Конспект урока по Окружающему миру “Мини-проект «От чистого истока»”

Гардиханова Оль$га Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ АСОШ № 2, п.г.т Алексеевское РТ

Мини-проект «От чистого истока»

Актуальность темы определяется:

  1. $

    Необходимостью внедрения современных технологий.

  2. Приоритетностью вопросов экологического образования, как типа мыслительной деятельности учителей, учащихся и родителей.

  3. Эффективностью обучения, при котором ученик является активным субъектом образовательного процесса.

Основное противоречие: Необходимость формирования личности, обладающей гармоничным сочетанием интеллектуальных и нравственных качеств, имеющей высокую экологическую культуру, и недостаточной разработанностью данной проблемы.

$Гипотеза: Процесс формирования экологического образования будет успешным при условии:

  1. Построения образовательного процесса на основе идеи культурологического подхода.

  2. Реализации исследовательского подход$а в образовательном процессе.

  3. Организации творческого взаимодействия учитель-ученик- родитель.

Цель урока:

  1. Формирование экологической культуры учащихся через овладение навыками и умениями исследовательской работы.

Задачи:

  1. Изучить состояние проблемы экологического образования в современных условиях.

  2. Формировать гражданскую позицию по отношению к своей Родине, через социологический опрос, историческую справку, использование фотоматериалов.

  3. Развивать творческих способностей учащихся.

  4. Выполнить мини-п$роект «От чистого истока»

Ведущая идея урока: идея сотрудничества: признание за учеником его самоценности, индивидуальности; опора на его знания и суб$ъективный опыт; выполнение исследовательских заданий по интересам, что способствует целостному развитию личности и готовности к дальнейшему её развитию.

Теоретическая основа:

1. Нормативно-правовая

  • Закон РФ «Об охране окружающей среды (2002)

  • Закон РФ «Об образовании»

  • «Национальная стратегия экологического образования РФ» (2002)

2. Современные разработки п$едагогов и психологов по теории и методике формирования экологической культуры личности.

Авторский взгляд на проблему:

Уроки доброты по отношению к природе воспитываются с детства и имеют огромное значение для воспитания гармонически развитой личности. Для духовного формирования человека важно, чтобы он с самого детства наблюдал природу, непо$средственно общался с ней и был её потенциальным защитником.

Духовные потребности человека тесно связаны с осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы, вырабатывается чувство ответственности за окружающий мир, привлекают внимание общества к проблемам окружающей среды.

Научно-исследовательская деятельность в области экологического образования позволяет обучающимся осознано и самостоятельно воспринимать знания, активизирует их познавательную деятельность, повышает заинтересованность школьников в самостоятельном познании экологической культуры. 

Оборудование:  компьютер, интерактивная доск$а, фото и аудио материалы, карточки для учащихся.

Аудитория: родители, учащиеся 4 класса.

Медиапродукт выполнен в программе Power Point и состоит из 8 сла$йдов.

Ход урока:

«Создание мини-проекта «От чистого истока »»

  1. Оргмомент. (1 мин)

– Добрый день, мои друзья, коллеги и уважаемые родители!

– Я очень хочу, чтобы сегодня наш мастер класс $мы начали с хорошим настроением. И для начала я покажу вам одно не очень сложное магическое упражнение. Будьте внимательны, сосредоточьтесь, постарайтесь не отвлекаться.

– Сделайте глубокий вздох, задержите дыхание выдохните, а теперь просто улыбнитесь.

– Подарите, друг другу улыбки, ведь очень важно, чтобы утро начиналось с положительных эмоций.

– Друзья мои ! Ответьте пожалуйста на вопрос: любите ли вы свою Родину? (Да)

– Почему-то я была уверена, вы ответите, да!

– А с чего начинается Родина?

$ – Конечно же, с любви к отчему дому, к улице, посёлку в котором вы живёте, а может она начинается с любви к лесу, реке, роднику…

2. Основная часть (8 мин)

– И неслучайно тема нашего мастер- класса «От чистого истока»

– А эпиграфом нашей совместной работы я думаю, станут слова А. Д. Сахарова $ «Окружающий нас мир – это не то, что мы получили в наследство от предков, а то, что мы смогли сберечь»

– И сегодня на уроке даже если будут трудности – верьте, что вместе мы с ними справимся.

2.1. Знакомство с результатами социологического опроса жителей посёлка Алексеевское. (1 мин)

В ходе работы над проблемой формирования эко$логической грамотности, экологической эрудиции, экологической образованности учащихся меня и моих учеников заинтересовал вопрос: а что знают наши жители о своём родном посёлке. Мы решили провести социологический опрос. Нами было предложено 3 вопроса:

  • Знаете ли вы, что означает название нашего посёлка?

(Знаю- 15%, не знаю- 60%, затрудняюсь ответить-25% опрошенных респондентов)

  • Знаете ли вы, какие $экологические проблемы имеются у нас в поселке?

(Знаю- 35%, не знаю- 30%, затрудняюсь ответить-35% опрошенных респондентов. Основной экологической проблемой называли повышенную автомобильную загазованность)

  • Знаете ли вы названия рек, которые находятся на территории нашего села и $почему они так названы?

(

Знаю- 65%, не знаю- 10%, затрудняюсь ответить-25% опрошенных респондентов. В основном все называли только реку Кама.)

2.2.Историческая справка (1мин)

– Но обратите внимание на экран.

Через все село пролегает небольшой овраг.

