Конспект занятия "Цвета и тона в природе"

Сахароварова Марина Николаевна

Педагог дополнительного образования

$МБОУ ДОД ЦРТДиЮ им. А.Гайдара г.Арзамаса

Раздел программы: «Окраска ниток».

Тема: «Цвета и тона в природе».

План:$

  1. Цели и задачи.

  2. Материалы и оборудование.

  3. Организационный момент.

  4. Теоретическая часть занятия:

  1. Беседа педагога с детьми с целью активизации знаний предыдущих занятий.

  2. Объяснение нового материала.

  1. $Практическая часть занятия:

  1. Практическое задание.

  2. Игровой момент (физкультурная пауза).

  3. Сказочно-музыкальная часть занятия.

  4. Практическая работа.

  1. Заключительная часть занятия.

    $

  2. Список используемой литературы.

$ Цель: Развитие интереса у детей к вышиванию через творчество с привлечением различных видов искусств.

Задачи: - обучение детей основам цветоведения с использованием знаний по биологии, изо, литературе;

- развитие у детей творческих способностей, тренировка памяти, внимания, мышления, расширение кругозора;

- приобщение детей к народному прикладному творчеству через вышивку.

$

Материалы и оборудование: альбомные листы, кисточки, гуашь, стаканчики, клей, цветная бумага, проигрыватель, рисунки строения глаза и светового спектра, таблицы, контрастных цветов, тональных цветовых сочетаний, тёплых и холодных цветов, образцы различных вышивок, образцы различных эскизов.

Ход занятия:

3) - Здравствуйте, ребята! Для того чтобы вы легче восприняли материал сегодняшнего урока, проведём небольшую иг$ру.

(психологическая настройка на восприятие урока для концентрации внимания детей)

- Давайте попробуем одновременно без команды $хлопнуть в ладоши. Если с первого раза не получится, то повторим ещё.

- Молодцы! А теперь всё внимание на меня!

Мы с вами приступили к изучению темы «Окраска ниток», которая рассчитана на два занятия. Тема сегодняшнего первого занятия «Цвета и тона в природе» (записана на доске).

4. а) - Ребята! Давайте вспомним, какую необходимо провести подготовительную работу, прежде чем приступить к вышивке?

$- Сначала необходимо выбрать и подготовить ткань;

- Затем выполнить эскиз рисунка или перевести готовый рисунок;

- Правильно подобрать цвета.

- Хорошо! Вы правильно перечислили всю необходимую подготовительную работу к вышивке. Одних из самых важных моментов является последний, то есть правильный выбор цвета. Хороший по замыслу узор может быть испорчен неудачным подбором расцветок ниток и наоборот, малоинтересный рисунок иной раз может привлечь внимание удачным подбором ниток (показать образцы).

$б) - Для того чтобы легче подобрать цвета в вышивке необходимо иметь некоторое понятие о цвете. Существует даже специальная наука, которая этим занимается и называется она цветоведение.

Сейчас мы с вами немного заглянем в тайны этой науки.

С первых дней своей жизни человека окружает удивительно многоликий мир природы с богатейшим набором красок и оттенков. Человек многое для себя берёт у природы. Богатство цвета и красок не является исключением.

Как вы, ребят$а, понимаете, что такое цвет?

- Цвет – это какое-то свойство предмета или поверхности.

Цветовые ощущения возникают у нас, когда в глаз попадает свет. Глаз – это своеобразное окно в мир.

Какой же путь проходит свет, прежде чем у нас возникают световые ощущения?

Д$авайте посмотрим на таблицу «Строение глаза».

Солнечные лучи, отражаясь от предмета, на который смо$трит глаз, попадают через зрачок в глазное яблоко. Но прежде чем попасть в яблоко, свет должен пройти сквозь увеличительное стекло.

Пройдя через увеличительное стекло – хрусталик – свет попадает на сетчатку. Сетчатка именно та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка глаза как рыболовная сеть ловит свет. Причём цветных рыб ловят одни ячейки, которые называются колбочками, чёрно-белых другие – палочки.

Если мы в сумерках войдём в тёмную комнату, в каких тонах мы всё увидим?$

- В серых тонах.

- Это работают наши палочки. При ярком солнечном свете они отдыхают, засыпают. Зато просыпаются клеточки, которые чувствуют свет – колбочки. И мы видим цветные картинки.

Как вы думаете, с чем ещё можно сравнить глаз и сетчатку?

- С фотоаппаратом и плёнкой.

- Почему?

- Если в фотоаппарате нет плёнки, то никакой фотографии не получится. То же самое происходит и с глазами. Если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не увидели.

