Конспект урока по Окружающему миру “Органы чувств человека” 3 класс

Органы чувств человека.

$(урок ознакомления с окружающим миром, 3 класс)

Автор: Яковлева Л.В., учитель начальных $классов,

МОУ « Первомайская сош»,

п. Первомайский Тамбовской области.

Цель: формировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире.

Задачи: познакомить с механизмом работы органов чувств, продолжить формирование умения $соотносить вербальную информацию со схематическим рисунком, воспитывать бережное отношение к своим органам чувств, прививать навыки соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Ход урока

1. Организационный момент.

$Звонко прозвенел звонок-

Начинается урок.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель. Сначала вспомним материал предыдущих уроков, а помогут нам в этом загадки:

Два воздушных лепестка,
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дыша$ть нам помогают.

Д.- Легкие.

У.- К какой системе организма относятся легкие?

Д. -К системе органов дыхания.

$ У.- Легкие – это главный орган дыхания. Какие еще органы составляют систему дыхания?

Д. -Носоглотка, гортань, трахея, бронхи.

У.День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг –
Прекратится этот стук.

Д.- Сердце.

У. -К какой системе организма относится сердце?

Д.- К кровеносной системе.

$ У.- Какие органы составляют кровеносную систему?

Д. Сердце и кровеносные сосуды.

У. -По реке бежит вода,
Очень красная она,
По ней кораблики плывут,
Кислород, пищу нам везут,
От микробов защищают,
И, как могут, помогают.

Д. -Кровь.

У. -Что входит в состав крови?

Д. -Плазма – жидкость крови, которая несет питательные вещества; в крови есть белые кровяные тельца – лейкоциты и красные кровяные тельца – эритроциты.

3. Работа над новым материалом.

$

У.- Сегодня мы с вами продолжим изучение организма человека. А оценки у нас сегодня будут в виде сердечек, которые мы подсчитаем в конце урока.

У. -Скажите, с помощью чего человек получает информацию об окружающем мире?

Д.- С помощью органов чувств.

У. -Правильно, роль и$нформаторов выполняют наши органы чувств. Сегодня мы с вами подробнее поговорим о них, об их гигиене и узнаем много нового.

У. -У человека есть 5 основных чувств. Назовите их.

Д. -Зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

У. – Орган зрения – это глаза, орган слуха – уши, орган обоняния – нос, орган вкуса – вкусовые рецепторы, расположенные на языке,

А осязание осуществляется при помощи кожи.

$а) Орган зрения.

У.- Как вы думаете, какой орган чувств дает нам наибольшую информацию об окружающем нас мире? Загадка вам поможет дать правильный ответ:

Два братца через дорогу живут,
Друг друга не видят.

Д.- Глаза.

У. -Правильно, орган зрения. Большую часть (до 80%) информации об окружающем мире мы получаем через глаза. Они помогают виде$ть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

Д.- Прекрасные, ясные, чистые, веселые.

Показ строения органа глаза$

У. -Человеческий глаз имеет форму шара. Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?

Д.- Цветовое колечко.

У. -Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз. Радужку покрывает тонкая оболочка, через которую проходит цветовой луч – это роговица. Она никогда не меняет ни позиции, ни формы. Пространство между роговицей и радужкой заполнено прозрачным веществом, которое называется внутриглазной жидкостью. Она защищает роговицу от болезнетворных микробов.$ В центре глаза мы видим черную точку. Она, то расширяется, то сжимается. Это – зрачок. Он регулирует $количество света. Яркий свет – зрачок сужается, слабый – расширяется. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит. Глаз устроен из очень нежных тканей. Глаза хорошо защищены. Как?

Д. – Веки, ресницы защищают их.

У. -Что еще оберегает глаза? Загадка поможет вам:

Под мостом – мостищем,
Под соболем – соболищем,
Два соболька разыгрались.

Д. – Брови и глаза

У.- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота$. Но, чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.

Когда глаза устали, выполняйте следующие упражнения:

Гимнастика для глаз.

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

2. Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз.

Повторите 10 раз.

3. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца.

$

Медленно приближайте его к кончику носа, а затем отводите обратно.

Повторите 5 раз.

