Конспект урока по Окружающему миру "Символы России" 3 класс

$УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В 3 КЛАССЕ

УМК «Планета Знаний»

$МБОУ Ряженская сош

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Вахненко Людмила Васильевна

Тема: «Символы государства Российского»

Вид: урок изучения нового материала.

Тип: урок-исследование.

$Форма проведения занятия: комбинированная с элементом исследовательской

работы.

Цели:

1. Обучающие:

дать основные понятия о символах государства, объяснить их символику,

познакомить с символами родного края (области, района)

формировать у детей интерес к прошлому и настоящему родной страны;

2.Развивающие:

развивать коммуникативные способности и умение вести диалог,

$развивать интеллектуальные умения (сравнение, анализ)

$практические умения (работа со справочниками, дополнительной литературой, умение находить необходимую информацию)

3.Воспитывающие:

способствовать воспитанию любви к Отечеству и родному краю,

оказывать нравственное воздействии на личность ребёнка;

способствовать расширению его социального опыта, осознанию себя частью своей страны воспитывать чувства патриотизма, гражданской ответственности на основе соприкосновения с историей Отечества,

воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу$.

Оборудование: учебник по окружающему миру (И.В. Потапов, Е.В. Саплин, А.И. Саплин), карта Росси, карта Ростовской области, компьютер, экран, презентация к уроку « С любовью к Росси», элементы аппликации флага и герба России, Ростовской области, Матвеев - Курганского района для работы в группах.

Подготовка к уроку: учащиеся должны знать гимн России, подбирать дополнительные материалы, готовить выступления; уметь работать в группах;

учитель должен:$ организовывать и направлять учащихся в процессе исследовательской работы по группам; помочь детям найти необходимые материалы о гербе, флаге, гимне России, своей области и района.

Ход урока

1. Оргмомент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Начинается урок,

Он пойдёт ребятам в прок.

Постарайтесь всё понять,

Многое узнать.

А сейчас, ребята, повернитесь друг к другу. Протяните руки к товарищу и положите свои ладошки на ладошки соседа. Чувствуете тепло друга? Пуст$ь это тепло сохранится до конца урока. Вы добры, спокойны, уверенны в себе. У вас всё получится!

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: - На прошедшем уроке вы познакомились с главным документом нашего государства. Этот документ определяет устройство государства, основные права и обязанности граждан. Как называется этот документ? $( Слайд 2)

- Вы дети. Назовите ваши основные права, которые записаны в Конституции. ( Слайд 3)

Объясните, как вы понимаете эти права.

3. Актуализация базовых знаний. Мотивация. (Слайд 4)

Учитель: - Прежде, чем мы с вами перейдём к новой теме урока, я бы хотела, чтобы вы вместе подумали и ответили на некоторые вопросы,$ разгадав кроссворд. (Слайд 5)

1. С городом этим трудно сравниться.

Главный в стране он, это … (столица)

2. Пр$ава и обязанности граждан записаны в … (конституции)

3. Как называется главный город нашего государства? (Москва)

4. Назовите фамилию президента нашей страны. (Путин)

5. Название нашего государства. (Россия)

6. Модель Земли $- это …(глобус)

- А теперь прочитайте ключевое слово. (Символ)

- Правильно. А как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? ( О символах)

(Слад 6)

- У нас сегодня урок-исследование, и вы будете не просто учениками, а настоящими исследователями, которые дадут правильные ответы на вопросы.

( открыть вопросы на доске)

1. Какие символы есть у Российского государства?

2.Что означают цвета Государственного флага России, флага нашей области и района?

3.Что мы называем малой Родиной?

$4. Изучение нового материала.

1) Символы нашей Родины.

Учитель:

1. Какое прекрасное имя - Россия!

Мы с именем этим добрей и сильней.

В нём ветер надежды и дни фронтовые,

И шорох берёз, и печаль журавлей.

$2. Проходят года над моею страною.

Проходят года над великой судьбой,

И если мы в жизни чего-нибудь стоим,

То лишь потому, что мы сердцем с тобой.

Все мы являемся гражданами Российской Федерации и $должны знать и почитать символы нашей страны. Сегодня мы с вами поговорим о символах государства. К государственным символам любой страны относятся, прежде всего, государственный герб, флаг и гимн. Есть эти символы, ребята, и у нашей Родины. (Слайд 7)

Слово « символ» в переводе с греческого языка обозначает знак, признак, пароль, сигнал. Символы это отличительные признаки государства. И сегодня мы с вами заглянем в историю создания этих символов..

(Слайд 8-герб) Сообщение ученика.

$Учитель: - откройте учебники на стр.109 и прочитайте 4 абзац.

- Как зовут всадника на гербе?

