Конспект урока по Окружающему миру "Птицы и звери позвоночные животные" 3 класс

УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

В 3 КЛАССЕ.

Программа «Школа 21 в.»

$

$

автор:

Лебеденко Оксана Владимировна
место работы:

Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Седельниковская средняя общеобразовательная школа №2»
Седельниковского муниципального района Омской области
должность:

учитель начальных классов

2012г

Цели:1. Обобщить знан$ия учащихся о птицах и млекопитающих (рыбах, земноводных, пресмыкающихся), как классах позвоночных животных.

2.Познакомить с понятием «оседлые» и «кочующие» животные

Оборудование: иллюстрации животных (акула, окунь, жаба, тритон, черепаха, ящерица; воробей, сова, дятел, снегирь, скворец, ласточка), схема- рисунок «контур рыбы», бланки для ответов для 3 и 4 групп (см. Приложение1), бланки для практической работы (Приложение 2), энцик$лопедии о животном мире, аудиозапись песни «Лесной олень» (Автор слов - Энтин Ю., композитор - Крылатов Е.)

Ход урока:

1.Орг. момент:

-Для того чтобы узнать, что будем изучать на уроке, должны повторить ранее изученное.

2.Актуализация (Повторение изученного) (работа в группах):

1 группа - классифицировать животных на 3 группы, обозначив схематически группу. (иллюстрации на доске в беспорядке)

акула, окунь

Ответ: жаба, тритон

черепаха, ящерица

$

2 группа - Дорисовать схему-рисунок “Рыба» (Дан контур рыбы )

Ответ:

$

3 группа - Написать общие признаки изученных классов позвоночных. (Ответ: дышат, размножаются, питаются, двигаются)

4 группа - Написать отличительные признаки изученных классов (Ответ: рыбы - дышат жабрами, размножаются икрой, тело покрыто слизистой чешуёй; земноводные (амфибии)– в раннем возрасте дышат жабрами, во взрослом состоянии - лёгкими, размножаются икрой, тело покрыто слизистой кожей; пресмыкающиеся (рептилии) - тело покрыто панцирем или крепкими окостенелыми чешуйками, размножаются яйцами, дышат лёгкими, передвигаются, прижавшись к земле (ползком))

-каким$ словом можно объединить все эти классы (позвоночные)-

Открывается запись «ПОЗВОНОЧНЫЕ» над выполненным заданием 1 группы, постепенно в зависимости от$ ответов 3 и 4 групп рядом с символами классов, открываются записи «РЫБЫ», «ЗЕМНОВОДНЫЕ (АМФИБИИ)», «ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (РЕПТИЛИИ)».

-Отражено ли в этих классах всё многообразие животного мира? (нет)

-Теперь можно сказать, что будем изучать на уроке? (какие ещё классы являются позвоночными)

3. Изучение нового материала.

1.Загадки (На доске появляются иллюстрации птиц распределённых в три группы)

Воробей Дятел Скворец

$

Я по дереву стучу На шесте дворец

Озорной мальчишка Червяка достать хочу Во дворце-певец

в сером армячишке Хоть и скрылся под корой А зовут его…..

По двору шныряет Всё равно он будет мой!

Крошки собирает.

Сова Снегирь Ласточка

Угадайте, что за птица Зимой на ветках яблоки

Све$та яркого боится Скорей их собери!

Клюв крючком, И вдруг вспорхнули яблоки - ЛАС

глаз$а пятачком, Ведь, это ……

Ушастая голова,

Это…

2.Беседа

-Как называют класс этих животных? (птицы)

-Чем отличаются от других животных? (тело покрыто перьями)

-Ещё один класс позвоночных, с которыми мы познакомимся это - птицы.

-Как вы думаете - Что доказывает, что они позвоночные, что у них есть скелет (тело что- то должно держать, передвигать, мышцы должны крепи$ться к чему-то)

-Почему я разделила на 3 группы?

-(Посмотрите на образ жизни, когда и где мы их наблюдаем)?

Первый помощник в учении - это книга. Откройте учебник на стр. 71-7$3.(оседлые, кочующие, перелётные)

-Как птицы узнают о времени перелёта? (изменяется температура)

3.Просмотр рубрики «Картинная галерея»

-Какое настроение передал художник на репродукции? (весеннее)

-Почему картина названа в голубом просторе? (море голубое)

Почему птиц называют ПЕРНАТЫМИ? (тело покрыто перьями)

- Птиц в природе насчитывается около 8580 видов. Они являются обитателями одной стихии - воздушной, и поэтому сходны друг с другом.

$

Но есть в природе птица, которая отличается от других. Дима (ученик) расскажет о ней, а вы должны угадать, что это за птица.

4.Рассказ ученика о пингвине (от 1 лица).

Мы жившие в доисторические времена, были почти двухметрового роста. Можете себе предст$авить, какое впечатление произвели бы мы в наши дни! Сейчас существует 17 раз­новидностей нашей популяции, самый крупный из которых - королевский, достигающий одного метра в высоту и весивший 36 кг.

Когда-то очень давно я умел летать не хуже любой дру­гой птицы. Но к настоящему времени от крыльев у меня остались лишь короткие отростки, которые для полетов непригодны. Как это пр$оизошло? Одна из причин, как ни странно, состоит в том, что у меня почти, а то и вовсе не было врагов. Я обитал в настоль­ко отдаленных антарктических районах, что нападать на меня было практически некому. Поэтому я мог спокойно проводить время на суше или на воде. По мере того как сменялись наши поколения, которые не пользовались своими крыльями, эти кры$лья стано­вились все меньше и жестче, пока не утратили пригодность для по­летов. Но зато мы превратились в превосходных пловцов и ныряльщиков, а эти крылья стали отличными плавниками!

- Правильно я пингвин .

5Физ. минутка

-Поиграйте со мной:

Пингвинёнок потянулся.

$Раз - нагнулся,

Два-нагнулся.

Крылья в стороны развёл-

Видно рыбку не нашёл!

Чтобы рыбку-то достать-

Нужно под воду нырять.

6.Песня «Лесной олень»

Чтобы узнать следующий класс послушайте песню. Представителем, какого класса является герой песни? (ОЛЕНЬ - Млекопитающие)

- Назовите отличительные черты данного класса. (детёнышей вскармливают молоком, тело покрыто шерстью, дышат лёгкими)

4.Закрепление

(Практическая работа в парах с$ энциклопедиями)

-На столах лежат энциклопедии и листочки, в которых вы должны записать представителя каждого класса.(выбирают ответы из энциклопедий)

-Вспомним куда необходимо обратиться, чт$об легко ориентироваться в энциклопедии (оглавление)

5Проверка практической работы. Самооценка.

(если нашли все классы-5, четыре класса-4 и т.д.)

6.Вывод

Что нового узнали?

7.Домашнее задани$е

Найдите в дополнительной литературе: представителем какого класса являются ЧЕРВЯГИ (Земново́дные, или амфи́бии)

Используемая литература:

1.Виноградова Н, Ф. Окружающий мир.- учебник 3 кл. ООО Издательский центр: Вентана-Граф, 2010

2. Я познаю мир. Животные.- Детская энциклопедия., Москва, ТКО АСТ, 1995.

Post Comment