$- Итак, мы с вами разобрали, как же мы видим. А что собой представляет солнечный луч? Он не простой, он волшебный и состоит из семи цветов, так называемый солнечный спектр.

Почему же мы видим белый свет?

Оказывается, что при смешении семи цветов солнечного спек$тра получается впечатление белого цвета. Цвета спектра всегда следуют в определённой последовательности.

(рисунок солнечного спектра).

- Ребята, вспомните, где ещё вы видели такое же последовательное сочетание цветов в природе?

- Конечно же, это радуга.

- Какое ощущение вызывает у вас радуга?

- Весёлое, радостное, приподнятое настроение.

- Почему?

$- Потому, что она переливается различными красками.

- Да, много радости доставляет людям появляющаяся после тёплого летнего дождя радуга. Разноцветная дуга, охватившая небо, вызывает восхищение и изумление перед красотой природы.

А вы знаете, ребята, как можно запомнить порядок расположения цветов в радуге или солнечном спектре?

Существует специальная фраза, начальная буква кажд$ого слова которой соответствует начальной букве каждого цвета.

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

(красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Повторим фразу все вместе.

- Назо$вите мне основные цвета солнечного спектра.

- Красный, жёлтый, синий.

- Как вы думаете, почему они называются основными?

$ - Они не могут быть получены искусственно, то есть путём смешивания различных цветов.

- А теперь мы с вами выполним небольшую практическую работу.

5. - Перед вами лежат альбомные листы, на которых нарисованы два треугольника. Сначала мы будем работать с треугольником, который расположен вершиной вверх. Каждую вершину этого треугольника последовательно обозначаем основными цветами.

Называйте мне их. Первый какой?

- Красный, жёлтый, синий.

$- У вас нарисован ещё один треугольник вершиной вниз. Его вершины обозначим цветами, полученными при смешивании основных цветов.

Называйте мне, какие получаются цвета?

- жёлтый смешиваем с красным, получается оранжевый;

- жёлтый смешиваем с синим, получается зелёный;

- красный смешиваем с сини$м, получается фиолетовый.

- Эти цвета, ребята, называются дополнительными.

Из каждой вершины основного цвета у вас проведены стрелки в противоположные вершины дополнительного цвета и мы чётко видим цветовые пары.

Назовите их.

- Красный - зелёный, жёлтый - фиолетовый, синий – оранжевый.

- Правильно. Иными словами, зелёный цвет является дополнительным к красному, фиолетовый к жёлтому, а оранжевый к синему.

Скажите мне, что значит дополнять? Как один цвет м$ожет дополнять другой?

- Дополнять – это зна$чит усиливать друг друга, как бы вызывать основным цветом дополнительный.

Проделаем такой опыт. Перед вами белый лист бумаги, а на нём нарисован красный круг. В течении полминуты пристально всматривайтесь в него. Что вы видите?

- Вокруг него появляется зелёный ореол. При этом красный цвет частично превращаясь в свою противоположность (зелёный цвет) становится ещё ярче.

В данном случае речь идёт о цветовом контрасте. Скажите мне, что такое, по вашему, контраст?

- Контраст – это резкая противоположность чего-либо. В данном случае цветов.

- Найти гармоничное сочетание двух контрастных цветов очень трудно.

Дава$йте разберём небольшую таблицу, которая вам поможет более удачно подобрать сочетания контрастных цветов.

(Таблица контрастных цветов).

- Приведите мне пример наибольшей контрастности цветов.

$

- Это сочетание белого цвета с чёрным.

- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали и нам пора немного отдохнуть.

Проводится игра «Надуй мячик»

- Отдохнули? А теперь продолжаем нашу $работу.

Все цвета, дети, делятся на две большие группы, тёплые и холодные цвета. Чтобы вам легче было в них разобраться мы закроем глаза и перенесёмся в царства двух принцесс: царство Снежной Королевы, где живёт принцесса Льдинка, и царство Солнечного света, где живёт принцесса Огонёк. Вначале в царство Снежной Королевы, где живёт принцесса Льдинка. Что вы там увидели?

- Много снега, льда, воды. Всё в белых и голубых тонах.

$- Что вы там почувствовали?

- Там холодно, морозно.

- Что вы там услышали?

- завывание ветра, вьюги, скрип снега, морозный гул.

- Какое настроение вызывает у вас это царство?

- Спокойное, немного грустное, тоскливое, что-то застывшее.

- А теперь мы с вами перенесёмся в царство Солнечного свет$а, где живёт принцесса Огонёк. Что вы там увидели?

- Много света, всё золотистое, жёлтое, яркое, много солнца, бабочек, цветов. Она живёт в сиянии солнца, золота, огня.

- Что вы там почувствовали?

- Там тепло, даже жарко.

