Конспект урока по Окружающему миру “Что такое природное сообщество. Луг – природное сообщество”

Окружающий мир

Урок по теме:

«Что такое природное сообщество?

$Луг – природное сообщество».

(УМК «Планета знаний»,4 класс)

Составила: Цыцына Л.Н.

2014г.

$

$

Тема урока: Что такое природное сообщество. Луг – природное сообщество.

Тип урока: Урок «открытия» нового знания (с использованием исследовательской технологии).

Цель урока:

Формирование$ целостного представления о природном сообществе, в частности о луге.

Задачи:

Обучающие:

  • актуализация знаний о природных сообществах;

  • знакомство детей с разнообразием растений и животных луга, взаимосвязи между ними, пищевыми цепями, сообщества.

Развивающие:

  • выяснить значение лугов для человека.

  • рассмотреть возможное негативное воздействие на природное сообщество луга человеком.

Воспитательные:

  • воспитание личной ответственности за выполнение коллективной работы;

  • $воспитание экологической культуры младшего школьника.

Планируемый результат:

  1. Осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др., собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;

  2. $Принимать (с помощью учителя, со-регуляция) учебно-познавательную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;

  3. Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совме$стную деятельность в группе, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.

Учебно-методический комплект: программа УМК «Планета знаний» под ред. И.А.Петровой, Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов, Е.В.Саплина, А.И.Саплин /учебник «Окружающий мир» 4 класс, 1ч., компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки с заданиями.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемно-диалогический, исследовательский, эвристический

Технологическая карта урока

$Этап урока, цель

$

Содержание педагогического взаимодействия

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение.

Цель: настроить детей на деятельность, п$лодотворную работу

Организую и проверяю готовность детей к уроку

– Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы мо$жете выполнить любое трудное задание.

Самоорганизация

самопроверка

Музыкальная пауза.

2.Актуализация знаний.

Цель: актуализировать минимум знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия нового знания.

Активизирую мыслител$ьные(анализ, синтез, классификация) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

– Картину чего мы с вами мысленно нарисовали?

– Что такое природа?

– На какие группы можно разделить объекты природы?

Назовите представителей каждой группы.

Воспроизводят и фиксируют знания, умения и навыки, достаточные для открытия нового знания.

Опрос по цепочке

$

3.Постановка проблемы (темы урока)

Цель: подвести учащихся к теме урока, определению темы урока и целеполаганию.

Организовываю погружение в проблему, создаю ситуацию противоречия между известным и неизвестным. Побуждаю к высказыванию своего мнения.

Между организмами существуют разнообразные связи.

В природе организмы живут вместе, образуя сообщества.

– Что же называют «природным сообществом»? Обратимся к розовым листочкам, которые у вас на столах.

– Какие сообщества вы знаете?

А сейчас давайте посмотрим клип. Подумайте, о каком сообществе пойдет речь на нашем уроке.

Тема нашего урока: «Луг – прир$одное сообщество».

– По каким признакам вы это определили?

Самоосмысление.

Фиксируют проблему.

Исследуют условия учебной задачи.

Анализируют.$

Строят понятные для собеседника высказывания.

Воспринимают ответы одноклассников

Проблемный диалог

4.Открытие новых знаний.

Цель: поиск решения учебной задачи. Конструирование нового способа действия.

Организую учебное взаимодействие, исследование.

Проведем исследование по теме.

Ваша задача доказать, что луг – это природное сообщество.

$Формулирую задание. Даю комментарий.

Исследование будем проводить в группах, каждая будет иметь свой предмет исследования.

1 группа выяснит, $какие бывают луга. (На столе материал, который нужно применить.)

  • Что такое луг?

  • Какие луга называют заливными, горными и суходольными?

2 группа изучает растительный мир луга. (На столе материал, который нужно применить.)

  • Какие растения растут на лугах?

  • Злаковые растения.

  • Бобовые растения

  • Лекарственные растения.

