверху костюма белый халат и «встречает» детей в детском саду. Спрашивает детей – что понравилось в лесу, чем занимались в гостях у Золотой осени?

$Ответы детей: «Рисовали листочки», «Раскрашивали», «Прятали $мышку», «Яблочки собирали», «Играли с ёжиком»…

В конце занятия воспитатель хвалит детей и просит дома с родителями нарисовать Золотую осень, а рисунки потом отправить в лес в большом красивом конверте (можно его заранее приготовить и показать детям).

Список использованной литературы.

  1. И.Е. Аверина. Физкультурные минутки в детском саду. М.: АЙРИС ПРЕСС, 2011.

  2. $

    Л.А. Венгер, Э.Т. Пилюгина, Н.Б. Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. М., 1988.

  3. Э.Г. Пилюгина. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. М., 1983.

Post Comment