По обе стороны которого жители села оставляют

кучи мусора. Но когда-то здесь протекала небольшая речка.$

– Кто из вас знает о ней?

– Да, по этому оврагу когда-то протекала небольшая речка под названием Ахтырка. Далее в народе и по сей день, жители села стали называть её Поганкой.

Главным образом от этой Поганки и распространялся по селу неприятный запах.
Дело в том, что по этому оврагу находилось несколько кожевенн$ых заводов, из которых отбросы кожевенного производства сваливались в овраг, да и сами кожи отмачивались в запрудах протекающей по оврагу речонки. Кроме того, в этот же овраг сваливалось крестьянами немало навоза. И вот поэтому-то от Поганки и распространялось зловоние, особенно по ближним улицам. Когда – то, на этой речке располагалось 8 родников, в настоящее время нет ни одного.

$ 2.3. Работа в группах (3 мин)

-Но, друзья мои, как исправить данную ситуацию? Как мы жители своего посёлка можем избавиться от этих запахов и этого загрязнённого места в селе?

-Я предлагаю вам поработать в группах над созданием мини-проекта «От чистого истока», который поможет в решении этой проблемы.

(Раздать инструктивные карточки)

1. Лесники

1. Разработайте правила пребывания на тер$ритории речки Ахтырки.

2. Придумаете и изобразите запрещающие знаки, регламентирующие поведение туристов.

2. Ботаники и зоологи

  1. Исследуйте разнообразие растений, населяющих территорию речки Ахтырки.

  2. Подберите виды птиц, которые помогут ожить оврагу.

$3. Пресс-центр

Собирает полученную информацию, готовит письмо – обращение на экологический форум Гринпис, рассказывая в нём об экологии родного края?

– Помните время ограничено. На всё отводится 3 минуты.

2.5. Выступление групп. (7мин)

– Давайте посмотрим, как лично можно участвовать в решении местных экологических проблем.

1.Слово п$редоставляем лесникам. (1 мин.) (учащиеся начальных классов)

Правила пребывания на территории речки Ахтырки.

  •   Не ломать ветки$, не рубить деревья.

  • Не разводить костры на берегу речки Ахтырки.

  •    Не разорять птичьи гнёзда, не вынимать яйца и птенцов из гнезда.

  •   Не убивать ящериц, лягушек.

  •    Не оставлять мусор.

2. Слово$ предоставляем ботаникам и зоологам (родители) (1 мин)

На территории речки Ахтырки произрастают

  1. Ковыль Залесского

  2. Ковыль Красивейший

  3. Лилия кудреватая

  4. Рябчик русский

  5. В$енерин башмачок

Птицы, которые помогут ожить оврагу:

    1. Синица

    2. Скворец

    3. Соловей

    4. Европейский средний дятел

Что же наш пресс-центр?(родители)

Какое же вы подготовили обращение к людям? (1 мин)

– Сегодня го$товясь к встрече с вами я принесла вам глоток воды(в стаканчиках). Попробуйте!

-Какие ощущения вы испытали? (Вкусная, холодная)

– А вода из нашего известного вам Ахтырского колодца.

Ахтырский колодец-много было исцелений иконой Ахтырской Богоматери . А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, которая вылечила её сына вскоре поставили часовню и вырыли колодец».

$- Ради этого вкуса, наверное, стоит очищать малые речки и родники.

3. Подведение итогов Мастер класса (1 мин)

Хорошо, давайте подведём итог.

Я начну, а вы продолжайте.

Дружно хором отвечайте

Согласитесь со мной, друзья, что природу губить нельзя

$Её нужно всем миром спасать

От мусора леса наши очищать,

Полевые цветы запрещаем рвать,

Птичьи гнёзда нельзя разорять,

Природу надо просто любить

И для потомков её сохранить!

$4. Рефлексия (1 мин)

И в завершении нашей с вами встречи, я хотела бы вам рассказать одну восточную притчу, которая заставляет задуматься. В ней рассказывается о том, как европейцы приехали в одну из стран Востока для изучения языка, культуры, природы. Когда пришла пора возвращаться домой, их одарили подарками и с почестями проводили на корабль, но прежде попросили остановиться и счистить с подошв землю.

– Зачем?- растерялись европейцы.

– Эта земля дорога нам, -ответили им. $Тропинки на этой земле протоптаны нашими предками и нашими детьми. Наша земля- самое драгоценное, что у нас есть. Это- золотая земля! Потому-то мы не можем никому отдать ни единой песчинки.

$Спасибо за внимание!

Список литературы

  1. В.И. Абрамов, Л.И. Абрамова, А.И. Демидов, В.Я. Иванов, С.С.Фассахов, Д.Н. Хафизова,Ф.Ш. Хузин,Н.П. Чурин «Алексеевский район: история и современность.-1-ое изд-ие.-Казань: А47 изд-во «Матбугат йорты», 200-280с.

  2. Большая энциклопедия начальной школы. – СПб,: Нева; М.:  ОЛМА–ПРЕСС, 2002. –416 с.

  3.  Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической  культуры младших школьников/ Галина Владимировна Буковская. – М.: ВЛАДОС, 2002.- 192 с.

  4. $Летопись Воскресенской церкви с. Алексеевского Лаишевского уезда составленная благочинным Алексеевского благоподчинения Лаишевского уезда протоиреем Василием Нечаевым в 1891г. Республика Татарстан.

$

6

Еще записи

Leave a Comment