Конспект урока по Окружающему миру “Когда на Руси появилось государство?” 3 класс

Окружающий мир.

3 класс.

$Тема урока: «Когда на Руси появилось государство?»

Цели урока:

  1. Познакомить детей со временем образования Древнерусског$о государства, с материальной и духовной культурой восточных славян и жителей Древней Руси;

  2. Развивать мышление, грамотную речь, память, умение слышать товарищей;

  3. Воспитывать интерес к истории, навыки общения.

План урока

  1. Постановка проблемы: сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?

  2. $Версии детей, актуализация знаний.

  3. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

а) Возникновение Древнерусского государства.

б) Изменения в жизни восточных славян после возникновения государства Древняя Русь.

  1. Выражение решения проблемы.$

Применение нового знания.

Итоги урока.

Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Постановка проблемы.

Учащиеся делятся на 5 групп. Каждая группа получает текст с описанием находок археологических слоёв разных времён. Текст написан шрифтом, у$добным для чтения.

1 группа – описание находок возрастом более 10 тысяч лет. Это каменный нож; маска из лопатки лося, в которой прорезаны дырки для глаз и для рта; деревянные лыжи, вырезанные из толстых веток.

2 группа – книги 12 века. Обложка из тонких досок, обтянутых кожей и украшенных золотыми и серебряными пластинами, драгоценными камнями. Страницы – из тонкой, специально обработанной кожи животных. Буквы написаны от руки.

3 группа$ – находки 18 – 19 веков: печатная азбука, где каждая буква сопровождается картинками; керосиновая лампа.

4 группа – описание предметов середины 20 века: это автоматы и патроны времён Великой Отечественной войны, большие ламповые радиоприёмники, пластинка от патефона.

5 группа$ – описание предметов конца 20 – начала 21 века: это компьютерный диск, плейер, сотовый телефон.

Учитель: Перед вами описание находок археологов, сделанных на одном и том же месте, но на разной глубине. Почему археологи так внимательно отмечают, в каком слое земли, на какой глубине были найдены те или иные предметы?

Учащиеся: Чем глубже была обнаружена находка, тем более древний слой земли открыли арх$еологи.

Представители от групп учащихся, ориентируясь по указанным датам, распределяют листы с описанием находок на доске, снизу вверх «по археологическим слоям» – самые древние находки располагают$ся внизу.

Учитель: Как называются свидетельства прошлого, дошедшие до наших дней? (Исторические источники) Посмотрите какие источники самые древние? (Предметы возрастом 35 – 40 тысяч лет.) Эти предметы сделаны людьми? (Да) Можем ли мы сказать, что люди жили на территории нашей страны 35 – 40 тысяч лет назад?

На доске появляется запись: «На территории нашей страны 35 40 лет назад жили люди»

Учитель: Вспомните, что за памятник увидели в Новгороде Анюта и Ил$юша?

Учащиеся: Памятник, возведённый в честь тысячелетия России.

На доске появляется запись «России тысяча лет».

Учитель:$ Посмотрите на доску. Какое вы замечаете противоречие?

Учащиеся: На территории нашей страны люди живут не менее 40 тысяч лет, а России всего тысяча лет.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос урока: «Сколько лет нашей стране – 40 тысяч или одна?»

Проблема урока записывается$ на доску. К ней необходимо постоянно обращаться по ходу урока.

Что такое страна( территория с границами, столицей, в которой находится правительство)

Государство (механизм управления обществом в какой либо стране)

2) Версии детей, актуализация знаний.$

Учитель: Давайте подумаем, как на рисунке можно изобразить время?

Если ученики затрудняются, то можно напомнить им загадку «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит»

Учитель:$ Посмотрите на рисунок учебника. Вы видите, что история нашей страны протекала не гладко – иногда происходили такие события, что река истории круто меняла своё направление. Выделив такие события, учёные-историки условно разделили реку на несколько частей-периодов, чтобы легче было ориентироваться во времени. Каждому периоду придумали своё название. Внимательно посмотрите на реку и определите, в какую сторону она течёт. (Слева направо) Как вы догадались?

$Задание группам: Представители групп около листов, прикреплённых к доске, подписывают, к какому периоду российской истории относятся предложенные археологические находки. У первой группы возникает затруднение – к находкам 35 – 40 тысяч лет нет подписи. Учитель просит сделать предположения, почему река времени российской истории начинается с 9 века. Что могло быть на территории России до 9 века?

Учащиеся высказывают различные точки зрения.

$-Страна с названием Русь, Россия появилась в 9 веке, а до 9 века она называлась по другому.

– до 9 века люди на территории Росии жили, но единой страны ещё не было

  1. Поиск решения проблемы.

Чтобы выбрать, какая же версия правильная, необходимо рассмотреть карты в учебнике.

