Конспект занятия по окружающему миру на тему: «Явление природы – воздух»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

г. Москвы компенсирующего вида детский сад №2281

$Конспект занятия по окружающему миру

на тему: «Явление природы – воздух»

подготовила

$воспитатель

Комарова Нина Анатольевна

г. Москва – 2012г.

Программное содержание

дать детям знание о неживой природе (воздух) через опыты как элемент экологического воспитания;

– показать способы обнаружения воздуха;

– познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха:

воздух легче воды, теплый воздух легче холодного;

-развивать интерес к познавательной деятельности, умение высказывать предположения, мнения.

Оборудование и материал$ы: полиэтиленовые мешочки, шарики, трубочки, соломинка, стакан с водой, салфетка, пластмассовые коробочки, два одинаковых$ листа бумаги, два пластмассовых солдатика, парашюты из бумаги.

Предварительная работа:

– рассказывание сказки о природных стихиях по мотивам М.Байкова «Ожерелье времени»;

– загадки о воздухе;

– игра «Сохраним чистый воздух в городе».

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с интересными явлениями, которые существуют в природе. Мы познакомимся с воздухом с помощью опытов (на столе лежат полиэтиленовые мешочки). Возьмите в руки мешочки, скажите, что внутри?

Дети: Ничего нет.

$Воспитатель: А теперь скрутите мешочек. Что с ним случилось?

Дети: Его раздуло.

Воспитатель: От чего его раздуло? Что внутри?

Дети: Воздух

Воспитатель: А я считаю, что внутри ничего нет. Так кто же прав? Давайте проверим, (Проколоть мешочек, направить поток воздуха на детей).

Воспитатель: Вы чувствуете? Что в мешочке?

$Дети: В мешочке был воздух.

Воспитатель: Правильно, воздух невидим. Но его можно обнаружить. А теперь помашите рукой около лица. Что вы чувствуете?

Дети: Чувствуем ветер.

$ Воспитатель: Посмотрите, что я вам покажу (опыт с шариком и трубочкой).

Воспитатель: Что помогает шарику подняться над трубочкой?

Дети: Воздух.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли воздух увидеть?

$ Дети: Нет, мы его не видим.

(ответы детей) Что произойдет, если опустить соломинку в стакан с водой, подуйте. Что видите?

Дети: Пузырьки воздуха, которые мы выдыхаем.

Воспитатель: Почему пузырьки воздуха поднимаются на поверхность?

Дети: Потому, что воздух легче воды.

$ Воспитатель: Где вы еще наблюдали это явление?

Дети: В аквариуме – компрессор.

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдет с салфеткой, если ее положит в стакан, а стакан опустить в воду.

Дети: Салфетка намокнет.

Воспитатель: А как ты думаешь? А ты?.. Кто же прав? Давайте проверим. Потрогайте салфетку. Какая она: мокрая или сухая?

Дети: Салфетка сухая.

Стакан, в который кладу$т салфетку, помещают в аквариум с водой кверху дном.

Воспитатель: Есть ли в стакане вода, как вы думаете?

Дети: Да.

Воспитатель: Если так, то салфетка должна намокнуть? (Вынимает стакан). Потрогайте салфетку. Намокла ли она?

Дети: Салфетка сухая.

Воспитатель: Если так, то значит, воды в стакане не было? Так что же помешало воде попасть в стакан?

Дети: Воздух, который был в стакане.

Воспитатель: Давайте проверим.

(Опыт повторить, предложив провести его детям, только наклонить стак$ан, чтобы выпустить воздух). Так что же мешало воде попасть в стакан?

Дети: Воздух.

$ Воспитатель: Как вы думаете, утонет ли эта коробочка, если ее бросить в воду?

(одни дети говорят, что утонет, другие – нет) Давайте проверим (опустить пластмассовую коробочку в аквариум). Почему не тонет?

Дети: Потому что в ней нет воздуха, а воздух легче воды.

Предложить детям проделать опыт с закрытыми и открытыми коробочками.

Воспитатель: Так что удерживает коробочки на поверхности?$

Дети: Воздух.

Воспитатель: А как вы думаете, почему не тонут такие большие металлические коробочки в море?

Дети: Корабль заполнен воздухом, воздух легче воды, поэтому корабль не тонет.

Воспитатель: Да, полые тела не тонут, так как в них воздух. Он легче воды и поэтому держит корабль на поверхности. А если будет пробоина?

Дети: Вода вытеснит воздух, корабль заполнится водой и потонет.

Воспитатель: Если взять два одинаковых листа бумаги, один из них скатать в шарик и бросить оба с одина$ковой высоты, какой лист упадет быстрее? Или они упадут одновременно? (ответы детей). Кто же прав, давайте проверим? (бросаем бумагу) Какой лист упал первым? Почему? Как вы думаете? ( Если дети затрудняются с ответом, пояснить). Вы, наверное, догадались. Что это опять проделки воздуха. Когда скомкали бумагу, её поверхность уменьшилась и воздух не во что упереться не за что «хвататься». Потому бумажный шарик упал первым. Ровный лист будет летать медленно. Планировать. Скажите, какой солдатик упадет быстрее – без парашюта или с парашютом? Почему? (провести опыт с солдатиками).

Дети: У парашютиста большая площадь и воздух задерживает его, парашют планирует.

Воспитатель: Из опытов мы узнали, что воздух невидим, но его можно обнаружить и почувствовать. Человек такой разумный, что придумал и заставил воздух помогать ему. Он придумал различные предметы, приборы и приспособления с использованием воздуха. Вы можете назвать их? Какие вы знаете?.

$Дети: Парашют, воздушный шар, самолёт, мяч, корабль.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы хорошо усвоили, что такое воздух и в каких предметах он есть.

$

$

Используемая литература

1.Байкова М. Ожерелье времени. – М.: АСТ, 2006.

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. – М.: Сфера, 2002.

3.КовинькоЛ.В. Секреты природы – это так интересно! М.: Линка-$ Пресс, 2004.

4.ТугушеваГ.П.,ЧистяковаА.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб.: Детство – Пресс, 2008.

Еще записи

Leave a Comment