  • Ядовитые растения.

3 группа$ знакомится с животным миром луга. (На столе материал, который нужно применить.)

  • Перечислите обитателей луга.

  • Назовите насекомых.

  • Расскажите о птицах, которые ими питаются.

  • Какие звери приходят на луг.

  • Как связаны между собой обитатели луга. Составьте пищевую цепочку.

4 группа подготовит материал о связи человека и луга. (На столе материал, который нужно применить.)

  • Как человек использует луга?

  • $Приведите примеры неправильного поведения человека на лугу.

  • Нарисуйте экологические знаки, которые можно оставить на лугу для тех людей, которые не знают правила.

Проводят групповое исследование.

Читают текст. Находят в нем информацию. Анализируют ее. Участвуют в обсуждении материала.

Осуществляют самоконтроль.

Частично-поисковый, исследовательский метод

Групповая работа

$

5.Первичное закрепление нового знания. Переход к этапу решения частных задач.$

Цель: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Диагностическая работа. Оцениваю выполнение каждой операции.

Отчет 1-3 групп подкрепляется презентацией.

– Выполнена работа, вы представили все «объекты» луга.

– Можно ли сейчас утверждать, что луг – это природное сообщество? Почему?

$Физминутка.

– Представьте, что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем.

– Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.

– Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.

– Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.

– Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох-выдох.

– Настало время ответить на жизненно важный вопрос – $вопрос о роли луга для человека и как деятельность человека влияет на состояние лугов.

Отчет 4 группы – сообщение и представление рисунков.

Учатся формулировать ответы на поставленные вопросы.

Воспринимают ответы собеседников.

Составляют схемы (цепи питания).

Анализируют, делают выводы.

Осуществляют $самоконтроль.

Эвристическая беседа

Музыкальная пауза

6.Систематизация нового знания. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Цель: коррекция отработки способа.

Организую практическую коррекционную работу.

Обобщим полученную информацию, ответив на вопросы

  1. О каком луге идет речь? (Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит много ила. $ Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются.)

  1. $Какие виды растений можно встретить на лугу?

  1. Что помогает кузнечику защититься от врагов на лугу?

  1. Что человеку дает луг?

Этим летом группа ребят ходила на экскурсию на луга около р.Теши. Они написали рассказ о своих впечатлениях. Все ли вам понравилось в их поведении? Какие ошибки ребят вы увидели?

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе.

В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредны.

Потом перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат.

$Домой вернулись довольные. Весело прошел день!

– Какие ошибки совершили ребята?

– Что вы им посоветуете?$

Ребята, у нас есть животные, растения, насекомые, птицы, которые находятся на стадии вымирания. Такие животные, растения, насекомые считаются редкими. И куда заносят редких растений?

Заливные.

Злаковые, бобовые, лекарственные, ядовитые.

Окраска тела.

Корм для животных, лекарственные травы, ягоды, грибы.

Нельзя рвать цветы с корнем, много цветов.

Нельзя ловить бабочек и кузнечиков.

Нельзя трогать яйца птиц.

$

Нельзя оставлять мусор после себя.

Красная книга.

Оценка текста

7.Рефлексия.

Цель: самооценка результатов деятельности,

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

$– Ребята, что вы нового узнали?

– Что мы сделали для этого?

– Перед вами мишень, оцените свою работу на уроке. Возьмите магниты и прикрепите на ту часть мишени, с которой вы на ваш взгляд справились.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке, фиксируют степень усвоения нового знания.

Незаконченное предложение

8.Домашнее задание.

Цель: создать условия для возникновения потребности включения в деятельность «надо», «хочу» и «могу».

Определяю задания для самоподготовки.

  • Подготовить сообщение о животных луга.

  • Подго$товить сообщение о растениях луга, занесенные в красную книгу.

  • Подобрать стихотворения о лугах.

Намечают цель самоподготовки.

Выбери сам.

Творчество работает на будущее

Еще записи

Leave a Comment