$Организовать проверку версий можно в ходе беседы:

– Что вы заметили общего на первой и второй карте?( Изображена одна и таже территория – Восточная Европа, Есть города Киев и Новгород

– Какое время изображено на картах?

(первая карта – до конца 9века, а вторая карта – 9-21 век)

– Чем ещё отличаются карты?

(На второй карте появилось государство Русь. Город Киев стал столицей)

– Можн$о ли территорию восточных славян назвать страной, государством?

(нет, т.к. в стране должны быть граница, столица, а у восточных славян этого не было)

$– Итак, что же случилось к концу 9 века в Восточной Европе? (Появилось новое государство Древняя Русь) История страны начинается тогда, когда на территории складывается государство : граница, армия, страной управляет правительство

Учитель: Обратимся к основному вопросу и версиям, записанным на доске. Какая из версий подтвердилась?

После того, как учащиеся останавливают свой выбор на версии, напро$тив неё ставим знак «+».

Учитель: Ребята, вы сделали вывод по картам, что к концу 9 века в Восточной Европе появилось новое государство Древняя Русь. А что мы не узнали из карт, какие вы хотите задать вопросы?

$Ученики могут задать разные вопросы, которые можно объединить в блоки.

Примерные блоки:

– Кто такие восточные славяне? Как жили люди на территории России до 9 века, в условиях, когда единой страны ещё не было?

– Как возникло государство Древняя Русь?

– Как стали жить люди после 9 века в едином государстве?

Как жили древние славяне, как добывали себе пищу?

Хотелось бы вам оказаться на месте изображённых людей?

Расскажите о том, во что верили восточные славяне?

$Самих идолов – статуй божеств сохранилось не много. Деревянные сгорели, сгнили, многие каменные были разрушены и утеряны… Поэтому о языческой религии мы узнаём, в основном, из п$исьменных источников позднейших времён

  • Есть ли среди ваших знакомых люди, которые поклоняются древнеславянским богам, например Перуну или Роду? (нет)

Учитель: В современной России уже забыты традиции древних славян, хотя отголоски обрядов сохранились и сегодня. Например:

Масленица

А ещё одна традиция Древних славян –колядки – короткие обрядные песни, в которых пожелание хозяинам благополучия. Новогодние праздники длились около месяца и назывались Святками. На Святки в славянских селах по ночам$ ходили ряженые – коляды. Они пели под окнами домов колядки – пожелания добра, благополучия, изобилия, а хозяева готовили для них угощение: калачи и сласти

Дополнительный материал.$

На нашей новогодней ёлке висят яблоки и мандарины – такова давняя традиция: напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в новом году и осыпать их спелыми плодами.

А ёлочные игрушки – коровы, барашки, козы – это может быть, воспоминание о новогодней жертве: чтобы избежать голода и бедствий, люди устраивали праздник в честь духов подземного мира, принося им в жертву домашних животных

$Намного позже в нашей земле возникли каменные храмы, но их ставили в честь уже другого бога, появилась новая вера. К этому времени на просторах наше Родины сложилось государство.

Физ. минутка: Встанем, дети, и погуляем по нашей прекрасной стране. Вот бежи$м мы зелёным степям, а теперь поднимемся на гору. Посмотрите вокруг себя. Как красиво! Сбежим с горы вниз к речушке. Попьём ключевой воды с родничка и сядем, отдохнём в славянском поселении вот под этой берёзкой.

Какой вопрос у вас может возникнуть ? ( Как произошло образования государства?) Малый С задаёт вопрос

Ответ вы найдёте на стр.$ 29-30

Беседа по прочтенному отрывку:

  • В каком году произошло объединение племен? (в 882 году)

  • Кто объединил племена? ( князь Олег)

Слайд 5. Рассказ учителя о князе Олеге: Князь Олег объединил все русские земли, образовал государство – Киевскую Русь, а город Киев сделал столицей. Он приказал строить новые города, заключил первый на Руси торговый договор. Княжил Олег на Руси 33 года.

  • $Что возникло благодаря объединению племен ? (Древнерусское государство$)

Учитель: Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

Ученики совещаются в группах, и представители от групп предлагают свой вариант решения проблемы. С помощью учителя учащиеся переход$ят к выводу, что история страны начинается с времени возникновения государства. До 9 века на территории современной России жили племена восточных славян, но единой страны у них не было. Значит, история нашей страны началась со времён создания Древнерусского государства – немногим более одной тысячи лет назад.

2.Изменения в жизни восточных славян после возникновения государства Древняя Русь

– Как же изменилась жизнь восточных славян после возникновения государства ?

Ответ вы на$йдёте на ст.30-31(Один князь –одна вера)

Итог урока

– Что показалось на уроке трудным?

-Что показалось интересным?

-Что запомнилось?

Еще записи

Leave a Comment