(Слайд 9 – флаг) Сообщение ученика.

(Слайд 10 – гимн) Сообщение ученика.

$Учитель: - Откройте с.113 учебника и прочитайте, когда звучит гимн.

- Что такое флаг? Герб? Гимн? (дети отвечают, и на доске открывается словарь терминов урока)

Словарь

Флаг$ – прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета, или нескольких цветов, часто с эмблемой, официальный символ государственной власти.

Герб – эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

Гимн - торжественная песнь или мелодия, один из символов любого государства

Учитель: Вот и получили мы с вами ответ на первый вопрос.

2) $Физминутка.

3) Символы малой Родины.

На фоне 13-15 слайдов дети читают слова:

1. Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И берёзки, вдоль которых$

Взявшись, за руки идём.

2. Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце, кажется светлей,

Там радостней весна златая.

$3. Там сладостней звучит поток,

Прохладней легкий ветерок.

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно, там все мило.

Учитель: Ребята, посмотрите на карту нашей огромной Родины-России, здесь есть совсем небольшой уголок, где живём мы с вами. Это наша Ростовская область. Как называется столица нашего Донского края? Правильно, это город Ростов-на-Дону. (Слайд 13) А теперь посмотрите на карту Ростовской области. Вот такую красивую форму имеет наш край на карте. И, конечно же, наша область тоже имеет свои $символы. (Слайды 14-15)

(Сообщение детей)

Ученик: России малая частица,

$Земля похожая на рай,

Листва берёз, разлив пшеницы,

Всё это наш, Миусский край.

Матвеев-Курган.

Нет красивей земли.

Это место родное

$На карте страны. (Слайды 16)

Учитель: Давайте найдём на карте нашей области Матвеево - Курганский район (показать).

Наш район тоже имеет свои символы. Давайте посмотрим.

(слайд 17)

(Сообщение детей)

- А теперь ответьте на второй вопр$ос. Что означают цвета Государственного флага России, флага нашей области и района?

(Ответы детей)

5. Этап закрепления изученного. Практическая работа в группах.

Учитель: Сейчас вы выполните задание в группах.

1 гр. – собрать из деталей и наклеить аппликацию флага и герба России.

2 гр. – флаг и герб Ростовской области.

3 гр. – флаг и герб района.

(В каждой группе должен быть один из учеников, делавших сообщение о символах)

6. Этап обобщения и систематизации.

Учитель: Что мы Родиной зовем? $

Дом, где мы с тобой живем.

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском ,

$Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном. (Слайд 18)

Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина – это место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, друзьями. Из множества маленьких уголков состоит наша Родина – Россия. Спроси у своих друзей, родных, что такое Родина, и получишь ра$зные ответы. Кто-то скажет, что Родина – это место, где человек родился, вырос, то есть назовёт какой – то город,  село, посёлок. Другие ответят, что это родной дом, где они сделали первый шаг и произнесли первое слово. Третьи возразят, что Родина начинается с близких нам людей – мамы, папы, братьев и сестёр, дедушки и бабушки, родственников и друзей. И все будут правы. Потому, что каждый сам решает, где и с чего начинается для него Родина.  Если человеку приходится  покидать место, где он родился и жил, он всё время вспоминает то,  что запало в сердце, потому что  родные, с детства знакомые места – это наша  малая   Родина, наше родное село Ря$женое.

Учитель: И так, ребята, мы с вами ответили на последний вопрос «Что мы называем малой Родиной?»

Ученик: Наш отчий край,

Частица ты России.

Тебя мы любим и боготворим.

Цвети, расти, и набирайся силы.

Тебе слова признанья говорим.

(Если это открытый урок и на нём присутствуют гости, можно заранее выучить с детьми песню «Круто ты попал в М-Кург$ан» и спеть её на уроке)

Есть прекрасный край на свете,

Счастлив тот, кто здесь живёт.

Тут весёлый дует ветер,

Тут весёлый дождик льёт.

Наш Миусский край чудесный

Всем он славится в стране,

И людей таких добрейших

Не найдёте вы нигд$е.

Круто попадёшь в М-Курган.

Приезжай, приезжай

И всех друзей приглашай.

Приглашай, приезжай.

Тут ребят весёлых голос

Раздаётся во дворе.

Где же этот край чудесный?

На Миусской на земле!

Приезжайте, мы вам рады,

$Встретим с радостью мы вас.

Всю красу природы нашей

Мы покажем вам тот час.

Круто попадёшь в М-Курган.

Приезжай, приезжай

И всех друзей приглашай.

Приглашай, приезжай.

$7. Подведение итогов урока.