$- Что вы там услышали?

Смех, звон ручья, порхание бабочек, трескотню кузнечиков.

- Какое настроение вызывает у вас это царство?

- Весёлое, задорное, хочется смеяться, радоваться, играть и танцевать.

- Какое явление мы здесь наблюдаем?

- Явление контраста.

- Правильно! А теперь давайте прослушаем два музыкальных отрывка. Вы должны будете определить, какой из них можно сравнить с царством Снежной Королевы, а к$акой с царством Солнечного света.

Звучат музыкальные отрывки:

      1. П.И.Чайковский «Масленица»

      2. П.И.Чайковский «Песнь жаворонка»

- Первый отрывок можно сравнить с царством Солнечного света. Потому что она задорная, весёлая, поднимает настроение, вызывает ощущение тепла.

А другая медленная, спокойная, жалостливая, навевает грусть, тоску, вызывает прохладные ощущени$я.

Какое явление мы здесь наблюдаем?

- Явление контраста.

$- Среди цветов, ребята, как я уже говорила, есть тёплые и холодные.

Перед вами две таблицы. На какой из них изображены тёплые, а на какой холодные цвета, и почему?

- Одни греют как огонь, напоминают цвет огня, накалённых тел, солнца, а другие вызывают ощущение холода, напоминают цвет льда, металла, воды.

- Какое явление мы здесь опять наблюдаем?

- Контраст.

- Вы наверное заметили, что каждый цвет может быть теплее или холоднее в зависимости от преобладания в нём теплого или холодного цвета.

(сравнить по таблице).

А теперь вернёмся к нашим принцессам$. Между ними всегда возникает спор – где ярче горит костёр, на фоне синего неба или в сиянии тёпло-золотистых тонов? Так где же ярче горит костёр?

$Для этого нужно посмотреть на оба костра сквозь прищуренные глаза так, чтобы видеть их одновременно.

- Конечно, на фоне ночного неба костёр не просто горит, а пылает.

- Вот какие чудеса происходят, когда встречаются тёплые и холодные цвета. Они как бы зажигают друг друга. Тёплые цвета как бы выступают вперёд, приближаются к нам, а холодные цвета, наоборот, кажутся удаляющимися, отступающими назад.

Таким образом в вышивке следует избегать таких сочетаний ниток, при которых фон выглядит ярче самого рисунка. То есть фон всегда должен быть холоднее.

(демонстрация образцов).

$ - Красив узор выполненный в тональном подборе цветов. Тональное цветосочетание – это подбор ниток от светлого до тёмного тона.

(таблица тональных сочетаний)

- Какое явление мы здесь наблюдаем?

- Обратное контрасту – плавный переход от светлого к тёмному.

$- Итак сегодня на занятии мы с вами узнали какие цвета являются основными и дополнительными, какие тёплыми и холодными, познакомились с контрастными и тональными цветовыми сочетаниями.

- А чтобы узнать, как вы в эт$ом разобрались, выполним практическую работу.

Вы делитесь на группы, как сидите, и каждая группа получает своё задание.

  • Выбрать эскиз, выполненный в тёплой цветовой гамме и почему?

  • Выбрать эскиз, выполненный в холодной цветовой гамме.

  • Выбрать эскиз, выполн$енный в контрастном сочетании цветов.

  • Выбрать эскиз, выполненный в голубой тональности.

  • Выбрать эскиз, выполненный в розовой тональности.

(Помощь в ходе работы. Обсуждение эскизов.)

6. - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали, мне понравилась ваша активность и поддержка во время занятия.

$ Я хочу узнать, а понравилось ли вам это занятие. Чтобы это выяснить мы опять обратимся к цвету. Вам нужно выбрать любой из трёх кружков:

Жёлтый цвет – занятие очень понравилось;

Красный цвет – занятие понравилось, но не очень;

$Чёрный цвет – занятие не понравилось.

Литература:

  1. Балашова И.В. «Учитесь вышивать». Горьковское отделение ВООПИК МП «Возрождение – 92», Н.-Новгород, 1992 г.

  2. Гильман Р.А. «Иголка и нитка в умелых руках».

  3. Горлева Н.А. «Первые шаги в мире искусства». М. «Просвещение», 1991 г.

  4. $Доннер Кэрол «Тайны анатомии». М. «Мир», 1988 г.

  5. Сорокина Л.М. «Учись вышивать». Киев, «Радянська школа», 1988 г.

  6. Татарникова Л.Г. «Валеология – основы безопасности жизни ребёнка». С.-Петербург, 1995 г.

  7. Щеблыкин И.К. «Аппликационные работы в начальных классах». М. «Просвещение», 1983 г.

Post Comment