$ 4. Посмотрите в окно 1 минуту.

б) Орган слуха.

У.- Следующий по значимости орган чувств – это орган слуха, который тоже дает важную информацию о мире вокруг нас.

Игра “Опознай предмет по звуку”

1 человек с завязанными глазами опознает предмет по звуку.

(Скрип двери, хлопок, пение птиц, и т. д.)

$У. -Чтобы продемонстрировать механизм работы органа слуха, мы проделаем следующий опыт:

Опыт. Прижмите к столу механическую линейку, отогните край линейки и заставьте ее колебаться. Двигайте линейку, чтобы то большая, то меньшая ее часть находилась над столом. Прислушайтесь к высоте звуков, которые издает линейка.

Вывод. Звуки издают колеблющиеся тела. Передает колебания воздух и без него мы не смогли бы услышать друг друга.

У.- Как вы думаете, каким бы$ был мир без звуков?

У.- Как вы думаете, какие правила нужно соблюдать, чтобы сохранить хороший слух?

Д.- Не ковырять в ушах острыми предметами, избегать сильных и резких звуков, если возникнет боль, немедленно обращаться к врачу.

в) Органы вкуса и обоняния.

У. – Кислый, горький, сладкий, $соленый – эти четыре вкуса различает язык. Нос различает сотни запахов. Эти рецепторы отвечают за наши вкусовые ощущения.

(Показ картинки – язык).

У. – Бугорки, маленькие органы вкуса, находятся по краям языка. Их насчитывают около 3 тысяч. Каждая часть языка специализируется на каком- то одном вкусе. Но язык служит также для того, чтобы определить структуру, теплоту, прочность и сочность продуктов. Нос и язык связаны друг с друг$ом, что позволяет нам чувствовать запах того, что мы едим. Запах продуктов легко проникает изо рта в нос. Рецепторы, расположенные в носовой полости, очень чувствительны к тысячам разных запахов. Именно они передают информацию о запахах в мозг.

Опыт. “Угощение для языка”.

У.- Проведем опыт. Нам понадобится: нож, платок, морковка, яблоко, картошка$, сыр.

1. Нарежем продукты кубиками одинакового размера.

2. Завяжем глаза 1 человеку и скажем ему, чтобы он зажал нос руками и дышал только ртом.

3. Теперь мы будем давать ему по кусочку каждого продукта и узнаем, сможет ли он определить, где какой продукт?

Вывод.

$ У.- Чувствовал ли ты запах того, что ел?

Д. – Да.

У.- Значит, мы с вами показали на примере этого опыта, что нос и язык связаны друг с другом.

г) Орган осязания.$

У. Кожа – очень тонкая оболочка, покрывающая все тело. Ее задача – защищать организм от повреждений, от жары и холода, от вредного воздействия химических веществ и от инфекционных заболеваний. Кроме того, в коже находятся нервные окончания, с помощью которых мы ощущаем боль, жар, холод, шероховатость или гладкость предметов. Также в ней находятся потовые железы, через которые в виде пота из организма выделяются различные отходы и лишняя влага, что позволяет поддерживать постоянную температуру тела. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, середина ладони и средняя линия спины.

$ . А теперь мы попробуем распознать предметы с помощью осязания и обоняния.

1 ученик с закрытыми глазами распознает 2-3 предмета.

5. Работа в группах.

Каждой группе дается задание на карточках.

1. Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния?

2. Людям какой профессии нужно острое чувство вкуса?

3. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?$

Через 1 минуту 1 представитель от команды отвечает на заданный вопрос.

Варианты ответов.

1. Создатели духов, вин, химики, работающие с газами.

$2. Повара, селекционеры, выводящие новые сорта фруктов, ягод, овощей.

3. Музыканты, охотники, пограничники.

6. Итог урока.

У. – С помощью каких органов человек получает информацию об окружающем нас мире?

– Какие правила надо соблюдат$ь, чтобы органы чувств остались здоровыми?

Используемые ресурсы:

-Дорохов А.Р. Про себя самого. Москва «Детская литература», 1989г.

-Козлова М.А.Я иду на урок. М., «Просвещение», 2001г

Еще записи

Leave a Comment