Учитель: Сегодня, ребята, вы исследовали большой и важный материал о нашей велик$ой и могучей Родине. А теперь пришло время подвести итог. (Слайд 24) Сейчас я хочу проверить, с каким багажом знаний вы уйдёте с урока.

Учитель загадывает загадки:

У него названий много:

Триколор, трёхцветный стяг –

С ветром гонит прочь тревоги

Бело-сине-красный…(флаг)

Он дополняет гимн и флаг.

Любой страны то главный знак.

У России он особый,

Ты назвать его попробуй! (Герб)

Он звучит торжественно,

$Все встают приветственно-

Песню главную страны

Уважать мы все должны… (Гимн)

Знайте и уважайте государственные символы России! Учитесь любить нашу великую Родину! (Слайд 25)

Спасибо вам за урок! (Слайд 26)

Приложение.

(Сообщения детей)$

1 сообщение

Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенное на красном щите, над орлом - три короны две малые и одна большая, в лапах орла скипетр (зол$отой жезл) и держава (золотой шар), а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Государственный герб является символом единства народов России, живущих, как в европейской, так и в азиатской ее частях, а короны над головами орла рассматриваются, как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и Держава означают сильную власть, защиту государства и его единство. Всадник на щите на груди орла не только древний символ столицы России, но и олицетворение победы добра над злом, готовности нашего народа защищать свою страну от врагов.

$2 сообщение

Государственный флаг представляет собой прямоугольное полотнище из грех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, средняя - синею, а нижняя - красного. Цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Издревле каждый цвет имеет своё особое значение. Красный цвет означает отвагу, мужество, героизм. Белый и синий цвета были цветом русской православной церкви. Синий цвет - что небо, верность. Белый - благородство, совершенство.

3 сообщение

$

Гимн – это торжественная песня $или мелодия, которая исполняется в особых случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнованиях.

$Во время звучания гимна необходимо встать, мужчинам снять головные уборы.

Каждое утро в России начинается с Государственного гимна, который звучит по радио 1 минуту 19 секунд. Его новые слова были написаны Сергее$м Михалковым в 2000г. Композитор, написавший музыку, Александр Александров, 1938г.

4 сообщение

Донской флаг состоит из трёх горизонтальных полос равной ширины (сверху вниз): синего, жёлтого и красного цвета, а также белой, расположенной вертикально вдоль древка. Цвета флага символизируют исторические слои населения области. $Красный и синий – русских и казаков, жёлтый - калмыков. В 1996 году добавился белый цвет, символизирующий единство всех народов, населяющих область, а также связь с Российским флагом. Это особо подчёркивает, что Ростовская область неотделима от Российской Федерации.

Мы можем гордиться донским флагом. Под ним наши спортсмены одерживают победы. Наш флаг побывал и в космосе! В мае 2002 года наш земляк, космонавт Валерий Корзун, был командиром 5-й международной космической экспедиции. Как настоящий патриот, он взял с собой на орбиту флаг Ростовской области.

5 сообщение

Герб Ростовской области разработан художником Алексеем Курмановским на основе герба Всевеликого Войска Донского, который был принят в 1997 году. Донской герб представляет собой геральдический щит на голубом поле котор$ого расположен волнистый пояс, олицетворяющий реку Дон, и на нём красная крепостная стена о трёх башнях. Справа и слева расположены крест – накрест исторические донские регалии: серебряный пернач, бунчук и булава. Держит щит чёрный двуглавый орёл. Две головы орла олицетворяют связь Европы и Азии. За щитом – четыре сложенных крест – накрест флага Ростовской области. Древки флагов перевиты лентой ордена Ленина, которым была награждена Ростовская область.

6 сообщение

Флаг Матвеево - Курганского района представляет собой прямоугольное красное полотнище несущее изображени$е белого якоря над символическим ступенчатым постаментом, зелёным с белой окантовкой, в окружении жёлтого венка из ветвей лавра и колосьев. Флаг разработан на основе герба, который отображает исторические и экономические особенности района. Изображение морского якоря напоминает установленный в районе памятник защитникам Родины, проявившим мужество в годы Великой Отечественной войны.Ступенчатый постамент показывает достижения жителей в экономическом и культурном формировании своей земли$, а также большие возможности для дальнейшего развития и повышения благосостояния жителей района.

Лавровые ветви венка символизируют доблесть, трудовую славу, героизм, проявленный местными жителями в военные годы войны и годы мирного труда.

Ветвь из колосьев показывает развитое в районе земледелие, богатство земли. Символика сельского хозяйства дополняется зелёным цветом$ — символом природы, здоровья, жизненного роста.

Жёлтый цвет (золото) — символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.

Белый цвет (серебро) — символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.$

Красный цвет — символ доблести, силы, труда, красоты.

Post Comment