Конспект урока по Окружающему миру "Осень: природа готовится к зиме" 1 класс

Вахрушев А.А. «Окружающий мир» («Я и мир вокруг»), 1 класс, 1 часть

Осень: природа готовится к зиме.$ 2 урок в теме (1урок-экскурсия)

  1. Цель урока: конкретизация знаний об осенних изменениях в природе.

  2. . Задачи:

- обучающие : познакомить детей с признаками и особенностями осенней природы, сформировать первоначальные умения проводить маленькие исследования объектов природы и фиксировать результаты наблюдений.

- развивающие (направленные на достижение метапредметных результатов обучения):

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать$);

-Формирования умения отличать осень от других времен года, классифицировать

$ -Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в парах( коммуникативные УУД);

-Формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД)

-воспитательные (направленные на достижение личностных результатов обучения)

- Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

-Формирование чувства любви к родной природе, родному краю.

Оборудование: карточки для игры «Генерал$-разведчик», лист наблюдения за погодой, конверты и картинки для работы в парах. Музыкальный фрагмент А.Вивальди «Времена года. Осень»

Ход урока

$

  1. Организационный момент

  2. А$ктуализация знаний и постановка проблемы.

ИГРА «Разведчик». К доске вызывается 1 ученик, учитель на ушко говорит собрать все картинки с изображением предметов по теме «Осень». У других учеников карточки с различными предметами живой и неживой природы (зонт, желтые листья, резиновые сапоги, новогодняя елка, земляника, чашка, плащ) Те, кого водящий выбрал выходят к доске, образуется ряд картинок.

- Ребята, посмотрите на получившийся ряд.

-Что объединяе$т все эти картинки? (они все связаны с осенью) Докажите.

- Попробуем сформулируйть ТЕМУ нашего сегодняшнего урока.

(Осень)

- Вы абсолютно правы. Я предлагаю вам поговорить об осени и о том, как природа готовится к зиме.

НА ДОСКЕ ТЕМА: «ОСЕНЬ: ПРИРОДА ГОТОВИТСЯ К ЗИМЕ»

- Для чего нам это нужно знать? (чтобы правильно одеваться осенью, знать почему происходят те или иные явления природы, любоваться осенней природой и т.д.)

- Что вы хотите узнать на этом уроке? (формулируют совместно с учителем, учитель помогает наводящими вопросами)

$ 1. Узнать, как изменяется погода осенью.

2. Узнать, как готовятся к зиме растения.

3. Узнать, как готовятся к зиме животные.

- Это наши цели на этот урок (Цели тоже фиксируются на доске)

  1. $ Совместное открытие новых знаний.

а) Изменение$ погоды осенью

1. Погода осенью (исследование погоды за неделю)

- Целую неделю вы наблюдали за погодой. Сегодня подведем итог вашей исследовательской работе. Откройте рабочие тетради на стр. 20, возьмите листочки с наблюдениями, давайте вместе подсчитаем и запишем в тетрадь:

1. Сколько дней ярко светило солнце?

2. Сколько дней солнце пряталось за облаками?

$3. Сколько дней шел дождь? Выпал ли снег за период наблюдения?

4. Сколько было теплых дней?

5. Сколько было прохладных дней?

6. А день такой же длинный как летом? В какое время на улице темно?

- Молодцы! Вы настоящие исследователи! А теперь представим, что вы не просто ученики, а настоящие ученые. Давайте сделаем выводы ученого (совместно с учителем) (Осенью солнечных дней становится меньше, чаще идут дожди, на улице становится прохладно, световой день короче, чем летом)$

-Сколько осенних месяцев вы знаете? Какие? (сентябрь, октябрь, ноябрь) Узнаете ли вы месяцы по их описанию? (подготовленные дети читают стихи)

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?    (Октябрь)

$

Тучей неба синева
От земли закрыта,
И осенняя трава
Инеем покрыта.
Лед на лужице блестит,
Лужа замерзает.
Это к нам зима спешит,
Осень провожает.

- Про какой месяц 3 стихотворение? (ноябрь)

- Узнали о погоде осенью? Справились с 1 задачей? (да)

$ б) Изменения в жизни растений осенью.

- На что повлияли эти изменения в погоде?

- Как изменилась жизнь растений с наступлением осени?

- Что происходит с травами? (Многие травы, рассеяв семена погибают.

У некоторых трав погибает лишь наземная часть, но остаются корни, весной они дают жизнь растениям).

$- А что происходит с деревьями? (листья деревьев желтеют и опадают)

- Как называется такое явление в природе? (листопад). Это приспособление растений к суровым условиям зимы.

- Все ли деревья меняют окраску? (нет, ель и сосна, например, остаются всегда зелеными)

Работа у доски по определению листьев.$ Детям предлагается соотнести изображение листочка с названием дерева, на котором он растет. (на доске прикреплены картинки с изображением листиков березы, осины, клёна, рябины, дуба, веточка ели и веточка сосны. Дети соединяют листик с карточками- названиями деревьев).

- Справились со второй задачей, которую ставили в начале урока? (да, мы узнали, как растения готовятся к зиме)

Физкультминутка Я прошу вас встать рядом $со своими партами. Будьте внимательны! Если я буду говорить название дерева, вы встаете на носочки, руки вверх и изображаем кроны деревьев. Если я буду говорить названия грибов, то вам нужно присесть.

в) Изменения в жизни животных осенью

- Влияет ли осень на жизнь животных?(да, они начинают готовиться к зиме)

- Я предлагаю вам отгадать загадки.

$

-Шубу дважды в год меняет.

Кто под шубою гуляет? (заяц)

Зачем заяц меняет шубку?

-Вперевалку зверь идет
По малину и по м$ед.
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны. (медведь)

-Осенью в щель заберется, а весною проснется. (муха)

-Проворная зверюшка
Живет в дупле-избушке.
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок. (Белка)

- А к$ак готовятся к зиме птицы? (многие птицы улетают в теплые края)

- На парте для приготовлены задания для работы в парах. (На каждой парте лежит 4 конверта: 1) Готовят запасы 2) Готовят норы и спят 3) Меняют шерсть 4) Зимуют, но не делают запасы. А также картинки с изображением различных животных (все животные подписаны: белка, серая полевка, медведь, ёж, заяц, волк, лиса, лось) Ученикам необходимо распределить животных по нужным конвертам. (Готовят запасы: белка, серая полевка. Готовят норы и спят: медведь, ёж. Меняют шерсть: заяц. Зимую, но не делают запасы: волк, лиса, лось)

$ Дети работают в парах, затем коллективная проверка работы.

-Узнали как животные готовятся к зиме? Справились с 3 задачей?

$

7. Рефлексия

- О каком времени года мы говорили на уроке?

- На партах у вас лежат листики, они белые. Превратите их в осенние.

- Возьмите карандаши и раскрасьте их так, чтобы они стали осенними листиками.

Красным цветом раскрашивают дети, которые считают, что цель, которую мы перед собой ставили, достигнута.

Желтым цветом$ раскрашивают те дети, у которых часто возникали вопросы на уроке и им требовалась помощь.

В это время звучит музыка А.Вивальди «Времена года. Осень»

Вот и завершается наше занятие.

- Покажите, какой красивый осенний лес у вас получился! Молодцы! Спасибо за работу!

Post Comment